Современные методы и подходы к обучению плаванию детей дошкольного возраста
статья по теме

Петрова Татьяна Николаевна

Особое место в физическом воспитании в дошкольных учреждениях занимает обучение необходимым навыкам плавания, так как плавание – это универсальное средство разностороннего воздействия на организм человека, которое относится к числу наиболее эффективных средств оздоровления.

Чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма. Дети, с раннего возраста привыкшие к физическим нагрузкам, организованному, здоровому образу жизни легче перенесут школьные нагрузки. Доказано, что в условиях образовательного учреждения, при непрерывном обучении плаванию, начиная с раннего возраста, достигаются наиболее высокие  результаты не только физического развития, двигательной подготовленности, но  умственных данных малыша, стимулируя его нервно – психическое (психомоторное) развитие.

Начиная с первой младшей группы (2-3года) дети посещают  бассейн.

На занятиях плаванием, оздоровительная направленность является приоритетной. 

Решая главную задачу– обеспечение и укрепление полноценного физического развития детей,

мы поставили перед собой цель - оптимальное увеличение степени оздоровления воспитанников.

В качестве базовой программы обучения плаванию, многие педагоги большинства детских садов считают методику Т.И. Осокиной. В этой методике большое внимание уделяется младшему и среднему возрасту, но недостаточно освещены вопросы обучения плаванию детей старших и подготовительных групп. В настоящее время оснащение бассейнов становится очень разнообразным и многофункциональным, появляется различное современное стандартное и нестандартное оборудование, которое способствует появлению нового подхода к организации занятий по плаванию. В большинстве детских садов сейчас появляются специализированные группы для детей с особыми образовательными потребностями, для которых необходим индивидуальный подход.  В нашем учреждении возникла необходимость в  разработке и внедрении авторской программы, которая должна иметь современный подход к организации и проведению занятий в бассейне, соответствовать ФГТ и иметь комплексы  различных корригирующих упражнений.  В 2013 году  я начала работать по своей авторской программе «Мы учимся плавать», которая разработана в тесной интеграции со специалистами ДОУ и опирается на перспективно тематические планы групп соответствующих возрастов. Данная программа имеет рецензию.

Обучение плаванию проводятся в форме групповых занятий. Группы делятся  на подгруппы, обеспечивая индивидуально-дифференцированный подход к подбору и комплектованию групп до 10 человек, с каждой из которых занятия проводятся поочередно.

 В структуру занятий включены элементы художественного и фигурного плавания, аквааэробики,  релаксационных упражнений в воде, что делает занятие более эмоциональным и красочным и, конечно же, положительно влияет на здоровье детей, посещающих группы различной образовательной направленности.

 Каковы же современные подходы, применяемые в детском саду перед плаванием  на суше:

  • комплексная гимнастика – система специально подобранных физических упражнений и научно разработанных методических положений, направленных на решение задач всестороннего физического развития и оздоровления ребенка с использованием современного оборудования;
  • использование музыкально – ритмических  упражнений с разными предметами: гимнастическими палками, обручами, мячами, гантелями, веревками;
  • упражнения релаксации - неподвижные позы; аутотренинги с использованием сюжетных образов; релаксационный массаж, который учит почувствовать разницу между мышечным напряжением и расслаблением, дыхательные упражнения. Важным в выполнении упражнений является то, что каждое действие должно доставлять приятные ощущения и удовольствие, способствовать хорошему самочувствию. Позволяет приучать детей к отдыху в короткий временной промежуток, к быстрому переходу от одного эмоционального состояния к другому, восстанавливают функции организма после физических упражнений, повышают работоспособность. Желательно выполнять под спокойную музыку.
  • фанк – аэробика - это вид занятий с характерной особенностью техники движений: пружинящая ходьба, более свободная пластика рук. Акцент делается  на танцевальности и эмоциональности движений;
  • упражнения на ортопедической дорожке  - это ходьба по дорожке с ячейками, наполненными различным материалом для профилактики плоскостопия у детей. Возможно выполнение различных неподвижных поз, способствующих формированию правильной осанки, во время передвижения из одной ячейки ортопедической дорожки в другую.

Современные подходы в организации занятий в воде:

Гидроаэробика - это выполнение умеренных по интенсивности физических упражнений в воде под музыку. Находясь в воде, ребенок испытывает ощущение, во многом сходные с состоянием невесомости, поэтому упражнения ему легче выполнять в воде, чем на суше. В то же время вода создает сопротивление и для получения необходимой нагрузки для мышц достаточно небольшого количества повторений упражнений.

Художественное плавание - это выполнение, демонстрация различных хороводов, фигурных маршировок, геометрических фигур, всевозможные построения и перестроения, композиции, объединенные плавательными движениями и элементами статистического плавания (т.е. умение неподвижно лежать на воде). Выполняется под музыку, возможно синхронно. Могут быть индивидуальные, парные, групповые. Упражнения позволяют закрепить навыки плавания, разнообразить процесс обучения и развивая процесс акватворчества.    

Фигурное плавание представляет собой, составленные из элементов хореографии комплексы с использованием акробатических и гимнастических комбинаций для построения различных фигур в воде (можно использовать карточки с изображением круга, звёздочки, линии  и т.д).

Заметив, с какой заинтересованностью и старательностью дети выполняют упражнения  релаксации на суше, мы решили использовать их на воде (гидропластика), ведь применение их действительно помогает быстро менять эмоциональное состояние детей, а это очень важно, потому что в воде внимание рассеивается. Решение применять поддерживающие средства пришло  во время наблюдений за детьми. Дети с удовольствием лежат  на воде, используя нарукавники и нудлсы, у ребят быстрее проходит чувство страха, особенно при лежании на спине, они учатся управлять своим  телом. Гидропластика  позволяет выполнять движения в воде более медленно плавно и ритмично. Музыка и вода отлично восстанавливает организм после плавательных нагрузок. Но здесь очень важно обратить внимание на то, что использование поддерживающих средств ведет к  неправильному положению тела, поэтому нужно строго следить за тем, чтобы голова была на воде, ноги подняты, живот подтянут к поверхности воды во время лежания на спине.

Мне бы хотелось наглядно продемонстрировать имеющееся оборудование, которым мы пользуемся на занятиях в бассейне.

Стандартное оборудование: поддерживающие средства и игрушки: доски из пенопласта и пластмассы, ласты, надувные игрушки, резиновые мячи, надувные круги, мелкие игрушки из плотной резины: тонущие, для упражнений на погружение в воду с головой и открывание глаз в воде (отыскать игрушку на дне бассейна), и не тонущие; обручи для упражнений на погружение в воду (игры «Пройди в обруч, «Поезд в туннель!» и др.), игрушки с изменяющейся плавучестью, гимнастические палки.

К нестандартному инвентарю можно отнести сделанные своими руками различные листочки, цветочки, водоросли, которые используются при проведении праздников на воде, изготовление «подводных туннелей» из обручей и утяжеляющих мешочков с песком, резиновые игрушки, наполненные песком и заклеенные силиконовым клеем, чтобы игрушки опускались на дно, теннисные шарики и соломки для использования их при упражнениях на развитие дыхания и т.д.

Современный инвентарь и оборудование:

  • аквагоркаприменяется как альтернатива для спуска детей в бассейн, и используется для обучения детей нырянию;
  • аквагантели, усиливающие нагрузку на определённые мышцы;
  • тонущие палочки, использующиеся как разметка под водой, а также при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде. Также они предназначены для тренировки навыков подводного плавания, улучшения техники ныряния и совершенствования навыка ориентации под водой;
  • лопатки, использующиеся на глубокой воде для отработки правильной техники плавания, а также для развития силы и скорости;
  • нудлсы,  являются как поддерживающим, так и увеличивающими нагрузку оборудованием;
  • тонущие кольца с шипами используются для погружения в воду с головой, а также в комплексах дыхательных упражнений и  как предмет для развития мелкой моторики; 
  • нарукавники - поддерживающее средство, позволяющее держать тело в горизонтальном положении;
  • утяжелённые резиновые ёжики – развитие крупной и мелкой моторики, укрепление мышц рук и ног через работу с предметом;
  • колобашки - вставки для соединения ног, имеют большую плавучесть и используются для тренировки мышц верхней части тела и улучшения техники плавания;
  • «морские обитатели»  - плоские прорезиненные многоразовые наклейки на стены бассейна;
  • резиновые матрасики – перчатки;
  • аквадиски, для развития мышц рук и плечевого пояса;

 

Использование такого оборудования создаёт:

  • положительный эмоциональный фон;
  • вызывает интерес к занятиям;
  • стимулирует и обогащает двигательную деятельность детей;
  • развивает и совершенствует движения;
  • позволяет решать на занятии самые разнообразные задачи;
  • способствует выработке чувства равновесия и правильной осанки;
  • помогает детям приобретать уверенность и самостоятельность.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Проблема преемственности обучения грамоте детей дошкольного возраста и младших школьников"

Преемственность детского сада и школы предусматривает, во-первых, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, во-вторых, — ...

Конспект занятия по теме: "Упражнения на подготовку к обучению детей дошкольного возраста танцевальным движениям"

Разработка конспекта по МДК 02.05. «Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»...

ЛЕКЦИЯ по дисциплине ОП.01 ПЕДАГОГИКА для проведения занятия со студентами по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» Тема: "Экскурсия как форма обучения детей дошкольного возраста"

Цель: ·         дать знания студентам о такой форме обучения в ДОУ, как экскурсия, её цели и задачи в организации педагогического процесса;·...

Презентация: "Методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста с особенностями развития"

Презентация разработана в соответствии с программой обучения по дисцеплине "Педагогика", специальность 4.02.01 "Дошкольное образование"...

Методические рекомендации «Использование методов и приёмов организации и обучения детей дошкольного возраста на занятиях по продуктивным видам деятельности в разных возрастных группах»

Методические рекомендации по использованию различных методов и приёмов организации и обучения детей на занятиях по продуктивной деятельности. Материал будет полезен начинающим педагогам и студентам, о...

Современные методы развития познавательного интереса к книге у детей дошкольного возраста

Современные  методы развития познавательного  интереса к книге у детей дошкольного  возраста...