Метод исследовательских проектов как образовательная технология в системе СПО
статья на тему

Скогорева Ольга Викторовна

Метод исследовательских проектов как образовательная технология в системе СПО

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Метод исследовательских проектов как образовательная технология в системе СПО

        Три качества: обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств - необходимы для того, чтобы человек

был образованным в полном смысле 

этого слова.  

Н.Г. Чернышевский

Потребности современного общества в профессиональной подготовке среднего медицинского персонала требуют использование новых обучающих технологий в формировании профессиональных и общих компетенций у обучающихся. Следовательно, необходимо вносить изменения в традиционные формы и методы обучения, делая акцент на более активные виды самостоятельной работы. В этой связи все большее внимание привлекает метод проектов.

Целью проектной деятельности студентов является самостоятельное изучение различных проблем, имеющих практическое значение для современной деятельности среднего медицинского персонала.

Преимуществами проектной деятельности обучающихся является сочетание как общих тенденций направленности исследовательского процесса, так и индивидуальный подход к его участникам, позволяющий раскрыть потенциал обучающегося, его способность самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность, внося элементы творчества во все этапы разработки проекта.

Одним из видов проектной деятельности обучающихся является метод исследовательского проекта. Исходя из структуры процесса работы над таким проектом, можно выделить основные ее этапы - формулировка мотивации исследования, определение ведущей проблемы, определение цели, задач и предмета предстоящего исследования, составление плана проекта, определение методов исследования и анализ полученных результатов с формулировкой выводов и подведением итогов проекта, который оценивается путем защиты перед аудиторией. Приоритетными методами исследования в проектах по клиническим дисциплинам являются наблюдение, сравнение, эксперимент, моделирование, обобщение, прогнозирование. Основными формами иллюстративного материала служат графики, диаграммы, схемы.

Основными достоинствами проектной деятельности обучающихся являются возможность развития и реализации их активной   самостоятельно-поисковой работы, познавательной деятельности, а также практическое применение полученных знаний и умений по ряду изученных дисциплин.

Особо стоит отметить тот факт, что работа обучающихся над проектом  позволяет сочетать  как индивидуальную  деятельность обучающегося, так и умение работать в малых группах,  а также  позволяет проследить взаимосвязь теоретической проблемы с возможными путями конкретного практического ее решения.

Как образовательная технология метод проектов предполагает возрастание профессиональных требований к преподавателю клинических дисциплин СПО, который выступает не просто в роли носителя информации и источника профессиональных знаний по преподаваемой дисциплине, но и координатора работы над проектом на всех его этапах, с учетом личностно-ориентированного подхода к каждому обучающемуся.

Возрастающий интерес со стороны обучающихся к исследовательским проектам требует от преподавателя постоянного расширения собственного кругозора в области преподаваемой клинической дисциплины, что тоже можно считать неоспоримым достоинством исследовательского проекта.

Особо стоит отметить, что процесс работы над проектом позволяет приблизить условия ее реализации к настоящим профессиональным условиям работы обучающихся, позволяет планировать все этапы работы в строго ограниченные временные отрезки, сочетать периоды теоретического изучения проблемы с моментами предстоящей профессиональной деятельности.

К достигнутым положительным результатам обучающегося можно отнести формирование практических навыков по поиску, изучению и систематизации информации по центральной проблеме проекта, классификации и оценке полученных результатов в ходе исследовательской работы, развитие умений и навыков коллективного творчества и сотрудничества со всеми участниками проектной деятельности, развитие умений формулировать свои мысли и определять практические пути решения проблемы, а также умение публично защитить проект.

В процессе проводимого практического исследования обучающийся проводит анкетирование пациентов, медицинского персонала, наблюдает за их работой, проводит оценку полученных результатов, что позволяет всесторонне изучить суть интересующей проблемы и смоделировать пути ее возможного решения на практике.

 Таким образом, при изучении клинических дисциплин такие проекты являются эффективным средством современных образовательных технологий для формирования общих и профессиональных компетенций.

Умение ориентироваться в собранном теоретическом материале, развитие индивидуальных познавательных и творческих качеств обучающегося, таких как наблюдательность, умение выделить главное и второстепенное на всех этапах проблемного поиска, умение анализировать и применять на практике полученные знания и навыки, позволяет считать исследовательские проекты достаточно важным и успешным средством современной подготовки специалистов среднего профессионального обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по истории на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

"Комбинирование методов и приемов различных образовательных технологий с целью повышения качества профессионального образования в условиях реализации нового федерального образовательного стандарта второго поколения"

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в специалистах с раз...

Традиции и новации в использовании метода учебного проекта в образовательном процессе

Каждый преподаватель знает, что образовательный процесс – это не только взаимодействие ребенка с учителем, но и определенный набор методов, позволяющий делать контакт с ребенком продуктивным для...

Современные образовательные технологии в системе дополнительного образования

В презентации приведены примеры образовательных технологий с кратким описанием....