Мастер-класс "Дом для звука" (начала грамоты)
материал

Ризванова Светлана Георгиевна

Одной из задач, обозначенных ФГОС ДО, является формирование предпосылок учебной деятельности. Система раннего обучения письму и чтению Е.Е.Шулешко учитывается все особенности детей дошкольного возраста и специфика работы с ними. Данная система работы позволяет не только сформировать  у детей представления о букве и письме, но  и развивает умение общаться, работать в группе,следовать правилам и многое другое

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rizvanova_s.g._master_klass_nachala_gr.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

«Дом для звука»

Мастер-класс

по использованию приемов

работы с «Аквариумом»

Ризванова С.Г.,

воспитатель МАДОУ  №  16 «Тополек»  г. Енисейска

Цель:     Представление приемов  работы по системе раннего обучения детей письму и чтению Е.Е.Шулешко «Начала грамоты»

Задачи:

1.        Представить коллегам  приемы   работы с алфавитной таблицей Аквариум;

2.        Сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование представленных приемов в собственной практике.

Актуализация.

        Одной из задач, обозначенных ФГОС ДО, является формирование предпосылок учебной деятельности.

        Сегодня я представлю несколько фрагментов работы по системе раннего обучения письму и чтению Е.Е.Шулешко. «Начала грамоты». Данные приемы позволяют обеспечить достижение следующих целевых ориентиров:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью,  может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, склонен наблюдать, экспериментировать. ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Для  работы  мне необходимо 8 помощников.

Встаньте так,  чтобы вам  было видно друг друга.

Игра  «Снежный ком»

Ведущий первый называет  свое имя,  следующий за ним повторяет имя ведущего,  а затем называет  свое, следующий  повторяет уже 2 имени,  затем называет  свое.

Эта  игра  на  рабочий настрой  и на  непринужденную обстановку. Развивает внимание, память и общительность.

Игра «Буква-Хоровод»

Выбираем ведущего и становимся  паровозиком. Ведущий  задумывает прописную  букву и   двигаясь  по залу пишет её своим движением, а  движущиеся за ним «паровозики», должны  отгадать какую букву он написал.

Эта игра тренирует согласованность в коллективе,  развивает память,  внимание и воображение.

Предлагаю  вашему вниманию Алфавитная таблица «Аквариум».  Мы  с ней немножко  поиграем.  На  столе лежат 3 карточки с  названиями игр, но условие! С карточкой может работать только 2 человека. Договоритесь,  кто из вас уйдет

Аквариум

На  карточках предлагается название  игр:

1. Съедобное, не съедобное.                                                                 2.Одинаковое, разное.                                                                  3.Твердое, жидкое, мягкое.

Ваша задача: каждой  паре придумать игру  с    названием, указанным на карточке, и провести ее. С кем будете проводить? Кто будет с вами играть, выбирайте сами.

минуты  вам  достаточно, чтобы придумать игру и правила?

ти ее, используя   «Аквариума.

Таблица «Аквариум» нужна детям на  протяжении всего  периода  обучения.  По  ней  они знакомятся  с печатными буквами русского алфавита в первые  недели занятий, а в дальнейшем  постоянно обращаются к ней при  знакомстве с новым  материалом, касающимся звуков,  букв, слогов и слов.

В  данный момент происходит  разговор возле  аквариума.  Такую работу можно организовать   с детьми и  2-х  и  3-х лет. Во время такой работы картинка оживает.

Предметом сравнения может быть что угодно. Когда начинается игра, вопросы возникают сами по себе. Аквариум, как картина, помогает  находить сопоставления и интересные вопросы.. У ребенка формируется  и как бы «рождается» позиция знатока ответов  на вопросы о  названиях букв и об  их облике и месте положения, и в общем, знатока Аквариума.  Свою  позицию  знатока можно показать демонстративно, встав спиной к таблице и продолжая вести  разговор, не оборачиваясь к картине.  Такого  рода  игровой ситуацией  ребенок  показывает,  что  у  него  сложились  представления о неповторимости  буквы  по  имени,  по  месту, по облику

Зашифровки

На трех карточках записаны числа, их нужно расшифровать с помощью аквариума. (буквы в слове перепутаны). Нужно составить слово из зашифрованных букв. Нужно найти расшифрованное слово в зале(песок).

Данный вид деятельности формируется внимание, появляется мотивация к чтению, шифровка может быть мостиком к следующей деятельности)

Коллеги продолжают работать в парах. В зале 3 ванночки с песком, в котором находятся разные мелкие запрещенные предметы (гвозди, иглы, шурупы ит.д.)

- Что вы видите  в песке?

- Чем нельзя играть детям?  

- Как песок  можно быстро почистить?(С помощью  магнита)

Эта работа  позволяет выявить свойства предметов, классифицировать их.

В  песке остались предметы. Ваша  задача, объединить  предметы в 3  группы  по  трем  основаниям,  а  основания определите сами.  

Назовите общее  свойство одним словом

У  вас получились слова…(Украшение, Игрушки, формы).

Ваша следующая задача, выбрать способ, которым вы приготовите домик для звука. Первой  группе  для звука, который  стоит  в начале, второй в  середине, третьей,  который стоит в конце слова.

 (из веревочек,  песок,  пластилин, человек,  бумага и ножницы…)

У детей формируется представление о букве, как о доме, в котором живет звук, или как о видимой форме , обозначающей звук.

Предлагаю  вам  вернуться  к песку. У вас на песке нарисованы печатные  буквы.  Ваша задача  превратить  эту букву в  другую.

Пары поменяйтесь  местами и попробуйте угадать, какая буква была напечатана в начале. Придумайте свою букву, из которой ваши коллеги могут превратить в другую.

Данная работа формирует у детей представление о букве, ее образе, как уникальном  видимом символе  звука..

Ступеньки

Данный способ работы (прием)  исключает развитие побуквенности – чтение и запись слов  «на ступеньках».

Рефлексия  "Светофорчик":

         если приемы понравились и вы готовы ими пользоваться, укажите на стикере, какие именно приемы, и прикрепите их на зеленый свет;

        если "подумаю" брать или не брать данный прием - прикрепляю на желтый свет;

        если прием не понравился, то стикер с приемом прикрепляем на красный свет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕРНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Хореографическое творчество».Прим...

Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...

Грамота студента

Грамота студента за участие в студенческой научно- практической конференции Всероссийского открытого конкурса научно- исследовательских работ молодёжи "Меня оценят в XXI веке"...

Грамота студента

Грамота за участие в конференции...

Календарно-темотическое планирование. Обучение грамоте (письмо). 1 класс

Календарно-темотическое планирование. Обучение грамоте (письмо) (115 часов) 1 класс. + пояснительная записка....

Грамоты

Грамота Мин. Образования и науки РФГрамота Федерального агенства по печати и массовым коммуникациямДепартамента образования г.МосквыДиплом Российского книжного Союза...

Статья "Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"

Преемственность детского сада и школы предусматривает, во-первых, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, во-вторых, — ...