Современные методы развития познавательного интереса к книге у детей дошкольного возраста
материал

Хаданович Алина Евгеньевна

Современные  методы развития познавательного  интереса к книге у детей дошкольного  возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современные  методы развития познавательного  интереса к книге у детей дошкольного  возраста.

Солод Юлия (студентка 3 курса дошкольного отделения. Научный руководитель Хаданович А.Е.)

Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни - в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе.

Книга, прочитанная в детстве, оставляет более сильный след, чем книга, прочитанная в более зрелом возрасте. «О, память сердца! Ты сильней рассудка памяти печальной»,  - писал  К. Батюшков.

         Огромные возможности для формирования личности ребенка таятся в детской книге. Каждая хорошая книга не только расширяет кругозор детей и рождает новые интересы, но и подчиняет своему влиянию их воображение и чувства, заставляет мыслить. Детская книга пишется для воспитания, а воспитание – велико дело: «им решается участь человека», так говорил В.Г. Белинский.

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, когда получили развитие современные технологии, общество, как никогда нуждается в творческих, смелых, инициативных личностях. Особое место в системе работы воспитателя, учителя занимает развитие познавательного интереса к процессу обучения и развитие творческих способностей детей. Именно на педагога ложиться главная ответственность за выявление потенциальных способностей и талантов, он в ответе за судьбу подрастающего поколения. Следует  отметить, что  в  период  дошкольного  детства формируются предпосылки  для дальнейшего  обучения   ребенка,  поэтому очень важно  серьезно подумать  о  важности духовно-нравственного,  эстетического  воспитания   ребенка наряду  с  развитием логического  мышления. Формированию  важных  новообразований   в   жизни  ребенка способствует обращение   к   книге как  источнику развития   кругозора   ребенка. Но в связи  со  стремительным  развитием  технических  средств, компьютерных  технологий, обилию  средств   массовой   информации книга уходит на   второй план,  а   приобщение   детей   к   чтению,  формирование   познавательного  интереса   к   книге – это важнейшая  задача, которая   стоит  перед  воспитателями,  родителями.

Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы.  Проблема восприятия книги детьми дошкольного  возраста и   является предметом  нашего  исследования. Актуальность  исследования заключается в том, что в современном  мире обращение  к художественной книге уходит  на второй план, а формирование всесторонне  развитой личности  ребенка без эстетического, нравственного аспекта невозможно, поэтому необходимо  совершенствовать  методы и  приемы,  при  помощи  которых появиться возможность  сформировать  познавательный интерес к художественной книге на самом раннем  этапе развития ребенка.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в детском   саду. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой – с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

У детей формируют способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

 При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

 При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию. Проведение занятия требует создания спокойной обстановки, четкой организации детей, соответствующей эмоциональной атмосферы.

Чтению может предшествовать краткая вводная беседа, подготавливающая детей к восприятию, связывающая их опыт, текущие события с темой произведения.

 В такую беседу могут быть включены краткий рассказ о писателе, напоминание о его других книгах, уже знакомых детям. Если предшествующей работой дети подготовлены к восприятию книги, вызвать у них интерес можно с помощью загадки, стихотворения, картинки. Далее нужно назвать произведение, его жанр (рассказ, сказка, стихотворение), имя автора.

Выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения не следует отвлекать детей от восприятия текста вопросами, дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает повышения или понижения голоса, паузы.

 По окончании чтения, пока дети находятся под впечатлением прослушанного, необходима небольшая пауза. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Разговор, затеянный по инициативе педагога, будет неуместен, так как разрушит впечатление от прочитанного. Можно спросить, понравилась ли сказка, и подчеркнуть некоторые моменты задавая вопросы детям о прочитанном произведении.

Перед чтением целесообразно провести небольшую беседу, дать определенную целевую установку для восприятия. Далее воспитатель выразительно читает текст.

Следующий этап – беседа о прочитанном. Перед педагогом встает достаточно сложная задача: сохраняя у детей свежесть первых впечатлений от прослушанного, вести их к более глубокому пониманию содержания произведения в пределах, доступных дошкольному возрасту.

Различаются следующие категории вопросов для беседы.

  1. Вопросы, позволяющие узнать, какого эмоциональное отношение к явлениям, событиям, героям, изображенным в литературном произведении.
  2. Вопросы репродуктивного характера, направленные на воспроизведение содержания.
  3. Вопросы, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей.
  4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности.
  5. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его идею, «сверхзадачу».
  6. Заключительными должны быть вопросы, побуждающие детей к обобщениям,   задача родителей – знать о литературных склонностях своего малыша, чтобы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       совершенствовать их. Важно отметить, что совместное чтение способствует становлению тёплых эмоциональных отношений матери и ребёнка.

Оформление   книги для ребенка имеет  важное  значение. Детская  книга,  особенно для   самых  маленьких,  не  может  быть карманной. Во время чтения художественной литературы обратите внимание на следующие рекомендации.

-  Читайте с выражением, меняя интонацию в зависимости от персонажа.

-  Как можно чаще показывайте иллюстрацию к тексту. Это повышает интерес у ребёнка.

- Уберите из поля зрения игрушки и предметы, которые отвлекают вашего ребёнка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Постарайтесь читать в тихой, спокойной обстановке.

-  Читайте вслух как можно  чаще.

-  Детские книги должны находится в доступном для малыша месте.

-  Запишитесь в детскую библиотеку, предоставьте ребёнку участвовать в выборе книг.

Если родители всерьез обеспокоены недостаточно заинтересованным отношением ребенка к чтению, им могут пригодиться советы американского психолога В. Уильямса. Вот некоторые из них:

  1. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  2. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным и т.п.
  3. Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их сами и получайте в качестве подарков.
  4. Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке, книжном магазине и т.п.).
  5. На видном месте дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении (сколько книг прочитано и за какой срок).
  6. Выделите дома специальное место для чтения (укромный уголок с полками и т.п.). В доме должна быть детская библиотечка.
  7. Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще что-то прочитать об этом (например, книги о динозаврах или космических путешествиях).
  8. Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
  9. По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории. Развлекайте себя сами вместо того, чтобы смотреть телевизор. Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые любят читать.
  10. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им

k. Детям лучше читать короткие рассказы, а не большие произведения: тогда у них появляется ощущение законченности и удовлетворения.

        Таким образом, необходимо  помнить,  что дошкольный возраст – благоприятное   время для приобщения  ребенка к художественной литературе. Важно с детьми учить потешки, стихи, загадки, переносить  их  в детское творчество, в технику оригами. В круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам.

Список  литературы

  1. Дети  в  лабиринте сказок // Дошкольное  образование, № 6, 2010.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика - Синтез, 2005. - 72 с.
  3. Гурович Л. и др. Ребенок и книга. - Спб., 2005.
  4. Дубровская А. И., Детям о писателях: Пособие для воспитателей. - Минск, Тесей, 2002. – 175 с.
  5. Кондратьева С.Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. – 2007. - №12. – С.39.
  6. Книги хорошие, книги плохие (Учимся выбирать) // Дошкольная педагогик: Изд.  Дом «Первое  сентября». – 2010. - № 6. – С.39.

Анкета автора

Ф. И. О. (полностью)

Хаданович Алина   Евгеньевна

Дата рождения

24.03.1979

Должность

Место работы

Преподаватель

КБГОУ СПО «Камчатский   педагогический   колледж»

Адрес организации

Г. Петропавловск-Камчатский, ул. Бохняка, д. 13

Ученая степень

     Кандидат  филологических  наук

Звание

доцент

Е-mail

Alina2455@yandex.ru

Домашний адрес,

индекс, телефон

Г. Петропавловск-Камчатский, ул.  Войцешека, д.17, кв. 35

Мобильный телефон

89147861338

Паспортные

данные

30 08  413717  Выдан отделом ОФМС по  Камчатскому   краю в г.  Петропавловске-Камчатском. Дата   выдачи 30. 12.2008.

ИНН

Страховое

свидетельство

077-107-109 50

Адрес для отправки авторского экземпляра журнала и гонорара

Г. Петропавловск-Камчатский, ул.  Войцешека, д.17, кв. 35



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики кисти руки детей младшего школьного возраста с ЗПР во внеурочной деятельности средствами искусства

Данная статья посвящена проблемам развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста с ЗПР и способам их решения во время внеурочной деятельности....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Аннотация      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.    Работа  ...

Занятия в объединении «Трассовый автомоделизм» как средство развития конструкторских и творческих способностей детей и подростков в МКУ ДО «СЮТ»

Один из модельных видов спорта – «Трассовый автомоделизм» - это динамично развивающийся вид спорта, который очень популярен в России, а также в Америке и Европе. Его суть состоит в изготовлении д...

Консультации для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей 2-3 лет

Очень важно, чтобы родители понимали всю важность развития мелкой моторики рук у детей....

Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группе Путешествие в центр Космонавтики. Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей. Задачи: способствовать расшире

Конспект занятия на тему «Космос» в подготовительной группеПутешествие в центр Космонавтики.Цель: Расширять представления детей о космосе; способствовать развитию познавательных ...

Развитие и коррекция фонематических процессов детей 3–4 лет с задержкой психического развития

Вашему вниманию предлагается логопедическая работа по развитию фонематических процессов у детей с задержкой психического развития четвертого года жизни....

Досуг «День детской книги» для детей младшего школьного возраста

Досуговое мероприятие для внеурочной работы...