Методическая разработка материалов объединения "Музейная лаборатория"
методическая разработка

Нуттунен Елена Александровна

Кружок  «Музейная лаборатория» позволит обучающимся окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат несёт в себе историю. Обучающиеся кружка также на практике смогут провести свою научную исследовательскую работу, попробовать себя в роле экскурсовода.

         Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей - актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество. Благодаря познанию музея, его экспонатов, у обучающихся  рождается или укрепляется любовь и бережное отношение к истории, к своей стране, а значит и патриотичность.

        Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности обучающего, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Изучение программы “ Музейная лаборатория ” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности.    

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop_nuttunen.docx84.09 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ  «ЗВЕЗДНЫЙ»

РАССМОТРЕНО

и ПРИНЯТО

Педагогическим советом СПб ГБ ПОУ

«Колледж «Звездный»

От «______»_______________2019 г.

Протокол № ________

              УТВЕРЖДАЮ

 Директор СПб ГБ ПОУ

                «Колледж «Звездный»

___________Р.А.Пантелеенко

«_____»______________ 2019г.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

«МУЗЕЙНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 1 ГОД ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-3 КУРСА СПО

Согласовано:                                                  

Заведующий с/п ОДО

Могутова Е.В.

___________

«___»_________2019 г.

,

Педагог дополнительного

образования  структурного

 подразделения ОДО 1КК

Нуттунен Е.А.

Санкт-Петербург

2019

Содержание:

1

Пояснительная записка

3

2

Цели программы

5

3

Задачи

5

4

Основные направления

6

5

Возможные формы обучения и организации деятельности детей

6

6

Механизм реализации Программы

6

7

Учебно-тематический план

8

8

Содержание образовательной программы

10

9

КТП

12

10

Промежуточная  аттестация.

Оценка эффективности реализации Программы

18

11

Методическое обеспечение образовательной программы

19

  1. Пояснительная записка

        Кружок  «Музейная лаборатория» позволит обучающимся окунуться в удивительный мир музея, где каждый экспонат несёт в себе историю. Обучающиеся кружка также на практике смогут провести свою научную исследовательскую работу, попробовать себя в роле экскурсовода.

         Музей - это посредник между прошлой и будущей жизнью, её духовным и чувственным миром, проводник истинной культуры и достижений человечества. Музей - актуальное средство общения. Экспонаты музея являются прекрасным срезом той жизни, которой жило и живет общество. Благодаря познанию музея, его экспонатов, у обучающихся  рождается или укрепляется любовь и бережное отношение к истории, к своей стране, а значит и патриотичность.

        Музей является одной из форм дополнительного образования, участвующих в развитии социальной активности обучающего, его творческой инициативы и самодеятельности в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды предметов материальной культуры, источников по истории общества, имеющих воспитательную, научную и познавательную ценность. Изучение программы “ Музейная лаборатория ” представляется целесообразным, т.к. музей как социокультурное явление позволяет сохранять историческую память, способствует социализации личности.    

Изучение основ музейного дела, приобретение практических навыков позволит обучающим расширить свой кругозор и творческий потенциал. «Музей способен дать человеку то, чего не могут обеспечить ни школа, ни книга, ни другие новейшие достижения цивилизации, — опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры, опыт переживания времени через пространство, содержащее зримые, соразмерные человеку и человеком порожденные ценности. Не знание истории как совокупности умозрительных истин и сведений, но отношение к ней, личное отношение — вот что призван формировать музей. Поэтому музей “сообщает знания” лишь по необходимости, лишь по той причине, что неведение (или невежество) не может служить основой ценностного переживания»[1].

Сегодня музей, отталкиваясь от привычных, действенных, востребованных форм деятельности, включился в поиск новых идей и форм, которые обеспечили бы превращение культурных ценностей в инструмент социального взаимодействия. Это обусловлено многофункциональностью музея как института исторической памяти, где специфическая группа культурных и природных объектов, осознаваемых обществом как историческая ценность, подлежит для передачи от поколения к поколению.

Музей характеризуется как оптимальная форма формирования основ патриотической культуры – включение обучающихся в деятельность музея, в рамках которого формируются знания, умения, навыки и эмоционально-мотивационные потребности взаимодействия детей с историей, является важнейшей предпосылкой реализации педагогического потенциала музейной педагогики, его возможностей в системе патриотического воспитания. Основными условиями являются:

а) организация культурно-образовательных, познавательных, коммуникативных, творческих, исследовательских форм работы, опирающихся на интерактивные, игровые и образовательные технологии музейной педагогики;

в) широкий выбор культурных объектов и видов культурной деятельности, возможности участия в исследовательской деятельности, в мероприятиях творческой, познавательной, ценностно-ориентационной и культурно-патриотической направленности;

г) творческое применение интерактивных технологий музейной педагогики, обеспечивающих углубление и развитие гражданских, историко-патриотических знаний через усвоение социальных ролей;

д) создание педагогических условий, позволяющих обучающимся проявить свои потенциальные возможности, развить их склонности, способности и интересы;

е) включение в деятельность музея педагогов и обеспечение преемственности формирования патриотической культуры в условиях учебной и внеучебной деятельности.

Педагогические возможности музея определяются совокупностью ресурсов, которые могут формировать систему ценностей обучающего через создание условий для творческой активности путем включения младшего школьника в различные виды деятельности. Педагогический процесс в музее представлен как многофункциональная система, обеспечивающая формирование здорового образа жизни, способствующая освоению опыта воспроизводства элементов патриотической культуры как общественной и личностно значимой ценности в процессе творческой деятельности обучающего, показывающая  значение культурного наследия в жизни общества, способствующая овладению знаний, умений и навыков деятельности.  Все это является важной предпосылкой реализации педагогического потенциала музейной педагогики, ее возможностей в системе формирования патриотической культуры. Реализация потенциала историко-культурной среды  музея как средства формирования основ патриотической культуры предполагает выстраивание воспитательного процесса  за счет оптимизации условий развития личностных качеств обучающего, развитие его познавательной активности в выбранной области патриотического знания. При формировании патриотических знаний как основы культуры  целесообразно использовать то, что обучающимся близко и знакомо: историю и историко-культурную среду родного города. Многообразие форм использования историко-краеведческого материала, дает возможность проводить обучающимся самостоятельные исследования, что формирует представления о тесной взаимосвязи истории страны с историей города, истории города – с историей своей семьи. Это помогает детям осознать связь изучаемого материала со своей жизнью, формирует ценностное отношение к прошлому. Музей как педагогическая среда способен создать эмоционально значимое пространство и наполнить его необходимым содержанием деятельности. Формат музея позволяет использование в качестве значимого педагогического ресурса  музейной педагогики принцип национально-культурной идентичности, ориентирующий деятельность музея на понимание своих духовных корней, формирование интереса, любви и уважения к традициям малой родины,  принцип творчества, позволяющий через познавательно-интерактивные игры максимально развивать личностный потенциал, используя возможности культурных традиций, культурно-образовательный принцип, позволяющий в рамках образовательных технологий реализовать целостный подход к воспитанию и развитию личности в духе патриотизма, принцип  культурно-творческой, реализующий освоение опыта воспроизводства элементов патриотической культуры в конкретных сферах и видах деятельности, воспроизводящими ценностное ядро жизнедеятельности субъекта культуры.

При составлении данной программы использован не только опыт работы авторов всевозможной литературы о музеях и музееведение, изучение учебных программ по музееведению, но и анализ  интересов обучающихся и возможностей.

Актуальность и новизна.

        Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, обучающиеся приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности.

         Программа «Музейная лаборатория» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа имеет интегрированный характер. Значительное число занятий направлено на практическую деятельность - самостоятельный творческий поиск, совместную деятельность обучающихся. Создавая собственный творческий проект (выставку, научно- исследовательскую работу),  обучающийся раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Объем программы:

общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы составляет 216, в том числе, практические и самостоятельные занятия.

Формы обучения преобладает очная.

Срок освоения программы определяется содержанием программы –  36 недель по 6 часов в неделю. Режим занятий – с периодичностью 2 раза в неделю по 3 часа.

2. Цели программы.

  • познакомить обучающихся с историей коллекционирования и музеев, типами и видами современных музеев, теорией и практикой музейной работы в России и за рубежом;
  • дать первичные навыки современных музейных технологий, развить практические навыки музейной работы;
  • побудить обучающихся к созидательной деятельности;
  • курс будет способствовать расширению кругозора обучающихся и социализации личности.

  1. Задачи программы.

  • формирование и развитие творческих способностей обучающихся;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, нравственном, художественно-эстетическом развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • обеспечение духовно-нравственного, гражданско-патриотического, военно-патриотического, трудового воспитания обучающихся;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • профессиональную ориентацию обучающихся;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
  • подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов;
  • социализацию и адаптацию обучающихся к жизни в обществе;
  • формирование общей культуры обучающихся;
  • удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований.
  • составить целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога;
  • исследовать на практике собственные познавательные интересы, способности;
  • интегрировали полученные в школе знания на качественно новом уровне.
  • воспитание патриотизма, гражданственности;
  • формировать чувства ответственности за сохранение наследия прошлого;
  • способствовать формированию коммуникативной культуры;
  • развивать навыки самостоятельно приобретать знания и использовать их в практической деятельности;
  • совершенствовать умения в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.

Программа позволяет сочетать разные формы воспитательной работы.

  1. Основные направления:
  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с музейной средой

5. Возможные формы обучения и организации деятельности детей и взрослых:

 Процесс преподавания программы дает возможность сочетать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы, использовать прогрессивные технологии обучения.

         В основу реализации программы курса “Музейная лаборатория” может быть положен проектный метод организации учебной деятельности (разработка и создание выставки, разработка и проведение экскурсии, разработка рекламного проспекта музея). Такой метод преподавания позволит обучающимся актуализировать теоретические знания, полученные на занятиях. Определив содержание и структуру курса в соответствии с учетом особенностей, интересов и уровня подготовленности обучающихся, можно будет реализовать личностно-диагностический подход к обучению, включить обучающихся в исследовательскую деятельность и, в конечном счете, помочь им в определении своих интересов внутри изучаемого курса (поисковая, фондовая, экспозиционная, экскурсионная, художественно-оформительская работа, рекламная работа).

6. Механизм реализации Программы:

В организации внедрения программы и развитии компетенций обучающихся  принимают участие:

1. Координатор (куратор) – педагог дополнительного образования, курирующий работу студентов. Координатор производит подбор инициативной группы подростков и в дальнейшем поддерживает все ее начинания, оказывая помощь в подготовке и проведении мероприятий, спланированных группой.
2. Администрация Колледжа.

С помощью администрации решаются многие организационные вопросы. Администрация может помочь в поиске средств, предоставить помещения для работы, поощрить детей за работу.
3. Родители.

Важно чтобы родители поддерживали детей в их начинаниях. Они могут стать активными участниками программы: участвовать в организации досуговых мероприятий.

Основной результат работы

  знают

 умеют

- основную музейную терминологию;

- функции и задачи музея;

- этапы становления и развития музеев в России и за рубежом;

- основные теоретические взгляды основоположников отечественной и зарубежной  музейной педагогики;

- цели, методы и этапы научно- исследовательской работы музея;

- роль выставочной работы в социокультурной деятельности музея;

- структуру фондов и фондовую документацию;

- особенности хранения и экспонирования музейных предметов;

- характеристику музейной экспозиции;

- особенности экспозиционно - выставочной работы;

- основные этапы научного проектирования экспозиций и выставок;

- виды культурно-просветительной деятельности музея;

- правила написания, подготовки и проведения экскурсии;

- первичные знания о современных музейных технологий;

- роль рекламы в работе музея;

механизм проведения экскурсии;

- правила поведения экскурсовода.

- работать с различными источниками  музееведческой информации, самостоятельно добывать знания;

- применять полученные знания на практике;

- свободно ориентироваться в музейной терминологии;

- определять условия создания и становления музеев в России и за рубежом в любой исторический период и перспективы их дальнейшего развития;

- соотносить основные теоретические положения основоположников отечественной музейной педагогики с опытом современной музейной практики;

- правильно пользоваться музейной терминологией;

-работать с основной документацией при подготовке научной концепции выставки, музея;

- работать с основной документацией на стадии комплектования материалов;

- умело пользоваться терминологией и правильно заполнять документацию при проектировании выставки;

- работать в группе, суммировать сходство идей и учитывать разницу позиций при создании проекта выставки;

- грамотно пользоваться письменной речью;

- учитывать возраст будущих экскурсантов при написании текста экскурсии, уметь адаптировать текст;

- определять наиболее действенные способы воспитательного воздействия музея на посетителя в различных условиях;

- систематизировать музейные материалы, выбирать наиболее важное и интересное;

- ориентироваться в экспозиционно-выставочном пространстве;

- строить коммуникацию, вести диалог со слушателями.

7.Учебно-тематический план.

Тема.

Количество часов.

Всего

Теория

Практика

1-4

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

6

4

2

5-9

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Сообщение на тему: «Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - самый крупный в России и один из самых больших в мире художественных музеев».

6

4

2

10-16

Структура музееведения

6

4

2

17-23

История музейного дела в России. Коллекционирование.

6

3

3

24-30

Музейное источниковедение

6

4

2

30-34

Прикладное музееведение

Сообщение по теме: «Крупнейшие музеи мира».

6

3

3

35--41

Музееведение в системе наук

6

3

3

42-48

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование   (от Античности до конца 18 века).

Поиск  основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление кроссворда на тему музея.

6

3

3

49-55

Музейная сеть и классификация музеев.

Обзорная экскурсия в музей, по итогам которой определить социальные функции музея.

6

3

3

56-60

Основные социальные функции музеев

Каждый обучающийся кружка «Музейная лаборатория» готовит план экскурсии по выбранному объекту, пробует себя в роле экскурсовода. Совершенствует умение в проведении экскурсии, развивает навыки ораторского искусства.

6

3

3

61-67

Музеи как исследовательские центры

6

3

3

68-74

Фонды музея. Работа с фондами.

6

3

3

75-81

Музейная экспозиция и её виды.

6

2

2

82-88

Экскурсия в Историко-литературный музей г. Пушкина.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами

6

4

2

89-95

Атрибуция музейных предметов

6

4

2

96-102

Классификация и систематизация музейных предметов.

Обзорная экскурсия в музей, по итогам которой определить социальные функции музея.

6

3

3

103-109

Экскурсия в Историко-литературный музей г. Пушкина.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея

6

3

3

110-116

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Знакомство с фондами Историко-литературного музея. Составление учётной карточки экспоната  музея.

6

3

3

117-123

Выставочная деятельность музея.

Поиск экспонатов. Исследовательская работа по изучению одного из экспонатов  музея. Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального  задания.

4

2

2

124-130

Культурно-образовательная деятельность музея.

6

4

2

131-137

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

6

4

2

138-144

Организация исследовательской работы.

6

4

2

145-151

Экскурсия в Лицей

6

3

3

152-158

Музейная экспозиция, основные понятия

6

3

3

159-165

Принципы построения экспозиций

6

3

3

166-172

Методы построения музейных экспозиций

Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального  задания.

6

3

3

173-179

Экскурсия в Ратную палату

6

2

4

180-186

Музейная педагогика

Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

2

2

2

187-193

Виды и формы образовательной работы музеев

Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

6

2

4

194-200

Популяризация музея.

4

2

2

201-207

Организация образовательной работы

Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

6

3

3

208-212

Экскурсия в Эрмитаж

4

-

4

213-216

Круглый стол

6

3

3

Итого:

216

116

100

8.Содержание дополнительной образовательной программы.

Тема занятия.

Содержание занятия.

Универсальные учебные действия (УУД).

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.

Музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т.д. Становление и развитие государственно - общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в музеях образовательных учреждений.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ - выделение признаков (существенных, несущественных);

синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей;

построение логической цепи рассуждений;

выдвижение гипотез и их обоснование;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные УУД:

потребность в общении со взрослыми и сверстниками;

владение определенными вербальными и невербальными средствами общения;

эмоционально позитивное отношение к  процессу сотрудничества;

ориентация на партнера по общению,

умение слушать собеседника

Регулятивные УУД:

целеполагание;      планирование;

прогнозирование;

контроль; коррекция; оценка; волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию  - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и  к преодолению препятствий.

Личностные УУД:

формирование основ грахданской идентичности личности:

сформированностьпознавательных мотивов – интерес к новому;

стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу;

сформированностьучебных мотивов;

стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.

2

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.  Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного  музея.

3

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование  (от Античности до конца 18 века).

Начало коллекционирования  древностей. Коллекционирование в Атичную эпоху (святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья (храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование). Кабинеты эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественно - научные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.

4

История музейного дела в России. Коллекционирование.

Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт - Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18 - первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России.

5

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей.

Классификация музеев: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи…

6

Фонды музея. Работа с фондами.

Понятие « фонды музея». Какую функцию они выполняют. Работа с фондами.

7

Музейная экспозиция и её виды.

Понятия « музейная экспозиция», « экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев (исторические, художественные, этнографические). Экспозиции (постоянные и временные, тематические) в школьном  музее. Обновление экспозиций. Экспозиция в Музее Кошки «Коготок». Экспонаты Музея Кошки «Коготок».

8

Экскурсия в музей. Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

9

Экскурсия в Эрмитаж. Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея

Знакомство с экспозицией музея. Правила поведения в музее. Экспонаты музея.

10

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Понятие поисково-исследовательской, научной, деятельности музея.

Поиск экспонатов для музея. Исследование найденных экспонатов (года выпуска или изготовления экспоната, его история).

11

Выставочная деятельность музея.

Понятие выставочной деятельности музея. Выставка найденных экспонатов.

Творческое задание: придумать свой проект музея и выставки.

12

Культурно-образовательная деятельность музея.

Понятие культурно - образовательной деятельности музея.

Каждый учащийся кружка «Юный музеевед» готовит план экскурсии по Музею Кошки «Коготок». Пробует себя в роле экскурсовода. Совершенствует умение в проведении экскурсии, развивает навыки ораторского искусства

13

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

Понятие научно – исследовательской и поисковой  деятельности музея.

Практика: Поиск экспонатов. Исследовательская работа по изучению одного из экспонатов  музея.

14

Организация исследовательской работы.

Формы выполнения  исследований: индивидуальные, коллективные, групповые. Права и обязанности исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности.

15

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Интеллектуально-познавательная олимпиада по музееведению.

Методическое обеспечение ДОП.

Тема занятия.

Методы и формы организации деятельности.

1

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.

Поиск основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление кроссворда на тему музея.

2

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

Обзорная экскурсия в Историко-литературный музей, по итогам которой определить социальные функции музея.

3

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование  (от Античности до конца 18 века).

Просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях мира.

4

История музейного дела в России. Коллекционирование.

Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка совместно с родителями рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).

5

Музейная сеть и классификация музеев. Школьный музей.

Рассказ (беседа) о классификации музеев; доклад уч-ся о видах музеев по темам: художественные, естественнонаучные, литературные, комплексные, исторические, технические музеи

6

Фонды музея. Работа с фондами.

Знакомство с фондами историко-литературного музея. Составление учётной карточки экспоната музея.

7

Музейная экспозиция и её виды.

Участие в подготовке экспозиции.

8

Экскурсия в Историко-литературный музей. Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

9

Экскурсия в Эрмитаж. Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

10

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Участие в поисково-исследовательской работ музея, участие в подготовке выставки в музее. Поиск экспонатов для музея. Исследование найденных экспонатов (года выпуска или изготовления экспоната, его история).

11

Выставочная деятельность музея.

Участие в поисково-исследовательской работе школьного музея, участие в подготовке выставки в школьном  музее.

12

Культурно-образовательная деятельность музея.

Участие в поисково-исследовательской работе школьного музея, участие в подготовке выставки в школьном  музее. Участие каждого обучающего в проведении экскурсии. Совершенствование умения в проведении экскурсии, развитие навыков ораторского искусства.

13

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального  задания.

14

Организация исследовательской работы.

Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального  задания.

15

Подготовка и проведение итогового мероприятия.

Проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

Планы практических занятий

Планы практических занятий

Программа практических (семинарских) занятий

Тема 1.  Виды музеев, их роль в воспитании и образовании.

    Задания:

Развернуть философское обоснование сущности музея и его включения в образовательный процесс по работе Федорова Н.Ф. «Музей, его смысл и назначение».

  1. Определить основные виды музеев, их назначение и задачи в области образования и воспитания.
  2. Написать мини эссе на тему: «Для меня музей – это…»

Тема 2. Музейная педагогика, ее образовательная сущность: основы теории и практической реализации в историческом аспекте и на современном этапе.

Задания:

  1. Развернуть категориальный аппарат музейной педагогики: ее определение, объект, предмет, задачи.
  2. Ознакомиться с деятельностью Российского центра музейной педагогики при Государственном Русском музее по его сайту http:// center.rusmuseum.ru.
  3. Обозначить основные положения концепции педагогического взаимодействия художественного музея и системы образования Б.А.Столярова, А.Г. Бойко. Выделить ее цель, задачи, направления деятельности, методы и формы работы с аудиторией.

 Тема 3. Основы истории музейного дела и музейной педагогики в России и за рубежом.

     Задания:

1. Ознакомиться с основными этапами развития музейного дела, в том числе в России.

2. Обозначить направления образовательной деятельности музеев, том числе школьных.

Тема 4. Музейная культура и общекультурная компетентность.

1. Выделить основные методологические подходы в музейной педагогике.

      2. Определить общекультурную компетентность, ее структуру; с помощью       опросного бланка измерить свой уровень общекультурной компетентности.

      3. Посетить музеи.

Тема 5. Музейно-образовательная среда: основы построения    экспозиции.

      Определить основные категории: музейный предмет, его общие свойства, виды музейных предметов, музейная экспозиция, язык художественной экспозиции и его функции, принципы  экспонирования, методы экспонирования.

  1. Посетить действующие выставки и музеи и определить принципы и методы экспонирования, способы реализации языка художественной экспозиции. Проанализировать экспозиции, определить их сильные и слабые стороны, доступность зрителю, возможность использования для социально-педагогической деятельности.

Тема 6. Методы и формы работы музейного педагога.

1. Посетить  экскурсию по выставке или посмотреть видеозаписи экскурсий и определить воспитательные и образовательные задачи экскурсии,  содержание и его направленность, методы и приемы воспитания и обучения, наличие музейных игр, сценария и т.д.

2. Выделить педагогические условия успешной реализации образовательного потенциала музейной среды (на конкретных примерах).

Тема 7. Разработка экскурсии в педагогическом музее  Института     педагогики, психологии и социальных технологий и ее проведение.

         1. Посетить музей.

2. Произвести «привязку к местности» текста экскурсии, осмотрев на экспозиции все экспонаты, упоминаемые в тексте.

3. Составить свой текст экскурсии, с учетом новых стендов в музее и ориентируясь на контингент посетителей.

4. Провести экскурсию на практике, пригласив группу обучающихся –первокурсников выбранной специальности. Занести запись о проведенной экскурсии в книгу посещений музея и предложить обучающимся написать отзыв об экскурсии.

     Тема 8. Разработка и защита творческих проектов студентов.

     Цель:развитие коммуникативно-деятельностного компонента     общекультурной компетентности, способности работать с информацией, полученной в музее: воспринимать ее, оценивать, перерабатывать, использовать в практической деятельности. Развитие креативных способностей.

Основные понятия: творческий проект и проектная деятельность.

Задания:

  1. Посетить музеи.
  2. Разработать собственный творческий проект выставки реальной или воображаемой. Определить идею экспозиции и образ музея; цель, задачи: образовательные, воспитательные и развивающие, содержание деятельности музейного педагога, методы, средства, формы и результаты, особенности работы  с взрослыми и детьми.
  3. Письменное оформление проекта в печатном виде.

Работа обучающихся на занятии.

Презентация и защита проекта.

Предусматривается написание эссе: «Для меня музей – это…»

Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся состоит также в посещении музеев города, а также выставок. Обучающимся необходимо провести анализ экспозиции: разработать собственный творческий проект выставки реальной или воображаемой. Определить идею экспозиции и образ музея; цель, задачи: образовательные, воспитательные и развивающие, содержание деятельности музейного педагога, методы, средства, формы и результаты, указать особенности работы  со взрослыми и детьми. По результатам своей деятельности обучающиеся готовят выступления на семинарских занятиях.

9. Календарно тематическое планирование.

Тема.

Количество часов.

Всего

Теория

Практика

1-4

Вводное занятие. Основные понятия и термины музееведения.

4

1

1

5-9

Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музея.

4

2

2

10-16

Структура музееведения

6

4

2

17-23

История музейного дела в России. Коллекционирование.

6

3

1

24-30

Музейное источниковедение

6

4

2

30-34

Прикладное музееведение

6

3

3

35--41

Музееведение в системе наук

6

42-48

История музейного дела за рубежом. Коллекционирование   (от Античности до конца 18 века).

6

3

3

49-55

Музейная сеть и классификация музеев.

6

3

3

56-60

Основные социальные функции музеев

6

3

3

61-67

Музеи как исследовательские центры

6

4

2

68-74

Фонды музея. Работа с фондами.

6

3

3

77-81

Музейная экспозиция и её виды.

6

2

2

82-88

Экскурсия в Историко-литературный музей г. Пушкина.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея, а также во время работы с экспонатами

4

-

2

89-95

Атрибуция музейных предметов

2

-

2

96-102

Классификация и систематизация музейных предметов

6

3

3

103-109

Экскурсия в Историко-литературный музей г. Пушкина.

Правила техники безопасности во время поездки и посещения музея

6

3

3

110-116

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

Каждый обучающийся кружка «Музейная лаборатория» готовит план экскурсии по выбранному объекту, пробует себя в роле экскурсовода. Совершенствует умение в проведении экскурсии, развивает навыки ораторского искусства.

6

2

4

117-123

Выставочная деятельность музея.

6

3

3

124-130

Культурно-образовательная деятельность музея.

6

4

2

131-137

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея.

6

4

2

138-144

Организация исследовательской работы.

6

4

2

145-151

Экскурсия в Лицей

2

1

1

152-158

Музейная экспозиция, основные понятия

6

3

3

159-165

Принципы построения экспозиций

6

3

3

166-172

Методы построения музейных экспозиций

173-179

Экскурсия в Ратную палату

6

2

4

180-186

Музейная педагогика

6

3

3

187-193

Виды и формы образовательной работы музеев

6

4

2

194-200

Популяризация музея.

6

3

3

201-207

Организация образовательной работы

6

3

3

208-212

Экскурсия в Эрмитаж

6

1

5

213-216

Круглый стол

6

2

4

Итого:

216

116

100

216

10. Промежуточная аттестация.

Оценка эффективности реализации Программы:

         Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.  Конечным результатом реализации Программы должны стать повышение  финансовой грамотности  студентов; уверенность в выборе банка и банковского продукта / услуги; навыки формирования семейного бюджета, понимание обще экономических принципов, закономерностей и понятий.

Форма промежуточной аттестации – зачет, дополнительно учитывается творческие самостоятельные работы,  участие обучающихся в  конкурсах, чемпионатах и олимпиадах.

Критерии оценки дополнительного образования

Зачетная работа

Критерии оценки

Результат

Выполнение самостоятельные задания

Задание выполнено полностью с хорошим качеством оформления отчета, рациональным использованием времени, самостоятельным планированием и организацией.

Зачет

Выполнение самостоятельные задания

Задание выполнено не полностью с неудовлетворительным качеством оформления отчета.

Устные комментарии по вопросам зачетной работы не предоставлены.

Не зачет

Самостоятельные творческие задания по темам:

Сообщение на тему: «Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - самый крупный в России и один из самых больших в мире художественных музеев».

3

Сообщение по теме: «Крупнейшие музеи мира».

3

Поиск  основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление кроссворда на тему музея.

3

Обзорная экскурсия в музей, по итогам которой определить социальные функции музея.

3

Просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка  рефератов и сообщений об известных музеях мира.

3

Знакомство с фондами Историко-литературного музея. Составление учётной карточки экспоната  музея.

3

Творческое задание: придумать свой проект музея и выставки.

3

Каждый обучающийся кружка «Музейная лаборатория» готовит план экскурсии по выбранному объекту, пробует себя в роле экскурсовода. Совершенствует умение в проведении экскурсии, развивает навыки ораторского искусства.

3

Поиск экспонатов. Исследовательская работа по изучению одного из экспонатов  музея. Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального  задания.

3

Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального  задания.

3

 Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

3

Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.

3

Участие в конференции

3

11. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

1. Список основной литературы:

  1. Багаутдинова Ф.Г.  Туристско - краеведческая деятельность учащихся начальных классов: ( в помощь учителю, руководителю кружка). - М., 1992;
  2. Голованов В.П. Педагогикадополнительного образования детей.- Йошкар-ола, 2006;
  3. Горский В.А. Живое образование .- Ногинск, 2007;
  4. Емельянов Б.В. Экскурсоведение.- М., 2000;
  5. Краеведение: пособие для учителя/ под ред.А.В. Даринского.- М., 1987;
  6. Музей и школа: пособие для учителя/ под ред. Т.А. Кудриной._ М., 2001;
  7. Российская музейная энциклопедия. В 2 т.-М., 2001;
  8. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных.- М., 1988;
  9. Юренева Т.Ю. Музееведение.- М., 2003;
  10. Юренева Т.Ю. Музей в мировой культуре. – М., 2003;
  11. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: учебное пособие по музейной педагогике. –М., 2001.

Литература, использованная при написании по программы:

1. В мире школьных музеев. Выпуск 1. Отв. редактор: В.П. Моисеенко. М., Центр “Школьная книга”, 2007.

2. Галкина, Е. Все можно трогать руками. // Сов.музей. – 2000. – №4.

3. Детский музей г. Ноябрьска: концепция развития / под ред. Н.А. Никишина. – Ноябрьск; М., 1997. Музееведение. Воспитание подрастающего поколения в музее: теория, методика.практика: сб. науч. тр. / НИИ культуры. – М., 1989.

4. Законом Российской Федерации “Об образовании”.

5. Культурно-образовательная деятельность музеев: сб. тр. творческ. лаборатории “Музейная педагогика” кафедры музееведения. – М., 1997.

6. Михайлова, М.А. Из опыта работы курса “Юный музеевед” в Сургутском краеведческом музее // Словцовские чтения – 2003: материалы докл. и сообщ. XV Всерос. науч.-практ. конф. – Тюмень: Изд-во Тюм. гос. ун-та, 2003.

7. О деятельности музеев образовательных учреждений. Письмо Министерства Образования . 12 марта 2003 г. № 28-51-181/16.

8. Положением о государственных общеобразовательных учебных заведениях в России.

9. Решетников Н.И. Школьные музеи // Музейное дело в СССР. – М., 1985.

10. Решетников Н.И. Экспозиция школьного музея: методич. рекомендации – М., 1986.

11. Решетников, Н.И. Музейный праздник. Организация и проведение: методич. рекомендации. – М., 1985.

12. Учебно-методический комплекс. Дисциплина: Музейная педагогика. Составитель: Семенова И.Н. Тюменская Государственная Академия культуры и искусств”. Кафедра истории и музееведения.

13. Федеральный закон об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации. № 73 – Ф3, 25 июня 2002 г.

14. Федеральным законом “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”. № 54- Ф3, 26 мая 1996 г.

15. Ягодинская, Л.А. Музейные коллекции как важный фактор учебного процесса // Музей и общество на пороге XXI века: материалы Всерос. науч. конф., посв. 120-летию Омского гос. истор.-краевед. музея. – Омск, 1998.

Литература, рекомендуемая слушателям:

  1. Зеленко, А.У. Детские музеи в Северной Америке // Музееведение России в первой трети ХХ века: сб. науч. тр. / отв. ред. Т.Г. Шумная. – М., 1997.
  2. Зеленко, А.У. Детский музей // Педагогич. энциклопедия / под ред. А.Г. Калашникова. Т.2. – М., 1928.
  3. Основы экскурсионного дела в музее. – М., 1976-1977. – Вып. 1-2.
  4. Изучение посетителей в музеях зарубежнЛомунова, А.К. На экскурсию – всей семьей // Сов.музей. – 1986. – № 5.
  5. Ломунова, А.К. Учитель обращается в музей // Сов.музей – 1983. – № 2.
  6. Павлюченко, Э.А. Опыт работы музея со школьниками / Павлюченко Э.А., Юхневич М.Ю.– М., 1985 (ГПБ.Информкультура: Экспрессинфор. Сер.: Музейное дело и охрана памятников - Вып. 1 )
  7. Маслова, С.Г. Мы входим в мир прекрасного: учеб.пособие / Маслова С.Г., Соколова Н.Д.; Рос. гос. пед. Ин-т им. А. И. Герцена, Рос.акад. образования. Сев.-Зап. отд-ние; Гос. Русский музей. – СПб.: СпецЛит, 2000. – 159 с.
  8. Юхневич, М.Ю. Когда школьник приходит в музей // Сов.музей – 1984. – № 1.
  9. Юхневич, М.Ю. Музейный педагог – профессия // Сов.музей. – 1989. – №1.
  10. Нагорский, Н.В. Музей как открытая педагогическая система // Педагогика. – 2005. – №4. – С.27-34.
  11. Нагорский, Н.В.Музейная педагогика и музейно-педагогическое пространство // Педагогика. – 2005. – №5. – С.3-1


Приложения.

Материалы к теме: «Классификация музеев».

На сегодняшний день принято выделять семь основных типов музеев, экспонат каждого из которых будет отличаться определенными характеристиками от тех, что принадлежат другим музеям. Основные пункты системы классификации музеев заимствуются здесь из работы Н.Ф. Петровой «Частные коллекции, меценатство, музеи (социокультурологический анализ)».

1. Художественные музеи. Тематические рамки экспоната данного типа будет определять его принадлежность к истории искусств и к искусствоведению. Главной чертой такого предмета будет его художественная значимость, сила эстетического воздействия. Художественный музей более, чем другие виды музеев, апеллирует в своих экспозициях к изобразительным источникам. Если мы примем за основу классификации те средства, с помощью которых осуществляется и выражается содержание источника, то станет очевидным то, что источники изобразительные занимают «значительное место в ряду других основных групп, а именно : 1) словесные источники средство выражения содержания которых – слово; 2) предметы материальной культуры, средство выражения содержания которых – их вещная форма; 3) изобразительные источники, средство выражения содержания которых – изображение». Среди музеев подобного типа можно выделить пинакотеки, картинные галереи, музеи изобразительно искусства, художественных ремесел, промыслов и т.д.

2. Исторические музеи. Тематическая база данного типа музеев основывается на исторические науки. Объектом изучения такого музея будет уже не история искусств, а история как ряд социально значимых фактов. Само искусство рассматривается с такой точки зрения как часть, один из аспектов всего исторического процесса. Наряду с материальными свидетельствами о событиях прошлого нам рассказывают так же и изобразительные экспонаты, о которых шел разговор предыдущем пункте. Картины занимают особое место в музеях истории. Предметные изображенные могут с достаточной точностью донести до зрителя внешний облик какого-либо предмета, они могут стать и чисто визуальным свидетельством о каком-нибудь событии. Мера точности такого изображения будет зависеть от замысла и целей самого автора (к сожалению, о сущности которых мы можем только строить предположения), от эстетических и этических идеалов самой эпохи и, как следствие, от ее художественных установок. Если мы будем вести речь о фото-свидетельствах, которые мы так же с полным основанием можем включить в ряд изобразительных источников, здесь мы можем в большей степени рассчитывать на точность, на достоверность представляемого нам явления. В живописном, графическом, скульптурном изображении мы найдем субъективную трактовку происходившего события. Однако, такие источники становятся наиболее ценными не только для трактовки изображаемой эпохи, но и для понимания того времен, когда происходило непосредственное создание художественного памятника. В качестве разновидностей исторического музея выделяют археологические, нумизматические, историко-революционные, военно-исторические музеи, истории просвещения и образования, истории региона, города, села… Среди этих видов отдельной группой вычленяют и музеи истории спорта, истории книги, истории науки и техники.

3. Естественнонаучные музеи. Их ориентир также связан с реконструированием научной картины мира. Названия, составляющие основной список классификации таких учреждений, говорят сами за себя: палеонтологические, антропологические, биологические, ботанические, зоологические, минералогические, экологические и т.д.

4. Технические музеи – связанные с техникой и техническими науками: политехнические, музеи науки и техники, космонавтики, авиации, музеи отдельных предприятий. Экспонаты таких музеев призваны показать сегодняшний уровень развития техники. Это современные свидетельства, однако, с появлениями новых открытий они автоматически становятся принадлежностями прошлого времени.

5. Литературные музеи. Главная задача таких музеев заключается в том, чтобы передать творческую обстановку, среду, в которой жил и работал известный поэт, писатель, что повлияло на развитие его как творца. Письменные источники, в особенности рукописи и книги с авторскими замечаниями, становятся реликвиями такого типа музеев. Интересно заметить, что такие экспонаты способны выступать и в качестве носителей общественной памяти, «являясь сосредоточением информации об историческом прошлом человечества, отражением реалистичных явлений общественной жизни» , и, одновременно, предметами, способными оказывать на зрителя эмоциональное воздействие. Мы можем почерпнуть из написанного в них какую-либо значимую информацию, а так же получить эстетическое переживание лишь от одного только созерцания таких экспонатов музея.

6. Мемориальные музеи имеют много общего с предыдущим типом. Такие заведения располагаются в домах, где жила какая-то известная личность. «В этих музеях сохраняется или воссоздается обстановка дома, интерьер, собираются личные вещи, рукописи, принадлежащие владельцу дома и его обитателям» . Ценность и уникальность объектов такого музея будет заключаться в «пропитанности» предмета духом его владельца. Простое осознание того, что эту вещь в своих руках держал великий человек, будет вызывать благоговение перед нею. Она станет музейной ценностью только потому, что раньше находилась в чьем-то распоряжении. «Культ», возвеличивание самого хозяина сделает «культовым» и любой предмет его обстановки.

7. Комплексные музеи – заслуга "XX столетия. Именно в постмодернистскую эпоху теряет функцию конституирования мировоззрения наука, интерес к которой был так высок, начиная со средневековой алхимии и стремления Ренессанса познать все, что связано с человеком и заканчивая последними открытиями в области антропогенеза. Против сциентизма теперь выступает множественность форм знания, в основаниях своих доходящие чуть ли не до мистики. Именно поэтому, теперь музей – не простое собрание ради собрания, не желание сделать экспозицию исключительно методом научного познания. Это – желание подойти к осмыслению этого мира с разных сторон, показать его многоплановость. Именно это и заставляет подходить к музею как к комплексу, собранию много во едином. Кроме того, подход к музею как к комплексу предопределен пониманием сущности времени, характерным для XX века. Время становится ценностью, поэтому стремление к его экономии тоже будет фактором, предпосылкой создания музея-комплекса, придя куда, человек может за довольно-таки короткий срок побывать сразу же в нескольких типах музея, при том не выходя из одного помещения.

Материалы для беседы по теме: «История музейного дела в России».

Музей – зрелище, но не развлечение. Российские музеи сравнительно молоды по сравнению с европейскими, но их коллекции роскошны и вызывают интерес не только у наших соотечественников, но и у иностранных туристов.

История музейного дела в России относительно молода. Первый музей на территории нашей страны появился в 1714 году, это была знаменитая петровская Кунсткамера, собрание редкостей, составленное под личным руководством Петра Первого. Однако коллекционированием увлекались и монархи до него. Известно, что в 1605 году поляки похитили из сокровищницы московского Кремля огромное собрание оружия, а в 1572 году наиболее ценные предметы оттуда были вывезены на 400 санях в Новгород, чтобы спасти их от разграбления татарскими ордами. Но в те времена никому не приходило в голову создавать экспозиции и военные трофеи и образцы оружия демонстрировались исключительно наиболее важным гостям государства. А первым учреждением, открытым для широкой публики стала как раз Кунсткамера.

Многие десятилетия петровский музей оставался единственным в нашей стране. Деятельностью, которую можно было классифицировать как музейную, позднее стали заниматься такие учреждении как арсеналы и оружейные палаты. Это были образцы так называемого «протомузейного» коллекционирования, на их базе в дальнейшем были созданы богатые экспозиции. Следующим этапом в развитии музейного дело России стали создание в 1758 году художественного музея при Академии художеств, а чуть позже, в середине 60-х годов восемнадцатого века открыл свои двери Эрмитаж. С тех пор музеи в России стали создавать повсеместно, личные коллекции высокородных аристократов передавались в дар музейным учреждениям, немало меценатов дало свои имена музейным комплексам (Третьяков, Брюс, Голицын и другие).

Для чего же создавались музеи в России? Если говорить о первых учреждениях этого типа, то создавались они с изначальной целью «быть как в Европе». Это потом уже возник интерес к собственным гениям в области живописи, скульптуры и других видов искусств. А изначально государственная казна открывалась для того чтобы выкупить полотна известных мастеров европейского Возрождения, античные фрески, предметы интерьера и скульптуры. Музеи создавались с целью «оевропить» население столиц, познакомить его с классическим искусством, стимулировать развитие таких наук как этнология, археология и этнография.

Музеи всегда предназначались для широкого круга лиц, это были общественные учреждения, часто свободного посещения. Их основная деятельность заключается экспозиционной и культурно-образовательной работе, в России музеи выполняют историческую и просветительскую функцию, на них возложены даже пропагандистские задачи. Музей - место интеллектуального и духовного отдыха, его посещение обязательно для тех, кто хочет приобрести новые знания, провести время за утомительным, но очень содержательным занятием.

Сообщение на тему: «Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге - самый крупный в России и один из самых больших в мире художественных музеев».

Эрмитаж не только лучший музей Санкт-Петербурга, но и великолепный образец архитектурных достопримечательностей города. Хотя это не совсем верно. Как музей – это, безусловно, Эрмитаж. Но архитектурную славу имеет парадная царская резиденция Зимний дворец. Музейный комплекс Эрмитаж «поглотил» Зимний дворец, который стал одной из составляющих государственного музея. За 250 лет существования стараниями самых богатейших людей Российской Империи - династии Романовых Эрмитаж собрал коллекцию, которой хватило бы на 50 больших музеев обычных европейских стран. Появился Эрмитаж в 1764 году, как личная коллекция Императрицы Екатерины Великой, и первоначально и был именно «частной коллекцией». Об этом свидетельствует название музея. В переводе с французского "эрмитаж" - ermitage - келья, уединенное место.

Спустя 100 лет Эрмитаж стал настолько важен и велик, что было принято решение открыть его для посещения публики. Это, кстати, показывает, несколько несоответствующий созданному после революции стереотипу был образ «кровавого царского режима». Эрмитаж собрал картины лучших мастеров прошлого. В этом отношении царская семья не считала деньги, и скупала практически все, что было можно.

Теперь на экскурсиях по Эрмитажу можно видеть уникальные полотна великих итальянцев Леонардо да Винчи, Рафаэля и Тициана. Испанских мастеров Эль Греко и Веласкеса. В Эрмитаже большая коллекция голландских и французских мастеров. Веянием моды в залы Эрмитажа попали импрессионисты. Это Моне, Гоген и Пискассо. Пожалуй, для детей и школьников гораздо интереснее коллекции рыцарских доспехов, оружия предметов быта, и уникальных ювелирных изделий. И, конечно, никого не может оставить равнодушным подаренный Потемкиным Екатерине Великой знаменитый заводной павлин. И сегодня можно увидеть, как работают эти часы. Но, увы, очень редко. Павлин заводится раз в неделю и подгадать время экскурсии, чтобы увидеть это чудо довольно трудно.

Сообщение по теме: «Крупнейшие музеи мира».

Лувр – самый известный музей мира. На протяжении веков он неоднократно перестраивался – каждый новый правитель Франции по-своему обновлял или расширял его. В XII веке король Филипп II Август возвел здесь крепость, позднее ее увеличил в размерах Карл V. В XVI веке Франциск I приказал разобрать укрепления и превратил Лувр в роскошную по тем временам королевскую резиденцию, оформив ее в стиле ренессанса. Центром власти красивейший дворец Лувр перестал быть в XVII веке, когда Людовик XIV переехал вместе со всем двором в Версаль.

Национальный конвент Французской революции в 1793 году постановил учредить в Лувре первый общедоступный музей. В нем были собраны предметы искусства, изъятые у аристократии – те, что не успела разграбить вооруженная толпа. Оригинальное дополнение к, казалось бы, совершенной архитектуре Лувра в виде стеклянной пирамиды появилось в 80-х годах XX века по инициативе президента Франсуа Миттерана. Пирамида, поначалу насмешливо прозванная парижанами "теплицей", вскоре превратилась в одну из достопримечательностей Лувра и Парижа, придав легендарному музею новый блеск. Она не только не скрывает стоящих позади нее корпусов Лувра, но и озаряет дневным светом близлежащие залы и коридоры музея и придает особое очарование внешнему облику дворца – удивительный контраст оживляющей современности и внушающей уважение старины.

Сегодня Лувр ежегодно посещает более 5 миллионов человек. В выходные дни здесь очень тесно, несмотря на то, что площадь экспозиции составляет 60 тысяч кв. метров.

Десятки тысяч экспонатов делают Лувр не только известнейшим, но и крупнейшим музеем мира. В Лувре собраны выдающиеся произведения, от древних скульптур и шедевров европейской живописи до образцов декоративно-прикладного искусства.

В XIX веке Наполеон III сделал Лувр своей резиденцией. После его поражения во франко-прусской войне восставшие парижане пытались поджечь дворец, однако один из членов парижской коммуны вовремя опорожнил бочки с нефтью, расставленные в залах уникального музея, и тем самым спас от уничтожения бесценные экспонаты.

Несколько лет назад возникла идея пойти навстречу туристам – однодневным посетителям Лувра – и поместить в одном зале сразу две ярчайшие жемчужины музейной коллекции: "Умирающего раба" Микеланджело и "Джоконду" Леонардо да Винчи.

Однако этот проект так и не был реализован. Администрация музея придерживается мнения, что путешествие по залам Лувра является уникальным уроком по истории искусства, а стремление увидеть только знаменитые произведения ведет к профанации. И с этим утверждением трудно спорить, ведь Лувр готовит нам массу открытий и первых "очных" знакомств с не менее значимых произведений искусства. "Мадонна с зеленой подушкой" АндреаСоларио – типично итальянская живопись XIV века, "Плот "Медузы" Теодора Жерико, ставший первой ласточкой романтизма в изобразительном искусстве, "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах") кисти другого французского романтика Эжена Делакруа – еще одно произведение с мировым именем... Этот список можно продолжать бесконечно, ибо сокровищница Лувра бездонна. Стоит отметить только, что особое место в летописи музея, как и в истории всей Франции, занимает Наполеон Бонапарт. Живописец Антуан-Жан Гро был кем-то вроде хроникера императорских триумфов. Еще один певец Наполеона I Жак Луи Давид поначалу был ярым приверженцем Революции, но позднее его симпатии оказались на стороне Корсиканца, о чем свидетельствует его красноречивое "Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины..." И все-таки все дороги Лувра (о чем неустанно твердят многочисленные указатели) ведут к знаменитой Джоконде. Другие полотна, висящие в самом заветном зале дворцового музея, не выдерживают никакой конкуренции с шедевром итальянского гения.

Таинственная улыбка Моны Лизы – супруги флорентийского купца ФранческодельДжокондо, в свое время даже не удосужившегося оплатить работу мастера над портретом, – многие столетия волнует посетителей Лувра куда более других его экспонатов...

Британский музей, открытый в1759 году, на сегодняшний день является главным музеем Объединенного Королевства. Ежегодно его посещают более 4 миллионов человек. Объясняется такая популярность очень просто: в нем сосредоточены уникальные коллекции. Это и история, и археология, и этнография, и естественные науки, и живопись. Здешние египетские, ассирийские и древнегреческие собрания считаются лучшими в мире. Здесь выставлены мраморные статуи, некогда украшавшие афинский Парфенон, сокровища египетских гробниц, неприметный с виду Розеттский камень, прозванный шифровальным камнем лингвистов, так как с его помощью удалось расшифровать неприступные египетские иероглифы. В главном здании музея находится«человек из Лима» — мумия доисторического человека, которую работники музея ласково прозвали Питом Маршем. Есть здесь и окаменевший архиоптерикс. Недавно были отреставрированы африканские залы, в которых представлена лучшая в мире коллекция предметов искусства Черного континента. В экспозицию музея включены богатейшие собрания гравюр, монет и медалей. Так как выставки постоянно обновляются, людям, уже посещавшим Британский музей, всегда будет на что посмотреть. Англичане остаются оригиналами во всем: для того чтобы крысы и мыши не портили уникальные коллекции, в штат было зачислено, шесть кошек. Поэтому, если вы, прогуливаясь по залам Британского музея, увидите кошку в униформе (с желтым бантом на шее), знайте —перед вами государственный служащий.

Теоретические основы курса:

Основные понятия и термины музееведения: музей, вернисаж, выставка, фонды, экскурсия, экспозиция и т. д. Становление и развитие государственно- общественной системы музейного дела. Опыт успешной деятельности объединений учащихся в краеведческих музеях образовательных учреждений. Практикум: поиск  основных понятий и терминов музейного дела, викторина « Кто больше назовёт музейных терминов», составление кроссворда на тему музея.

Роль музея в жизни человека. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека.  Основные социальные функции музея. Структура подразделений школьного  музея. Практикум: Обзорная экскурсия в музей, по итогам которой определить социальные функции музея.

История музейного дела за рубежом. Начало коллекционирования  древностей. Коллекционирование в Античную эпоху (святилища, храмы, пинакотеки) и в эпоху Средневековья ( храмы и их сокровищницы, частное коллекционирование…). Кабинеты эпохи Возрождения (студиоло, антикварии, кунсткамеры…). Естественнонаучные кабинеты и художественное коллекционирование. Формирование концепции публичного музея.  Практикум: просмотр видеофильмов об известных музеях мира, поиск сайтов зарубежных музеев, подготовка  рефератов и сообщений об известных музеях мира.

История музейного дела в России. Первые музеи в России. Кунсткамера в Санкт- Петербурге. Императорский музей Эрмитаж. Кабинеты учебных и научных учреждений. Коллекционирование в России в конце 18- первой половине 19 веков. Практикум. Просмотр видеофильмов об известных музеях нашей страны, поиск сайтов известных музеев России, подготовка рефератов и сообщений об известных музеях России (либо проектной работы).

Фонды музея. Работа с фондами. Определение понятий: «музейные фонды», «музейный предмет», « экспонат», « артефакт»… Научная организация фондов музея. Состав и структура фондов музея. Пополнение фондов музея. Учёт фондов музея. Практикум: знакомство с фондами музея. Составление учётной карточки экспоната  музея.

Музейная экспозиция и её виды. Понятия «музейная экспозиция», «экспонат», «экспозиционный комплекс». Особенности экспозиций разных групп музеев (исторические, художественные, этнографические). Экспозиции (постоянные и временные, тематические)

Поисково - исследовательская и научная деятельность музея. Понятие поисково-исследовательской, научной, деятельности музея.

Выставочная деятельность музея. Понятие выставочной деятельности музея. Выставка найденных экспонатов. Практикум: Творческое задание: придумать свой проект музея и выставки.

Культурно-образовательная деятельность музея. Понятие культурно - образовательной деятельности музея. Практикум: Каждый обучающийся кружка «Музейная лаборатория» готовит план экскурсии по выбранному объекту, пробует себя в роле экскурсовода. Совершенствует умение в проведении экскурсии, развивает навыки ораторского искусства.

Научно- исследовательская и поисковая деятельность музея. Понятие научно – исследовательской и поисковой  деятельности музея.

Практика: Поиск экспонатов. Исследовательская работа по изучению одного из экспонатов  музея. Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального  задания.

Организация исследовательской работы. Формы выполнения  исследований: индивидуальные, коллективные, групповые. Права и обязанности исследователя. Требования к соблюдению научной культуры и этики исследовательской деятельности. Практикум:Выполнение индивидуального задания, оформление дневника выполнения данного задания, самоанализ результатов выполнения индивидуального  задания.

Подготовка к проведению итогового мероприятия. Подведение итогов обучения. Совместный анализ деятельности каждого  участника экспедиции, его вклад в общее дело. Практикум: проверка знаний, умений и навыков обучающихся.  Подготовка докладов, оформление экспозиций, выставок. Подготовка презентаций материалов и видеофильмов.


[1]Гнедовский М. Б. Проектирование прошлого и музей будущего: метаморфозы проектного подхода в музейном деле// От замысла к реализации : сб. науч. тр. / НИИ культуры. М., 1988. С.66–64.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое выступление "Передвижная дорожная лаборатория"

Оборудование передвижной лаборатории обеспечивает проведение видеосъемки, регистрации параметров проезжей части, земляного полотна, элементов обустройства и придорожной полосы дороги. Результаты камер...

Методическая разработка на смотр-конкурс методических материалов ГБПОУ МО "Чеховский техникум"

Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы техноло...

Методическая разработка урока по дисциплине ОП. 03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА «Магнитные материалы. Гистерезис. Применение ферромагнитных материалов»

Представлена разработка урока по дисциплине ОП. 03. ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА на тему  «Магнитные материалы. Гистерезис. Применение ферромагнитных материалов». Реализация урок...

Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"

Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ  « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ по ПМ УП ПМ 03 Технологическая обработка изделий и выполнение их в материале Тема 1. Основы технологии пошива изделий и принципы формирования материалов для подготовки квалифициро

Методическая разработка выполнена для проведения урока по профессиональному модулю УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА на тему №1. Основы технологии пошива изделий и принципы формирования материалов» мастерами пр...

Методическая разработка открытого занятия «Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория журналиста"»

Тема занятия:Ознакомление с новым видом деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе "Лаборатория журналиста".Возраст обучающихся: 13 лет.Продолжительность за...