МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»
методическая разработка на тему

Уколова Ольга Анатольевна

Аннотация

      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.

    Работа  освещает проблему создания эффективной системы работы с одарёнными детьми; раскрывает вопросы развития музыкально-исполнительской техники учащихся ДШИ  посредством  технологии модульного обучения. Данная педагогическая технология выступает как организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok._tekhnologiya_modulnogo_obucheniya.docx60.22 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Шипуновская детская школа искусств им. В.Т.Христенко»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА

«Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

с. Шипуново

2012

Аннотация

      Методическая разработка предназначена для педагогов-пианистов ДШИ,  направлена на профессиональное  совершенствование.

    Работа  освещает проблему создания эффективной системы работы с одарёнными детьми; раскрывает вопросы развития музыкально-исполнительской техники учащихся ДШИ  посредством  технологии модульного обучения. Данная педагогическая технология выступает как организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

 Разработчик: Уколова Ольга Анатольевна,   преподаватель  по классу фортепиано, первая квалификационная категория.

Ученица: Ельчищева Юля, 5класс.

Содержание:

  1. Введение                              
  2. Пояснительная записка
  3.  Основная часть
  4.  Заключение
  5.  Список использованной литературы
  6.  Приложения

I.Введение

         В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать  перспективные цели.        

       В связи с этим  одной из приоритетных задач современного образования становится  выявление, обучение и воспитание одарённых детей. Это в свою очередь определяет задачу совершенствования педагогических подходов, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.    

    Проблема работы с одарёнными детьми  чрезвычайно актуальна для современного образования. В данном направлении к школе искусств  сегодня предъявляются высокие требования. В настоящее время   ДШИ  рассматривается как ступень предпрофессиональной  подготовки в едином образовательном пространстве.

        Однако на сегодняшний день существует проблема развития одарённости у ребёнка. Сложность заключается в специфике работы с  детьми с повышенным творческим потенциалом. Следует отметить слабое психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей,  отсутствие научно-методической поддержка педагогов, работающих с данной категорией учащихся.

         Цель методической разработки  – развитие  творческого потенциала одарённых учащихся  через внедрение в образовательный процесс новых образовательных технологий, развивающих форм и методов обучения.

        Ожидаемые результаты:

  • совершенствование   системы работы с одаренными детьми,
  • увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми,
  • повышение качественного уровня преподавания,
  • выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.

II.Пояснительная записка

1.Теоретические основы технологии модульного обучения

           Идеи модульного обучения берут начало в трудах Б.Ф. Скинера  и получают теоретическое обоснование и развитие в работах зарубежных ученых Дж. Расселла, Б. и М. Гольдшмид, К. Курха, Г. Оуeнса. Толчком к внедрению модульных технологий послужила конференция ЮНЕСКО, прошедшая в Париже в 1974 году, которая рекомендовала "создание открытых и гибких структур образования и профессионального обучения, позволяющих приспосабливаться к изменяющимся потребностям производства, науки, а также адаптироваться к местным условиям". Этим требованиям наилучшим образом отвечало модульное обучение, которое позволяло гибко строить содержание из блоков, интегрировать различные виды и формы обучения, выбирать наиболее подходящие из них для определенной аудитории обучающихся, которые, в свою очередь, получали возможность самостоятельно работать с предложенной им индивидуальной учебной программой в удобном для них темпе.

     Интерес различных исследователей к модульному обучению обуславливается стремлением к достижению разнообразных целей. Одни (Б. и М. Гольдшмид, Дж. Расселл) стремились позволить обучающемуся работать в удобном темпе, избрать подходящий для конкретной личности способ учения; вторые (Дж. Клингстед, С. Курх) - помочь обучающимся определить свои сильные и слабые стороны, дать возможность тренироваться самим, используя корректирующие модули; третьи (В.М. Гареев, Е.М. Дурко, С.И. Куликов, Г. Оуенс) - интегрировать различные методы и формы обучения; четвертые (В.Б. Закорюкин, В.И. Панченко) - гибко строить содержание обучения из сформированных единиц учебного материала; другие (И. Прокопенко, М.А. Чошанов , П. Юцявичене) - систематизировать знания и умения по учебной дисциплине, достичь высокого уровня подготовленности обучающихся к профессиональной деятельности.

     В нашу страну модульное обучение проникло в конце 80-х годов благодаря трудам исследователя П.А. Юцявичене и ее учеников.  Авторы данного исследования видят цель модульного обучения в создании наиболее благоприятных условий развития личности путем обеспечения гибкости содержания обучения, приспособления к индивидуальным потребностям личности и уровню ее базовой подготовки посредством организации учебно-познавательной деятельности по индивидуальной учебной программе.

   Модульное обучение, впитав динамику развития современных дидактических теорий, синтезировало в себе их особенности, что позволило более удачно сочетать различные подходы к отбору содержания, его представлению и способам организации учебного процесса. Это свидетельствует о преемственности модульного обучения по отношению к другим теориям и концепциям обучения.

    Теоретический анализ модульного обучения позволил выделить следующие его особенности:

- модульное обучение обеспечивает обязательную проработку каждого компонента дидактической системы и наглядное их представление в модульной программе и модулях;

- модульное обучение предполагает четкую структуризацию содержания обучения, последовательное изложение теоретического материала, обеспечение учебного процесса методическим материалом и системой оценки и контроля усвоения знаний, позволяющей корректировать процесс обучения;

- модульное обучение предусматривает вариативность обучения, адаптацию учебного процесса к индивидуальным возможностям и запросам обучающихся.

Исходные научные идеи

1.        Модульное обучение базируется на деятельностном принципе: только тогда учебное содержание осознанно усваивается, когда оно становится предметом активных действий ученика, причем, не эпизодических, а системных. Поэтому, разрабатывая задания, педагог   ориентирует ребёнка  на цель учебной деятельности, мотивирует ее принятие, определяет систему ученического самоконтроля и самооценки, обеспечивая таким образом самоуправляемый рефлексивный образовательный процесс.

2.        Модульная технология строится на идеях развивающего обучения: если ученик  выполняет задание с дозированной помощью педагога,  он находится в зоне своего ближайшего развития. Такой подход способствует созреванию функций психики ребенка: то, что сегодня он делает с помощью других, завтра сможет сам, т.е. один цикл завершается, ученик переходит в зону актуального развития, и виток раскручивается на новом уровне. В модульном обучении это реализуется посредством дифференциации содержания и дозы помощи ученику.

3.        В основе модульной технологии находится и программированное обучение. Четкость и логичность действий, активность и самостоятельность ученика, индивидуализированный темп работы, регулярная сверка результатов (промежуточных и итоговых), самоконтроль - эти черты программированного подхода присущи и  технологии модульного обучения.

4.       Интенсивный характер технологии требует оптимизации процесса обучения, т.е. достижения наилучшего результата с наименьшей затратой сил, времени и средств.

Достоинства модульной системы обучения

К достоинствам модульной системы обучения относят:

- четкую структуру курса, упорядоченность;

- возможность отслеживания связей между элементами;

- наглядность, осознание перспективы;

- индивидуальный подход к обучению;

- гибкость предоставления информации;

- развитие продуктивного мышления;

- многофункциональность;

-возможность самоконтроля обучения учащимся и собственной деятельности преподавателем;

- активизацию познавательной деятельности;

- комплексность, ориентацию на перспективу продвижения;

- возможность самоконтроля и самооценки;

- формирование самостоятельности, ответственность за свой выбор;

- формирование субъектной позиции в учебной деятельности.

2.Технология модульного обучения в музыкальной педагогике

          Реформа образования  предъявляет более высокие требования  к качеству обучения,  ставит перед преподавателем ДШИ новые задачи, побуждает   искать более эффективные приёмы и способы приобщения детей к основам профессионального мастерства.

     Одной из главных задач, стоящих перед преподавателями фортепианного класса – преодолеть разрыв между художественным замыслом, интерпретаторскими намерениями учащихся и их техническими возможностями, которые подчас недостаточны для практической реализации этих замыслов и намерений.

      Поэтому основополагающая педагогическая цель: оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков, определение современных педагогических подходов к решению этой проблемы.

     Одной из современных педагогических технологий в музыкальном обучении является технология модульного обучения.  «Модуль» имеет различные значения в области математики, архитектуре, информатике… В педагогике и методике «модуль» - это важная часть всей системы, без знания и освоения которой  дидактическая система не срабатывает.

     Модульная  педагогическая технология – это проектирование по определённой теме учебной деятельности ребёнка, способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Технология модульного обучения является одним из направлений индивидуализированного программированного обучения, позволяющим осуществлять самообучение, регулировать не только темп работы, но и содержание учебного материала.

     Сердцевина модульного обучения - учебный модуль, включающий:

- законченный блок учебного материала, представляющий составную часть более общей функции;

-целевую программу действий ученика;

-рекомендации (советы) учителя по ее успешной реализации.

     Содержание и объём модулей могут  варьировать в зависимости от дидактических целей, профильной и уровневой дифференциации обучающихся, желаний обучающихся по выбору индивидуальной траектории движения по учебному курсу.  

     Модульная технология обеспечивает индивидуализацию обучения: по содержанию обучения, по темпу усвоения, по уровню самостоятельности, по методам и способам учения, по способам контроля и самоконтроля.

     Принципиальные отличия модульного обучения от других систем обучения состоят в следующем:

- меняется форма общения учителя и ученика. Оно осуществляется через модули и плюс личное индивидуальное общение. Ученик работает максимум времени самостоятельно, учится самопланированию, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, самому определять уровень усвоения знаний, видеть пробелы в своих знаниях и умениях.

-содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах, усвоение которых осуществляется в соответствии с поставленной целью. Цель формируется для обучающего и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме того ученик получает от учителя советы в письменной форме как рационально действовать;

-отсутствует проблема  консультирования, дозированной помощи учащимся.

Цель модульного обучения: содействие развитию самостоятельности учащихся.

Данная технология  позволяет:

-  поддерживать интерес ребёнка к изучаемому материалу;

- целесообразно и эффективно  использовать время урока;

- систематизировать учебное содержание и учебную деятельность ребёнка;

- использовать в педагогическом процессе индивидуализацию и дифференциацию, создать благоприятные  психолого-педагогические условия развития личности;

- активизировать учебную деятельность ребёнка, развивать в нём самостоятельность, умение планировать, анализировать, оценивать, контролировать.

     Формирование  модуля – это очень сложная методическая работа. В модуле педагог определяет цели и задачи, продолжительность изучения модуля, подбирает учебный теоретический и музыкальный материал, продумывает последовательность изучения этого материала и мотивацию учения, прогнозирует результаты обучения по модулю, способы учебной деятельности, формы контроля и критерии оценки, рекомендации ученику.

III.  Основная часть

Тема урока: «Технология модульного обучения как одно из средств развития музыкально-исполнительской техники одарённых детей»

Тема модуля: «Развитие музыкально-пианистических навыков»

Цель урока:

-накопление технических возможностей пианистического аппарата, овладение различными градациями фортепианного звука.

Задачи обучающие и развивающие:

-  расширение знаний о технике пианиста, о её назначении;

- дать ученику представление о том, что техника естественным образом связана с образным строем произведения;

- научить ребёнка владеть разными видами техники в пределах изучаемых на данном этапе произведений;

-  изучение приёмов и способов работы над учебным материалом;

-  приучить ребёнка контролировать работу мышц, отрабатывать механизм расслабление мышечного и эмоционального напряжения;

-  развивать интерпретаторские способности ребёнка, исполнительский слух;

- формирование умения самостоятельно и творчески работать, умения  оценивать своё исполнение с художественной  точки зрения.

Задачи воспитательные:

-  воспитание культуры исполнения;

-  воспитание терпения и настойчивости для преодоления технических проблем;

-  воспитание ответственности за результат своего труда;

-  воспитание самостоятельности в работе, творческой инициативы.

Задачи методические и педагогические:

-  изучение технологии педагогического проектирования образовательных модулей;

- оптимизация процесса формирования двигательно-технических умений и навыков учащихся путём создания гибких образовательных структур (модулей).

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: традиционная

Форма организация урока: индивидуальная

Методы обучения: 

- словесный (объяснение, диалог, беседа, консультация);

- наглядный (исполнение   педагога на  инструменте);

 - инструктивно-продуктивный метод с дозированной помощью педагога;

-  проблемный;

-  метод практико-ориентированной деятельности (упражнения, гаммы, этюды).

Технология : модульное обучение

Средства обучения:

- два фортепиано,

- нотная литература,

- метроном.

Структура урока:

- организационный этап (1мин.),

- этап подготовки ученицы  к активной  и сознательной работе (1мин),

- основной этап (40 мин.),

- рефлексия – анализ и оценка ученицей  собственного исполнения, состояния, чувств (1мин),

- этап подведения итогов, на котором создается ситуации успеха(1мин),

- инструкция домашней работы(1 мин.)

Мотивация учения: «Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооружённым на любой случай, тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить свои силы на её духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат».

Планируемые результаты обучения по модулю:

-  владение ученицей  теоретической информацией, на основе которой будут развиваться пианистические умения и навыки;

-  умение самостоятельно анализировать произведение, определять художественный замысел, находить формы и способы его выражения, интерпретировать;

-  умение  оценивать своё исполнение, самостоятельно находить способы исправления неудавшихся моментов;

-  владение разными видами техники, различными градациями фортепианного звука;

-  понимание  степени  своей успешности в исполнительской деятельности.

Продолжительность освоения модуля  -   полугодие

Учебное содержание модуля и технология его освоения

Познавательная часть модуля

 Задачи: 

-приобретение теоретических знаний, на основе которых формируются исполнительские навыки;

-придать осмысленность исполнительской деятельности;

-расширить музыкальный кругозор.

Форма:

-колоквиум; (Приложение №1)

-словарик.

Способы закрепления полученных знаний:  использование приобретённых знаний в анализе произведения и в исполнении.

Критерий оценки освоения данной части модуля:  осмысленность изучения учебной фортепианной литературы;  проявление инициативы в поиске дополнительной  информации; расширенный объём знаний.

Контроль: самоконтроль, контроль педагога.

Практическая часть модуля

-  это учебный музыкальный материал модуля. В данном модуле ведётся техническая работа над  музыкальным материалом, доводится до более качественного  исполнительского уровня  на данном этапе работы.

Задачи:

-развитие подвижности 1-го пальца, воспитание силы, ровности и самостоятельности пальцев;

-развитие гибкости и пластичности пианистического аппарата;

-развитие связи и взаимодействия всех участков пианистического аппарата при ведущих активных, сильных пальцах;

-воспитание слухового контроля;

-освоение основных технических формул.

Критерии оценки освоения практической части модуля:

-  посадка,

-  свобода аппарата,

-  приспособляемость к инструменту,

-  умение пользоваться с большим и меньшим весом руки,

-  управление работой мышц,

-  освоение 4-х способов движения (пальцами, кистью, локтем, всей рукой),

-  слуховой контроль в процессе исполнения,

-  выразительность исполнения, логика музыкального развития,

-  формообразование,

- уверенность и убедительность исполнения; 

- умение управлять техническим процессом во время игры.

- умение получить нужный звуковой результат в музыкальном произведении, содержащем усвоенные технические формулы.

Контроль:

-  самоконтроль

-  контроль педагога

-  экспертный контроль на зачётах, академических концертах, публичных выступлениях, конкурсах

Упражнения Ганона №1,2,3,6,8,11

Задачи:

-  тренировка аппарата для достижения физической выносливости;

-  пианистическое совершенствование;

-  освоение различной артикуляции;

- формирование технической выдержки и уверенности исполнения.

Способы работы:

-  левая рука f –  правая p и наоборот;

-  левая рука staccato -  правая  legato и наоборот;

-  чередование  staccato-legato ;

-  с остановками;

-  пунктирным ритмом;

-  медленно-быстро.

Гаммы

Задачи:

- формирование теоретических знаний о гаммах (Приложение 2)

-  техническое совершенствование,  налаживание слухо-моторной координации;

- освоение различных технических формул; играть их так, как будто это фрагмент музыкального произведения.

Способы работы над гаммой Си ь мажор:

-  диатонический  звукоряд играть в прямом движении; разбить его на  фразы; играть скольжением, мягкими руками, сбрасывая мышечное напряжение на начале каждой фразы; найти удобное положение кисти;

- хроматический звукоряд играть в размере 3/4 шестнадцатыми длительностями, в характере вальса, сбрасывая мышечное напряжение на первой доле;

-  аккорды проучить, повторяя каждый аккорд  три раза, при этом первый из них взять крепко, а  остальные по инерции;

-  короткое арпеджио полным звуком, глубоко проникая в клавиши, используя кистевое движение;

-  ломаное арпеджио легко, изящно, слегка замахиваясь на первый звук в каждом мотиве;

- длинные арпеджио легато, не меняя положения кисти, не теряя веса; проучить с прибавлением.

К.Черни-Гермер 1тетрадь Этюды №1-10

Задачи:

-  освоение малой формы, исполнение на одном дыхании;

-  рациональные движения, точная фразировка;

-  укрепление свода кисти и кончиков пальцев;

-  развитие эластичности и пластичности мышц.

Способы работы (сохраняя точную фразировку):

-  медленно- быстро, при  этом точно  выполняя  динамические оттенки и фразировку;

-  громко – тихо;

- транспонирование этюдов в разные тональности с сохранением первоначальной аппликатуры. Этот способ весьма труден и требует от ученика большой сосредоточенности, мобилизации внимания и слуха, теоретических познаний, но результат затраченных усилий себя целиком оправдывает.

К.Черни-Гермер 1тетрадь №43

Задачи:

-  ровность и беглость в гаммообразных пассажах;

-  свободное и  пластичное движение всей руки;

- в ощущениях пальцев и кисти добиваться устойчивости и упругости, а во всей руке мягкость, свободу и удобство.

Способы работы:

-  чётко выраженная  двухчастная  форма диктует работу по частям, добиваясь точной фразировки в первой части и сквозного развития  во второй;

- для того, чтобы выровнять звучание пальцев, необходимо проучивать медленно с ощущением меньшего веса на сильных пальцах ( 1-2-3) и большего веса на слабых (3-4-5);

К.Черни-Гермер 2 тетрадь Этюд №8

Задачи:

-  добиваться сочного плавного звучания, согласованности между руками;

- непрерывное музыкальное движение требует определить места сброса мышечного напряжения;

Способы проучивания:

-  так как этюд имеет сквозное развитие, его можно проучить с конца с прибавлением, двигаясь к началу в медленном темпе; при этом пальцы переступают без толчков, кисть направлена в сторону движения звуков;

-  чтобы добиться  стройного звучания, необходимо слуховое внимание направить на левую руку;

-  можно проучить, используя контрастную динамику в руках.

К.Черни оп.718 Этюд №1

Задачи:

-  научиться перестраивать аппарат на исполнение разных видов техники;

-  добиваться точного звукового воплощения;

Способы работы:

-  отдельно проучивать все представленные виды техники;

-  играть целиком, осмысливая все звуковые и технические задачи, чередуя темпы, при  этом точно  выполняя  динамические оттенки и фразировку.

А.Хачатурян Этюд

Задачи:

- расширение запаса артикуляционных приёмов, освоение различных оттенков артикуляции;

-  освоение эмоционального строя произведения;

-  качественное звуковое воплощение.

Способы работы:

-  чередуя темпы;

-  проучивание отдельно музыкальные связки между построениями, добиваясь  в них гладкости, мягкости, точной динамики, уверенности;

-  репетицию в левой руке играть гибко, музыкально, вести звук в правую руку;

-  отработать стаккато в левой руке; палец делает резкое движение под ладонь, не скользя по клавише; кисть не подпрыгивает, но  запястье с пружинкой.

А.Лешгорн Этюд соч. 136 №10

Задачи:

--  передать романтический характер этюда, добиться разнообразия в звучании;

-  добиваться автоматизма в игровых движениях;

Способы работы:

-  проучивать левую руку отдельно, так как она является составляющей частью общей задачи, порой играет ведущую роль;

-  работать по кусочкам, добиваясь точного звукового воплощения; в дальнейшем – над соединением этих кусочков.

И.Крамер Этюд (ред. Г.Бюлова) №17

Задачи: 

- передавать звук из руки в руку плавными эластичными движениями;

-  разнообразить звучание при помощи выразительного интонирования вершины  каждой фразы, подтаскивая к ней вес рук;

-  продумать динамику для построения формы.

Способ проучивания:

-  с остановками, добиваясь точной интонации, свободы и пластичности всего аппарата;

Ф.Мендельсон  оп.102 №4 Песня без слов

Задачи:

-  добиваться верного звукового соотношения между руками, тембрового контраста;

-  точная фразировка;

-  точное построение формы;

-  убедительность звучания в двух кульминациях.

Способы работы:

-проучивать отдельно каждой рукой при тщательном разборе  всех деталей, с выполнением динамической линии звукового рисунка;

- отдельно проучивать подход к основной кульминации и кульминацию.

Организация домашней работы

     Успешность домашней работы над любым музыкальным материалом зависит от следующих условий:

  • заинтересованности учащегося;
  • его работоспособности и дисциплинированности;
  • правильно намеченного плана развития и обучения (в соответствии с индивидуальными возможностями учащегося);
  • правильного выбора заданий;
  • четкости поставленных перед учеником задач;
  • точности указаний на способы работы;
  • анализа причин встретившихся трудностей.

IV.Заключение

Что же дает модульное обучение?

      При модульном обучении каждый ученик включается в активную и эффективную учебно-познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Здесь идет индивидуализация контроля, самоконтроля, коррекции, консультирования, степени самостоятельности. Важно, что ученик имеет возможность в большей степени самореализовываться и это способствует мотивации учения. Данная система обучения гарантирует каждому ученику освоение стандарта образования и продвижения на более высокий уровень обучения. Большие возможности у системы и для развития таких качеств личности ученика как самостоятельность.

     Принципиально меняется и положение учителя в учебном процессе. Прежде всего, изменяется его роль в этом процессе. Задача учителя обязательно мотивировать учащихся, осуществлять управление их учебно-познавательной деятельностью через модуль и непосредственно консультировать ученика. В результате изменения  деятельности педагога  на учебном занятии меняется характер и  содержание его подготовки к ним: теперь он не готовится к тому как лучше провести объяснение нового, а готовится к тому как лучше управлять деятельностью школьников. Поскольку  управление осуществляется в основном через модули, то задача учителя состоит в грамотном выделении интегративных дидактических целей модуля и структурировании учебного содержания под эти цели. Это уже принципиально новое содержание подготовки учителя к учебному занятию. Оно обязательно приводит к анализу учителем своего опыта, знаний, умений, поиску более совершенных технологий. Продумывание целей деятельности учащихся, определение программы их действий, предвидение возможных затруднений, четкое определение форм и методов учения  - это программа деятельности педагога.   Опыт показал, что учителя в процессе овладения технологией модульного обучения значительно выросли профессионально. Поэтому можно сделать вывод, что процесс овладения теорией и практикой модульного обучения - это путь формирования новой педагогической культуры, развития творческих способностей педагога, повышения уровня преподавания и качества обучения.

    В завершении урока я хочу сказать,  тема обучения одаренных и талантливых детей  одна из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества, во многом зависит от интеллектуального потенциала людей.

     Исходя из этого, одним из главных направлений учреждения дополнительного образования  является создание условий для оптимального развития одаренных детей, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

 V. Литература

  1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано : 3-е изд. – М. : Москва, 1978.
  2. Баренбойм Л.А.Фортепианная педагогика. – М. : Классика- 21, 2007.
  3. Беспалъко В.П.Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М. : Просвещение, 1995.
  4. Беспалъко В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. - М. : Просвещение, 1971.
  5. Беспалъко В.П. Элементы теории управления процессом обучения. - М. : Просвещение, 1971.
  6. Вопросы фортепианного исполнительства : вып. 1-4 / Сост. и ред. М.Соколов.  -  М. : Музыка, 1965, 1968, 1973, 1976.
  7. Гальперин ПК. К теории программированного обучения. - М. : Педагогика, 1967.
  8. Гофман Й. Фортепианная игра : ответы на вопросы о фортепианной игре.   –  М. : Классика – 21, 2002.
  9. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966.
  10. Либерман Е.А. Работа над фортепианной техникой. –  М. : Классика-21, 2003.
  11.  Молибог А.Г. Программированное обучение. - М., Педагогика, 1967.
  12. Савшинский С. Работа пианиста над музыкальным произведением.  –  М. : Классика-21, 2004.

  1. Талызина Н.Ф. Контроль и его функции в учебном процессе // Советская педагогика.  №3  - 1989.
  2. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников. - М. : Педагогика, 1988.
  3. Третъяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. - М. : Новая школа, 1997.
  4. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.
  5. http://works.tarefer.ru/64/100522/index.html

VI. Приложения:

1.Приложение №1

Колоквиум –

Это одна из форм работы, теоретическая составляющая в решении исполнительских задач, которая помогает решать технические задачи осознанно, а следовательно, более эффективно.

1.Выссказывания великих музыкантов о развитии фортепианной техники.

  • «Воспитывай свой аппарат так, чтобы быть готовым и вооружённым на любой случай, тогда, разучивая новую пьесу, ты сможешь направить все свои силы на её духовное содержание. Технические проблемы тебя не задержат».  Феруччо Бузони (1866-1924гг.)- итальянский ком-р, пианист, дирижёр, педагог, музыковед. Он является интерпретатором мызыки И.С.Баха, Л.Бетховена. С 1890-1891г. он был преподавателем Московской консерватории.
  • «Даже в сухих упражнениях неуклонно наблюдай за красотой звука». Василий Ильич Сафонов (1852- 1918гг.) – русский пианист, педагог, дирижёр, профессор Московской консерватории.
  • «Играй всегда так, чтобы пальцы твои шли за головой, а не голова за пальцами». В.И.Сафонов
  • «Чем больше уверенность музыкальная, тем меньше будет неуверенность техническая». Г.Нейгауз (1888-1964гг.) – советский пианист, педагог. С1922г. был преподавателем Московской консерватории, с 1935-1937гг. – директор этой консерватории.

2.О каком композиторе говорится?

«Он внёс значительный вклад в развитие инструктивной фортепианной литературы. Многочисленные упражнения и этюды, сочинённые им, направлены на   развитие  виртуозной фортепианной техники». (о Карле Черни)

3.Рассказать об этом композиторе.

Годы жизни - (1791-1857). Черни создал более 1000 произведений (861 опусов) в различных жанрах: сонаты, симфонии, трио, квартеты, этюды, упражнения). В жизни К.Черни был человеком умеренным, уравновешенным. Огромное количество произведений возникло не из-за стремления к материальному обогащению, то была «внутренняя потребность души».

Его отец был музыкантом и рано начал заниматься с Карлом. Занятия были настолько успешными, что уже в 7лет мальчик овладел обширным репертуаром из произведений В.Моцарта, Й.Гайдна,  Клементи, свободно импровизировал, хорошо читал с листа.

В 9лет Черни знакомится с Л.Бетховеным, который становится его учителем. Занятия продолжались 3года. Интересы К.Черни не ограничивались исключительно музыкой. Он изучил самостоятельно  7 языков, занимался историей, литературой, поэзией.

Слава пришла к Черни рано. В 14лет он становится авторитетным педагогом, учиться у которого считали за честь пианисты разных национальностей. Среди выдающихся музыкантов не было ни одного. Кто завоевал бы известность как педагог в 14 лет. Не случайно, что именно на Черни остановил свой выбор Л.Бетховен, когда поручил ему занятия в племянником. А Адам Лист привёл к нему своего сына Ференца, ставшего в будущем великим пианистом.

4.Что такое «этюд»?

«Этюд» в переводе с французского означает «изучение». Этюды развивают технику пианиста. Каждый этюд рассчитан на освоение какого-либо технического приёма, вида техники.

5.Какие бывают виды техники?

Гаммаобразное движение, ломаные интервалы, ротационное движение, арпеджио, аккорды, чередование рук, репетиции, сексты, октавы…

6.Виды этюдов

Инструктивный этюд – это этюд, который содержит в себе инструкцию, то есть определённое правило освоения того или иного вида техники. (К.Черни, И.Крамер, Ф.Лекуппе и др.)

Концертный этюд – это этюд, который помогает овладеть каким-либо техническим приёмом, но вместе с тем является подлинным произведением художественного искусства. (Ф.Шопен, Ф.Лист, С.Рахманинов и др.)

7.Почему К.Черни сочинял этюды инструктивного характера?

Причина лежит в рациональном (без лишнего) складе мышления композитора, а также в разделении к тому времени профессии музыканта. На смену композиторам-исполнителям приходят исполнители-виртуозы. Отсюда – острый  интерес музыкантов к проблемам фортепианной техники.

8.Какме требования К.Черни предъявлял к своим ученикам?

Исполнитель должен был обладать не только беглостью, но и интерпретаторскими качествами; а также прочитать с листа трудную пьесу, сохранив её темп и характер; владеть теорией музыки; импровизировать и даже настраивать инструмент.

9.Что такое интерпретация?

В переводе с латинского « интерпретация» - это «разъяснение, истолкование». Интерпретация – это процесс воплощения нотного текста, который предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное к ней отношение, наличие у исполнителя собственной творческой концепции воплощения авторского замысла.

10.Подход К.Черни к вопросу о назначении техники.

В технике К.Черни видел только средство, с помощью которого можно передать эмоциональное содержание музыкального произведения. В этом сказалось влияние Л.Бетховена. Подобное решение вопроса о сущности техники стало впоследствии классическим.

2.Приложение №2

Опираясь на современный педагогический опыт пианистической практики, а также исходя из своей многолетней работы, я пришла к выводу, что знакомство учащихся с гаммами следует осуществлять как можно раньше, причем гаммы следует сгруппировать по аппликатурному принципу, а именно:

1 группа –  Гаммы с симметричной аппликатурой в расходящемся движении:

                     C, D, E, G, A – dur*

                     с,  d , e,  g,  a – moll

В противоположном движении смена позиций происходит одновременно.

В прямом движении - 4 палец в правой руке на VII ступени,

                        4 палец в левой  руке на II ступени.        

2группа – Гаммы со смешанной аппликатурой:

H, h  -  в пр.руке аппликатура первой группы;

л.рука «по группам»  («маленькая группа» - это две чёрные клавиши и  До, Ре, Ми; «большая группа» - это три чёрные клавиши и Фа, Соль, Ля, Си) – на «маленькую группу»  3-2-1 (1-2-3), а на «большую» группу 4-3-2-1 (1-2-3-4).

F, f – в л.руке аппликатура первой группы;

          в пр.руке «по группам» - 1-2-3-4 (4-3-2-1); 1-2-3 (3-2-1)

3группа – Гаммы  от чёрных:

B, Es, As, Des-                   пр.рука вверх:  после чёрной 1 палец

                                                        пр.рука вниз:   «по группам»

                                                        л.рука вверх:    3-2-1, 4-3-2-1

                                                        л.рука вниз:      после чёрной 1 палец

 Fis, fis, dis, b, gis нат.-       пр.рука вверх:  после чёрной 1палец

                                             пр.рука вниз:    «по группам»

                                              л.рука вверх:     «по группам»

                                              л.рука вниз:       после чёрной 1палец              

  cis  -                                    пр.рука вверх: после чёрной 1палец

пр.рука вниз:    «по группам», но наоборот ( на  маленькую   группу 4-3-2-1, на большую 3-2-1)

                                                л.рука вверх:     «по группам»

                                                л.рука вниз:       после чёрной 1палец

                   

   gis  гарм., мелод.-               пр.рука вверх:  после чёрной 1палец

                                                пр.рука вниз:    «по группам»

                                                л.рука вверх:     «по группам», но наоборот

                                                л.рука вниз:       после чёрной 1палец

*

Cc, Dd, Ee, Ff, Gg, Aa, Hh, Bb (цэ, дэ, е, эф,  гэ, а, ха, бэ – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, си бемоль)

is- диез

es – бемоль

Аs – бемоль; Es –ми бемоль; dur –мажор;  moll - минор


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Сольный концерт как результативная форма работы с одарёнными детьми"

Цель  урока:·        развитие творческих способностей ребёнка,  совершенствование исполнительского мастерства.Задачи:образовательные:·...

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению профессия 260807.01«Повар, кондитер» Тема: « БЛЮДА ИЗ РУБЛЕНОЙ МАССЫ»

Методическая разработка урока направлена: сформировать у обучающихся практические умения и навыки по приготовлению и отпуску блюд из рубленой массы, умения давать оценку качества приготовленному блюд....

Методическая разработка открытого урока Урок-игра «Три к одному»

Любая стройка, в наши дни, это дело для целого коллектива строителей, где каждый человек имеет свою специализацию и выполняет определенную работу. Что бы построить дом, нужны люди разных профессий, ко...

Методическая разработка открытого урока по дисциплине МДК 03.01. Эксплуатация контрольно-кассовой техники по теме «Режимы работы на контрольно – кассовой технике. Правила расчетов с покупателем.»

Изложена методика проведения современного урока получения новых знаний с использованием элементов интерактивных технологий обучения....

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению на тему "Изготовление переплетной крышки тип №7"

Методическая разработка содержит цели и материально-техническое обеспечение урока, ход урока, конспект урока, текущий и заключительный инструктаж, домашние задание, экран освоения трудовых приемов и н...

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению на тему "Шитье блоков проволокой"

Методическая разработка включает в себя цели урока, материально-техническое оснащение, конспект урока и инструкционную карту....


 

Комментарии

Ланкина(Уколова) Арина Сергеевна

Работать с одарёнными детьми непросто, но всегда важно! Данная разработка отлично поможет раскрыть талантливых и одаренных учащихся.