Совершенствование методики проведения деловой игры как активного метода обучения студентов
статья на тему
Организация учебно-профессио-нальной деятельности студентов по реализации цели в соответствии со сценарием и правилами - это стержень проведения деловой игры. Сложность заключается в том, что в деловой игре пересекаются реальность и условность, модель и имитация. И самое трудное, на наш взгляд,- найти оптимальный баланс между ними при разработке сценария, содержащего жизненную ситуацию (фабулу) для практического разрешения.Если будет « перевешивать» игровая процедура, то деловую игру можно сравнить с любительским спектаклем. Если же произойдет «перевес» учебно - профессиональной составляющей - будет сходство с семинаром. И только при достижении этого баланса деловая игра наполняется интересным игровым и учебным содержанием, реализует системно-деятельностный подход, с помощью которого студенты реально приближаются к условиям будущей профессиональной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_delovoy_igre_._docx.docx | 22.85 КБ |
Предварительный просмотр:
колледж «Царицыно» Федотова И.А
Совершенствование методики проведения деловой игры
как активного метода обучения студентов
Сегодня сфера среднего профессионального образования существенно модернизируется. В учебный процесс образовательных учреждений внедряются современные педагогические технологии, активные методы обучения, актуальность которых определяется необходимостью активизации и повышения эффективности учебно-познавательной деятельности студентов, усиления практической направленности подготовки специалистов в соответствии с требованиями ФГОС СПО.
В теории и практике обучения студентов сформировалось общепринятое мнение о том, что активные методы обучения - это совокупность приемов и способов, посредством которых учебно-познавательная деятельность обуча-ющихся носит продуктивный, творческий, поисковый характер. Практика убедительно свидетельствует о том, что активные методы обучения :
-развивают творческую активность студентов, формируют у них особый стиль умственной деятельности - продуктивное мышление;
-включают обучающихся в поисковую, учебно-исследовательскую деятельность, развивают их самостоятельность и способность к самообразованию;
-создают возможности для творческого сотрудничества преподавателя и обучающихся , обеспечивают глубокое, прочное усвоение учебного матери-ала и развитие у студентов необходимых компетенций.
По своему содержанию и направленности активные методы имеют широкий диапазон. Наиболее сложным из них является деловая игра- организованное практическое занятие моделирующее элементы будущей деятельности студентов и направленное на повышение качества их профессиональной подготовки. Методически грамотное проведение деловых игр обеспечивает рациональную форму подготовки студентов к будущей профессии. В процессе их проведения формируется особый тип отношений обучающихся, качественно отличающийся от традиционных учебных форм. Это отношения конструктивного сотрудничества, созидания и профессионального развития личности каждого студента.
Изучение опыта проведения деловых игр по определенным темам свидетельствует о наличии множества разнообразных вариантов, подходов к определению их содержания и структуры. Вместе с тем, творческая методическая деятельность преподавателя по разработке и проведению деловых игр предполагает учет и использование систематизированного позитивного опыта, отраженного в публикациях ряда авторов в педагогической и методической литературе. По сути совершенствование методики проведения деловой игры охватывает все ее элементы: определение целей, разработка правил деловой игры, определение ролей, разработка системы оценивания деловой игры, разработка сценария, плана деловой игры, подведение итогов и др.
Как свидетельствует практика, качественная методическая разработка ряда этих элементов вызывает у преподавателей определенные трудности. К ним относится, прежде всего, проблема целеполагания. Цель – это заранее запланированный результат деловой игры. Как правило, опытные преподаватели целями деловых игр определяют углубление и систематизацию знаний, формирование у студентов общих и профессиональных компетенций, приобретение опыта освоения определенных видов профессиональной деятельности в соответствии с рабочей учебной программой дисциплины и темой занятий. Эти цели по сути и определяют задачи, содержание и структуру деловой игры, что способствует достижению запланированного результата.
Организация учебно-профессиональной деятельности студентов по реализации цели в соответствии со сценарием и правилами - это стержень проведения деловой игры. Сложность заключается в том, что в деловой игре пересекаются реальность и условность, модель и имитация. И самое трудное, на наш взгляд,- найти оптимальный баланс между ними при разработке сценария, содержащего жизненную ситуацию (фабулу) для практического разрешения. Действительно, если будет « перевешивать» игровая процедура , то деловую игру можно сравнить с любительским спектаклем. Если же произойдет «перевес» учебно - профессиональной составляющей -будет сходство с семинаром. И только при достижении этого баланса деловая игра наполняется интересным игровым и учебным содержанием, реализует системно-деятельностный подход, с помощью которого студенты реально приближаются к условиям будущей профессиональной деятельности.
Важным элементом совершенствования методического обеспечения деловой игры является качественная разработка игровых правил как определенных норм для поведения обучающихся. Эти правила могут варьироваться, дополняться в зависимости от конкретных условий, направленности и порядка проведения деловой игры. Обобщая передовой опыт, правила игрового поведения для студентов можно сформулировать следующим образом:
-точно выполнять ролевое задание в соответствии со сценарием;
-активно и инициативно участвовать в работе, обоснованно предлагать свои варианты в решении поставленных учебно-профессиональных задач;
-на индивидуальном уровне игры выполнять всю работу самостоятельно;
-объективно оценивать результаты своей работы, умело разрешать профессиональные споры, не допускать конфликтных ситуаций;
- соблюдать учебно-трудовую дисциплину, четко выполнять указания преподавателя - руководителя, не отвлекаться от деловой игры и др.
И особенно важно - при проведении деловой игры все студенты без исключения должны реализовать главное правило: нет актеров и зрителей - все активные участники.
Необходимо подчеркнуть, что учебно-игровая деятельность студентов-участников деловой игры подлежит системной и объективной оценки со стороны преподавателя - руководителя деловой игры. Система оценивания непосредственно связана со всеми основными параметрами деловой игры: решение конкретного задания, достижение целей профессионального испытания, исполнение ролей и правил, соблюдение регламента, создание атмосферы уважения и др.
Исходя из этого, в основу оценивания студентов-участников деловой игры можно положить следующие показатели: уровень выполнения задания; производительность учебно-профессионального труда; своевременность выполнения задания, соблюдение игровых правил; активность и инициативность; культура делового общения; учебно-трудовая дисциплина.
Как было отмечено, деловая игра наиболее сложный вид аудиторных занятий и ее эффективность, уровень выполнения ролевых обязанностей обучающихся, в конечном счете, определяется качеством предварительной подготовки, мобилизованностью и заинтересованностью в оптимальном решении той или иной учебно-профессиональной проблемы. В этом отношении трудно переоценить значение качественной разработки преподавателем методических рекомендаций студентам по подготовке и проведению деловой игры. Решение этой задачи непосредственно зависит от методического творчества и профессионального мастерства преподавателя. Наряду с конкретными указаниями преподавателя на подготовительном этапе (цель, задачи, условия, процедуры, особенности подготовки, изучения необходимого материала, выполнения конкретных заданий и др.) важно сформулировать и довести до студентов и обобщенные рекомендации руководителя деловой игры, которые, как показывает практика, приносят студентам большую пользу. Например:
-Получив роль, необходимо, выражаясь языком артистов, осознано войти в нее, не торопясь вновь прочитать сценарий, представить себя в роли соответствующего должностного лица, какими знаниями, навыками и умениями он должен обладать.
-Следует тщательно изучить все рекомендованные нормативные акты, инструкции в части, касающиеся ролевых должностных обязанностей. При необходимости составить четкую последовательность работы или опорную схему. Тщательно подготовиться к возможному выступлению, которое должно быть мотивированным, интересным, насыщенным по возможности примерами и фактами.
-Необходимо иметь в виду, что игра будет протекать строго в соответствии с ее сценарием. При этом следует проявлять активность и находчивость, включаться в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, соблюдая этику деловых отношений.
Выполнение этих и других рекомендаций, в значительной мере, повышает качество деловой игры. Замечено, что живо, интересно проведенная деловая игра оставляет у студентов хорошее впечатление и вызывает стойкий интерес к дальнейшему участию в таких формах аудиторных занятий.
Хорошо известно, что творчески мыслящих, ответственных и инициативных специалистов могут подготовить такие же творчески мыслящие, ответственные и инициативные преподаватели. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что преподаватель образовательного учреждения не может быть только специалистом в узкопрофессиональной области своего предмета. Он должен быть педагогом мастером, методистом, умеющим работать со студентами, организовывать их самостоятельную учебно-познавательную деятельность, творчески разрабатывать методику и применять активные методы современных педагогических образовательных технологий.
Литература
- Алексеев Б.Е. Методологические рекомендации по организации учебно-технических и деловых игр. - М., 2011
- Анукушина Е.А. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения. -Томск., 2012
- Аргунова Е.Р. Активные методы обучения.- М.,2010
- Бабкин В.Ф. Деловые и имитационные игры. - Воронеж.: ВГАСУ,2009
- Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования. М., 2009
- Панфилова А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога. - М.: Академия, 2010
- Шаронова Н.С. Деловые игры. - М.: Издание РУДН, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт применения активных методов обучения в формировании компетентности студентов при изучении дисциплин «Управленческая психология», «Управление персоналом»
Данная статья - это опыт применения деловых игр на учебных занятиях по дисциплинам "Управленческая психология" и "Управление персоналом"...
Методическая разработка урока по психологии по теме: «Темперамент» с использованием активных методов обучения студентов в рамках ФГОС СПО
Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Психология» по теме: «Темперамент» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных...
Презентация для студентов педагогических колледжей по методике преподавания литературы в основной школе:" Активные методы обучения-методы, стимулирующие познавательную деятельность обучающихся"
К активным методам обучения относятся: "Диспут", "Дискуссия по переписке", "Аквариум", "Молчаливая дискуссия" и т.д....
Деловая игра как метод обучения студентов эффективному взаимодействию с клиентом.
В настоящее время широкое распространение получили активные методы обучения такие как ролевые игры, дискуссии, «мозговые штурмы» и др. В их основе лежит принцип непосредственного участия у...
Методическое пособие «Методика проведения инновационных уроков профессионального обучения с использованием активных методов обучения».
Методическое пособие по применению активных методов обучения (АМО) в процессе инновационного обучения для педагогов образовательных организаций....
Доклад "Активные методы обучения, их классификация. Особенности применения активных методов обучения"
Система методов — это не простой набор, а такая совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов. В совокупности они ...
Материалы для проведения объединенного заседания ЦМК по теме : Активные методы обучения как средство повышения качества образовательного процесса
Материал доклада дает понятие активных методов обучения., а так же раскрывает особенности его применения на занятиях по ПМ04. Выполнение работ по профессии «Младшая медицинская...