Формирование ключевых компенсаций при изучении физики с использованием технологии адаптивного обучения
статья

Ержанова Нуржамал Маликовна

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни.

Наша задача  – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.   Стратегия модернизации образования России одним из направлений обновления называет «системно-деятельностный, компетентностный подход».  В основу обновлённого содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетенций.

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала технологию адаптивного обучения.

Я считаю, что данная технология, как и многие  другие, способствует формированию многих ключевых компетенций у учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование ключевых компетенций при изучении физики с использованием технологии адаптивного обучения

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизни.

Наша задача  – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.   Стратегия модернизации образования России одним из направлений обновления называет «системно-деятельностный, компетентностный подход».  В основу обновлённого содержания общего образования будет положено формирование и развитие ключевых компетенций.

В науке нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. Следует отметить, что деление на компетентности условно, поскольку в реальной деятельности одновременно активны несколько сложных умений, вычленить которые в чистом виде невозможно.

К ключевым компетенциям относятся:

  • общекультурная компетенция;
  • социально-трудовая компетенция;
  • коммуникативная;
  • компетенция в сфере личностного определения (опыт самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок своих действий.

В  образовательной практике можно выделить:

  • математическую компетентность - уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);
  • коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) - уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;
  • информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
  • социальную - уметь жить и работать с людьми, с близкими, в коллективе, в команде; -продуктивную - уметь работать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
  • нравственную - готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.

Знания усвоены, но помогли ли они студенту почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что ":ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле:". Другие замечательные слова из китайской пословицы: "Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю" -, доказывают необходимость формирования ключевых компетенций.

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрала технологию адаптивного обучения.

Я считаю, что данная технология, как и многие  другие, способствует формированию многих ключевых компетенций у учащихся. Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос - что важнее для моих студентов: постичь физические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?

Технология адаптивного обучения гарантирует:

1. Адаптацию к индивидуальным особенностям студентов.

   2. Формирование умений самостоятельно учиться (планировать, организовывать, контролировать, корректировать и оценивать учебно-познавательную деятельность).

   3. Формирование умений учиться коллективно, когда учебная деятельность сопровождается взаимопомощью и   взаимоконтролем.

   4. Непрерывное управление всеми видами учебной деятельности студентов.

   5. Сплошную контролируемость результатов выполнения всех заданий.

   6. Нравственное воспитание через доверие и личную ответственность.

Основной формой работы с учащимися является коллективная работа: в парах и группой.        

РАБОТА В ПАРАХ

        Большая  часть урока отводится на устную самостоятельную работу, которая проводится в парах. При такой организации самостоятельной работы в каждый момент половина учащихся говорит, а вторая половина контролирует. Работа в парах повышает активность учащихся, создает условия для общения. Для работы в парах я выношу такие задания, как заучивание определений, законов, запоминание физических величин, их обозначений и единиц измерений, обсуждение проблемного вопроса.

        Пары могут быть:

- статистическим (работают учащиеся, сидящие за одной партой);

- динамическими (группа в 4 человека; работают учащиеся, сидящие за соседними партами; каждый работает с каждым, трижды меняя партнера).

РАБОТА В ГРУППАХ

На уроках обобщения и систематизации изученного часто использую групповую работу.

         Группы состоят из 4-6 учащихся, каждая группа сидит вокруг двух сдвинутых столов. В основном группы составлены так, чтобы в них были «сильные», «средние» и «слабые» учащиеся. Желательно состав группы не менять, но можно и менять по желанию учащихся, если это создает более комфортные условия для общения в процессе работы.

Обсуждением заданий руководит старший в группе. Формулировка ответа проговаривается каждым участником, при этом учащиеся помогают друг другу. Так происходит развитие устной монологической речи. Большое  значение имеет самооценка учебных результатов, взаимный контроль. Все оценки выставляются в оценочный лист.

Итак, работа в группах строится по схеме: вопрос- обсуждение в группах – ответ представителя группы – дополнение других участников – самооценка – оценка работы каждого группой.

За любую работу выставляется только положительные отметки. Если учащийся не знает ответ, ему ставят прочерк, а не «2», потому что после обсуждения в группах, ответов товарищей прочерк будет заменен положительной отметкой. Так формируется у учащихся положительная мотивация учения и желание предъявить свои знания в дальнейшем. Каждый осознает свою роль в работе коллектива; происходит социально-нравственное развитие учащихся. Групповая работа учит переживать за товарища, сочувствовать его трудностям.

Задача как средство развития компетенций учащихся.

На уроках физики как одно из средств развития компетенций учащихся выступает задача. Она является одним из важных факторов повышения познавательной активности учащихся. Задача требует от субъекта некоторого действия (идея, анализ условий реализации, получение продукта), которое не может возникнуть стихийно, вне определённых условий. Создание таких условий является одной из основных педагогических задач преподавателя.

  Физическая задача — реальная ситуация, с которой приходится иметь дело в учебной, научной или повседневной деятельности, когда необходимо определить неизвестные величины на основе знания их связей (физических или логических законов) с известными параметрами. Это сродни мысленному эксперименту.

  Основная цель использования физических задач в обучении заключается в том, чтобы научить студентов  применять имеющиеся знания к анализу процессов и явлений, решению конкретных практических задач, что, в свою очередь, способствует более глубокому пониманию физических закономерностей.

  Реализация единства теории и практики при решении физических задач проявляется в умениях применять физические законы к объяснению явлений природы и к решению практических вопросов. При этом физические формулы как бы «оживают», наполняются конкретным содержанием.    

Практикумы по решению задач провожу по определенному плану, который редко меняю. А значит, студенты знают, как готовиться к таким урокам. На них проверяется знание теоретической части темы (работа в парах) и отрабатываются навыки применения теории на практике (работа в группах), самостоятельная работа (индивидуальная работа0

Формы работы, применяемые на практикумах,  направлены на развитие различных компетенций.

Например, работа в парах, групповая работа позволяет формировать почти все ключевые компетенции: общекультурную компетенцию; социально-трудовую; коммуникативную; нравственную. 

Индивидуальная работа  - компетенцию  в сфере личностного определения (опыт самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок своих действий.

Заключение.

Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на знаниях физики. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самовыражаться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...

Педагогический проект " Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократи...

Значение учебных игр для формирования ключевых компетентностей учащихся. Проблемы, связанные с использованием игровых технологий в современном образовательном процессе

quot;Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В ...

Педагогический проект: "Формирование ключевых компетенций на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»".

1.Введение. В "Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года" подчеркивается, что "роль образования на современном этапе развития России определяется задача...