"Почему стучит сердце"
план-конспект занятия

Конспект отрытого занятия по образовательной технологии Ситуация «Почему стучит сердце?»

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pochemu_stuchit_serdtse.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект отрытого занятия по образовательной технологии Ситуация

«Почему стучит сердце?»

Воспитатель старшей группы

Деева Татьяна Викторовна

Интеграция образовательных областей:  

«познавательное развитие»,

 «социально - коммуникативное развитие».

Цель:

 формирование представления у детей о строении сердца и его функции в кровеносной системе человек

Образовательные задачи:

  • познакомить детей со строением сердца и кровеносной системы человека;
  • побуждать детей к анализу результатов опытов;
  • создать условия для формирования ориентиров: – проявления любознательности, выявления причинно-следственных связей, склонности к экспериментированию, активного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, умения выражать свои мысли, способности к волевым усилиям, и следованию социальным нормам поведения;
  • способствовать развитию воображения, ассоциативного мышления, сравнения, анализа;
  • содействовать развитию умения учитывать интересы и чувства других, радоваться успехам других, адекватного проявления своих чувств, в том числе чувства веры в себя, умения  действовать в коллективе.

Материалы к занятию: 

письмо с изображением Железного Дровосека,

картинка на магнитах с изображением сердца человека;

разрезные картинки с изображением сердца, лёгкого, желудка человека - игра «Органы человека»;

белый халат;

стрелочки из бумаги,

 «Толковый словарь для детей» Даль,

коробочка с изображением сердца;

книга с кровеносной системой человека,

диктофон;

спринцовки розовые или красные с трубочками;

2 тазика с водой подкрашенной красной гуашь.

Предварительная работа: непосредственно образовательная деятельность беседа «Важные системы в теле человека», работа с плакатом «Строение тела человека», дети слушают  фонедоскопом, как стучит своё сердце; чтение отрывка из книги Волкова «Волшебник Изумрудного города».

Ход образовательной ситуации

1. Введение в ситуацию.

(«хочу – могу – надо»)

Задачи этапа:

  • Создать условия для возникновения у детей мотивации включения в игровую деятельность;
  • Сформировать и зафиксировать «детскую» цель - рассказать Железному Дровосеку о сердце;

Дети и воспитатель собираются на ковре. Воспитатель показывает письмо.

На конверте фотография железного дровосека.

- От кого это письмо, ребята, как вы думаете?

- Вы правы, это письмо от Железного Дровосека.

- О чём он нам может писать?

- Давайте почитаем.

«Ребята, я был у Гудвина и попросил у него сердце. Гудвин выполнил мою просьбу и дал сердце, но теперь я не понимаю, почему оно всё время стучит. Помогите мне это понять».

- Вы хотите помочь Железному Дровосеку?

(Хотим.) 

- А сможете?

(Сможем.)

- А что для этого нужно сделать?

( Нужно ему рассказать о сердце, о том, почему оно стучит.)

  1. Актуализация  знаний.

Задачи этапа:

  • актуализировать мыслительные операции - сравнение, анализ; знания названия органов человека и их расположение, необходимые для построения нового знания.

- Смотрите, в конверте ещё что-то есть.

Из конверта падают перемешанные кусочки картинок с изображением сердца, желудка, лёгкого человека.

 Дети подходят к столу.

- Что же на этих картинках?

(Давайте соберём картинки).

Игра «Органы человека».

Задачи:

развивать образное и пространственное мышление, тонкую моторику и координацию движений.

Дети собирают части картинок. Получаются сердце, желудок, лёгкое.

- Что же у нас получилось на картинках?

(Ответы детей)

- Мы сможем сейчас рассказать Железному Дровосеку о сердце?

(Да, можем.)

- Давайте попробуем.

(Сердце размером с кулачок; Сердце расположено слева в груди.)

Демонстрация расположения сердца на себе.

3.Затруднение в ситуации.

Задачи этапа:

•        формировать у детей опыт фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины.

- А почему же оно стучит?

*Возникает затруднение.

- Смогли вы объяснить, почему сердце стучит?

(Нет)

- Почему не смогли?

(Потому что мы не знаем, как работает сердце)

- Значит, что нам сейчас надо сделать?

 (Узнать, как работает сердце человека и почему оно «стучит»)

4. Открытие нового знания.

Задачи этапа: 

  • формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения в деятельности способом «Если не знаем, спросим у того, кто знает»
  • развивать умение фиксировать новое знание в речи.

- Как же нам больше узнать о сердце? Где мы можем о нём узнать?

 ( Из энциклопедии, интернета, спросить у взрослых...)

- Кто из взрослых точно сможет нам рассказать о сердце?

 (Родители, воспитатель, врач.)

- Врач, который лечит сердце, называется кардиолог?

Можно предложить ребенку, владеющему навыками чтения, прочитать в «Толковом словаре для детей»: Кардиолог – это врач, который лечит сердце.

- К кому же мы отправимся, чтобы больше узнать о сердце?

(К  кардиологу.)

- Дорогу нам укажут стрелочки.

Дети по стрелочкам идут к кардиологу.

Педагог надевает белый халат и встречает детей в «кабинете кардиолога».

- Здравствуйте, ребята. Я – врач-кардиолог ... С какой целью вы ко мне пришли?

(Мы хотим узнать, почему стучит сердце.)

- Кто вас попросил об этом?

(Железный Дровосек.)

- Хорошо. Тогда давайте заглянем внутрь человека.  

Рассмотрим кровеносную систему человека.    

- Что мы видим?

 (Сердце.)

- Как вы думаете, сердце внутри пустое, как мешок, или там что-то есть?

(Там кровь. Оно пустое.)

- Сердце – это мешок, стенки которого состоят из мышц. Сердце разделено на две «квартирки» – левую и правую, эти квартирки разделены перегородкой.

- А вы знаете, для чего нужно сердце?

(Ответы детей).

- Сердце выталкивает кровь. А как оно это делает?

(Сжимается, стучит; Сердце  работает.)

- Мнения разделились. Я вас приглашаю в лабораторию.

Дети перемещаются к столам.

Опыт 1.

Цель: развивать представления детей о работе сердца.

- Спринцовка заменит нам сердце.

Набрать подкрашенную красную воду в спринцовку, соединённую с трубкой, нажимать на спринцовку.

  - Сердце сжимается и разжимается, при этом выталкивает кровь.

Предложить детям понажимать на спринцовку.

- Ребята, как нам узнать, что у нас с вами есть сердце?

( Послушать, как стучит, послушать сердце друг у друга.)

- Давайте послушаем, друг у друга, как стучит сердце. Дети прикладывают ухо к соседу в область груди слева.

- А почему сердце стучит?

( Работает,  качает кровь.)

- В сердце есть специальные отверстия, через которые кровь из сердца вытекает. Они-  то открываются, то закрываются, как двери. А закрываются с шумом. Поэтому мы и слышит стук.

Доктор это демонстрирует на двери (тихо открывает, громко закрывает дверь).

Затем кардиолог предлагает заняться физкультурой. Дети с кардиологом перемещаются на ковёр.

Опыт 2 .

Цель: выявление зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

         Сердце - самый важный орган - приседания

         Есть у каждого из нас - приседания

         Как насос качает кровь каждый день и каждый час – качают насос

         Занимайся физкультурой, прыгай, бегай и скачи - прыжки

         Развивай мускулатуру, не нужны будут врачи - сгибание рук в локтевых суставах.

- Что случилось с вашим сердцем? Послушайте его стук.

 (Стучит сильнее, чаще стало биться, выпрыгивает изнутри.)

- Почему это произошло?

 (Мы позанимались физкультурой, попрыгали, сделали зарядку.)

- Ребята, как вы думаете, куда кровь попадает из сердца?

(Кровь попадает в живот, в  руки, в  ноги…)

- Кровь из сердца попадает в сосуды. Давайте посмотрим на изображение сосудов.  

- Все ли сосуды одинаковые?

- Можем ли мы у себя сейчас увидеть сосуды?

( Да. Нет.)

- Мы найдём сосуды, если перевернём руки вверх ладошками.  

 Дети разглядывают свои сосуды на руках.

- Ребята, как вы думаете, как называется система органов, включающая в себя сердце и все сосуды вместе?

- Называется она кровеносная система человека. Давайте вместе повторим… (Кровеносная система человека.)

- Вам пора возвращаться в детский сад. А чтобы вы смогли рассказать всю информацию Железному Дровосеку, я подарю эту игру. Кардиолог даёт детям коробочку.

 (Спасибо.)

- Стрелочки укажут вам дорогу домой. До свидания, ребята.

Дети прощаются и перемещаются по стрелочкам «в группу». Педагог снимает белый халат. Встречает детей.

5. Включение нового знания в систему знаний детей.

Задачи этапа:

  • использовать новые знания совместно с освоенными ранее знаниями, с проговариванием вслух нового знания;
  • использовать новые знания в совместной деятельности в группе.

- Ребята, вы теперь сможете рассказать Железному Дровосеку, почему стучит  сердце?

(Сможем.)

- Как же можно передать информацию Железному Дровосеку?

(Написать письмо,  нарисовать рисунки, позвонить по телефону.)

- А я вам предлагаю снять видеосюжет о сердце и кровеносной системе человека и его переслать по почте. Вы согласны?

Игра « Интервью».

Цель: закрепить знания детей о строении и функционировании кровеносной системы человека, развивать умение отвечать на поставленные вопросы.

- Я буду как репортёр задавать вам вопросы и записывать на диктафон.

- Здравствуй, Железный Дровосек. Ребята хотят рассказать тебе, что такое сердце.

- Ребята, где находится сердце?

 (Сердце находится в груди слева.)

- Какого оно размера?

(Сердце размером с кулачок.)

- Что такое сердце?

( Сердце - это мешок, который состоит из мышц.)

- Для чего нужно сердце?

 (Сердце выталкивает кровь.)

- Как оно это делает?

(Сжимается и разжимается.)

- Почему сердце стучит?

(В нём есть отверстия, которые открываются и закрываются, а закрываются с шумом.)

- Куда кровь попадает из сердца?

 (Кровь из сердца попадает в сосуды.) 

- Как называется система, состоящая из сердца и сосудов?

(Она называется кровеносная система)

6. Осмысление. 

Задачи этапа:

  • создать ситуацию успеха;
  • организовать фиксирование детьми достижение « детской» цели – рассказать Железному Дровосеку о сердце;
  • проговаривание детьми условий, которые позволили достигнуть цели.

- Ребята, где вы сегодня были?

(Мы ходили к кардиологу, чтобы узнать, почему стучит сердце и помочь Железному Дровосеку).

- Кому вы сегодня помогли?

(Железному Дровосеку)

- Чем вы ему помогли?

(Узнали, почему стучит сердце)

- Почему вы смогли помочь Железному Дровосеку?

(Потому что мы узнали, как работает сердце человека и почему оно «стучит».)

- Ребята, вы молодцы! Теперь Железный человек из вашего письма узнает, почему стучит его сердце. И вы сами знаете, почему стучит ваше сердце.

6.11.2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки. Почему грибы прячутся. Как сдвинуть тучу.

Иногда, скучая по ясным и чистым  детским глазам, хочется, как и раньше,  детского восторженного внимания. И тогда я погружаюсь в сказки, и они преследуют меня и просят слушателя. Записывая ...

«Почему?» в концертном зале

Программа «Почему?» в концертном зале» явилась результатом работы преподавателей детской школы искусств по эстетическому воспитанию учащихся младших классов общеобразовательной школы....

Сказка "Почему у зайца короткий хвост"

Материал с занятий литературного кружка....

Классный час на тему: «Почему я выбрал профессию повар-кондитер?»

Классный час на тему:«Почему я выбрал профессию повар-кондитер?»...

Акция – «От сердца к сердцу!»

Цель: знакомство учащихся НОУОР с воспитанниками школы – интерната №1. Включение учащихся в реальную совместную практическую деятельность.Задачи: ü Воспитывать дружеские взаимоотношенияü развивать нав...

Волонтёрский отряд "От сердца к сердцу"

Сегодня в мире волонтёрская деятельность - один из самых распространенных видов добровольческого труда. Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам мы совершаем добрые, бескорыстные п...

Положение о заочной городской студенческой научно-практической конференции с дистанционным участием «Сердце, тебе не хочется покоя!», посвященной Всемирному Дню сердца

Данное положение может быть использовано преподавателями для организации заочной студенческой конференции и активизации поисково-исследовательской деятельности обучающихся по специальности Сестринское...