Методическая разработка на смотр-конкурс методических материалов ГБПОУ МО "Чеховский техникум"
методическая разработка

Литягина Ирина Викторовна

Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы технологии формирования критического мышления: итогом урока стало составление синквейна, который  помогает обучающимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_na_konkurs.docx35.09 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1

Карточка преподавателя,

принимающего участие в смотре-конкурсе методических материалов

  1. ФИО преподавателя  Литягина Ирина Викторовна

  1. Количество работ, представленных на смотр-конкурс      1

  1. Название работ  урок литературы «Литературная гостиная. Король поэтов Игорь Северянин».

Урок проводился на 2 курсе в группе П-14, в форме литературной гостиной. На уроке применялись информационно-коммуникативные технологии: урок сопровождался презентацией. Использовались элементы технологии формирования критического мышления: итогом урока стало составление синквейна, который  помогает обучающимся самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.


                     


   

                                                                                                                                

КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: Король поэтов Игорь Северянин.

Цель: 1) знакомство обучающихся с жизнью и поэзией  И.Северянина;

            2) привитие навыков выразительного чтения стихотворений, умения  

                анализировать их; 
           3)
стимулирование интереса к творческому наследию И. Северянина, а также  

                к поэзии Серебряного века; содействие развитию  художественного вкуса. 

Оборудование урока: портрет поэта, ваза с цветами; презентация; видеоклипы романсов на стихи Северянина.

Методические приёмы:  инсценировка стихотворения; выразительное чтение стихов и их анализ; просмотр презентации;  творческая групповая работа  – составление синквейна.

Ход урока.

(На экране эпиграф)

Поэзия есть лучшие слова

в лучшем порядке.

  1. Литературная гостиная.

Учитель. Мир образов находится в тесной связи с миром людей: и прекрасные стихотворения, как живые существа, входят в круг нашей жизни; они то учат, то зовут, то благословляют; среди них есть ангелы-хранители, мудрые вожди, искусители-демоны или милые друзья. Под их влиянием люди любят, враждуют, умирают.

Видеоклип  романса на стихи И.Северянина «В шумном платье муаровом». Под звуки  романса входят участники (дамы и господа), рассаживаются вокруг столика, одна пара делает несколько танцевальных движений и присоединяется к остальным. Инсценировка стихотворения И. Северянина «Она критикует».

1-я дама.                                 

Нет, положительно, искусство измельчало,  

 Не смейте спорить, граф, упрямый человек!

         По пунктам разберем и с самого начала,

Начнем с поэзии: она полна калек.

2-я дама.

Хотя бы Фофанов: пропойца и бродяга,

А критика дала ему поэта роль...

3-я дама.

Поэт! Хорош поэт... ходячая малага!

И в жилах у него не кровь, а алкоголь.

1-я дама.

Как вы сказали, граф? До пьянства нет нам дела?

И что критиковать мы можем только труд?

Так знайте ж, книг его я даже не смотрела,

Неинтересно мне!..

2-я дама.

Тем более, что тут

Навряд ли вы нашли занятные сюжеты,

Изысканных людей привычки, нравы, вкус,

Блестящие балы, алмазы, эполеты,

О, я убеждена, что пишет он «en uisse».

1-й господин.

Естественно, что нам, взращенным на Шекспире,

Аристократам мысли, чувства и идей,

Неинтересен он, бряцающий на лире

Руками пьяными, безвольный раб страстей.

3-я дама.

Ах, да не спорьте вы! Поэзией кабацкой

         Не увлекусь я, граф, тысячу раз нет!

Талантливым не может быть поэт

С фамилией - pardon! -такой... дурацкой...

1-й господин.

И как одет! Mon diue! Он прямо хулиган!..

Вчера мы с Полем ехали по парку,

         Плетется он навстречу - грязен, пьян;

2-й господин.

Кого же воспоет такой мужлан?., кухарку?!

Смазные сапоги, оборванный тулуп,

Какая-то ужасная папаха...

2-я дама.

Сам говорит с собой... Взгляд страшен, нагл и туп.

Поверите? Я чуть не умерла со страха.

         Не говорите мне: «Он пьет от неудач!»

Мне, право, дела нет до истинной причины.

1-я дама.

И если плачет он, смешон мне этот плач:

 Сентиментальничать ли создан мужичина

         Без положенья в обществе, без чина?!

3-я дама. Ах,.господа, как хочется изысканного, возвышенного! утонченного. Я хотела бы упиваться музыкой поэтических строк.   |

 1-й господин. Извольте, сударыни, - «Мороженое из сирени! Мороженое из сирени!»                                                                          

2-й господин. «Ананасы в шампанском! Ананасы в шампанском!»                                                                                              

1-й господин. «Шампанское в лилию! Шампанское в лилию!»

2-й господин. «Я выпил грез фиалок фиалковый фиал...»

 1-я дама. О, Боже! Чьи это строки? Кто автор?

1-й господин. Как, Вы не знаете? Это же Король поэтов, Игорь

Северянин! 

2-я дама. Северянин?                                                 .,

3-я дама. Северянин?!

1-я дама (мечтательно). Се-ве-ря-нин...

Дамы и господа уходят и занимают свои места за рабочими столами.

Ведущие ставят на стол портрет поэта и вазу с букетом сирени.

 (Фиалки и сирень - любимые цветы поэта),

1 ведущий. Его настоящее имя - Игорь Васильевич Лотарев. Родился он в Петербурге 16 мая 1887 года.

2 ведущий. Образование получил в Реальном училище в Череповце. Сочинять стихи принялся с восьми лет. Дебютировал в 1905 году стихотворением «Гибель Рюрика»... И... четыре года признавал его поэтом только Константин Фофанов. А потом...

1 ведущий

Шампанская сила в поэте бурлила,

На встречи с ним публика валом валила,

И взорами девы поэта ласкали,

И лопались лампы от рукоплесканий.

1 вед. Успех у него был ошеломительный, сборники его стихов издавались огромными тиражами. За 5 лет, с 1913 по 1918 годы, вышли в свет 10 сборников стихотворений. Среди них «Громокипящий кубок», «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт», «Victoria Regia».

 1 чтец

Я, гений Игорь Северянин,

Своей победой упоен:

Я повсеградно оэкранен!

Я повсесердно утвержден!

До долгой встречи!  В беззаконце

 Веротерпимость хороша.

В ненастный день взойдет, как солнце,

Моя вселенская душа.

2 вед.  В 1911 г. Северянин объявляет о создании эго-футуризма. В его манифесте были следующие пункты:

1. Душа - единственная истина.

2. Самоутверждение личности.

3. Происки нового без отверганья старого.

4. Осмысленные неологизмы.

5. Смелые образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.

6. Борьба со «стереотипами» и «заставками».

7. Разнообразие метров.

1 вед. Так что же все-таки такое эгофутуризм?

Преподаватель  Да хотя бы вот это…

                               ФИАЛКА

Снежеет дружно, снежеет нежно,

Над ручейками хрусталит хрупь.

Куда ни взглянешь — повсюду снежно,

И сердце хочет в лесную глубь.

Мне больно-больно... Мне жалко-жалко...

Зачем мне больно? Чего мне жаль?

Ах, я не знаю, ах, я — фиалка,

Так тихо-тихо ушла я в шаль.

О ты, чье сердце крылит к раздолью,

Ты, триумфатор, ты, властелин!

Приди, любуйся моей фиолью —

Моей печалью в снегах долин.

О ты, чьи мысли всегда крылаты,

Всегда победны, внемли, о ты:

Возьми в ладони меня, как в латы,

Моей фиолью святя мечты!..

2 вед. 27 февраля 1918 г. зал Политехнического музея переполнила публика. Происходило избрание «короля поэтов». Игорь Северянин вырос на эстраде в черном длиннополом сюртуке и исполнил стихи из «Громокипящего кубка». Слушали его баритональный голос в полном молчании, покоренные энергией ритмов и мелодикой строф.    

1 вед. Когда поэт закончил чтение, зал разразился аплодисментами и криками восторга. После подсчета голосов было объявлено: королем поэтов избран Игорь Северянин. Второе место занял В. Маяковский, третье - К. Бальмонт.

2 вед. К своему избранию Северянин отнесся серьезно. Это был пик его всероссийской славы.

2 чтец

Отныне плащ мой фиолетов,

Берета бархат в серебре:

Я избран королем поэтов

 На зависть нудной мошкаре.

В душе - порывистых приветов

Неисчислимое число,

Я избран королем поэтов –

Да будет подданным светло!

1 вед. Как-то Николай Гумилев сказал: «Затуманенные

взоры девушек увеличивают красоту мира». О, да! Если читающий

или слушающий стихотворение испытывает то же, что и сам поэт,

то мысль изреченная становится уже не ложью, а правдой.

3 чтец

Весенний день горяч и золот, -

Весь город солнцем ослеплен!

Я снова – я: я снова молод!

Я снова весел и влюблен!

Душа поет и рвется в поле,

Я всех чужих зову на ты…

Какой простор! Какая воля1

Какие песни и цветы!

Скорей бы – в бричке по ухабам!

Скорей бы – в юные луга!

Смотреть в лицо румяным бабам!

Как друга, целовать врага!

Шумите, вешние дубравы!

Расти, трава! Цвети, сирень!

Виновных нет: все люди правы

В такой благословенный день!

2 вед.  Ну как после этого не согласиться с тем, что «поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке». Такие стихотворения могут жить века, переходя от временного забвения к новой славе и внушая священный трепет людям.

1 вед. Господа, меня, все время мучает вопрос: почему Игорь Лотарев стал Игорем Северяниным?

2 вед. Ответ прост и безыскусен. Еще в 1905 г. был написан очерк в стихах «В северном лесу». Там с сыновней любовью воспеты с детства милые поэту лесные края вокруг Череповца. В величавом образе сурового края юный Игорь Лотарев (еще не Северянин) воспел, обобщил, символизировал неуловимые понятия русского духа, славянской души.

1 вед. Мне нравится унылая природа

Мне дорогого Севера с красой

Свободного славянского народа

С великою и гордою душой...

4 чтец

 Кружевеет, розовеет утром лес,

Паучок на паутине вверх полез.

Бриллиантится веселая роса;

Что за воздух! Что за свет! Что за краса!

         Хорошо гулять утрами по овсу,

Видеть птичку, лягушонка и осу,

Слушать сонного горлана-путуха,

Обменяться с дальним эхо: «ха-ха-ха!»

         Ах, люблю бесцельно утром покричать,

Ах, люблю в березах девку повстречать,

Повстречать и, опираясь на плетень,

Гнать с лица ее предутреннюю тень.

1 вед. В начале 1918 г. вместе с больной матерью  Игорь Северянин выехал из голодного Петрограда в эстонский поселок Тойла, а в феврале 1920 г. Эстония объявила себя самостоятельным государством, и поэт оказался по ту сторону российской границы. Он не считал себя беженцем и эмигрантом: «Я просто дачник. С 1918 года».

2 вед. Однако этот «грезофарс» обернулся для поэта трагедией. «Вне политики» и «без родины» Игорь Северянин оказался ненужным ни одной из противодействующих сил: ни «белым», «ни красным».    

1 вед. В этот трагический год судьба подарила ему встречу с возлюбленной, Фелиссой Михайловной Круут. Они обвенчались 21 декабря 1921 года. Они прожили вместе в Тойла 15 лет. Фелиссе Круут посвятил поэт свои лучшие любовные стихи.

2 вед. Любовь к женщине не спасла от одиночества. Он до дна испил настоящую беду утраты Родины. Неизлечимая ностальгия разрывала сердце поэта, и он напомнил людям о дорогом чуде - о чувстве родины, разрыв с которой всегда мучителен.

5 чтец 

Ты потерял свою Россию,

Противоставил ли стихию

Добра стихии мрачной зла?      

Нет? Так умолкни: увела  

Тебя судьба не без причины  

В края неласковой чужбины.

Что толку ехать и тужить –

Россию нужно заслужить!  

Демонстрируется видеоклип романса «Как хороши, как свежи были розы»

Романс

В те времена, когда роились грезы

В сердцах людей, прозрачны и ясны,

Как хороши, как свежи были розы

Моей любви, и славы, и весны!

Но дни идут - уже стихают грозы,

Вернуться в дом Россия ищет троп...

Как хороши, как свежи будут розы,

Моей страной мне брошенные в гроб!

1 вед. Он пел о России. И этим заслужил бессмертие.

Учитель.

 Когда идет поэтов собиранье,

Тех, кто забыт и кто полузабыт,

То забывать нельзя про Северянина-

Про грустного Пьеро на поле битв

  1. Беседа по творчеству поэта.
  • Откуда взялся псевдоним поэта?
  • Где прошли последние годы жизни Северянина?
  • Какие чувства испытывал поэт в разлуке с Родиной?
  • Назовите темы стихотворений Северянина?
  • Что же объединяло Игоря Северянина с футуристами? ( Главное, что объединяло Северянина с футуристами, это утверждение права на свободное словотворчество, требование обновления слова, рифмы, ритма. Вообще говоря, эго – футуристические декларации Игоря Северянина очень условны. Его творчество не вписывается ни в одно из направлений времени. Да так ли это важно? Ведь главное в искусстве во все времена – выдающиеся произведения и яркие личности).
  • Чем нравились современникам стихи Северянина? Конец XIX – начало XX века – время рождения нового мироощущения. Искусство перестраивает свой взгляд на то, как мы видим мир и как надо его изображать. Это – время бунта в искусстве, время Авангарда, это время стиля “Модерн” с его изысканно-чувственной эклектичностью, соединяющей фантазию и реальность, Восток и Запад, архаику и современность. В начале XX века неудовлетворённость жизнью, предчувствие грядущих катастроф: войны и революции рождали у многих стремление уйти от реальности. Воображение поэта создаёт грёзовую страну Миррелию (по имени любимой поэтессы Мирры Лохвицкой). Миррелия была наполнена ветром времени, как и “Алые паруса” Александра Грина.

Обратимся к словам Н.Гумилёва: “Талант его (Северянина) как художника значителен и бесспорен. Если порой изменяет ему чувство меры, если в стихах его встречаются безвкусицы, то всё это искупается неизменностью музыкального напева, образностью речи и всем тем, что делает его не похожим ни на кого из других поэтов…Игорь Северянин – поэт Божией милостью”.

Ф.Сологуб: “Люблю стихи Игоря Северянина… Я люблю их за их лёгкое, улыбчивое, вдохновенное происхождение”.

К.Чуковский: “Это неотразимо лирическая песенность, я восхищаюсь звуковой выразительностью многих его “поэз”.

III.  Создание синквейна.

На доске определение синквейна и правила его создания.

  1. Вспоминаем правила создания синквейна.
  2. Обучающиеся по парам создают синквейн на тему Игорь Северянин.
  3. Чтение и обсуждение синквейнов.

IV. Домашнее задание.

Письменно проанализировать одно из стихотворений И.Северянина.

V. Оценивание работы обучающихся. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка смотра-конкурса презентаций

Рассмотрены порядок выполнения работ обучающимися, требования к работам различного типа и приведены методические рекомендации по выполнению работы....

Методическая разработка Смотра конкурса социальной рекламы

Конкурс проводится в целях профилактики асоциальных явлений в молодежной среде, формирования ЗОЖ, поддержки и привлечения талантливой молодежи к реализации замыслов в области социальной рекламы...

Методическая разработка урока по русскому языку Преподавателя русского языка и литературы ГБПОУ «Сосновский агропромышленный техникум» Ионовой Нины Викторовны. Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».

Тема: «Причастие и деепричастие- обобщение изученного».Цель: обобщение знаний по теме «Деепричастие» и «Причастие».Задачи:Обучающие:повторить:общее значение деепричастия и причастия...

Методическая разработка «Технологическая карта с методической структурой урока на тему «Обратная связь в электронных усилителях» Номинация «Технологическая карта учебного занятия по МДК.01.01»

В  условиях реализации ФГОС СПО идет активный поиск инновационных педагогических технологий, путей достижения желаемого результата образовательной деятельности-формирования ОК и ПК и повышения их...

Методическая разработка на тему: «Научно-методические подходы к профессиональной подготовке студентов – лиц с ограниченными возможностями здоровья: опыт Сергиево-Посадского социально экономического техникума»

Данная методическая разработка рассматривает основные подходы к обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ в рамках профессиональной подготовки по специальности "Специалист по социальной работе"...

Методическая разработка "Создание диаграмм" Василенко Ю.А. ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"

Методическое пояснениеИзучение данной темы в курсе Информатика связано с внедрением информационных технологий в повседневную практику здравоохранения повлекло за собой коренные перемены в организации ...

Методическая разработка урока по ОП.04 Материалы и изделия

Методическая разработка урока по ОП.04 Материалы и изделия....