Игра, как активный метод формирования мотивации при обучении физики и информатики.
статья

Маслова Екатерина Николаевна

Игра, как активный метод формирования мотивации при обучении физики и информатики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игра, как активный метод формирования мотивации при обучении физики и информатики.

Современные ФГОСы  ориентируют педагога на инновационные технологии, потому что они формируют самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы  действий и мыслительных  операций, добывая  самостоятельно логическим путем новые знания.

                        Проблема заключается в том, что у некоторых учащихся положительная мотивация к изучению предмета недостаточна.

Активное использование в учебном процессе современных образовательных технологий повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс и является одним из условий достижения нового качества общего образования.

В настоящее время перед современной педагогической наукой стоит проблема, как повысить интерес школьников к физике. Одна из причин потери интереса – это непригодность ряда традиционно применяемых приѐмов обучения для нынешнего контингента учащихся: ведь у нашей молодѐжи сегодня сильно развито чувство самосознания и собственного достоинства, она о многом имеет представление, поэтому занятия, базирующемуся на авторитарном нажиме, приказе, безапелляционных указаниях и бездоказательных утверждениях, вызывают лишь раздражение и скуку – они неприемлемы. Это побудило преподавателя искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Воплощающие в себе идеи высокой взаимной требовательности и уважения, опирающуюся на возросшую самостоятельность ребят и, наконец, значительно расширяющие и обогащающие методический арсенал учителя, поскольку известно, что постоянство – враг интереса.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она создаѐт у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно – технического прогресса, физика показывает гуманистическую сущность научных знаний, подчѐркивает их нравственную ценность, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, т.е. способствует воспитанию высоконравственной личности, что является основной целью обучения и может быть достигнуто только при условии, если в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.

В этих условиях возникает необходимость значительного повышения качества общеобразовательной, трудовой и профессиональной подготовки молодѐжи на основе широкого применения активных игровых методов и форм обучения.

Мотивация (от фр. Motif — побуждение) — побуждение к действию. Динамический процесс физиологического и психологического управления поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Интерес (от лат. Interest – имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Познание – воспроизведение в сознании (индивидуальном или коллективном) характеристик объективной реальности. Особая форма познания – учебная деятельность. Усвоение накопленного человечеством богатства знаний оказывается возможным в том случае, когда оно осуществляется по законам познания, как открытие нового, до этого неизвестного, как творческая деятельность, сталкивающаяся с проблемами и решающая их, как деятельность диалогическая (в данном случае диалог между учителем и учеником).

Проблемное обучение - обучение, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.

Деятельность – важнейшая форма проявления активного отношения человека к окружающей действительности.

Аактивные  методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты .

Преподаватель не должен быть направлен на изложение готовых знаний и контроль за их воспроизведение. Задача преподавателя - самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

В основе активных методов лежит диалог, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. Игровой метод способствует  диалогу, развивает коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, развивается речь студентов. Игровые методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызывают личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний. Для таких учебных занятий является важным, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы, такие как речь, память, воображение и т.д..

Методы игрового обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

1 этап – первичное овладение знаниями. Это могут быть командные игры, эвристическая беседа с моментом соревнования, учебная дискуссия в игровой форме и т.д.

2 этап – контроль знаний (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование, а так же кроссворды, викторины, командные игры, игры в стиле «Умники и умницы» в которых возможен дифференцированный подход. и т.д.

3 этап – формирование профессиональных умений, навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделированного обучения, игровые методы.

В дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности. Вклад в разработку классификации активных методов обучения внесли Ю.С.Арутюнов, М.М.Бирштейн, Н.В.Бурков, А.А.Вербицкий, С.Р.Гидрович, Р.Ф.Жуков, В.М.Ефимов, Л.Н.Иваненко, В.Ф. Комаров, А.Л.Лившиц, В.И.Маршев, Ю.М.Порховник, В.И.Рыбальский, Т.П.Тимофеевский и др.

Наиболее часто используется классификация методов активного обучения для СПО и Высшей школы предложенную Смолкиным А.М., в которой различают имитационные методы активного обучения, т.е. формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности в виде игры. Все остальные относятся к неимитационным. Это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях.

Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т. п., а к неигровым – анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач и другие .

Применение тех или иных методов не является самоцелью. Следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: закрепление новых знаний (полученных во время лекции); совершенствование уже полученных профессиональных умений; активизация обмена знаниями и опыта.

Суть активных игровых  методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками.

С  помощью игр  обеспечивается достижение трех основных дидактических целей:

1.усвоение студентами теоретических знаний;

2.развитие теоретического мышления;

3.формирование познавательного интереса к содержанию учебного предмета и профессиональной мотивации будущего специалиста.

При этом, успешность игры как метода во многом зависит от эффективности взаимодействия преподавателя и студентов.

В настоящее время просто необходимо использование новых технологий обучения, ориентированных на развитие творческих способностейучащихся, любознательности — главного мотива исследовательского поведения.

Новизна в практической деятельности педагога проявляется в разработке новых методов, форм, приемов, средств обучения и модернизации, имеющихся для эффективного применения, в соответствии с возникающими учебными задачами.

Важными функциями начала по отношению к основной части урока являются:

- адаптация учащихся к новым учебным условиям;

- формирование стиля урока, создание познавательной атмосферы учебной деятельности;

- формирование настроения, отношения и мотивации к учению;

- сплочение учащихся в решении познавательных задач, придание коллективным усилиям целеустремленности и целостности и др.

Начало и конец урока являются мощными средствами сохранения физического и психического здоровья учащихся. Так можно управлять внешкольной деятельностью детей, их интересами и увлечениями. Домашнее задание, как и урок, относится к числу форм организации учебно-воспитательного процесса. Оно является средством целесообразной и полезной организации внеурочного времени ученика, способом приучения детей

к систематической самостоятельной работе, воспитания нравственных качеств: трудолюбия, ответственности, чувства долга. Важно, чтобы домашнее задание было интересным, направленным на сбор живого материала, т. е. применение теории на практике.

Поэтому учителю нужно иметь в запасе арсенал различных активизирующих упражнений, направленных на выработку вычислительных навыков: исправление преднамеренных ошибок в решении, восстановление частично стертых записей, решение ребусов и задач с последующей проверкой.

Никакие технические средства обучения, никакая совокупность мероприятий и приемов не приведут к успеху, если обучение не будет построено на основе высокого уровня мотивации как учителей, так и учащихся. Очень точно это подметил В. А. Сухомлинский: «Если в педагогическом коллективе есть талантливый, влюбленный в свое дело педагог,

среди учеников обязательно обнаруживаются способные и талантливые» .


Литература

1. Ланина И.Я. 100 игр по физике. – М.: Просвещение, 1995.

2. Российская педагогическая энциклопедия: В 2тт./ Гл.ред. В.В.Давыдов – М.: Большая Российская энциклопедия, 1988.

3. Разумовский В.Г. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения физике. – М.: Просвещение, 1975.

4. Солдатова Т.Б., Гусева Т.А., Сгибнева Е.П., Сценарии тематических вечеров и предметной недели физики. – Ростов н/ Д: Феникс.

5. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. - М.: Педагогика. 1988 г.

6. Безрукова В. С. Все о современном уроке в школе: проблемы и решения //

Библиотека журнала «Директор школы». № 3; 5. 2004.

7.http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/19/1027/

8.http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2014/10/28/primenenie-aktivnykh-metodov-obucheniya-dlya-formirovaniya

9.http://www.sgu.ru/sites/default/files/textdocsfiles/2013/12/11/akt_problem_modernizacii_matemat_estest_nauch_obrazov_2012.pdf

10. http://vit-vladimir.ru/images/stepanovae_obobshch.opita.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

Проблемы формирования мотивации при обучении английскому языку

Одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой приходится сталкиваться учителю - отсутствие мотивации у студентов. Решение данной проблемы является одной из самых главных задач, которую стави...

Совершенствование методики проведения деловой игры как активного метода обучения студентов

Организация  учебно-профессио-нальной деятельности студентов по реализации цели в соответствии со сценарием и правилами - это стержень проведения деловой игры. Сложность заключается в том, что в ...

ВЕСТНИК Формирование мотивации к обучению у воспитанников Дворца

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» В. А. Сухомлинский Каждый преподаватель хочет, чтобы его воспитанники с интересом и желан...

Формирование мотивации на уроках физики

Статья на тему: "Формирование мотивации на уроках физики"...