Методические рекомендации по составлению и оформлению технологической карты занятия
учебно-методический материал

Зиятдинова Рафиса Вахитовна

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

      ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ

       ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ ЗАНЯТИЙ

г. Лангепас
2018 г.

Структура и содержание технологической карты учебного занятия (по ФГОС)

В структуре технологической карты занятия предусмотрены три основные компонента:

- блок целеполагания (цели, планируемый результат);

- инструментальный блок (какими средствами это достижимо);

- блок организационно-деятельностный (структуризация на действия и  операции на каждом этапе занятия).

В технологической карте указываются:

- этапы занятия - учебные элементы (дидактические единицы),

- материально-техническое оснащение (ИКТ, электронные образовательные ресурсы, лабораторное оборудование, инструмент, наглядные пособия, таблицы, дидактический и раздаточный материал),

- тип занятия,

- используемые образовательные технологии, формы и методы организации деятельности обучающихся,

- основные термины и понятия, изучаемые на занятии.

        Блок целеполагания технологической карты включает тему учебного занятия, цель и планируемые результаты (знания, умения, формируемые компетенции), возможность использования тематического содержания для формирования личностных и профессиональных компетенций, указание профильной направленности материала, актуальность использования средств ИКТ. Допускается указание цели отдельного этапа учебного занятия.

       Инструментальный блок раскрывает, какими средствами достигаются поставленные цели, и включает в себя задачи учебного занятия, тип занятия, используемые образовательные технологии, формы и методы организации деятельности обучающихся, перечисление компонентов учебно-методического комплекса.

       Организационно-деятельностный блок представляет план учебного занятия (ход занятия по этапам), включая контроль и диагностику результатов урока, тип и вид домашнего задания (в том числе и внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся).

Типы и виды занятия

Тип занятия (определяется целью организации занятия, т.е. целью его проведения).
Типы уроков (занятий) теоретического обучения:

- урок изучения нового учебного материала;

- урок совершенствования знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок контроля знаний, умений и навыков;

- комбинированный.

Типы уроков (занятий) практического обучения:

- урок по первоначальному формированию умений и навыков;

- урок совершенствования умений и навыков;

- урок по выполнению комплексных заданий (работ).

 Вид занятия (определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке).                                        

Традиционные виды занятий:

- лекция;

- беседа;

- самостоятельная работа;

- практическое занятие;

- лабораторная работа;

- семинар;

- контрольная работа;

- экскурсия;

- конференция;

- зачет;

- смешанный (несколько   видов   деятельности   примерно   одинаковых   по времени).                                        

Нетрадиционные виды занятий:

- деловые или ролевые игры;

- пресс-конференции и конференции;

- уроки-семинары;

- уроки-экскурсии;

- уроки соревнования и конкурсы;

- театрализованные уроки;

- компьютерные уроки;

- уроки с групповыми формами работы;

- уроки взаимообучения обучающихся;

- уроки творчества;

- уроки, которые ведут обучающиеся;

- уроки сомнений и поиска истины;

- уроки творческие отчеты о проведенной самостоятельной работе;

- бинарные уроки;

- уроки обобщения;

- уроки-игры: «Суд над____»; «Умники и умницы» и т.п.;

- интегральные уроки.

Цели обучения:

             Образовательные                  Развивающие               Воспитательные

               (обучающие)

   

- Образовательные (формирование компетенций, знаний, умений и навыков);

- Развивающие (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.); 

- Воспитательные (формирование взглядов, убеждений, качеств личности).

       Образовательные (обучающие) цели определены рабочей программой дисциплины.
Уровни усвоения знаний обучающимися определены федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

       Часть материала на уроке преподаватель должен преподносить для ознакомления, чтобы обучающиеся имели представления о каких-то фактах, событиях.

Примерные формулировки для дидактических целей урока 1 уровня материала:

  1. Познакомить студентов с методами определения …;
  2. Дать понятие о …;
  3. Ознакомить с … .

Следует отметить, что материал, дающийся на I уровне, не вносится в экзаменационные билеты и контрольные задания.

  1. уровень – это уровень знаний, пересказа. Пример постановки целей данного уровня:

1. Изучить материал научно-практической конференции по …;

2. Изучить (повторить) классификацию…;

3. При формулировке целей 2 уровня усвоения можно использовать глаголы: «написать», «зарисовать», «научить», «закрепить», «обеспечить», «сформулировать», «проконтролировать», «подготовить», «сообщить» и т.д.

       3 уровень – уровень усвоения профессиональных умений и навыков, это те действия, которые студенты выполняют в основном на практических занятиях.

Например:

1. Овладеть навыками при выполнении …;

2. Овладеть техникой выполнения …;

3. Стремиться к выработке навыка работы с микроскопом …;

4. Овладеть навыком определения …;

5. Систематизировать знания студентов по теме …;

     Здесь можно использовать такие глаголы как: «выделить», «обобщить», «применить знания», «сделать».

4 уровень – творческий, предполагает самостоятельное нахождение (поиск, открытие) новых знаний способов действия.

     Творческий уровень массово не планируется, но может планироваться и реализоваться в работе кружков для наиболее способных обучающихся (НИРС).

Развивающие цели 

В целях обучения студентов пользоваться полученными знаниями: анализировать, сравнивать, оценивать, выделять главное, развивать у студента память, логическое мышление, преподаватель должен четко формулировать развивающие цели.

Пример формулировки развивающих целей занятия:

- Развитие умений обучающихся обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы;

- Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…;

- Развитие умений и навыков работы с источниками информации, выделять главное и характерное для …;

- Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …;

- Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли;

- Способствовать развитию абстрактного, логического мышления;

- Способствовать развитию волевых качеств обучающихся при …;

- Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, производственных, и т.п.) задач;

- Овладения учащихся алгоритмом решения проблемных задач;

- Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …;

- Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки планирования ответа;

- Развивать умения и навыки применять теорию при решении задач, построении графиков, умение использовать формулы, навыки самостоятельной работы с текстом, структурировать знания, вычленять главные элементы учебной информации, определять основные характеристики главных элементов, определять логические связи между основными элементами, конструировать структуру темы, закрепление ее в памяти, как структурно-логическую схему содержания»;

 - Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное;

- Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях;

- Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач.

       Воспитательные цели  

На каждом занятии преподаватель должен стремиться воспитать лучшие качества в обучающихся, поэтому перед каждым уроком должны быть поставлены и воспитательные цели. 

Примеры формулировок воспитательных целей:

- Стремиться к воспитанию чувства гуманизма, коллективизма, уважения к старшим, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта, отзывчивости, отрицательного отношения к алкоголизму, наркомании, стремление к физическому здоровью;

- Стремиться воспитать чувство ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга;

-  Стремиться воспитать чувство гордости за избранную профессию, умению управлять эмоциями;

- На материале темы развить чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий;

- Сформировать представление о приоритете отечественной медицинской школы в решении проблем… (на примере жизни и деятельности ученых-медиков, их школ и т. п.;

-  Развить представление о влиянии о влиянии экологических факторов на здоровье человека…;

- Обеспечить условия по формированию сознательной дисциплины и норм поведения будущего медработника…;

- Сформировать систему правовых представлений, связанных с деятельностью в области;

- Способствовать развитию творческого отношения к профессиональной деятельности …;

- Воспитание интереса к своей будущей профессии …;

- Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения обучающихся …;

- Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …;

- Воспитание бережливости и экономии при …;

- Формирование умений и навыков самоконтроля;

- Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету;

- Воспитание сознательной дисциплины при работе с …;

- Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …;

- Воспитание бережливого отношения к окружающей среде;

- Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …;

- Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …;

- Воспитание творческого отношения к избранной профессии;

- Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности;

- Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями профессии;

- Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с документацией….

План - хронокарта занятия (2 часа)

Этапы

Содержание занятия

Время

занятия

I

Организационная часть

1 - 2 минуты

(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)

II

Сообщение темы и целей занятий

1-2 минуты

(объявление темы урока, постановка

достижимых целей перед студентами)

III

Актуализация опорных знаний студентов

5-7 минут

(выполнение упражнений, игровых заданий и т.д.

необходимых как опора для изучения нового материла)

IV

Начальная мотивация учебной деятельности

2 - 3 минуты

(заинтересованность в изучении данной темы: необходима в

профессиональной деятельности, в жизненной ситуации, и т.д.)

V

Изучение нового материала

60 – 63

(последовательное изложение по принципу «от простого к

минуты

сложному» с возможной демонстрацией наглядных пособий)

VI

Обобщение и систематизация изученного материала

(выводы по основным вопросам темы, закрепление

5 – 6 минут

полученных знаний путем выполнения упражнения,

составления таблицы и т.д)

VII

Итоговая часть занятия

(подведение итогов занятия, выставление

3 – 5 минут

комментированных оценок)

VIII

Сообщение домашнего задания

(если есть необходимость, выполнение домашнего задания

следует разобрать или дать необходимые рекомендации по

1- 2 минуты

его выполнению – в этом случае время на сообщение

домашнего задания увеличить)

Подготовила: методист Зиятдинова Р.В.



Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

РЕКОМЕНДАЦИИ  ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

ПО РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ И ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ  

г. Лангепас

2019 г.


РАССМОТРЕНО

На заседании методсовета

Протокол № 1

от «17»  сентября 2019 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

БУ «Лангепасский политехнический колледж»

Приказ  № 328/1-р  от «17»  сентября  2019 г.

Организация-разработчик:

бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасский политехнический колледж»

Разработчик:

Зиятдинова Р.В., старший методист, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Общие положения

4

2.

Методические  рекомендации по организации, проведению и выполнению лабораторных  работ

7

3.

Методические  рекомендации по организации, проведению и выполнению практических   работ

10

4.

Приложение 1. Методические  указания по проведению практических (лабораторных) работ (образец)

13

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     Цель методических указаний: реализация государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности (далее - Государственные требования) при  очной  форме  обучения  по конкретной  учебной  дисциплине  в  условиях действия федерального государственного образовательного  стандарта (далее – ФГОС) среднего  профессионального  образования, оказание  помощи студентам очного отделения (далее - студент) в организации их самостоятельной работы над изучением учебного материала.

Особенности  проведения лабораторных и практических работ  состоят в том, что преподавателю предоставляется  возможность индивидуальной работы с каждым студентом. Студент должен самостоятельно выполнить работы, ответить на вопросы проблемного характера и тем самым закрепить теоретические знания.

Основные требования при проведении лабораторных  и практических работ, которые необходимо учитывать: понимание студентом необходимости ее для своей специальности, связь с теоретическим материалом.

Лабораторные  и практические работы составляют важную часть теоретической и профессиональной подготовки студентов. Они направлены на  формирование учебных и профессиональных умений.
          В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования лабораторные и практические работ относятся к основным видам учебных занятий.

Выполнение студентами лабораторных  и практических работ направлено на:

-обобщение, систематизацию, углубление, закрепление полученных теоретических знаний по конкретным темам дисциплин математического и общего естественнонаучного, общепрофессионального и специального циклов;

 -формирование умений применять полученные знания на практике, реализацию единства интеллектуальной и практической деятельности;

 -выработку при решении поставленных задач таких профессионально значимых качеств, как самостоятельность, ответственность, точность, творческая инициатива.

         Дисциплины, по которым планируются лабораторные  и практические  работы и их объемы, определяются учебными планами.

При планировании состава и содержания лабораторных  и практических работ следует исходить из того, что лабораторные и практические занятия имеют разные ведущие дидактические цели.

Выполнению лабораторных  и практических работ предшествует проверка знаний студентов - их теоретической готовности к выполнению задания.

Формы организации студентов на лабораторных и практических работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

Для повышения эффективности проведения лабораторных  и практических  работ рекомендуется:

-разработка сборников задач, заданий и упражнений, сопровождающихся методическими указаниями, применительно к конкретным специальностям;

- разработка заданий для автоматизированного тестового контроля за подготовленностью студентов к лабораторным или практическим работам;

-подчинение методики проведения лабораторных и практических работ ведущим дидактическим целям, с соответствующими установками для студентов;

-использование в практике преподавания поисковых лабораторных работ, построенных на проблемной основе;

-применение коллективных и групповых форм работы, максимальное использование индивидуальных форм с целью повышения ответственности каждого студента за самостоятельное выполнение полного объема работ;

-проведение лабораторных  и практических работ на повышенном уровне трудности с включением в них заданий, связанных с выбором студентами условий выполнения работы, конкретизацией целей, самостоятельным отбором необходимого оборудования;

-эффективное использование времени, отводимого на лабораторные  и практические работы подбором дополнительных задач и заданий для студентов, работающих в более быстром темпе.

Состав заданий для лабораторных  или практических  работ должен быть спланирован с расчетом, чтобы за отведенное время они могли быть качественно выполнены большинством студентов. Количество часов, отводимых на лабораторные  и практические работы, фиксируется в  учебных программах.

                   Содержание лабораторных работ и практических занятий фиксируется в  программах дисциплин в разделе «Тематический план и содержание учебной дисциплины».

        Отчет по лабораторной/практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению.

Отчет выполняется в отдельной тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия (можно установить срок сдачи работы).

        Защита проводится путем индивидуальной беседы или  выполнения зачетного задания. Практическая работа считается  выполненной (зачет), если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке (правильно, аккуратно оформлено и студент при защите показал качественные знания и умения, другие критерии).

        Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет их во время консультаций, отведенных группе по данной дисциплине.

          Методические указания  должны быть выполнены с соблюдением следующих  технических требований:

-текст набран с использованием  текстового редактора  MS  Word 12 шрифтом Times New Roman c одинарным  интервалом,  отпечатан на одной стороне листа белой бумаги формата А4;

-каждая страница должна иметь поля:  верхнее – 2,0, нижнее -2,0, левое – 3,0, правое – 1,5;

-красная строка (отступ)  должна быть 1,27;

-заголовки и подзаголовки должны  быть набраны  прописным полужирным  шрифтом  и отделяться от основного текста одним пробелом.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ  РАБОТ

Ведущей дидактической целью лабораторных работ является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, закономерностей).

Содержанием лабораторных работ является экспериментальная проверка формул, методик расчета, установление и подтверждение закономерностей, ознакомление с методиками проведения экспериментов, установление свойств веществ, их качественных и количественных характеристик, наблюдение и развитие явлений, процессов и др.
       При выборе содержания и объема лабораторных работ необходимо исходить из:

  • сложности учебного материала для усвоения;
  • внутрипредметных и межпредметных связей;
  • из того, какое место занимает конкретная работа в совокупности

лабораторных работ и их значимости для формирования целостного представления о содержании учебной дисциплины.

2.1.Организация  и проведение лабораторных работ

Лабораторная работа как вид учебного занятия должна проводиться в

специально оборудованных  учебных лабораториях. Необходимыми структурными элементами лабораторной работы, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем и также организация обсуждения итогов выполнения лабораторной работы.

Перед проведением лабораторных занятий студенты должны заранее самостоятельно подготовиться к ней с использованием указанной преподавателем литературы: учебники, лекции.

        При проведении лабораторных занятий необходимо обеспечить правильную организацию рабочего места студентов, своевременное снабжение лабораторий учебным, методическим и экспериментальным материалами, полное соблюдение правил техники безопасности, санитарии и гигиены.
         Лабораторные работы выполняются индивидуально или группой из 3-4 человек. К ним допускаются студенты, прошедшие инструктаж по технике безопасности и ответившие на контрольные вопросы по теме работы.

         Лабораторные занятия являются связующим звеном теории и практики.

        Лабораторные занятия должны обеспечить знакомство студентов с новой техникой, новейшим оборудованием (в особенности с точными измерительными приборами), новыми методами измерений, автоматизацией производственных процессов.

         Лабораторные работы должны тематически следовать за определенными разделами теоретического курса. Необходимо также, по возможности, укреплять связь и устанавливать преемственность между лабораторными занятиями по  дисциплинам.

Для постановки лабораторных занятий должны быть определены методические вопросы, связанные с их успешным выполнением. При этом особое внимание следует обратить на разработку методики руководства лабораторными занятиями студентов со стороны преподавателя, а также методику самостоятельной работы студентов.

Общее руководство лабораторными занятиями во всех группах потока должен осуществлять преподаватель.

По окончании лабораторной работы студенты ставят в известность преподавателя, приступают к обработке экспериментальных данных и составлению отчета.

2.2. Правила выполнения  лабораторных работ

      Перед выполнением  лабораторной работы  студент получает опережающее  теоретическое домашнее задание.    Первая половина занятия  отводится объяснению  непонятных вопросов, закреплению теории. Вторую   половину   студенты выполняют самостоятельно  лабораторную работу.

      При выполнении  работ студент должен  самостоятельно изучить методические  рекомендации по проведению лабораторной работы; подготовить ответы на контрольные вопросы. Все задания выполняются письменно, ответы  на теоретические  вопросы даются  устно (слабоуспевающим  студентам  можно дать ответить на  контрольные вопросы  письменно для того, чтобы  лучше запомнить теоретический материал).

     Изучая теоретическое обоснование, студент  должен  знать, что  основной целью изучения теории является  умение применять ее на практике.

     После выполнения  работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами  и устно ее защитить.  

      При отсутствии студента по неуважительной причине  выполняет работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.

     Неаккуратно выполненная   работа возвращается для доработки.

2.3. Структура выполнения  лабораторных работ

        1.Тема

        2. Цель

        3.Студент  должен  знать  (если предусмотрено).

        4.Студент  должен  уметь  (если предусмотрено).

        5. Оснащение (оборудование).

        6. Теоретическое  обоснование.

        7. Ход  работы.  

        8. Контрольные  вопросы.    

        9. Содержание   отчета.

        10. Приложение (если предусмотрено).

3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ, ПРОВЕДЕНИЮ И ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ   РАБОТ

Ведущей дидактической целью практических работ является формирование практических умений – профессиональных (выполнять определенные действия, операции, необходимые в последующем в профессиональной деятельности) или учебных, необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.

Состав и содержание практических занятий направлены на реализацию требований ФГОС СПО.

Содержанием практических работ является:

-решение разного рода задач, в том числе профессиональных (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных производственных задач, выполнение профессиональных функций в деловых играх и т.п.);

-выполнение вычислений, расчетов;

-работа с измерительными приборами, оборудованием, аппаратурой;

-работа с нормативными документами, инструктивными материалами, справочниками;

-составление проектной, плановой и другой технической и специальной документации.

При разработке содержания практических работ учитывается, чтобы в совокупности по учебной дисциплине они охватывали весь круг профессиональных умений, на подготовку к которым ориентирована данная дисциплина, а в совокупности по всем учебным дисциплинам охватывали всю профессиональную деятельность, к которой готовится специалист.

  1. Организация и проведение  практических работ

 Практическая работа должна проводиться в учебных кабинетах или специально оборудованных помещениях (спортивных залах, дисплейных классах, лингафонных кабинетах и т.п.). Необходимыми структурными элементами практического занятия, помимо самостоятельной деятельности студентов, являются инструктаж, проводимый преподавателем, а также анализ и оценка выполненных работ и степени овладения студентами запланированными умениями.

 На практических занятиях студенты овладевают первоначальными профессиональными умениями и навыками, которые в дальнейшем закрепляются и совершенствуются в процессе выполнения курсовых работ, производственной практики.

Выполнению  практических работ предшествует проверка теоретической готовности к выполнению задания.
        Расчет оптимального использования химических реактивов, посуды, оборудования и приборов для выполнения практических  работ проводится в соответствии с технологическими картами учебного процесса по соответствующим дисциплинам.

Формы организации студентов на  практических работах: фронтальная, групповая и индивидуальная.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу. При групповой форме организации занятий одна и та же работы выполняется бригадами по 2-5 человек. При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

  1. 3.2. Правила выполнения  практических  работ

Перед выполнением  практической работы  студент получает опережающее  теоретическое домашнее задание.    Первая половина занятия  отводится объяснению  непонятных вопросов, закреплению теории. Вторую   половину   студенты выполняют самостоятельно  практическую работу.

При выполнении  работ студент должен  самостоятельно изучить методические  рекомендации по проведению практической работы; подготовить ответы на контрольные вопросы. Все задания выполняются письменно, ответы  на теоретические  вопросы даются  устно (слабоуспевающим  студентам  можно дать ответить на  контрольные вопросы  письменно для того, чтобы  лучше запомнить теоретический материал).

Изучая теоретическое обоснование, студент  должен  знать, что  основной целью изучения теории является  умение применять ее на практике.

После выполнения  работы студент должен представить отчет о проделанной работе с полученными результатами  и устно ее защитить.  

При отсутствии студента по неуважительной причине  выполняет работу самостоятельно во внеаудиторное время и защищает на консультации.

Неаккуратно выполненная   практическая работа возвращается для доработки.

3.3.  Структура выполнения практических  работ

       

       1.Тема

       2. Цель

       3. Студент  должен  знать (если предусмотрено).

       4. Студент  должен  уметь (если предусмотрено).

       5. Оснащение.

       6. Теоретическое  обоснование.

       7. Ход  работы.  

       8. Контрольные  вопросы.    

       9. Содержание   отчета.

       10. Приложение (если предусмотрено).

  1. ПРИМЕРЫ КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ

ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ/ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Шкала оценивания

Критерии оценки

5 (отлично)

Все задания выполнены правильно, возможна одна неточность или описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала. Работа выполнена самостоятельно. Работа сдана с соблюдением всех сроков. Соблюдены все правила оформления отчета.

4 (хорошо)

Все задания выполнены правильно, но недостаточны обоснования, рассуждения, допущены одна ошибка или два – три недочета. Обучающийся единожды обращается за помощью преподавателя. Работа сдана в срок (либо с опозданием на два-три занятия). Есть некоторые недочеты в оформлении отчета.

3 (удовлетв.)

В заданиях допущены более одной ошибки или более трех недочетов, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Обучающийся многократно обращается за помощью преподавателя. Работа сдана с опозданием более трех занятий.

В оформлении отчета есть отклонения и не во всем соответствует предъявляемым требованиям.

2 (неудовл.)

Выполнено меньше половины предложенных заданий, допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полном объеме. Обучающийся выполняет работу с помощью преподавателя. Работа сдана с нарушением всех сроков. Много нарушений правил оформления.

Критерии оценки:

 Зачет/ незачет (степень выполнения заданий должна быть понятна студенту)

 «5», «4», «3», «2» (степень выполнения заданий должна быть понятна студенту)

 Качественная характеристика: степень формирования умений

(на стадии: испытывает затруднения, умеет, владеет, может научить другого и др.).

Для определения критериев можно использовать:

1. Умение использовать рациональные приемы.

2. Полнота, правильность, точность выполнения заданий.

3. Выделение основной мысли при самостоятельном изучении материала.

4. Степень осознания содержательной стороны рассматриваемых понятий.

5. Словарный запас профессиональных терминов.

6. Умение провести контроль и самоконтроль результатов.

7. Степень самостоятельности выполнения работы.

8. Творческий подход.

9. Использование имеющейся литературы по данному вопросу.

Оценку индивидуальных образовательных достижений можно производить в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

91 ÷ 100

5

отлично

66 ÷ 90

4

хорошо

51 ÷ 65

3

удовлетворительно

менее 50

2

неудовлетворительно

Примечание: курсивом даны рекомендации для написания содержания методических указаний по проведению лабораторных/практических работ.

Приложение 1.

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(образец)

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ

для студентов  

специальности ____________________________________________________

                                (код специальности и ее наименование)

_________________________________________________________________

(код и наименование учебной дисциплины (цикл)/ МДК ПМ nn)

г. Лангепас

2019 г.


СОГЛАСОВАНО

ПЦК ……………………………..

Протокол №____

от «_____» ___________ 2019 г.

Председатель

_____________ …………………..

РАССМОТРЕНО

На заседании методического совета

Протокол №____

от «_____» ___________ 2019 г.

Организация-разработчик:

бюджетное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Лангепасский политехнический колледж»

Разработчик:

Ф.И.О., должность, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»

Эксперты:

ФИО, должность, бюджетное учреждение «Лангепасский политехнический колледж»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящие методические указания по дисциплине (МДК) «_______________» для специальности (код, название) составлены в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения.

Практические занятия предназначены для студентов специальностей (код, название), изучающих дисциплину «________________».

Практические задания направлены на экспериментальное подтверждение теоретических положений и формирование учебных и профессиональных практических умений, они составляют важную часть теоретической и профессиональной практической подготовки по освоению ПМ nn _____________ ОПОП по специальности/профессии, формированию профессиональных компетенций (ПК):

 перечислить из РП

и общих компетенций (ОК):

 перечислить из РП.

Выполненная работа должна быть представлена в виде (например) отчета по заданной форме.

Результат выполнения практических заданий оценивается (например) – зачет/незачет.

Критериями оценки служат:

 реализация основных алгоритмических структур ………..;

 использование основных методов и приемов ……………;

 решение задач на языке ………………..,

 рациональность поиска …… .

С учётом вышеизложенного в данных методических указаниях

приведено nn практических занятий.

Каждое практическое занятие содержит цель, методическое руководство к выполнению, перечень оснащения работы, содержание работы, дополнительное задание развивающего характера, контрольные вопросы, форму предъявления отчета, критерии оценки.

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ

Номер

работы

Тема

(из рабочей программы)

Наименование  работы

Количество часов

ИТОГО

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Подготовка к лабораторным/практическим работам заключатся в самостоятельном изучении теории по рекомендуемой литературе, предусмотренной рабочей программой.

Выполнение заданий производится индивидуально в часы, предусмотренные расписанием занятий в соответствии с методическими указаниями к практическим работам.

Отчет по лабораторной/практической работе каждый студент выполняет индивидуально с учетом рекомендаций по оформлению.

Отчет выполняется в отдельной тетради, сдается преподавателю по окончанию занятия или в начале следующего занятия (можно установить срок сдачи работы).

Защита проводится путем индивидуальной беседы или выполнения зачетного задания. Практическая работа считается выполненной (зачет), если она соответствует критериям, указанным в пояснительной записке данный Рекомендаций (другие критерии, которые можно указать в пояснительной записке: правильно, аккуратно оформлено и студент при защите показал качественные знания и умения).

Если студент имеет пропуски практических занятий по уважительной или неуважительной причине, то выполняет их во время консультаций отведенных группе по данной дисциплине.

ОПИСАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА СТУДЕНТА ДЛЯ

ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

(предусмотрено рабочей программой п.4 Условия …)

Рабочее место носит комплексный характер и используется для проведения всех работ по данной дисциплине (например):

 компьютер;

 ……

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № _____

Тема:

___________________________________________________________

Цель: формировать умения (из РП: приложение 1 Конкретизация результатов) к освоению профессиональных (ого) модулей (я) – ПМ nn ОПОП по специальности/профессии ____________ и овладению профессиональными компетенциями (ПК):

ПК nn ………………………………..;

ПК nn ……………………………….. .

Методическое руководство (алгоритм выполнения – начинается с глагола):

 …………….;

 ……………..

(рек.глаголы: создать, найти решение, произвести, ввести, вывести, последовательно выполнить, оформить, применить, найти ошибки, перечислить, использовать формулы, сохранить параметры,

определить программу действий, переложить на язык программирования, использовать единицы измерения, применить структуру, выявить разновидности, составить таблицу, составить перечень, найти, составить протокол, составить смету, определить услуги, рассчитать эффективность, провести анализ, сопоставить, продолжить и т.д. )

Студент  должен  знать (если предусмотрено).

Студент  должен  уметь (если предусмотрено).

Оснащение:

 рекомендуемые информационные источники: литература, справочники, интернет-ресурсы и др.

 пособия (методические, наглядные, демонстрационные,    макеты и т.д.);

 оборудование (инструмент,…. )

Теоретическое  обоснование (краткие теоретические сведения)

……………………………………………………………………………………….

Ход работы (задания):

Дополнительное задание (привести примеры, указать на чертеже, найти короткий (другой) путь решения, разложить в последовательности и т.д.):

цель: выявить (способность мыслить логически, эвристический подход к решению, демонстрировать культуру речи и т.д.)

Контрольные вопросы (могут быть в конце освоения всех умений по всем ЛПР или индивидуально по каждой работе)

Результат деятельности (отчет, вывод, классификация, таблица, решение, расчет, рецензия и т.д.,).

Защита - (устная или письменная).

Критерии оценки:

ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ,

ВНЕСЁННЫХ В МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ (ЛАБОРАТОРНЫХ) РАБОТ 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

В Методические указания по проведению практических (лабораторных) работ учебной дисциплины (модуля) внесены следующие изменения:

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Дополнения и изменения  рассмотрены на заседании ПЦК _____________________________________________________________

                                                     (наименование ПЦК)

Протокол  № _________ от «____» ______________ 20____ г.

Председатель ПЦК _______________ /__________________/



Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МАКЕТ

МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

г. Лангепас
2018 г.

Методическая разработка занятия

Учебная дисциплина «_____________»

Тема «___________________________» (согласно рабочей программе)

Тип урока _________________________

Курс: ___

Специальность: _______________________________________________________________

Количество учебных часов: 2

1. Актуальность темы 

             Значимость приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Изучение темы необходимо для понимания процессов ______________________________

Изучение темы____________, имеет большое значение для современного человека, т.к._______________________.

Знания, полученные при изучении данной темы, могут быть использованы в таких дисциплинах как ____________________________.

2. Цели занятия:

а) Образовательные (обучающие) цели

Знать:

Уметь:

б) Развивающие цели:

в) Воспитательная:

2.1. Формирование общих компетенций (ФГОС СПО): 

ОК 1. - ОК 8.

3. Содержание темы занятия (в строгом соответствии с рабочей программой дисциплины или профессионального модуля).

План (или структурно-логическая схема занятия)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

4. Организационно -деятельностная структура занятия


п/п

Основные этапы занятия, их функции и содержание

Деятельность преподавателя (учителя)

Деятельность обучающихся (учащихся)

Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции

Время в мин.

1

2

3

4

5

6

I

Подготовительный этап

1. Организационный момент: проверка внешнего вида обучающихся, заполнение журнала.

2. Проверка домашнего задания

3. Постановка учебных целей и мотивация занятия.

Проверка готовности к занятию, фиксация отсутствующих.

Контроль усвоения знаний по теме «____________».

Контроль правильности и полноты выполнения домашнего задания, выявление и устранение в ходе проверки обнаруженных проблем.

Выборочная проверка домашнего задания, выявление проблем через организацию фронтальной беседы, анализ типичных ошибок, организация дифференцированной коррекционной работы. Оценивание результата.

Демонстрация слайдов по формулированию темы и целей занятия. Обращает внимание на актуальность темы.

Проверяют готовность рабочего места к занятию.

Отвечают устно (фронтальный и индивидуальный опрос), письменно по карточкам, у доски по теме «_______».

Выяснение и анализ допущенных ошибок, выполнение коррекционной работы.

Принятие и осмысление целей занятия, сосредоточение внимания.

Аппаратное обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Тесты по теме «________».

Презентация по теме занятия «_______» (Приложение 2).

Слайды: «Актуальность», «Цели учебного занятия»

3'

15'- 20'

II

Основной этап 

Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение всего занятия.

План изложения теоретического материала:

- ………….

- ……………….

- ……………….

- ………………….

Демонстрация слайдов.
Актуализация опорных знаний по вопросам исходного уровня знаний в течение урока, наблюдает за работой, организует обсуждение.

Координация и оценка рассуждений обучающихся.

Знакомит с новой информацией.
Объясняет этапы _______.

Организует обсуждение ____________________.

Демонстрирует слайды.

Записывает на доске

 _________________, фиксирует внимание на ____________.

Организует сравнение

____________________.

Предлагает задания, наблюдает за работой, организует обсуждение, проговаривает алгоритм,

Координирует и оценивает выводы обучающихся.

Делают обоснование по заданным вопросам.
Формулируют краткий и лаконичный ответ по вопросам опорных знаний в течение занятия.

Усваивают новую информацию.

Слушают объяснение.

Участвуют в обсуждении

__________________.

Выполняют задания,

предложенные на слайдах.

Делают записи в тетради.

Сравнивают_________;

Индивидуальная (работа в группах),

- заполнение сравнительной таблицы;

- заполнение немых структурно-логических схем;

-формулировка вывода о различии…;

- отработка (парами) манипуляций (заданий)

- выявление особенностей, свойств, и т.д.

Делают выводы по ____________________.

Слайд «………….»;

Слайд «………….»;

Слайд «………….»;

Слайд «………….»

Слайд «………….»;

Слайд «………….»;

Слайд «………….».

Таблица «……….»;

Таблица «………..».

Магнитное пособие

________________ .

Учебный фильм

________________.

60'

III

Заключительный этап
1. Резюме урока, общие выводы

2. Контроль усвоения знаний

3. Рефлексия результатов обучения:
4. Подведение итогов занятия:
- ответы на возможные вопросы

- отмечаются лучшие обучающиеся (учащиеся)

4.Домашнее задание.

5.Задание к самостоятельной работе

Организует работу по закреплению первичных знаний.

Обеспечивает закрепления полученных знаний.
Выявление полноты выполнения и понимания поставленных целей и задач, оценка результатов.

Объясняет задания и фиксирование выводов, на основании полученных результатов.


Проведение фронтального опроса по изученной теме, с целью контроля усвоения знаний.

Оценивание ответов.

Оценка учебного занятия преподавателем.

Формулирует домашнее задание.

Проводит инструктаж по внеаудиторной самостоятельной работе.

Объявляет задания.

Отвечают на вопросы для закрепления знаний.

Индивидуальная, работа в группах,

- заполнение сравнительной таблицы;

- заполнение немых структурно-логических схем;

-формулировка вывода о различии…;

- отработка (парами) заданий….;

- выявление особенностей, свойств, и т.д.

Формируют краткий ответ

Осмысление и уточнение полученного домашнего задания. Задают вопросы.

Вопросы для закрепления знаний (прилагаются).

________: учебник для _________/ Автор (ы); страницы изучаемой темы (параграфа).

 Самостоятельная работа Задание 1. ____________;

Задание 2. ____________.

5'

1-3'

5. Конспект изучаемой темы (Приложение 1)

6. Материалы методического обеспечения занятия:

6.1. Материалы контроля домашнего задания:

А) тесты конечного уровня знаний, тема «________»;

Б) карточки с индивидуальными заданиями (Приложение3);

В) вопросы индивидуального (фронтального) опроса и др.

6. 2. Вопросы актуализации опорных знаний (в течение занятия):

а) актуализация опорных знаний по вопросам исходного контроля:

- ……………………..?

- ……………………..?

- ……………………..?

- ……………………. ?

- ……………………..?

- ……………………..?

б) иллюстрированный материал:

- Презентация по теме «……………………»; (Приложение 2)

- Таблицы;

6. 3.        Материалы методического обеспечения основного этапа занятия:

а) презентация занятия (прилагается);

б) учебные фильмы;

в) таблицы;

г) структурно-логические схемы;

д) микро и макропрепараты биологических объектов и др.

6. 4. Материалы контроля для заключительного этапа:

Вопросы для закрепления знаний:

- ………………?

- ………………?

- ………………?

- ………………..

6. 5. Материалы к аудиторной самостоятельной работе обучающихся (учащихся)на занятии:

а) ________________________________________________________________;

б)_________________________________________________________________.

6. 6. Материалы к внеаудиторной самостоятельной работе обучающихся (учащихся) по теме занятия:

Задание 1. Заполнить словарь терминов (глоссария) по теме занятия;

Задание 2. Заполнить структурно-логическую схему;

Задание 3. ___________________________________.

7. Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.

Программные средства, с помощью которых создан дидактический материал – Microsoft Office PowerPoint.

8. Материалы домашнего задания обучающихся (учащихся) по теме занятия: ______________: учебник для студ. учреждений СПО / Автор(ы); стр. ________

Приложение 1

Краткое содержание темы занятия (конспект занятия)

Тема «___________________________»

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Приложение 2

Презентация по теме занятия «_____________»

Приложение 3

Внеаудиторная самостоятельная работа по теме «___________________________»

Приложение 4

- Тесты конечного уровня знаний (контроль выполнения домашнего задания);

- Карточки с индивидуальными заданиями и др.

                                                                                                                                  Приложение 5

Тесты контроля усвоения знаний и др. (заключительный этап занятия)

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.

2.

3

4.

Дополнительная:

1.

2.

3.

4.

5.

Интернет-ресурсы (например)

1. Мультиурок сайты учителей (ссылка на свой сайт) https://multiurok.ru/-------/ или другое;

3. Газета «___________» издательского дома Первое сентября http://----.1september.ru; 

4. Презентации по ________________________;

5. Научные обзоры, новости науки ____________________.

Подготовила: методист Зиятдинова Р.В.



Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ФОРМИРОВАНИЮ

       КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ (КОС)

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

г. Лангепас
2018 г.

Методические  рекомендации по формированию

       комплектов контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине

1. Пояснительная записка

КОС по учебной дисциплине является неотъемлемой частью нормативно-методического обеспечения системы оценки качества освоения обучающимися (студентами) основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (далее – ОПОП СПО) и обеспечивает повышение качества образовательного процесса колледжа.

КОС по дисциплине представляет собой совокупность контролирующих материалов, предназначенных для измерения уровня достижения обучающимся (студентом) установленных результатов обучения.

КОС по дисциплине используется при проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся (студентов).

КОС входит в состав учебно-методического комплекса (далее – УМК) дисциплины.

 2. Цель  и задачи создания КОС

Целью создания КОС учебной дисциплины является установление соответствия уровня подготовки обучающегося (студента) на данном этапе обучения требованиям рабочей программы учебной дисциплины.

Задачи КОС по дисциплине:

- контроль и управление процессом приобретения обучающимися (студентами) необходимых знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций, определенных в ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки (профессии и специальности);

- контроль и управление достижением целей реализации ОПОП, определенных в виде набора общекультурных и профессиональных компетенций выпускников;

- оценка достижений обучающихся (студентов) в процессе изучения дисциплины с выделением положительных/отрицательных результатов и планирование предупреждающих/корректирующих мероприятий;

- обеспечение соответствия результатов обучения задачам будущей профессиональной деятельности через совершенствование традиционных и внедрение инновационных методов обучения в образовательный процесс колледжа.

3. Формирование и утверждение КОС

При формировании КОС по дисциплине должно быть обеспечено его соответствие:

  • Федеральному компоненту ГОС по дисциплине;
  • ФГОС СПО по соответствующему направлению подготовки (специальности);
  • ОПОП и учебному плану направления подготовки (профессии и специальности);
  • рабочей программе дисциплины;
  • образовательным технологиям, используемым в преподавании данной дисциплины.

Назначение оценочного средства определяет его использование для измерения уровня достижений обучающегося (студента) установленных результатов обучения по одной теме (разделу) и/или совокупности тем (разделов), дисциплине в целом.

Структурными элементами КОС по дисциплине являются:

а) титульный лист (приложение А)

б) паспорт КОС (приложение Б);

в) зачетно-экзаменационные материалы, содержащие комплект утвержденных по установленной форме экзаменационных билетов и/или вопросов, заданий для зачета и другие материалы;

г) фонд тестовых заданий, разрабатываемый по дисциплинам базовых частей всех циклов учебного плана;

Требования к оформлению: 

  • Вид шрифта: Times New Roman
  • Размер шрифта: для текста – 12; для заголовков – 14; для формул – 12; для таблиц – 9, 10 или 12
  • 1-2 межстрочных интервала

д) комплекты оценочных средств, примерный перечень и краткая характеристика которых приведены в приложении Д).

По каждому оценочному средству в КОС должны быть приведены критерии формирования оценок.

В состав КОС в обязательном порядке должны входить оценочные средства, указанные в разделе 4 рабочей программы дисциплины «Содержание и структура дисциплины».

Разработка других оценочных средств и включение их в КОС осуществляется преподавателем, ведущем дисциплину.

КОС разрабатывается по каждой дисциплине. Если в рамках направления подготовки (специальности) для различных профилей, специализаций преподается одна и та же дисциплина с одинаковыми требованиями к ее содержанию, то по ней создается единый КОС.

Целесообразность разработки единого КОС по одноименной дисциплине для различных направлений подготовки (специальностей) определяется решением предметно-цикловой комиссии, обеспечивающей преподавание данной дисциплины.

КОС формируется на бумажном и электронном носителях и хранится в методическом кабинете.

КОС рассматривается на заседании предметно-цикловой комиссии и утверждается заместителем директора по УМР.

Решение об актуализации, изменении, аннулировании, включении новых оценочных средств в КОС принимается составителем и отражается в листе регистрации изменений в комплекте КОС и оформляется протоколом заседания ПЦК.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Комплект

контрольно-оценочных средств

по учебной дисциплине

(код и название дисциплины)

Специальность:

1.

2.

3._

Профессии:

1._____________________________________________

г. Лангепас

2018 г.

РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК

 ____________________ 

Протокол №___

от «____»_______2018 г.

Председатель _____________

Комплект контрольно-оценочных средств составлен в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины ______________________________  и методическими рекомендациями по формированию комплекта контрольно-оценочных средств (КОС) по учебным дисциплинам  ППССЗ и ППКРС, составленными БУ «Лангепасский политехнический колледж»

Разработчик: Ф.И.О., преподаватель высшей квалификационной категории

БУ «Лангепасский политехнический колледж»

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

Контрольно-оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины (наименование дисциплины) по специальности среднего профессионального образования (код специальности/профессии, название).

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета/зачета или экзамена, согласно учебному плану.

КОС разработаны на основании:

-основной профессиональной образовательной программы по специальности/профессии СПО;

-рабочей программы учебной дисциплины.

2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке

2.1. В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Результаты обучения (взять из рабочей программы по учебной дисциплине)

освоенные умения

перечень из рабочей программы в соответствии с выпиской из ФГОС (стандарта по учебной дисциплине)

усвоенные знания

перечень из рабочей программы в соответствии с выпиской из ФГОС (стандарта по учебной дисциплине)

3. Распределение оценивания результатов обучения по видам контроля

Наименование элемента

умений или знаний

Виды аттестации

Текущий контроль

(определить вид контроля по

умениям и знаниям)

Промежуточная аттестация

У 1…..

У 2 …..

У 3…

З 1 …….

З 2…..

З 3……

Например,

Оценка на практическом занятии

Оценка за конспект

Оценка за выполнение творческой

работы

Оценка за устный ответ Оценка по результатам

тестирования

Оценка на практическом занятии, оценка за письменный опрос (и др.)

Форма промежуточной аттестации определяется учебным заведением (экзамен, зачет, дифференцированный зачет), метод определяется преподавателем (по экзаменационным билетам, тестирование, накопительная

оценка по текущим и зачетной работе и т.д.).

4. Распределение типов контрольных заданий по элементам знаний и умений

 для контроля

Содержание

учебного материала

по программе УД

Тип контрольного задания

З1

З2

У1

У2

З1

У1

У2

……

n.n

Раздел 1.…

Раздел 2.

Раздел 3

Раздел n. …

Содержание учебного материала включает все разделы, темы рабочей программы, КТП. По каждой теме (разделу) должны быть разработаны задания проверки знаний и умений. В таблице указывается тип задания,  предпочтительный для проверки данного результата, например, расчетное, графическое, проектное, исследовательское, тестовое, устный ответ, практическая работа и др.

Текущий контроль и распределение типов контроля (пункты 3 и 4) должны соотноситься с друг с другом.

Тип задания в таблице можно представить с помощью обозначений, например:

К – конспект;

ПР – практическая работа;

ПО – письменный опрос;

УО – устный опрос;

Т – тест;

РЗ – расчетное задание;

Э – экзамен.

5. Структура контрольного задания

Контрольное  задания содержит инструкцию, задания, время выполнения задания и критерии оценки.

Задания могут представлять собой:  перечни вопросов, задания на установление соответствия, сравнение, анализ, ситуационные задания (задачи, кейсы), задания на лабораторную (расчетно-графическую и т.п.) работу, сценарии деловой (ролевой) игры и т.д..  

В зависимости от этого может изменяться форма их представления.  

  Инструкция содержит указания к выполнению и оформлению заданий.

Лист согласования

Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год

Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по дисциплине _________________________________________________________________

В комплект КОС внесены следующие изменения:

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании ПЦК ____________________________________________________

«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______ ).

Председатель ПЦК ________________ /___________________/

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Шкала оценки образовательных достижений различна для разных видов заданий. Например, для оценки при равнозначном тестировании: за правильный ответ на вопрос 1 балл, за не правильный ответ на вопрос выставляется 0 баллов.

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 - 100 (количество правильных ответов)

5

отлично

80 - 89 (количество правильных ответов)

4

хорошо

70 - 79 (количество правильных ответов)

3

удовлетворительно

менее 70 (количества правильных ответов)

2

неудовлетворительно

Критерии оценки при устном или письменном опросе:

Оценка

Условия оценивания

Отлично (5)

ответ полный и правильный на основании изученных знаний и умений, материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный, соответствует основным показателям оценки

Хорошо (4)

ответ полный и правильный на основании изученных знаний и умений, материал изложен в определенной логической

последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные при наводящих вопросах

Удовлетворительно (3)

ответ полный, но при этом допущены две-три существенные ошибки или ответ неполный, несвязный

Неудовлетворительно (2)

при ответе обнаружено непонимание обучающимся основного

содержания учебного материала или допущены существенные

ошибки, которые обучающийся не смог исправить при

наводящих вопросах преподавателя или ответ отсутствует

 Критерии оценки при выполнении практического задания:

Оценка

Условия оценивания

Отлично (5)

работа выполнена в полном объеме и правильно, в соответствии с заданиями, либо, при наличии 1-2 мелких погрешностей; сделаны правильные выводы; работа выполнена по плану, в указанный срок, с учетом техники безопасности

Хорошо (4)

работа выполнена в полном объеме и правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию; работа выполнена по плану с учетом ТБ

Удовлетворительно (3)

работа выполнена более чем наполовину или в работе допущены 1-2 грубые ошибки, много недочётов, мелких погрешностей

Неудовлетворительно

(2)

работа выполнена менее чем наполовину, допущены существенные ошибки в ходе работы, которые обучающийся не может исправить даже по требованию преподавателя

Грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятий.

Погрешность свидетельствует о нечетком представлении рассматриваемого объекта.

Недочёт – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определённые программой обучения.

Мелкие погрешности – неточности, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

При оценке практического задания рекомендуется выработать критерии для отдельных элементов в баллах. Сумма баллов переводится в оценки по процентному соотношению, по аналогии со шкалой оценивания при тестировании.

ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Примерный перечень КОС

№ п/п

Наименование контрольно

измерительного материала

Краткая характеристика

контрольно-измерительного

материала

Представление

контрольно-измерительного

материала в

УМК дисциплины

1

2

3

4

Деловая  и/или  ролевая игра

Совместная деятельность группы студентов и преподавателя под управлением преподавателя с целью решения учебных и профессионально-ориентированных задач путем игрового моделирования реальной проблемной ситуации. Позволяет оценивать умение анализировать и решать типичные профессиональные задачи.

Тема (проблема), концепция, роли и ожидаемый результат по каждой игре

Кейс-задача

Проблемное задание, в котором студенту предлагают осмыслить реальную профессионально-ориентированную ситуацию, необходимую для решения  данной проблемы.

Задания для решения

кейс-задачи

Зачет

Материалы контроля усвоения учебного материала темы, раздела или разделов дисциплины, организованное как учебное занятие в виде собеседования преподавателя со студентами.

Вопросы по темам/ разделам дисциплины

Контрольная

 работа

Материалы проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу

Комплект контрольных заданий по вариантам

Круглый стол, дискуссия, полемика, диспут, дебаты

Оценочные средства, позволяющие включить студентов в процесс обсуждения спорного вопроса, проблемы и оценить их умение аргументировать собственную точку зрения.

Перечень дискуссионных  тем для проведения круглого стола, дискуссии, полемики, диспута, дебатов

Портфолио

Целевая подборка работ студента, раскрывающая его индивидуальные образовательные достижения в одной или нескольких учебных дисциплинах.

Структура портфолио


Продолжение приложения Г

1

2

3

4

Проект

Конечный продукт, получаемый в результате планирования и выполнения комплекса учебных и исследовательских заданий. Позволяет оценить умения студентов самостоятельно конструировать свои знания в процессе решения практических задач и проблем, ориентироваться в информационном пространстве и уровень сформированности  аналитических, исследовательских навыков, навыков практического и творческого мышления. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой студентов.

Темы групповых и/или индивидуальных проектов

Рабочая тетрадь

Дидактический комплекс, предназначенный для самостоятельной работы студентов и позволяющий оценивать уровень усвоения им  учебного материала.

Образец рабочей тетради

Разноуровневые задачи и задания

Различают задачи и задания:

а) ознакомительного, позволяющие оценивать и диагностировать  знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия, узнавание объектов изучения в рамках определенного раздела дисциплины;

б) репродуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей;

в) продуктивного уровня, позволяющие оценивать и диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения, выполнять проблемные задания.

Комплект разноуровневых задач и заданий

Задания для самостоятельной

работы

Материалы проверки умений применять полученные знания по заранее определенной методике для решения задач или заданий по модулю или дисциплине в целом.

Комплект заданий


Продолжение приложения Г

1

2

3

4

Реферат

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой краткое изложение в письменном виде полученных результатов теоретического анализа определенной научной (учебно-исследовательской) темы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Темы рефератов

Доклад, сообщение

Продукт самостоятельной работы студента, представляющий собой публичное выступление по представлению полученных результатов решения определенной учебно-практической, учебно-исследовательской или научной темы

Темы докладов, сообщений

Собеседование

Средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Вопросы по

темам/разделам

дисциплины

Творческое задание

Частично регламентированное задание, имеющее нестандартное решение и позволяющее диагностировать умения, интегрировать знания различных областей, аргументировать собственную точку зрения. Может выполняться в индивидуальном порядке или группой обучающихся.

Темы групповых и/или индивидуальных творческих заданий

Тест

Система стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Фонд тестовых заданий

Тренажер

Техническое средство, которое может быть использовано для  контроля приобретенных студентом профессиональных навыков и умений по управлению конкретным материальным объектом.

Комплект заданий для

работы на тренажере

Эссе

Средство, позволяющее оценить  умение студента письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Тематика эссе

Подготовила: методист Зиятдинова Р.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по составлению и оформлению рабочей программы в соответствии с требованиями ФГОС для колледжа МГКБИТ

Методические рекомендации по составлению рабочей программы дисциплины в соответствии с ФГОС содержать шаблон и пошаговую инструкцию с поснениями по формированию и оформлению рабочей программы дисципли...

Методические рекомендации по составлению плана учебно-тренировочного занятия в ДЮСШ

Данные методические рекомендации разработаны в соответствии с требованиями, предъявляемыми к написанию плана учебно-тренировочного занятия в спортивной школе. Материал так же содержит схему плана учеб...

Методические рекомендации по составлению технологической карты по МДК "Технология массажа"

Методические рекомендации помогают правильно опредилить цели и задачи практической работы по МДК "Технологии массажа",проверить свои знания и составить протокол процедур....

Методические указания по составлению и оформлению рефератов, контрольных и творческих работ по экономическим дисциплинам для всех специальностей

Цель данных указаний – оказать методическую помощь студентам в выполнении и оформлении основных видов письменных работ. Уровень и содержание каждого вида работ разнообразны, что обуславливает ряд спец...

Методическая разработка по дисциплине «Физическая культура» в виде технологических карт занятий по легкой атлетике». в помощь преподавателям для специальности 21.02.08. Прикладная геодезия

Методическая разработка по дисциплине «Физическая культура» в виде технологических карт занятийпо профессионально-прикладной  физической подготовке» в помощь преподавателям ...

Методические рекомендации "Технологическая карта занятия"

Представлены рекомендации по составлению технологической карты занятия...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК...