Анатомия, физиология и патологии органов слуха
учебно-методический материал

В табличном варианте кратко представлены анатомия, физиология и основные патологии органов слуха. Материал будет полезен студентам дефектологических отделений, начинающим специалистам, работающим с детьми с нарушением слуха, речи и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Слух. Патологии слуха.67 КБ

Предварительный просмотр:

Анатомия, физиология, патология слуха.

Характеристики, клинические проявления.

Особенности слуха

Характеристика

Виды слуха

Релативный слух – им обладает большинство людей.

Музыкальный слух – способность оценивать длительность звука, определять интенсивность, тембр звука.

абсолютный слух – способность безошибочно определять высоту отдельного звука.

Принцип аудиометрии

Это исследование для определения кривой порга слухового восприятия в зависимости от высоты и интенсивности сигнала. Проводят ее с использованием аудиометра. Позволяет определить, как костную, так и воздушную проводимость.

Что такое скотоматы?

Островки глухоты. Обнаруживаются при аудиометрии.

В чем суть феномена выравнивания громкости?

Если человеку с нормальным слухом предоставить определенный слуховой раздражитель, интенсивность которого постепенно увеличивать, то степень слышимости равномерно возрастает. Если же сигнал усиливать, то слышимость его возрастает пропорционально его усилению.

Возрастные изменения в наружном ухе

У новорожденных детей наружный слуховой проход короткий и узкий, а так же первое время расположен вертикально вследствии чего ребёнок плохо слышит.

В возрасте одного года наружный слуховой проход представлен хрящем и только в последующие годы его основа окостеневает, а барабанная перепонка толще, чем у взрослых, и расположена горизонтально.

Возрастные изменения в среднем ухе

Полость среднего уха заполнена амниотической жидкостью, которая впоследствии рассасывается, а полость заполняется воздухом из носоглотки через евстахиеву трубу. Слуховая труба у детей шире и короче, чем у взрослых, что сосдает благоприятные условия попадания микробов, слизи и жидкости в полость среднего уха при срыгивании, рвоте и т.п.

Возрастные изменения восприятия высоты звука

Восприятие  разной высоты звуков с возрастом снижается неодинаково. восприятие низких звуков почти не меняется с возрастом, а высоких  очень сильно снижается.

Возрастные изменения остроты слуха

Верхняя граница остроты слуха у детей выше, чем у взрослых. Максимальная острота слуха наблюдается в возрасте 14-19 лет, у детей 7-13 лет и молодых людей старше 20 лет она ниже. Временной порог слухового анализатора с возрастом так же снижается.

Типы нарушения

Характеристика

Классификация глухоты

Различают полную потерю слуха – глухоту – и остатки слуха, позволяющие различать более-менее четко речь – тугоухость. Выделяют глухоту и тугоухость двустороннюю или одностороннюю, врождённую или приобретённую. В зависимости от того в каком отделе возникают нарушения различают глухоту (ули тугоухость) проводимости, восприятия или смешанную.

Характеристика глухоты проводимости

Возникает при наличии препятствия или увеличения акустического сопротивления среды на пути звуковой волны (инородное тело, серная пробка, заращение наружного слухового прохода и т.п.). При исследовании воздушной и костной проводимости часто обнаруживаются скотоматы.

Характеристика глухоты восприятия

Возникает при повреждении кортиева органа и окончаний волокон улитковой ветви слухового нерва. Врожденная глухота сифилитического происхождения или связанная с дегенеративными процессами во внутреннем ухе часто бывает двухсторонняя, но, как правило, с количественными различиями между сторонами. Болезненный процесс часто бывает необратимым. Слуховое восприятие обычно ограничивается до 3-4 тонов, а костная проводимость нарушается.

Паталогия преддверно-улиткового нерва

Напоминает глухоту, связанную с заболеванием звукопроводящего отдела, однако симптом выравнивания громкости при этом отсутствует, не наблюдается также островковое нарушение слуха, аудиограмма порогового слухового восприятия характеризуется падением кривой в области высоких частот, кривая костной проводимости лежит ниже кривой воздушной проводимости.

Глухота центрального происхождения

Возникает при заболеваниях ЦНС. Всегда выделяются общие черты:

1) они всегда двухсторонние;

2) снижение слышимости касается как низких, так и высоких тонов;

3) отсутствует феномен выравнивания громкости;

4) не удается обнаружить островковой потери слуха;

5) утрачивается способность различать высоту акустических раздражителей, их интенсивность, а также продолжительность (ритм), в связи с этим возникают речевые расстройства: мелодические, динамические и ритмические;

6) при довольно-таки большом остаточном слухе по отношению к простым тонам, а также звукам и шумам музыкальных инструментов отмечается значительное понижение слышимости артикулированных звуков, и в связи с этим становится трудным понимание разговорной речи; это относится, прежде всего, к нарушениям слуха коркового происхождения.

Характеристика глухоты смешанной

Встречается чаще у детей, чем у взрослых. Нарушения слуха вначале имеют функциональный характер, однако с течением времени они закрепляются, приводя в конечном итоге к глухоте смешанного типа. Двухсторонняя смешанная глухота представляет собой самую тяжёлую форму увечья слухового аппарата.

Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в наружном ухе

Воспалительные процессы, костные опухоли, серные пробки, инородные тела могут приводить к глухоте.  Врожденное заращение наружного слухового прохода которое  наблюдается при врожденной деформации ушной раковины может быть обусловлено не только деформацией барабанной полости, но и недоразвитием внутреннего уха. В последнем случае глухота носит смешанный характер.

Глухота, обусловленная паталогическими изменениями в среднем ухе

Воспаления межкосточковых суставов может привести к ограничению подвижности слуховых косточек, и часто могут сопровождаться нарушениями функции внутреннего уха. Воспаления, сопровождающиеся некрозом и деструкцией костной стенки барабанной полости. Поверхностные воспалительные процессы вызывают гипертрофические изменения в слизистой оболочке, что в свою очередь может привести к образованию полипов не только внутри барабанной полости, но и в наружном слуховом проходе.

Нарушение проводимости евстахиевой трубы

Закупорка евстахиевой трубы жидкой пищей при врожденных дефектах развития неба и  замыкающего глоточного кольца, сужения просвета евстахиевой трубы при воспалительных процессах верхних отделов глотки или отеках аллергического характера.

Характеристика отосклероза

Это двухсторонний патологический процесс (без воспаления) внутреннего уха который в основном локализуется в лабиринтной стенке среднего уха около овального окна. Этот процесс может распространяться на кольцевидную связку окна преддверья и подножную пластинку стремени, в результате чего стремя замуровывается. Наблюдается шум в ушах с периодами ремиссии до нескольких лет. Причины ухудшения: тяжелые и длительные заболевания и даже просто переутомление; у женщин – беременность, роды, кормление ребенка, климактерический период.

Профилактика отосклероза

Отосклероз неизлечим, профилактика заключается в задержке развития заболевания (избегание простуд, переутомлений, повторной беременности (показан аборт)

Травматическая глухота

Травма в результате механического повреждения слухового аппарата при черепных травмах (глухота может проявляться спустя длительное время после травмы), повреждениях слухового аппарата при акустических травмах и резких изменениях атмосферного давления. При продольных переломах черепа главным образом повреждается барабанная полость, при поперечных – внутреннее ухо.

Классификация глухоты детского возраста

1) наследственная,

2) врожденная,

3) приобретенная

Характеристика наследственной глухоты

Наблюдается у нескольких представителей одной и той же семьи или же как патологический признак передается из поколения в поколение. Обнаруживаются дегенеративные процессы в улитке, недоразвитие костного лабиринта (в этом случае нарушается функция кортиева органа). При Н.с. как доминирующем признаке наблюдаются и другие наследственные заболевания, а сама глухота бывает в незначительной степени, в случае ее рецессивности подобное никогда не обнаруживается, а сама глухота проявляется не в каждом поколении, но величина остаточного слуха на столько мала, что глухоту можно считать 100%.

Характеристика врожденной глухоты

  1.         В результате недоразвития слухового аппарата во внутриутробный период (начало воздействия отрицательного фактора на 4-5 недели беременности);
  2. Повреждение слухового аппарата плода в утробе матери (с5-6 месяца беременности).

Чаще наблюдается глухота восприятия. Только в 7% случаев возникает глухота проводимости при заращении наружного слухового прохода и деформации ушной раковины.

Причины врожденной глухоты

1) болезнь матери в период беременности, 2) токсические факторы,

3) гормональные расстройства,

4) несовместимость групп крови и резус- факторов.

Классификация приобретенной глухоты

  1. В результате родовой травмы: (кровотечения и недостаток кислорода, несоответствие размеров головки плода и родовых путей, механические вмешательства медперсонала во время родов)
  2. Развившаяся после рождения: (аллергические реакции, механические и акустические повреждения, воспалительные процессы). Дети начинают лепетать так же как и рожденные глухими в 16-18 месяцев, что вводит в заблуждение и расценивается как начало речи.

Глухота – следствие родовой травмы

При кровотечениях и недостатке кислорода (после 5 минут кислородного голодания развиваются необратимые изменения в ядрах преддверно-улиткового нерва и глухота цен- трального происхождения), несоответствии размеров головки плода и родовых путей (вероятность возникновения гематом, которые могут быть впоследствии инфицированы, что ведет к воспалению мозговых оболочек и лабиринта), а так же при неправильном положении плода, механических вмешательствах медперсонала во время родов.

Особенности глухоты, возникающей в первые 2 года жизни

Аллергические реакции в первые 2 года жизни практически всегда приводят к изменениям аллергического характера слизистой оболочки носа, носоглотки и Евстахиевых трубы, в результате воспаления мозговых оболочек (чаще всего в 1-2 года жизни). Диагностика глухоты связана с некоторыми трудностями. Признаки нарушения слуха:

  1. Ребенок не реагирует на голос матери и окружающих его людей
  2. Ребенок утрачивает способность определять источник звука (не поворачивает на звук голову и т.п.)
  3. Ребенок не реагирует на высокие звуки (звонок телефона, звонок в дверь и т.п.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Возростная анатомия, физиология и гигиена"

Рабочая программа "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Дошкольное образование"...

Методические рекомендации к проведению практических и контрольных работ по возрастной анатомии, физиологии

Новые программы ФГОС заставили по новому взглянуть на проблему  повышения качества знаний студентов СПО. Предлагаю варианты проведения практических и контрольных работ по дисциплине " Возрастная ...

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

УМК Раздел № 6 «Анатомо–физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения. Физиология органов мочеобразовательной и мочевыделительной системы» ОП.02. Анатомия и физиология человека Специальность 34.02.01. Сестринское дело

Учебно-методический комплекс (умк) дисциплины — стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля для каждой дисциплины...

«АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ»

     Методическая разработка по теме: «АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ОРГАНОВ МОЧЕОБРАЗОВАНИЯ И МОЧЕВЫДЕЛЕНИЯ» разработана на основе ФГОС СПО по специаль...

Методическая разработка теоретического (лекционного) занятия по теме" Анатомо-физиологические особенности системы органов мочеобразования и мочевыделения"

Данная методическая разработка может быть использованна в рабочей деятельности преподавателем дисциплины "Анатомия и физиология человека" специальности 34.02.01 - Сестринское дело, для II ку...