Профессиональная этика. Культура речи преподавателя.
статья

Троянова Ксения Сергеевна

 

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура речи. Кто владеет культурой речи тот успешен в учебно- познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kultura_rechi._professionalnaya_etika.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Новосибирской области «Новосибирский медицинский колледж»

Кафедра «Общие и гуманитарные дисциплины»

Доклад

Тема: «Культура речи педагога. Профессиональная этика»

Подготовила преподаватель иностранного языка (английский язык): Троянова К.С.

2018 г.

План доклада.

  1. Понятие культура речи.
  2. Компоненты культуры речи и их определение.
  3. Коммуникативная толерантность и ее значение.
  4. Активное слушание как культура педагогического общения.
  5. Резюмирование.
  6. Пассивное и эмпатическое слушание.
  7. Культура диалога. Краткое понимание.
  8. Культура спора. Краткое понимание.

Одним из слагаемых мастерства педагога является культура его речи. Кто владеет культурой речи, тот при прочих равных условиях — уровне знаний и методическом мастерстве — достигает больших успехов в учебно-воспитательной работе.

Культура речи педагога состоит из компонентов таких как:

1. Грамотность построения фраз.
2. Простота и ясность изложения.
3. Выразительность:
а) интонация и тональность;
б) темп речи, паузы;
в) динамика звучания голоса;
г) словарное богатство;
д) образность речи;
е) дикция.
4. Грамотное произношение слов из обыденной жизни:
а) правильное ударение в словах;
б) исключение местных диалектов.
5. Правильное использование специальной терминологии:
а) исключение режущих слух фразеологических оборотов;
б) исключение лишних слов;
в) исключение жаргонных и модных словечек.
6. Немногословие.
7. Речедвигательная координация.

Культура речи — широкое и емкое многокомпонентное понятие, но прежде всего это грамотность построения фраз. Твердое знание грамматических правил дает возможность педагогу правильно выражать свои мысли, придает его речи стройный, осмысленный характер, что облегчает обучающимся восприятие и понимание учебного материала, команд и т. д. Иначе могут случаться казусы. Так, один учитель в плане воспитательной работы написал: «Приучать детей к еде с закрытым ртом». Грамматически правильное построение речи обеспечивает ее содержательность, логическую последовательность, понятность.

Второй составляющей культуры речи педагога являются простота и ясность изложения. Одну и ту же мысль можно выразить в доступной для понимания форме или, наоборот, придать речи такой наукообразный вид, что учащиеся так и не сумеют понять, что же от них требуется, что они должны усвоить. Умение рассказать просто о сложном, сделать доходчивым отвлеченное основывается на ясности мышления педагога, на образности и жизненности приводимых для пояснения примеров.

Третьей составляющей культуры речи является выразительность. Она достигается как подбором нужных слов и синтаксических конструкций, так и активным использованием основных компонентов выразительности устной речи — тона, динамики звучания голоса, темпа, пауз, ударения, интонации, дикции.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на чувства обучающихся, так как придают эмоциональную окраску словам и фразам. Тональность речи может быть праздничной, торжественной, задушевной, радостной, гневной, грустной и т. п. В зависимости от ситуации педагог должен использовать всё богатство тональности, а не произносить монологи бесстрастным, монотонным голосом.

Тон речи педагога должен быть спокойным, уверенным, властным. Однако для этого необходимо, чтобы сам педагог был спокойным, убежденным в правильности отдаваемых распоряжений, своих поступков, оценок действий и поступков учащихся. Крайне нежелателен назидательный, менторский тон, он обычно отталкивает обучающихся от педагога. Темп речи также определяет ее выразительность. Непригодна как слишком быстрая речь, поскольку при ней студентам трудно сосредоточиться на том, что говорит педагог, успеть «переварить» всю информацию, так и очень медленная речь, действующая усыпляюще.

Паузы речи при их правильном использовании позволяют лучше передать смысл произносимых слов и фраз. С помощью паузы можно увеличить интригующий смысл речи педагога, его сообщения о каком-то событии и т. п.

Еще одним фактором, определяющим выразительность речи педагога, является динамика звучания голоса, варьирование его силы. Недостаточная громкость речи неблагоприятно действует на слушателей. Она приводит к быстрому утомлению у обучающихся, которым вследствие этого нужно либо отключиться, перестать следить за содержанием речи педагога, либо волевым усилием заставить себя вслушиваться. Одинаковая громкость речи на протяжении всего занятия (стабильность высоты звука) действует усыпляюще.

Словарное богатство способствует образности речи, а через нее — и выразительности. Умелое применение пословиц, поговорок, крылатых слов, метафор, гипербол делает речь педагога сочной, эмоциональной, поднимает настроение у студентов. Образность речи играет существенную роль в доходчивости  учебного материала, объясняемого педагогом.

Дикция — ясное и отчетливое произнесение звуков, слов и фраз облегчает понимание обучающихся речь педагога. Небрежность в произнесении окончания слов («проглатывание»), гнусавость — эти недостатки дикции могут быть устранены педагогом, если он будет систематически упражняться как самостоятельно, так и под руководством специалиста по технике речи.

Четвертой составляющей культуры речи педагога является грамотное произнесение слов из обыденной речи. Встречаются, например, ошибки при постановке ударений в словах. Так, некоторые педагоги говорят «килОметр» вместо «киломЕтр», «понЯли» вместо «пОняли» и т. д.

Другого рода ошибки встречаются при применении слов и выражений, возникших под влиянием местных диалектов. Говорят, например, «слазь» вместо «слезай»; «ложи» вместо «положи»; «ложить» вместо «положить», «класть»; «жгет» вместо «жжет». Недопустимы для употребления и глагольные формы «заберите» вместо «возьмите»; «обождите» вместо «подождите»; «бежи» вместо «беги»; «лазать» вместо «лазить»; «подымать» вместо «поднимать».

Педагогу необходимо изгонять из своей речи и жаргонные и модные словечки, такие как «клево», «оттянуться» и т. п. Недопустимы в речи педагога, как бы он ни был раздражен, оскорбительные слова.

Еще одной составляющей культуры речи педагога, на которой хотелось бы остановиться, является немногословность. Некоторые педагоги, вместо того чтобы четко назвать задачи урока, подробнейшим образом описывают, что учащиеся будут делать на уроке, о чем пойдет речь. Многословие выражается и в повторении фраз и слов.

Конечно, немногословие не является самоцелью. Чрезмерно сжатый, почти телеграфный язык тоже не украшает речь, особенно когда вследствие сокращения слов фразы педагога становятся двусмысленными.

Коммуникативная толерантность
Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющих имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем коммуникативной толерантности, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности в педагогическом процессе. Педагог должен стремиться безусловно принимать ребенка, со всеми его недостатками, промахами, бедами.

Принимать обучающегося – это значит:
• проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему;
• проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства;
• признавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами;
• учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности обучающегося.
Особенно важно проявление коммуникативной толерантности в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях зачастую наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес студента. На такие высказывания он обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой.
Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы.
Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.
Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что людей привлекают творческие, духовно богатые личности.

Активное слушание как культура педагогического общения
Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между людьми, возникает ощущение взаимопонимания, которое делает эффективным любое общение. Слушание требует определенных навыков, которым необходимо научиться педагогу, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.

Различают несколько видов слушания: активное, пассивное, эмпатическое.

Активное слушание – вид слушания, когда на первый план выступает отражение информации. К нему относятся постоянные уточнения той информации, которую хочет донести собеседник, путем задавания уточняющих вопросов.

Продуктивные способы активного слушания таковы. Перефразирование. Возвращение собеседнику его высказывания, сформулировав его своими словами. Начать можно так: «Если я вас правильно понял…»; «По вашему мнению…»; «Иными словами…» При «возврате» реплики не стоит что-либо добавлять «от себя», интерпретировать сказанное. Эхо-техника позволит дать собеседнику представление о том, как вы его поняли, и натолкнуть на разговор о том, что в его словах кажется вам наиболее важным.

Резюмирование. Эта техника предполагает воспроизведение слов партнера в сокращенном виде, краткое формулирование самого главного, подведение итога: «Если теперь подытожить сказанное вами, то…» Резюмирование помогает при обсуждении, рассмотрении претензий, когда необходимо решить какие-либо проблемы. Оно особенно эффективно, если обсуждение затянулось, идет по кругу или оказалось в тупике.

Развитие идеи. Эта техника отличается от предыдущих тем, что высказывание собеседника не просто перефразируется или резюмируется, а делается попытка вывести из него логическое следствие, выдвинуть предположение о причинах услышанного. Эта техника позволит уточнить смысл сказанного, быстро продвинуться в беседе вперед.

Активное слушание незаменимо в конфликтных ситуациях, когда собеседник ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Это очень хорошее средство успокоиться, настроиться, если возникает угроза конфликта.

Пассивное и эмпатическое слушание как культура педагогического общения.
Пассивное слушание – умение дать понять собеседнику, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют реплики типа «да-да», «ну конечно», кивание головой. Эмоциональное состояние подобно маятнику: дойдя до высшей точки эмоционального накала, человек начинает успокаиваться, затем сила его чувств опять увеличивается, дойдя до высшей точки, затем падает. Если не вмешиваться в этот процесс, не «раскачивать» маятник дополнительно, то, выговорившись, человек успокоится, и после с ним можно будет общаться нормально.

Главное в этом виде слушания:
• не молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека – тем более;
• не задавать уточняющих вопросов, потому что это только вызовет ответный взрыв негодования;
• не говорить партнеру: «Не волнуйся, все уладится», так как за этими словами он увидит недооценку его проблемы. Иногда в таких случаях полезно «подстроиться» к партнеру, повторить его слова, эмоции, движения.

Эмпатическое слушание позволяет переживать те чувства, которые переживает собеседник, отражать их, понимать эмоциональное состояние собеседника и разделять его. При эмпатическом слушании не дают советов, не стремятся оценить говорящего, не критикуют, не поучают. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания – такого, которое дает другому человеку облегчение и открывает ему новые пути для понимания самого себя.

Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято.

Нужно уметь держать паузу, чтобы собеседник мог помолчать, подумать, разобраться в своем переживании.

Культура диалога
Стремление многих педагогов слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становится причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между педагогом и студентом является спор. Только высокая культура диалога страхует от опасности превратить его в ссору, то есть в «состояние взаимной вражды».

Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил:
• Умение слушать, способствующее лучшему пониманию педагогом студента.
• Восприятие несогласия обучающихся, как естественной реакции и следствия критического отношения к информации.
• Учет глубинных мотивов конфронтации обучающихся, потребности в личностном самоутверждении. Повышение статуса в среде сверстников, (обиды, эмоциональное возбуждение, состояния психологического дискомфорта и пр.)
• Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, невзирая на репутацию и статус.
• Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной. Забота о сохранении и повышении престижа каждого студента.
• Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом, например: «Этот поступок представляется мне некрасивым», а не: «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник».
• Контроль за эмоциональной тональностью спора.
• При отстаивании своего мнения использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется»; «Подумаем вместе»; «Может быть, я ошибаюсь» и т. п.),

готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.
• Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы обучающихся, их потребности;
• Терпимость, уступчивость в мелочах;
• Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий – переключения внимания, шутки.
• Доминирование экспрессии оптимизма.

Заключение

Коммуникативная культура обусловливает духовное развитие личности, формирует ее нравственный облик и является выражением нравственной жизни человека и составной частью формирования общей культуры личности в целом. Специфика педагогического общения, как условия создания гуманной развивающей среды в образовательном процессе, определяет приоритет коммуникативного аспекта в личностной культуре педагога. Эффективное педагогическое общение предопределяется коммуникативной культурой учителя, стремление к ее совершенствованию - обязательное условие педагогического мастерства. Коммуникативная культура рассматривается нами,  как совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности. Коммуникативная культура оказывает успешное воздействие на обучающихся, и позволяет наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания.  И регулирует коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.

Источники:

  1. Ильин Е.П., Психология для педагогов.  Серия «Мастера психологии» 2012 г.
  2. Кановская М.Б., Педагогика. Конспект лекций. Издательство «Аст» 2012 г
  3. Интернет ресурсы. www. bibliofond.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

Выступление на Школе начинающего преподавателя с докладом "Культура речи"

По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело, мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности.Д.С. Лихачёв...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

Культура речи преподавателя как основной компонент педагогической техники

В своей статье автор рассматривает значение одного из основных компонентов педагогической техники преподавателя - культуры речи. Профессиональная квалификация характеризует профессиональную подготовку...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

Тематический классный час на тему "Профессиональная этика и культура делового общения"

Понятие этики. Этика и мораль. Слово «этика» (от греч. ethos — обычай, нрав, характер) понимается в двух значениях:Во-первых, как философская дисциплина, изучающая мораль и нрав...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока ОГСЭ.07 Культура речи и этика поведения специалиста по теме: Вклад Петра I в профессиональный этикет

В общем смысле этика - это набор моральных принципов и ценностей, управляющий поведением человека или группы людей и определяющий положительные и отрицательные оценки их мыслей и действий. Это как бы ...