Совершенствование методики проведения деловой игры как активного метода обучения студентов
статья на тему

федотова ирина андреевна

Организация  учебно-профессио-нальной деятельности студентов по реализации цели в соответствии со сценарием и правилами - это стержень проведения деловой игры. Сложность заключается в том, что в деловой игре пересекаются реальность и условность, модель и имитация. И самое трудное, на наш взгляд,- найти оптимальный баланс между ними при разработке сценария, содержащего жизненную ситуацию (фабулу) для практического разрешения.Если будет « перевешивать» игровая процедура, то  деловую игру можно сравнить с любительским спектаклем. Если же произойдет  «перевес» учебно - профессиональной составляющей - будет сходство с семинаром. И только при достижении  этого баланса деловая игра наполняется интересным игровым и учебным содержанием, реализует системно-деятельностный подход, с помощью которого студенты реально приближаются к условиям будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_delovoy_igre_._docx.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Автор: преподаватель ГБПОУ

                                              колледж  «Царицыно» Федотова И.А

                                   

Совершенствование  методики проведения деловой игры

              как активного метода обучения студентов        

   

          Сегодня сфера среднего профессионального образования существенно модернизируется. В учебный процесс образовательных учреждений внедряются современные педагогические технологии, активные методы обучения, актуальность которых  определяется необходимостью активизации и повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов, усиления практической направленности  подготовки специалистов  в соответствии с требованиями ФГОС СПО.  

      В теории и практике обучения студентов  сформировалось общепринятое мнение о том, что активные методы обучения - это совокупность приемов и способов, посредством  которых  учебно-познавательная деятельность обуча-ющихся  носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Практика убедительно свидетельствует о том, что активные методы обучения :

-развивают творческую активность студентов, формируют у них  особый стиль умственной деятельности - продуктивное мышление;

-включают обучающихся в поисковую, учебно-исследовательскую деятельность, развивают их самостоятельность и способность к самообразованию;

-создают возможности для творческого сотрудничества преподавателя и обучающихся , обеспечивают глубокое, прочное усвоение учебного матери-ала  и развитие у студентов необходимых компетенций.

      По своему содержанию и направленности активные методы имеют широкий диапазон.  Наиболее сложным из них является деловая игра- организованное практическое занятие моделирующее элементы будущей деятельности студентов  и направленное на повышение качества их профессиональной подготовки. Методически грамотное проведение деловых игр обеспечивает рациональную форму подготовки студентов к будущей профессии. В процессе их проведения формируется особый тип отношений обучающихся, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и профессионального развития личности каждого студента.

      Изучение опыта проведения деловых игр по определенным темам свидетельствует о наличии множества разнообразных вариантов, подходов к определению их содержания и структуры. Вместе с тем, творческая методическая деятельность преподавателя по разработке и проведению деловых игр предполагает учет и использование систематизированного позитивного опыта, отраженного в публикациях ряда авторов в педагогической и методической литературе. По сути совершенствование методики проведения деловой игры охватывает все ее элементы: определение целей, разработка правил деловой игры, определение ролей, разработка системы оценивания деловой игры, разработка сценария, плана  деловой игры, подведение итогов и др.

       Как свидетельствует практика, качественная методическая разработка ряда этих элементов  вызывает у преподавателей  определенные трудности. К ним относится, прежде всего, проблема целеполагания. Цель – это заранее  запланированный результат деловой игры. Как правило, опытные преподаватели целями деловых игр определяют углубление и систематизацию знаний, формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение опыта освоения определенных видов профессиональной деятельности в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и темой занятий.   Эти цели по сути и определяют задачи, содержание и структуру деловой игры, что способствует достижению  запланированного результата.        

     Организация  учебно-профессиональной деятельности студентов по реализации цели в соответствии со сценарием и правилами - это стержень проведения деловой игры. Сложность заключается в том, что в деловой игре пересекаются реальность и условность, модель и имитация. И самое трудное, на наш взгляд,- найти оптимальный баланс между ними при разработке сценария, содержащего жизненную ситуацию (фабулу) для практического разрешения. Действительно, если будет « перевешивать» игровая процедура , то  деловую игру можно сравнить с любительским спектаклем. Если же произойдет  «перевес» учебно - профессиональной составляющей -будет сходство с семинаром. И только при достижении  этого баланса деловая игра наполняется интересным игровым и учебным содержанием, реализует системно-деятельностный подход, с помощью которого студенты реально приближаются к условиям будущей профессиональной деятельности.

      Важным элементом совершенствования методического обеспечения деловой игры  является качественная разработка игровых правил как определенных норм для поведения обучающихся. Эти правила  могут варьироваться, дополняться в зависимости от конкретных условий,  направленности и порядка проведения деловой игры. Обобщая передовой опыт, правила игрового поведения для студентов можно сформулировать следующим образом:

-точно выполнять ролевое задание в соответствии со сценарием;

-активно и инициативно участвовать в работе, обоснованно предлагать свои варианты в решении поставленных учебно-профессиональных задач;

-на индивидуальном уровне игры выполнять всю работу самостоятельно;

-объективно оценивать результаты своей работы, умело разрешать профессиональные споры, не допускать конфликтных ситуаций;

- соблюдать учебно-трудовую дисциплину, четко выполнять указания преподавателя - руководителя,  не отвлекаться от деловой игры и др.

      И особенно важно - при  проведении деловой игры все студенты без исключения должны реализовать главное правило: нет актеров и зрителей - все активные участники. 

        Необходимо подчеркнуть, что учебно-игровая деятельность студентов-участников деловой игры подлежит системной и объективной оценки со стороны преподавателя - руководителя деловой игры.  Система оценивания непосредственно связана со всеми основными параметрами деловой игры: решение конкретного задания, достижение целей профессионального испытания, исполнение ролей и правил,  соблюдение регламента, создание атмосферы уважения и др.

        Исходя из этого, в основу оценивания студентов-участников деловой игры  можно положить  следующие показатели: уровень выполнения задания; производительность учебно-профессионального труда; своевременность выполнения задания, соблюдение игровых правил; активность и инициативность; культура делового общения; учебно-трудовая дисциплина.

          Как было отмечено, деловая игра наиболее сложный вид аудиторных занятий и  ее эффективность, уровень выполнения ролевых обязанностей обучающихся, в конечном счете, определяется качеством предварительной подготовки, мобилизованностью и заинтересованностью  в оптимальном решении той или иной учебно-профессиональной проблемы. В этом отношении трудно переоценить значение качественной разработки преподавателем методических рекомендаций студентам по подготовке и проведению деловой игры. Решение этой задачи непосредственно зависит от методического творчества и профессионального мастерства преподавателя. Наряду с конкретными указаниями преподавателя на подготовительном этапе  (цель, задачи, условия, процедуры, особенности подготовки, изучения необходимого материала, выполнения конкретных заданий и др.) важно сформулировать и довести до студентов и обобщенные рекомендации руководителя деловой игры, которые, как показывает практика, приносят студентам большую  пользу. Например:

-Получив роль, необходимо, выражаясь языком артистов,  осознано войти в нее, не торопясь вновь прочитать сценарий, представить себя в роли  соответствующего должностного лица, какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать.

-Следует тщательно изучить все рекомендованные нормативные акты, инструкции в части, касающиеся ролевых  должностных обязанностей. При необходимости составить четкую последовательность работы или  опорную схему. Тщательно подготовиться к возможному выступлению, которое должно быть мотивированным, интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами.

-Необходимо иметь в виду, что игра будет протекать строго в соответствии с ее сценарием. При этом следует проявлять активность и находчивость, включаться в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, соблюдая этику деловых отношений.

         Выполнение этих и других рекомендаций, в значительной мере, повышает качество деловой игры. Замечено, что живо, интересно проведенная деловая игра оставляет у студентов хорошее впечатление и вызывает стойкий интерес к дальнейшему участию в таких формах аудиторных занятий.      

     Хорошо известно, что творчески мыслящих, ответственных и инициативных специалистов могут подготовить такие же творчески мыслящие, ответственные и инициативные преподаватели. Сегодня уже ни у кого  не вызывает сомнения, что преподаватель образовательного учреждения не может быть только специалистом в узкопрофессиональной области своего предмета. Он должен быть педагогом мастером, методистом, умеющим работать со студентами, организовывать их самостоятельную учебно-познавательную деятельность, творчески разрабатывать методику и применять активные  методы современных педагогических образовательных технологий.          

 

                                         Литература

  1. Алексеев Б.Е. Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - М., 2011
  2. Анукушина Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. -Томск., 2012
  3. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения.- М.,2010
  4. Бабкин В.Ф. Деловые и имитационные игры. - Воронеж.: ВГАСУ,2009
  5. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования. М., 2009
  6. Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2010
  7. Шаронова Н.С. Деловые игры. - М.: Издание РУДН, 2012

         

   

 

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»

Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...

Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО

Методическая разработка  урока по учебной дисциплине «Психология»  по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...

Деловая игра как метод обучения студентов эффективному взаимодействию с клиентом.

В настоящее время широкое распространение получили активные методы обучения такие как ролевые игры, дискуссии, «мозговые штурмы» и др. В их основе лежит принцип непосредственного участия у...

Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».

Методическое  пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....

Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"

Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...

Материалы для проведения объединенного заседания ЦМК по теме : Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса

Материал доклада дает понятие  активных методов обучения., а так же раскрывает  особенности его применения на занятиях по ПМ04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская...