Рабочая программа кружка по математики 6 класс
рабочая программа

Кочергина Алла Николаевна

Программа расчитана на 35 учебных недель по 1 часу в неделю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malaya_akademiya_2018_1.docx35.56 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛИЦЕЙ №1 БРЯНСКОГО РАЙОНА»

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДЕНА

на заседании методического

объединения классных руководителей

от «___» _________20 __  г

Протокол № ___

Заместитель директора

по ВР МБОУ «Лицей № 1

 Брянского района»

____________Л.В. Никитенко

«_____»_________20___ г.

приказом МБОУ «Лицей № 1

Брянского района»

«_____»_________20___ г. 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно-научной направленности

Малая академия наук «Лицеист». Секция «Юный математик»

Модифицированная программа

продвинутый уровень

Возраст обучающихся: 11 -12 лет

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год

Автор-составитель:

Кочергина Алла Николаевна

д. Добрунь,  2019-2020 г.

Пояснительная записка

Актуальность программы определена тем, что требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при усвоении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации в системе урочных и внеклассных занятий.

Кроме того, одной из основных причин сравнительно низкой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к предмету. Немало школьников считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной подготовки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Стоит отметить, что учащимся, увлекающимся предметом математики, мало тех знаний, которые они получают на уроке. Они хотели бы больше узнать о любимом предмете, узнать, как он применяется в жизни, решать интересные и более трудные задачи, чем предусмотренные школьной программой по предмету. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении. Внеурочные занятия приносят пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания в математике, следить за новостями математической науки. Это благоприятно сказывается и на качестве уроков.

Главное, что представляется важным подчеркнуть – тесная связь, в которой находятся кружковые и обычные занятия. На занятиях кружка целесообразно проводить разбор задач повышенной трудности, отмеченных в учебнике математики звёздочкой, а так же проводить разбор и анализ олимпиад и математических конкурсов.

Программа рассчитана на учащихся 6-х  классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень

Организация учебных занятий

Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления. Задачи на занятиях подбираются с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума. Оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Цель:развитие личности ученика,его математических способностей,внимания,мышления,памяти,воображения;мотивации к дальнейшемуизучению математики;

Задачи:

  • Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.

  • Сформировать умение замечать математические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.
  • Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению правил и законов.

  • Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления.

Программа содержит материал дополняющий программу 6 класса (углубленное изучение математики) и материал, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется решению тренировочных типовых, а также экзаменационных задач; выполнению самостоятельных заданий творческого характера ( упрощение выражений, доказательство тождеств, неравенств с использованием изученных математических свойств),выполнению лабораторно-практических работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.

Предполагаемые результаты.

Занятия в кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах
  • играх, конкурсах.

Формы и методы работы:

Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный,

исследовательский, проблемное обучение.        Формы проведения  занятий: традиционные уроки, лекции, семинары, интеллектуальные турниры и дидактические игры. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.

Структура программы

Программа предназначена для учащихся 6а и 6б классов МБОУ «Лицей №1 Брянского района»,

содержит        35 часов, занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю.

Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на физико – математической заочной олимпиаде «Авангард» , Международном математическом конкурсе «Ребус», Международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также успешном овладением программного материала.

Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:

  • умение логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • умение использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;

  • умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций;
  • умение использовать при необходимости справочники и вычислительные устройства.
  • умение работать в группах;

  • в процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма, национального самосознания.

Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся

У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:

  • ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
  • умение контролировать процесс и результат математической деятельности;

  • первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  • коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  • критичность мышления, умение распознавать логически некорректные

высказывания, отличать гипотезу от факта;

Метапредметные(учащиеся получат возможность научиться):

  1. регулятивные
  • составлять план и последовательность действий;
  • определять последовательность промежуточных целей и
  • соответствующих им действий с учётом конечного результата;

  • предвидеть возможность получения конкретного результата при осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;

  • адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.

  1. познавательные
  • устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
  • рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
  • видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
  • выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
  • планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
  • выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
  • оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).

  1. коммуникативные
  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,

  • распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать
  • отстаивать своё мнение;
  • прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

  • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Предметные

учащиеся получат возможность научиться:

  • самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности, практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;

  • пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
  • грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
  • уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;

  • выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;

  • применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;

  • использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;

  • использовать основные способы представления и анализа статистических данных; применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;

Тематическое планирование

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1.

Задачи на разрезание

6

2

4

2.

Логические задачи

12

3

9

3.

Дележи в затруднительных обстоятельствах

2

1

1

4.

Занимательные задачи на дроби

2

1

1

5.

Олимпиадные задачи

11

2

9

6

Числовые множества

2

-

2

Итого

35

10

25

Календарно-тематическое планирование

занятия

Дата проведения

Количество часов

Тема занятия

Форма проведения занятия

Занимательная арифметика- 6ч

1

Запись цифр и чисел у других народов

Лекция

1

Числа - великаны и числа- малютки

Лекция

1

Решение задач с большими и малыми числами

Лабораторно-практическая работа

1

Приемы быстрого счета.

Лабораторно-практическая работа

1

Решение задач с применением быстрого счета

Лабораторно-практическая работа

1

Решение задач с применением быстрого счета

Исследование

Логические задачи-12ч

1

Высказывания. Истинные и ложные.

Лекция

1

Отрицание высказываний

Игра

1

Двойное отрицание.

Лекция

1

 Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

Математический турнир

1

Загадки- смекалки.

Проектная деятельность

1

Решение логических задач с помощью отрицания высказываний.

Лекция

1

 Решение логических задач с помощью отрицания высказываний

Практикум

1

Задачи, решаемые с конца.

Исследование

1

Задачи, решаемые с конца.

Практикум

1

 «Газета любознательных».

Проектная деятельность

1

Задачи со спичками.

Проектная деятельность

1

Задачи со спичками.

Эксперимент

Геометрические задачи 2ч

1

Задачи на разрезание

Исследование

1

Геометрические головоломки

Исследование

Занимательные задачи на дроби-2ч

1

Типы олимпиадных задач

Лекция

1

Способы решения олимпиадных задач

Практикум

Олимпиадные задачи-11ч

1

 Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата»

Практикум

1

Решение олимпиадных задач

Практикум

1

Решение олимпиадных задач математической школы «Авангард»

Практикум

1

Решение олимпиадных задач математической школы «Авангард»

Практикум

1

Решение олимпиадных задач математической школы «Авангард»

Практикум

1

Решение нестандартных задач.

Игра

1

Знакомьтесь: Пифагор!

Математический турник

1

Числовые выражения

Лекция

1

Задачи на доказательство

Лабораторно-практическая деятельность

1

Решение олимпиадных задач

Тренинг

1

Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата»

Математический турнир

Числовые множества-2ч

1

Угадать число.

Практикум

1

Волшебная таблица.

Творческая работа

Содержание учебного плана

Наименование раздела /темы

1.

Занимательная арифметика (6ч)

Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел.  Цифры у разных народов.  Римская нумерация

Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами.

Некоторые приёмы быстрого счёта.

Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99.

Умножение на число, оканчивающееся на 5.

Умножение и деление на 25,75,50,125.

Умножение и деление на 111,1111 и т.д.

Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые.

Умножение чисел, близких к 100.

Умножение на число, близкое к 1000.

Умножение на 101,1001 и т.д.

2.

Логические задачи (12ч).

Высказывания. Истинные и ложные высказывания.

Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания, и взвешивание.

3.

Геометрические задачи (2ч).

Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино».

«Танграм».

4.

Занимательные задачи на дроби (2ч).

Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу.

5.

Олимпиадные задачи (11ч.)

Решение олимпиадных задач разных типов.

6.

Числовые множества  (2 ч.)

Задачи, решаемые без карандаша и бумаги

Всего

35 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа кружка "Художественная композиция"

Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММа кружка «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»Программа кружка является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО....

Рабочая программа кружка английского языка в 5 классе "Занимательный английский"

Программа кружка имеет интеллектуальную направленность.Программа расчитана на 1 год из расчета 1 академический час в неделю (всего 24 часа) и представляет собой вариант программы организации внеурочно...