Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы его профилактики
статья

Уварина Татьяна Владимировна

Понятие эмоционального выгорания, его роль в деятельности психолога и способы борьбы с ним

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога и способы его профилактики

Термин «эмоциональное выгорание» был предложен американским психиатром Фрейденбергом в 1974 г. для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами и пациентами, в эмоционально насыщенной атмосфере при оказании профессиональной помощи. Первоначально этот термин определялся как состояние «изнеможения», «истощения» с ощущением собственной бесполезности.

Одним из первых отечественных исследователей, который серьезно занялся изучением проблемы «выгорания», является Бойко В. В.. «Эмоциональное выгорание» В. В. Бойко определяет как «выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на психотравмирующие воздействия».

Синдром «эмоционального выгорания» проявляется в появлении
чувства безразличия, эмоционального истощения, изнеможения. В данном состоянии человек не может отдаваться в полной мере своей работе так, как это было прежде. У эмоционально выгорающего человека развивается  негативное отношение к своим коллегам и клиентам – происходит дегуманизация. Дегуманизация проявляется в нежелании и невозможности человека адекватно реагировать на эмоциональное состояние своего социального окружения. Порой, поведение эмоционально выгорающего человека переходит рамки дозволенного и становится жестоким по отношению к другим  людям. Такой человек как бы лишается эмпатии: сорадования и сопереживания становятся для него  чужды.
Работник, испытывающий на себе эмоциональное выгорание,  начинает негативно воспринимать и себя. Особенно это касается его профессиональной деятельности. Он начинает  испытывать гнетущее чувство недостатка у себя профессионального мастерства. Но это не позитивное состояние, подталкивающее человека к поиску путей самосовершенствования, а, напротив, дезорганизующее состояние, подавляющее продуктивную творческую активность.

Развитию состояния эмоционального выгорания способствует необходимость работы человека в однообразном и напряженном ритме с большой эмоциональной нагрузкой и общение с трудным контингентом. Вместе с этим, развитию синдрома потворствует отсутствие  со стороны руководства и социального окружения должного вознаграждения (не только материального, но и психологического) за выполненную работу. Это подталкивает человека задуматься о бессмысленности и малой ценности его работы для общества.

С синдромом выгорания может столкнуться каждый человек, в особенности, работающий в сфере «помогающих» профессий. То есть, в первую очередь, проблема профессионального выгорания касается тех, кто по роду своей профессиональной деятельности включен в систему «человек-человек». Постоянное эмоциональное напряжение приводит к стрессу. Педагоги - психологи находятся в первых рядах тех профессий, сотрудники которых подвержены синдрому выгорания.

В настоящее время разрабатываются и используются следующие приемы борьбы с эмоциональным выгоранием:

  • определение краткосрочных и долгосрочных целей;
  •  использование "тайм-аутов";
  • овладение умениями и навыками саморегуляции;
  •  профессиональное развитие и самосовершенствование;
  • уход от ненужной конкуренции;
  • эмоциональное общение;
  • поддержание хорошей физической формы и здоровый образ жизни.

В целях направленной профилактики синдрома эмоционального выгорания следует:

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
  • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой;
  • проще относиться к конфликтам на работе;
  • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.

Для профилактики  и выхода из этого синдрома эффективно использование психотерапии.

Одним из эффективных методов по преодолению синдрома выгорания у педагогов- психологов, с нашей точки зрения, может являться тренинг в форме групповой психотерапии.

Примером использования тренинговых занятий с целью преодоления синдрома выгорания, может служить тренинг, разработанный психологом О.В. Козловой и используемый в работе с социальными работниками.

Программа тренинга рассчитана на 18 часов и включает в себя 3 занятия по 6 часов. Необходимо отметить, что занятия в группе носят закрытый характер

В тренинге используются:

  • ролевые игры,
  • групповые дискуссии, связанные с профессиональной деятельностью
  • игры и упражнения, способствующие самораскрытию участников группы,
  • подвижные игры для эмоциональной разрядки,
  • психотерапевтические программы для снятия нервного напряжения.

Перед тренингом и после его проведения по процедуре занятия осуществляется диагностика его участников по шкале профессионального стресса, шкале Тейлора (личностной шкале проявления тревоги) и теста «Ваша самооценка».

В данной статье мы считаем целесообразным подробно описать некоторые упражнения вышеупомянутого тренинга. Данные упражнения представляются нам наиболее эффективными и интересными и могли бы использоваться в работе с психологами, подверженными синдрому эмоционального выгорания.

Программа тренинга

Занятие № 1

Цель занятия - создать благоприятные условия для работы тренинговой группы, ознакомить участников с основными принципами тренинга, принять правила работы группы, начать освоение активного стиля общения, способствовать самодиагностике и самораскрытию членов группы, развивать чувство внутренней устойчивости и доверия к самому себе, снять эмоциональную напряженность.

1.1.        «Знакомство»

В начале работы группы каждый участник оформляет карточку-визитку, где указывает свое имя. Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся булавкой на груди так, чтобы все могли прочесть имя. В дальнейшем, на всем протяжении занятий, участники прикрепляют карточку с именем к груди.

Затем участники садятся в круг и, поочередно представляясь, говорят о себе, подчеркивая свои особенности (привычки, качества, умения, привязанности и т. д.).

1.2.        Упражнение «Что я сейчас чувствую»

Участники группы по очереди отмечают свое состояние на данный момент (тревожное, возбужденное, агрессивное, спокойное...).

1.3.        «Принятие правил работы группы»

Обсуждаются перечисленные выше правила, что не исключает введение и принятие новых.

Все участники высказывают свое мнение о правилах и говорят, принимают они их или нет. Занятия не рекомендуется начинать до тех пор. пока все члены группы не придут к единому мнению.

Здесь же требуется определить время работы и отдыха.

Во время тренинговых занятий никто не покидает группу.

1.4.        Упражнение «Мои добрые дела»

Каждый участник должен вспомнить, какое конкретное доброе дело он сделал за вчерашний день? Кому он помог? Что при этом чувствовал? Какими должны быть, по мнению членов группы, формы благодарности?

Обсуждение того, насколько трудно было вспомнить добрый поступок?

1.5.        Упражнение «Рисунок музыки»

Ведущий: «Садитесь удобно и слушайте музыку. По моему сигналу начинайте рисовать те образы, ощущения, символы, которые ассоциируются у вас с этой музыкальной темой. Каждый должен стремиться выразить себя как можно полнее».

Время звучания музыки примерно 3-5 минут, затем ведущий собирает рисунки и устраивает импровизированную выставку, во время которой участники стремятся узнать авторов рисунков. Члены группы собираются в большой круг и делятся своими впечатлениями, обращая внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки.

Обсуждение того, что помогло участникам группы узнать по выставленным рисункам автора. Кого совсем не узнали? Почему? Насколько необычен рисунок? Смогли каждый автор выразить свои чувства? Насколько хорошо знают каждого члена группы?

1.6.        Упражнение «Страховка»

Члены группы делятся по парам. В каждой паре один человек встает за спиной другого. Стоящий впереди, не сходя с места и не сгибаясь, начинает падать назад. Это требует преодоления определенной естественной робости. Стоящий за ним напарник подхватывает его. Затем партнеры меняются местами.

Обсуждение того, насколько страшно было падать. Было ли чувство, что его не поймают.

1.7.        Упражнение «Счет»

Один из участников называет любую цифру от единицы до числа членов группы, присутствующих на данном занятии, включая ведущего. В группе каждый раз должны быстро встать без всякой предварительной договоренности ровно столько человек, какое число было названо. Так повторяется несколько раз, пока, наконец, названная цифра и число встающих не совпадут.

1.8.        Упражнение «Контраргументы»

Ведущий: «Давайте попробуем хотя бы немного разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми вы недовольны. Для этого разделите лист бумаги пополам. Слева, в колонку «Недовольство собой», предельно откровенно запишите все то, чем вы недовольны в себе именно сегодня, сейчас, на этом занятии. На эту аналитическую работу отводится примерно 5-8 минут, желательно заполнить всю левую часть таблицы. Затем на каждое «недовольство собой» приведите контраргументы, т. е. то. что можно противопоставить, что принимают в вас окружающие и вы сами, и запишите это в колонке «Принятие себя».

На второй этап работы также отводится 5-8 минут. Затем участники объединяются в группы по 3-4 человека и приступают к обсуждению своих записей в таблице.

1.9.        Упражнение «Учимся говорить «Нет»

Члены группы делятся на пары. Один человек из пары должен убедительно сыграть для партнера роль настойчивого (или жалобного) «приставалы» и разыграть сцену. Поскольку это всего лишь игра, участникам будет легче отказать ему. Повторяя эти упражнения с разными партнерами и различными ситуациями можно довести умение говорить «нет» до определенного автоматизма и переносить это на реальные жизненные ситуации. Участники меняют пары 2-3 раза.

Обсуждение того, что было тяжелее - убедить или сопротивляться убеждению, и какие трудности испытывали участники при выполнении упражнения.

1.10.        Упражнение «Лучшее качество - соседу слева»
Участникам предлагается подумать и назвать самое лучшее, на

их взгляд, качество характера своего соседа слева. Игроки по очереди высказывают свое мнение, обосновывая его. Затем участники анализируют высказывания и выделяют группу качеств, оказавшихся наиболее значимыми для всех.

Упражнение направлено на создание теплой атмосферы в группе, настраивает участников на позитивное отношение к себе и окружающим.

1.11.Упражнение «Мои сильные стороны»

Ведущий: «Хорошо довольствоваться тем, что у нас есть, никогда не довольствуясь тем, что мы из себя представляем... Каждый из вас должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах - о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности. Существенно отметить те качества, которые вам импонируют, но вам не свойственны и которые вы хотите выработать в себе. Крайне важно, чтобы вы не брали в кавычки свои слова, внутренне отказывались от них, не умаляли своих достоинств, чтобы вы говорили прямо, уверенно, без всяких «но...», «если...», «может быть...» и т. п. Вам дается на это 3 минуты. Даже если вы закончите свою речь раньше, оставшееся время все равно принадлежит вам. Слушатели могут только уточнять детали или просить разъяснения, но не имеют права высказываться.

Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Вы не обязаны объясняться, почему считаете те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены».

Ведущий отводит участникам 3-5 минут на подготовку и затем предлагает первому члену группы начать. По истечении трех минут ведущий лает сигнал, означающий, что время первого истекло. Далее приступает к работе второй участник, в распоряжении которого также 3 минуты. И так до тех пор, пока не выскажутся все члены группы.

Обсуждение того, что было труднее: определить или озвучить

свои сильные стороны?

1.12. Упражнение «Мудрец»

Не секрет, что большинство людей не могут сразу достаточно точно сформулировать, чего они хотят в жизни вообще и в данный момент в частности. Их желания неточны и противоречивы, что мешает выявлению и решению личных проблем.

Это упражнение помогает лучше осознать собственные проблемы и их иерархию.

Участников просят закрыть глаза и представить зеленый луг, дерево и сидящего под ним мудреца. У вас есть редкий шанс получить от этого мудреца ответ на любой вопрос. Следует тщательно подумать, как можно использовать свой шанс, какие вопросы задать ему. При этом после каждого вопроса не спешить задавать следующий, а постараться услышать и запомнить ответ мудреца. После окончания упражнения каждый рассказывает всей группе о том, какие вопросы он задал и какие ответы услышал (каждый участник уточняет свои первоначальные проблемы и возможности их решения).

Обсуждение того, насколько получилось это упражнение. Ведущий спрашивает, может ли кто-нибудь рассказать, какие вопросы он задавал, что ему ответил мудрец.

  1. Сеанс психотерапии «Сон у моря»
  2. Домашнее задание: «Свободный микрофон»

Каждый должен сформулировать по одному вопросу всем остальным, чтобы лучше понять каждого члена группы.

1.15.        Заполнение анкеты «Обратная связь»:

«Тренинговое» имя участника

_______________________________________________________

Дата занятия        

Степень включенности: 012345678910

Выясняется, что мешает каждому быть более включенным в занятие.

1.        Твои основные ошибки в ходе занятий:

а)        по отношению к себе;

б)        по отношению к группе;

в)        по отношению к ведущему.        *

  1. Самые значимые для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось сделать определенный «прорыв», что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться.
  2. Что тебе очень не понравилось на прошедшем занятии? Почему?
  3. Твои замечания и пожелания ведущему (по содержанию, по форме занятий и т. п.).

Занятие № 2

Цель занятия - закрепить тренинговый стиль общения,
способствовать дальнейшему сплочению группы и углублению
процессов самораскрытия, продолжить развитие умений
самоанализа и преодоления психологических барьеров, метающих
полноценному        самовыражению,        снять эмоциональную напряженность.

2.1.        Упражнение «Как чувствуешь себя»

2.1.1.        «Приветствие»

Упражнение «Делаем друг другу комплименты».

2.1.2.        «Поговорим о дне вчерашнем»

Все желающие делятся впечатлениями о прошедшем занятии: Что помогало в работе над собой? Что так и не получилось? В чем причины? Какие претензии есть к членам группы, к ведущему? Все ли понятно в правилах, по которым работает группа? Какие предложения по изменению и добавлению? (Высказываются только желающие.)

2.1.3.        Обсуждение анкеты «Обратная связь»

Обратить внимание на степень включенности в занятие, на те причины, которые мешают членам группы быть искренними и откровенными. Отметить значимые эпизоды прошлого занятия.

2.2.        Упражнение «Свободный микрофон»

Членам группы дается домашнее задание: сформулировать для всех по одному вопросу, ответ на который поможет лучше узнать и понять его.

Все по очереди задают вопросы тому, кто первый захочет воспользоваться возможностью быть «в центре внимания». Основное правило - отвечать как можно полнее и откровеннее.

Участник, который будет первым отвечать на вопросы, садится так, чтобы видеть в лицо всех членов группы. Остальные по очереди задают вопросы, используя принцип «свободного микрофона», т. е. как только человек закончит отвечать на очередной вопрос, следующий член группы может задавать свой заранее приготовленный вопрос. И так далее, до тех пор, пока все желающие не воспользуются правом подойти к свободному микрофону. Время на вопросы одного участника не должно превышать 5 минут. При этом каждый вправе не отвечать, если, на его взгляд, вопрос не

относится непосредственно к нему или он не совсем готов к откровенному ответу на данный вопрос.

Психологический комментарий: это упражнение своеобразный тест, диагноз готовности членов группы глубоко и серьезно работать на занятиях. С одной стороны, сразу видно по характеру задаваемых вопросов: чем серьезнее настрой группы, тем глубже вопросы. С другой стороны, готовность работать видна по характеру ответов: уходы в сторону, общие рассуждения, смешки, частые отказы говорят о том, что упражнение воспринимается несерьезно. В этом случае его лучше оставить и перенести на другое занятие.

Обсуждение тех вопросов, которые вызвали больше затруднений и испытываемых чувств.

2.3.        Упражнение «Продолжи рисунок»

Каждый участник на листе в левом верхнем углу пишет свое имя и рисует свой символ. После этого передает листок соседу. Тот рисует символ, который подходит, по его мнению, этому человеку. Лист передастся дальше, пока не вернется к хозяину.

Обсуждение возможных трудностей в подборе символа для человека. Каждый высказывается по кругу.

2.4.        Подвижная игра: «Будь внимателен»

Игра па внимательность, развитие сплоченности в группе.

2.5.        Упражнение «Карусель»

Ведущий: «Умение устанавливать контакты позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире. Сейчас мы проведем серию встреч, причем каждый раз с новым человеком. Нужно легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и так же приятно расстаться с ним».

Все члены группы встают по принципу «карусели», т. е. лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный (участники стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (участники расположены лицом к центру круга).

По сигналу ведущего все участники внешнего круга делают одновременно один шаг вправо и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам задает ведущий.

• «Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой случайной встрече».

Время на установление контакта, приветствие и проведение беседы 2-3 минуты. Затем ведущий дает сигнал, участники в течение одной минуты должны закончить беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру.

Примечания: эти правила распространяются и на следующие ситуации.

  • «Перед вамп неизвестный человек, познакомьтесь с ним, узнайте, как его зовут, где он учится, работает»,
  • «Перед вами совсем маленький ребенок, он чего-то испугался и вот-вот расплачется. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».
  • «Вас сильно толкнули в автобусе. Оглянувшись, вы увидели пожилого человека».
  • «После длительной разлуки вы встречаете вашего любимого вы так рады этой встрече. И вот, наконец, он рядом с Вами...».
  • «Вы очень торопитесь, вам нужно что-то купить, а в магазине большая очередь. Вы просите очередь разрешить сделать покупку немедленно».
  • «Ваш клиент просит вам помочь принести ему из погреба картошки, капусты. Вы отказываете ему в этом».

Ведущий после очередного перехода определяет конкретные роли для каждого круга: например, участники внешнего круга играют роль испуганного ребенка, а внутреннего - взрослого, который должен успокоить малыша.

Обсуждение тех ситуаций, которые вызывали или не вызвали трудности (и какого рода).

2.6. Упражнение «Мои слабые стороны»

Каждый член группы должен рассказать остальным участникам о своих слабых сторонах - о том, что он не принимает в себе.

Не обязательно говорить только об отрицательных чертах своего характера, вредных привычках, важно выделить то, что является или может стать причиной конфликта в различных ситуациях, осложняет жизнь, затрудняет взаимоотношения и т. п. Крайне важно не брать в кавычки свои слова, внутренне отказываясь от них, извиняя себя и свои слабости. Требуется говорить о своих слабостях прямо к откровенно.

Ведущий дает 3-5 минут на подготовку.

Обсуждение того, что было труднее: определить эти качества или высказать их?

2.7. Упражнение «Скажи мне, кто твой друг»

«Характер человека лучше всего раскрывается, когда он описывает другого человека», - сказал Жан Поль Рихтер, немецкий писатель.

Каждый участник в течение 3-4 минут набрасывает «психологический портрет» кого-либо из членов группы без указаний признаков, особенно внешних, по которым можно сразу узнать конкретного человека.

В «портрете» должно быть отражено 10-12 черт характера, привычек, особенностей, характеризующих именно этого человека. Время для описания 5 минут.

Затем написавший выступает со своей информацией перед группой, а остальные участники пытаются угадать, чей это портрет.

Обсуждение того, что было труднее: описать качества человека или угадать, кто это?

2.8. Подвижная игра «Прорвись в круг»

Члены группы берутся за руки, образуя круг. Поочередно один из участников старается прорваться в центр круга, а другие не пускают его.

Пытающийся прорваться в круг участник должен как можно более остро почувствовать страдание от одиночества и нестерпимое желание прорваться в круг общения, взаимопонимания, ощутить принадлежность к группе.

Цель упражнения - дать наглядно почувствовать, что прорыв одиночества не произойдет сам по себе. Для этого необходимо проявить усилия.

2.9. Упражнение «Без маски»

Ведущий: «Перед вами в центре круга стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу, без всякой предварительной подготовки, продолжать фразу, начало которой написано на карточке. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным.

Члены группы будут внимательно слушать вас. И если они почувствуют, что вы неискренни, неоткровенны, вам придется еще раз взять карточку, но уже с другим текстом, и попробовать ответить».

Примерное содержание карточек:

  • «Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня ...»
  • «Мне очень трудно забыть, но я...»
  • «Чего мне по-настоящему хочется, так это...»
  • «Мне бывает стыдно, когда я...»
  1. Психотерапевтический сеанс «В деревне»
  2. Упражнение «Каким меня видят окружающие»

В качестве домашнего задания участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимают группа и отдельные ее члены». Ответ может выглядеть, например, так:

«Группа в целом воспринимает меня как живого, очень эмоционального человека, который ни над чем серьезно не задумывается. Маша, наверное, считает меня легкомысленной, Света не очень откровенной и т. д.».

После каждого выступления группа, внимательно выслушав участника, может сказать ему о том, в чем он оказался прав, а в чем

ошибся.

Психологический комментарий: основной смысл упражнения -

коррекция самовосприятия.

2.12.        Заполнение анкеты «Обратная связь»

Занятие № 3

Цель занятия - отработать навыки понимания окружающих людей, их внутреннего мира; закрепить стиль доверительного общения, развить умение постоянного самоанализа, подвести итоги работы группы, оказать психологическую поддержку участникам, ответить на все возникшие вопросы.

3.1. Упражнение «Как я себя чувствую»

3.1.1. «Приветствие». Подвижная игра «Атомы»

Участники стоят по кругу. Ведущий: «Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показывает, согнув руки в локтях и прижав кисти к плечам). Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разным, оно будет определяться тем, какое число я назову. Все мы сейчас начнем быстро двигаться по этой комнате. Время от времени я буду говорить какое-то число, например «три», и тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждой. Молекулы выглядят так (вместе с двумя участниками показывает, как выглядит молекула - они стоят лицом друг к другу, касаясь предплечьями)».

Во время выполнения упражнения ведущий не называет таких чисел, когда один участник группы может остаться вне молекулы, например «три» при общей численности десять членов группы. В конце упражнения ведущий называет число, равное количеству всех участников.

3.1.2. «Поговорим о дне вчерашнем» (см. выше).

3.2.        Упражнение «Каким меня видят окружающие»

В качестве домашнего задания участникам предлагается ответить на вопрос: «Каким человеком меня воспринимают группа и отдельные ее члены» (см. выше).

3.3.        Подвижная игра «Да!»

В этой оживленной игре можно поучиться безоговорочно принимать предложения других людей.

Подготовка

Отставьте в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно двигаться по помещению. Правила игры озвучивает ведущий: «Сейчас мы все вместе будем играть в игру с необычным названием «Да!». Для начала встанем в круг в центре комнаты. Мы можем представить себе, что сейчас прекрасный солнечный день, у нас нет никаких обязанностей, и мы можем хоть раз последовать за своими фантазиями. Пройдитесь по комнате во всех направлениях (одна минута). Сейчас я предложу осуществить некое действие, в ответ каждый должен громко и с энтузиазмом крикнуть «Да-а-а!!!». Сразу же после этого мы все вместе выполним предложенное действие. Конечно, я - не единственный, у кого есть подобные задумки. Если у кого-то возникнет желание внести следующее предложение, мы перейдем к выполнению нового действия. Совсем не обязательно, чтобы между вашими пожеланиями существовала логическая связь. Вы можете абсолютно спонтанно и живо слушаться друг друга. А теперь я вношу первое предложение: «Давайте плавать!» Следите за тем, чтобы все в группе громко крикнули «Да!» и начали «плыть» через комнату».

Вероятно, через некоторое время игроки начнут сами вносить предложения: «Давайте поиграем в бадминтон!», или «Давайте погладим рубашку!», или «Давайте выпьем по чашечке чая!».

Обсуждение вопросов:

  • Чувствовали ли вы себя смущенными?
  • Легко ли было перехватывать инициативу?
  • Как команда реагировала на ваши предложения?
  • Знаете ли вы людей, которые постоянно блокируют чью-либо инициативу? Что может быть причиной такого поведения?
  • Каковы последствия того, что инициатива игнорируется или перекрывается?

•        Исчезло ли ваше смущение в ходе игры? Какое предложение
доставило вам наибольшее удовольствие?

3.4. Упражнение «Кто родился в мае...»

Это забавная игра, благодаря которой участники получают богатую информацию друг о друге.

Группа рассаживается по кругу. Объясните участникам, что сейчас будет проводиться игра, с помощью которой они смогут лучше узнать друг друга.

Ход игры: вы называете личностное качество или описываете ситуацию и просите участников, по отношению к которым справедливо ваше высказывание, выполнить определенное действие. Они встают со стула, выполняют это действие и снова садятся на место. Например: «Тот, у кого есть брат, должен щелкнуть пальцами!».

Темп игры должен возрастать. Подбирайте утверждения таким образом, чтобы они относились ко многим участникам. Предлагая вопросы и называя действия, учитывайте возраст и темперамент членов группы. Ниже представлены возможные варианты ваших высказываний:

  • Тот, у кого голубые глаза, пусть трижды подмигнет.
  • Тот, чей рост превышает 1 м 80 см, пусть изо всех сил крикнет «Кинг-Конг!».
  • Тот, кто любит собак, должен трижды пролаять.
  • Любящие кошек скажут «Мяу!».

•Тот, кто пьет кофе с сахаром и молоком, заглянет под свой стул.

•Те, у кого есть собственные дети, должны подпрыгнуть (один прыжок за каждого ребенка).

•        Тот, кто изредка мечтал стать невидимым, спрячется за одного
из участников.

3.5.        Упражнение «Зеркало»

Участники разбиваются на пары и становятся лицами друг к другу на расстоянии вытянутой руки. Один человек играет роль зеркала. Ему нужно копировать как можно точнее все движения партнера. Затем партнеры меняются ролями.

Психологический комментарий: данное упражнение заставляет участников глубже почувствовать друг друга, предвидеть возможные действия партнера.

Обсуждение того, насколько удалось упражнение, все ли получилось.

3.6.        Упражнение «Отказ»

Участникам предлагается разыграть сценки, в которых один из них что-то просит, чего-то добивается от партнера. А партнер должен ему в этом отказать, но сделать это настолько убедительно и понятно, чтобы человек, которому отказывают, проникся уважением к мнению партнера и понял его. Для этого участники разбиваются на тройки. В каждой тройке один будет активно и требовательно просящим, другой умело отказывающим, а третий - наблюдателем. Тему сценки придумывают сами участники. Допустим, один просит другого пропустить его без очереди купить билет на самолет. Другой ему отказывает, объясняет свой отказ какой-то убедительной причиной. Наблюдатель оценивает, насколько успешно просящему удается настоять на своем.

В ходе упражнения участники меняются ролями, чтобы каждый тренировался говорить «нет».

При обсуждении каждому участнику предлагается поделиться своими мыслями и впечатлениями о том, какие трудности пришлось испытать, что удалось преодолеть в себе.

3.6. Упражнение «Изофантазия»

Всем участникам дается задание в течение 5-7 минут нарисовать несуществующее доброжелательное и очень общительное животное.

Затем организуем очередной вернисаж и обмен впечатлениями.

3.7.        Упражнение «Я глазами других»

Каждому члену группы присваивается номер. Затем они на небольших листочках в соответствии с номером каждого пишут о его хороших качествах и добавляют свои пожелания.

Ведущий собирает все листочки, раскладывает их по номерам, затем раздает участникам.

Обсуждение высказанных впечатлений.

3.8.        «Последняя встреча»

Членам группы предлагается сделать то, что они не успели сделать на предыдущих занятиях: что-то сказать друг другу, поделиться своими переживаниями, узнать чье-то мнение о себе.

Психологический комментарий: упражнение стимулирует активность участников; помогает им осознать, что, если человек хочет успеть что-то сделать, нельзя откладывать, потом такой возможности может не быть.

3.9.        Психотерапевтический сеанс «В лесу»
З.1О. Заполнение анкеты «Обратная связь»
3.11. Подведение итогов

Как показали данные, в ходе тренинга, проводимого О.В. Козловой произошли следующие изменения:

  1. уровень профессионального стресса уменьшился;

  1. снизился уровень тревожности;

  1. положительные изменения отмечены в динамики самооценки участников.  

Таким образом, в ходе проведённого тренинга было объективно зафиксировано:

  • повышение уровня осмысленности жизни,
  • произошли изменения в системе ценностей социальных работников: повысилась значимость профессиональных целей, жизнь стала оцениваться как интересная, активная.
  • повысился уровень ответственности за свои действия и поступки в различных сферах и областях жизнедеятельности: в области преодоления трудностей, неудач, межличностных отношений, а также в области здоровья.

Полученные данные были подтверждены субъективными оценками участников тренинга

Методы групповой психотерапии, в частности, тренинг, помогают каждому участнику глубже понять себя как индивидуальность, принять себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами и создать положительную «Я- концепцию», развивают способность человека понимать внутренний мир другого человека, откликаться на его чувства и сопереживать ему, развивают умение управлять своим поведением, «подавать себя» в общении с окружающими людьми и изменять своё поведение в соответствии с ситуацией

Еще один прием в борьбе с эмоциональным выгоранием был предложен и использовался в работе с консультантами «Телефона Доверия» в г. Астрахань. В этом случае в первую очередь авторы приема стремились выяснить мотивы (причины), приведшие консультанта в профессию, и личную значимость для него данной работы. Это делалось для того, чтобы

 восстановить или создать коммуникации для лиц, подверженных выгоранию. Психологическая помощь «выгорающим» в данном случае основывалась на предположении о том, что главная причина выгорания — нарушение коммуникативной составляющей межличностных отношений, восстановление которой способствует ослаблению синдрома эмоционального выгорания.

Создание профилактических и «обновляющих» программ представляет собой очень перспективный и эффективный вид помощи «выгорающим» работникам.

Литература

1. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996.- 469С.

2. Елдышова О.А. Проблема «выгорания» в профессиональной деятельности психолога и способы профилактики. //Работа переживания и психологическая помощь детям: Сборник статей и тезисов выступлений II Международной конференции Телефонов Доверия (Москва, 25-27 октября 2007г.). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2007. – С. 35-40

3 .Журнал « Психология зрелости и старения» № 1,2003г. О.В. Козлова. Тренинг « Преодоление синдрома профессионального выгорания»

4. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» учителя //Вопросы психологии. 1994. №6. с. 54-67


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг для творческого педсовета по предупреждению профессионального выгорания.Доклад "Эмоциональное выгорание. Профессиональные заповеди учителя".Памятка по предупреждению профессионального выгорания для педагогов

Цель тренинга с педагогами:сплочение педагогического коллектива, развитее творческих способностей через использование методов арт- терапии, мандала- терапии, снятие эмоционального напряжения....

БАКАЛАВРСКАЯ РАБОТА: Эмоциональное выгорание специалиста по социальной работе как профессиональная проблема

Целью исследования является изучение особенности предупреждения эмоционального выгорания специалиста по социальной работе....

Буклеты на тему: "Профилактика эмоционального выгорания" (рекомендации), "Стимулирование и мотивация кадет в процессе обучения и внеурочной деятельности"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764918","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"341","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"11764930","...

Рекомендации для профилактики и устранения эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Часть 1

В последнее время в России, так же как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании педагогических работников. Профессиональное выгорание — совокупность негативных пере...

Рекомендации для профилактики и устранения эмоционального выгорания в педагогической деятельности. Часть 2

В последнее время в России, так же как и в других развитых странах, говорят о профессиональном выгорании педагогических работников. Профессиональное выгорание — совокупность негативных пере...

Семинар – практикум «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»

Семинар – практикум«Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогической деятельности»...

"Синдром эмоционального выгорания и его профилактика в педагогической деятельности"

Синдром эмоционального выгорания не только негативно сказывается на профессиональной деятельности, но и в целом снижает качество жизни человека. Профилактика СЭВ должна быть комплексной и вестись в ра...