Статья "Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"
статья на тему

Баркова Светлана Васильевна

Преемственность детского сада и школы предусматривает, во-первых, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, во-вторых, — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл barkova_svetlana_vasilevna_statya.docx18.13 КБ

Предварительный просмотр:

Баркова Светлана Васильевна

ГАПОУ СО «СОПК», Россия, город Саратов

Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников

Преемственность детского сада и школы предусматривает, во-первых, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, во-вторых, — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Иной подход использовался к решению этой проблемы несколько лет назад, когда учитель начальной школы должен был научить детей читать, писать, дать основные знания об окружающем мире. В современное время всему этому учат детей уже в дошкольном возрасте. Это ложится на плечи работников дошкольных образовательных учреждений. Они должны хорошо знать требования, которые предъявляются к детям в I классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению.

В качестве главного условия непрерывного образования преемственность была впервые обозначена Коллегией Министерства Образования РФ в 1996г. В этот период в развитии образования наблюдался особый интереса к данному вопросу и возможностям его решения, что отразилось в различных периодических изданиях. Таким образом, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием до сих пор остается одной из важнейших и актуальных на современном этапе развития образования.

В первом  классе дети встречаются с такими понятиями как звук, слово, слог, предложение, буква. Но с этим материалом можно познакомить детей еще в детском саду, не давая определений, а играя с детьми. Сложность идеи преемственности заключается в  плавном переходе от одного звена образования к другому. Поэтому, в дошкольном возрасте играя, дети знакомятся и оперируют вышеперечисленными понятиями. Например, при ознакомлении с понятием «Слово» воспитатель учит детей употреблять «слово» осознанно, как термин. Для этого организуются игровые упражнения «Я знаю много слов», «Назови предмет словом», «Доскажи словечко» и т.д. На одном из занятий воспитатель перечисляет ряд слов и задает вопрос: «Что я сейчас произносила?» Если детьми усвоено это понятие, то они ответят, что воспитатель произносил слова.

Со словесным составом предложения дети младшего школьного возраста встречаются в Букваре. А дошкольники играют в игру «Живые слова», которая четко демонстрирует словесный состав предложения.

Правило о звонких и глухих согласных дети изучают на уроках русского языка. Но детям будет легко даваться этот материал, если знакомство с этим материалом произойдет в практическом плане, в дошкольном возрасте. При изолированном произнесении согласного просим детей положить ладонь на горло. Горлышко сравнивается с язычком колокольчика. Если при произнесении звука горлышко дрожит, вибрирует, то произносимый звук – звонкий. А если в спокойном положении, то звук - глухой.

И учитель, и воспитатель заботятся об умственном воспитании и развитии каждого ребенка, ставят его перед необходимостью, решая умственные задачи, затрачивать определенные усилия. Постепенно, в процессе обучения у детей возникает осознанное отношение к заданиям, умение вслушиваться, вникать в объяснения воспитателя, стремление добиваться хороших результатов не ради похвалы, а для удовлетворения от результатов труда.

 Пусть те понятия, с которыми ребенок встретится в школе, не покажутся ему сложными, не знакомыми, а наоборот – известными из игр, стихов.  « От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям», писал В.А. Сухомлинский. Необходимо создать  все условия для того, чтобы этот нелегкий путь для ребенка стал интересным и  увлекательным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по теме: "Упражнения на подготовку к обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям"

Разработка конспекта по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"

Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...

Карта профессионального развития "Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста"

центр для несовершеннолетних»(Стационарное отделение с. Красный Яр)  Карта профессионального развития Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста и младшего школьного возра...

Современные методы и подходы к обучению плаванию детей дошкольного возраста

Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, так как плавание – это универсальное средство разностороннего воздействия на организ...

Вспомним Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста и школьников

Актуальность обеспечения безопасности дорожного движения растет, и это объясняется увеличением количества автомобилей на дорогах. В таких условиях большое значение приобретает выполнение правил дорожн...