ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»
статья

Андреева Наталья Валерьевна

Методические рекомендации и основные вопросы по подготовке студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ АДАПТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ «НАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

Авторами выявлены и описаны принципы использования адаптивных технологий в процессе обучения студентов творческих направлений. Обозначены основные отличительные черты предложенных технологий для системно-деятельностного подхода в обучении любого уровня подготовки. Рассмотрены возможности и сферы применения данных технологий.

Ключевые слова: обучающая модель, адаптивное обучение, интеграция информационных и педагогических технологий, сетевой график, график самоучета.    

Технология адаптивного обучения связывает воспитательный, познавательный и развивающий аспекты учебного процесса и позволяет создать оптимизированную модель процесса обучения, которая превращает пассивных слушателей в активных и готовых к сотрудничеству участников образовательного процесса. Этот метод максимально учитывает индивидуальные способности и потребности студента и позволяет создать гибкую систему организации учебного процесса. Основные принципы адаптивного обучения разработаны итальянским педагогом-теоретиком Марией Монтессори 100 лет назад. Мария разработала педагогический метод, впоследствии названный система Монтессори, который, используя идею, что каждый учащийся уникален, позволяет сосредоточиться на 243 потребностях развития учащихся. В настоящее время технология адаптивного обучения используется в вузах, системе дополнительного образования и образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта педагогическая технология обладает такими свойствами как гибкость, полиструктурность, открытость и использует системы электронного обучения как «интерактивные обучающие устройства» - средства обучения и контроля знаний, предоставляющие студенту теоретический материал в текстовом виде, аудио- и видеоформатах, соответственно его уровню подготовки, и определяя степень индивидуальности его учебного процесса в рамках курса или учебного плана. Адаптивное обучение с использованием информационно-телекоммуникационных технологий позволяет существенно сократить аудиторную нагрузку студентов и преподавателей и дает возможность целенаправленно варьировать продолжительность учебного процесса и последовательность этапов обучения, поэтому в условиях применения этой технологии обучение становится преимущественно активной самостоятельной деятельностью, а условием использования данного метода обучения является мотивированность студентов. В отличие от школьного образования, где нет цели адаптировать формы обучения под каждого ученика, здесь на первый план выходит задача педагога дать возможность и средства для максимальной обученности студента.

Тем не менее рассматривать подобный способ обучения, самоконтроля и контроля педагогом выполнения заданий необходимо уже сегодня, поскольку современные школьники в полной мере осваивают медиапространство. Учитывая особенности характера каждого, основываясь на личностном подходе, применяя адаптивные методы обучения повышается качество образования любого уровня [4, с.87]. Таким образом, использование адаптивной технологии в процессе подготовки студентов творческих направлений будет способствовать достижению каждым обучающимся оптимального уровня интеллектуального развития в соответствии с его природными задатками и способностями, 244 интенсивному развитию неординарной творческой личности. На кафедре фотографии и народной художественной культуры СПбГИКиТ использование адаптивной технологии связано с переходом к управлению образовательным процессом студентов с использованием сетевого плана и графика самоучета по дисциплинам «Основы фотокомпозиции», «Съемочное мастерство» и «Кинофотоосвещение».

Сетевой план является моделью учебного процесса, которая позволяет каждому студенту видеть наглядно все задания, которые он должен выполнить за месяц, за семестр, за учебный год. Сетевые планы по дисциплинам подготовки бакалавров направления «Народная художественная культура» созданы в облачном хранилище с использованием интернет-сервисов. Сетевой план обеспечивает свободное общение студентов по учебными и творческим вопросам друг с другом и с преподавателем дисциплины, предполагает активную самостоятельную работу учащихся, выполнение и предоставление преподавателю творческих работ в удобное для студентов время в рамках контрольных точек дисциплины. Сетевые планы полностью соответствуют рабочим программам дисциплин, содержат файлы в текстовом, аудио- и видеоформатах, содержащие лекционный материал, практически задания, творческие задания, задания для самостоятельной работы. Существует комплексный блок контроля, который включает примеры материалов для контроля достигнутых результатов преподавателем, материалы для самоконтроля и взаимоконтроля. В сетевом плане создана общая папка, в которой могут работать все студенты и преподаватель дисциплины. Она содержит методические материалы, папки с фотоотчетами о совместных проектах, ссылки на полезную информацию в медиапространстве, информацию о конкурсах и выставках, в которых могут участвовать студенты, «доску объявлений», информацию для обсуждения в группе и творческие работы для открытых рецензий. Для представления творческих работ, отчетов, рефератов и других контрольных заданий преподавателем созданы индивидуальные папки, хранилища информации, к 245 которым имеет допуск только конкретный студент и преподаватель дисциплины. Результаты тестирования, анкетирования, анализ работ преподавателем, рецензии на работы студента, как правило, хранятся в этих индивидуальных папках.

Сетевое планирование не обеспечит продуктивность учебной деятельности студента, если не будет введен оперативный самоучет. В графике самоучета оперативные задания представляются по их количеству и сложности. Это помогает осуществлять контроль результатов всех видов самостоятельной работы. На кафедре фотографии и народной художественной культуры применяются в учебном процессе два вида графиков оперативного самоучета по дисциплинам: линейный план – график и график оперативного самоучета. В первом случае все задания самостоятельной работы по определенной дисциплине представлены в линейной последовательности. Однако студенты не должны выполнять задания в той же последовательности, что предложил преподаватель в графике. Задания должны быть к сессии выполнены все, но порядок предоставления работ индивидуален. По мере выполнения заданий студент получает известные заранее баллы в графике самоучета и сам может прогнозировать, какой суммарный балл, то есть оценку, он заработает в семестре по дисциплине. В графике оперативного самоучета задания учитываются по их количеству. Этот учет носит количественный характер, и каждый студент видит факт выполнения задания. По мере заполнения графика, каждый день видно, кто из студентов впереди, и таким образом, создается естественный рейтинг в группе. Контроль учета, включенный в самостоятельную работу студента, ориентирован на обучение приемам самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, приемам исследовательской деятельности и на формирование умения помогать товарищу при возникновении трудностей. Во время индивидуального контроля преподаватель оценивает творческую деятельность студента в момент ее проявления или по ее результатам. 246

Использование адаптивных технологий в процессе обучения бакалавров направления подготовки «Народная художественная культура» предполагает интеграцию информационных и педагогических технологий, интерактивное взаимодействие студентов и преподавателей, большую продуктивность учебной деятельности студента и адаптивность образовательного процесса. Технология адаптивного обучения в СПбГИКиТ позволяет развить у большинства студентов направления подготовки «Народная художественная культура» когнитивные навыки и творческие способности, коммуникативные качества и умение работать в группе, инициативность и самостоятельность, что позволяет впоследствии подготовить конкурентоспособного на рынке труда специалиста.

 Литература 1. Зайцев В.С. Современные педагогические технологии: учебное пособие. – В 2-х книгах. – Книга 1. – Челябинск, ЧГПУ, 2012 – 411 с. 2. Сафарова Н. М. Адаптивная технология обучения. Интернет-ресурс. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2016/09/08/adaptivnayatehnologiya-obucheniya. (дата обращения: 17.10.17). 3. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. - 216 с 4. Матушкевич, С.С. Проблемы социализации школьников в профессиональном образовании. / С.С. Матушкевич, Н.В. Андреева// Интеллектуальный и научный потенциал XXI века: сб. тр. Межд. Научно-практической конф. (Волгоград, май 2017), ч. 2. – Уфа: МЦИИ «ОМЕГА САЙНС», 2017.- с. 86-88. References


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Использование компьютерных технологий в обучении английскому языку студентов педагогического колледжа

Актуальность проблемы исследования заключается в том, что с развитием общества меняется содержание обучения иностранным языкам, увеличивается объем изучаемого материала, поэтому использование компьюте...

Использование технологии программированного обучения в процессе освоения дисциплины «Информатика и ИКТ»

Программированное обучение является одним из инновационных подходов к образованию.  Программированное обучения является определенная иерархия управляющих устройств.Термин «иерархия» означает ступ...

Методическая разработка «Использование технологии проблемною обучения на примере изучении дисциплины «Физика» в системе СПО с целью формирования студента как активного субъекта познания»

Цель работы состоит в том, чтобы изучить и систематизировать материал по использованию технологии проблемного обучения, исследовать методологические средства данной технологии для достижения педагогич...

Спортивная борьба как элемент профессионально-прикладной физической подготовки студентов на уроках физической культуры

В статье рассматривается вопросы включение элементов спортивной борьбы на учебных занятиях по физической культуре...

Методическая разработка на тему «Методические рекомендации по организации профессионально-ориентированного обучения иностранному языку с использованием технологии кооперативного обучения»

Разработка состоит из введения, где раскрывается значимость изучения иностранного языка и понятие "технология кооперативного обучения", основной части, где приводится подробное описание прим...

Формирование ключевых компенсаций при изучении физики с использованием технологии адаптивного обучения

В настоящее время во всех нормативных документах, регулирующих учебный процесс, делается акцент на то, что одной из главных целей обучения и воспитания является подготовка учащихся к повседневной жизн...