Модель практического семинара по проблеме коррекции и оптимизации социальной тревожности обучающихся, с целью повышения социальной активности и самоэффективности.
проект

Как можно помочь интегрироваться в социальное общество современному подростку, с выраженными социально-психологическими трудностями, с низкой мотивацией приобщения к социально-культурному опыту.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практический семинар по проблеме  коррекции и оптимизации  социальной тревожности обучающихся,  с целью повышения социальной активности и самоэффективности

Цель  и задачи данного семинара: рассмотрение основных аспектов социально-психологической тревожности детей и подростков  и разработка практических действий, направленных на оказание информационной и психолого-педагогической поддержки обучающимся и членах их семей, для оптимизации социально-учебного и личностного благополучия путём коррекции социально-личностной тревожности

Участники, слушатели: педагоги, педагоги-психологи, социальный педагоги, родители, администрация школы.

Повестка семинара:

Рассмотрение социально-психологических рисков в современном цифровом мире, анализ полученных данных для последующей разработки практических мер по минимизации социальных страхов и фобий у старшеклассников для повышения качества обучения и социализации.

Актуальность проблемы. Современному человеку приходится не просто преодолевать  психологические страхи в межличностных и социальных отношениях. Нередко человек стремится избегать ситуаций, которые формируют внутри психологическую тревогу и даже способствуют развитию  панических  атак.

Современные подростки нередко бегут в виртуальное пространство по причинам социально-личностных проблем, нередко указывая или осознавая их наличие в себе, которые проявляются в виде чувства дискомфорта и тревоги, ребята указывают на ряд психологических проблем и невозможности преодолеть некоторые из них:

  1. Говорить с глазу на глаз с малознакомым человеком;
  2. Звонить малознакомому человеку;
  3. Выступать перед аудиторией или классом.

Нередко молодежь переживает по поводу того, что окружающие могут заметить его слабости или недостатки. Их очень волнует вопрос о том, какое производит подросток  впечатление на своих сверстников или социальное окружение.

Также современные школьники в вопросах учебного характера часто подчеркивают, что испытывают волнение и страх во время контрольных или проверочных работ, когда учитель оценивает их способности.

Кроме страхов продемонстрировать свои знания и умения, выразить себя на публике, обучающиеся стремятся избегать ряд социальных практик в своей жизни. Стараются  оттянуть на какое-то время, или полностью  избежать участия в ситуации оценивания собственных знаний и компетенций. Данный мотив обусловлен переживанием о том, что могут придраться, негативно оценить работу, дать неприятную оценку действиям или сделанной работе.

В результате школьник, как бы, фокусирует своё внимание на негативном, травмирующем опыте и своих чувствах, развивая тем самым напряжение из-за постоянных мыслей о возникшей или будущей в перспективе неудаче. Это приводит к формированию навязчивых мыслей и действий, направленных на коррекцию и снижение тревожности. В такой, кажущейся, безвыходной ситуации ребенок или подросток ищет психологической защищенности и компенсации в социальных сетях, в интернет пространстве, создавая искусственные имена (НИКнеймы) и  образы для поддержания личностной идентичности, при этом загоняя свои страхи глубоко в себя.

Психологическая и информационная поддержка обучающихся и членов семей для развития следующих способностей, для оптимизации социально-психологического самочувствия и минимизации страхов и связанных с ними тревожности:

В первую очередь важно повысить социально-личностную интеграцию человека (обучающегося) с его социальной средой, прежде всего с семьей, школой. Для этого нужно найти, выявить источники личностного, интеллектуального, социального потенциала обучающегося, благодаря которому он сможет получать социальный опыт, обогащаться новыми умениями и знаниями в той или иной социально-культурной среде.

Важно также повысить эмоционально-семейную коммуникацию между ребенком и родителями для лучшего «сцепления» ребенка с первыми агентами социализации, дающие психологические и социальные силы для развития. Также можно чаще в гости приглашать близких друзей или родственников, находящихся на разных социальных и возрастных ступенях. Общение и получение социального опыта от таких встреч позволит ребенку комфортно взаимодействовать и решать свои возрастные задачи.

В школьной (образовательной) среде такому ребенку важно приобщаться к социальному межличностному опыту в работе со сверстниками, у которых есть высокий социально-личностный и интеллектуальный потенциал для передачи своего опыта однокласснику. В такой практике учащийся с выраженными социально-психологическими трудностями будет чувствовать себя защищенно, при условии, что авторитетное лицо готово открыто и искренне помочь нуждающемуся. Выступления перед публикой в малых группах также может способствовать повышению уверенности в себе и оптимизации самооценки и настроения.

В рамках индивидуальной коррекционно-развивающей работы с обучающимися с выраженными социально-психологическими трудностями по данной проблеме, важно изучать ее в динамике, через опросы, диагностические работы. Если работа ведется в группой форме, важно также во время дискуссий или выступлений участников развивать и совершенствовать навыки саморефлексии.

Ожидаемые изменения в психологическом и социальном благополучии обучающегося  при реализации комплексных психо-социальных и  педагогических мероприятий при активном участии педагогов, социальных педагогов, родителей и психолога.

  1. Повышение и стабилизации самооценки и самопринятия себя как целостной личности;
  2. Способность управлять и оптимизировать свое психологическое самочувствие и осуществлять контроль в поведении с окружающими;
  3. Повышение социальной активности и открытости новому опыту, способность критично оценивать свои потребности, интересы, возможности, личностный потенциал, реализуя свои ресурсы, не заставляя себя ждать;
  4. Укрепление эмоциально-психологической связи со значимой (референтной) группой, формируя и не боясь отстаивать свои личностные интересы и убеждения.
  5. Расширяя зону социальной активности, создавая новые идеи и проекты по повышению качества жизни и социально-личностной интеграции для реализации своих возрастных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Участие выпускников организаций для детей-сирот в социально-значимых проектах как условие повышения их социальной активности (из опыта работы)

Живое общение с ветеранами Великой Отечественной войны является эффективным средством патриотического воспитания молодых людей. Обращаясь к воспоминаниям участников Великой Отечественной войны и труже...

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ Батырова Н.Ш., БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы человеческой де

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХБатырова Н.Ш.,БПОУ РК «Элистинский политехнический коллеж» Социальная активность – различные формы  чело...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».

Цели: - повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя; - создание условий для активизации познавательной деят...

Презентация к обучающему семинару по теме «Анализ и самоанализ учебного занятия: цели, алгоритм, критерии»

Данная презентация - удобный и наглядный способ визуализации информации во время проведения обучающего семинара....

«Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения смешанной формы обучения для обучающихся на дому как одно из направлений повышения социализации учащихся»

Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения смешанной формы обучения для обучающихся на дому как одно из направлений повышения социализации учащихся...