Рабочая программа "Возростная анатомия, физиология и гигиена"
рабочая программа по теме

Рабочая программа "Возрастная анатомия, физиология и гигиена" разработана на основе ФГОС по специальности СПО "Дошкольное образование"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozrastnaya_anatomiya.docx42.48 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение  среднего профессионального образования

 Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Югорский политехнический колледж»

Программа учебной дисциплины

«Возрастная анатомия и физиология человека»

по специальности:

050144  «Дошкольное образование»

г.Югорск

2012

ОДОБРЕНА

цикловой комиссией

Председатель                       Н.В.Горбунова

Составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Биология» одобрена ФГУ «ФИРО» 10.04.2008 для реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования.

     Разработчик:

     О.В.Верченко, преподаватель первой квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Возрастная анатомия и физиология человека»  предназначена  для изучения возрастной анатомии  и       физиологии  человека в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную  программу среднего (полного) общего    образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.   Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего    профессионального образования 050144  «Дошкольное образование»                                         

     «Возрастная анатомия и физиология человека» как учебный предмет является неотъемлемой составной частью естественнонаучного образования на всех ступенях образования. Модернизация образования предусматривает повышение биологической грамотности подрастающего поколения. Независимо от того, какую специальность выберут в будущем выпускники, их жизнь будет неразрывно связана с биологией. Здоровье человека, его развитие, жизнь и здоровье будущих детей, пища, которую мы едим, воздух, которым мы дышим, та среда, в которой мы живем, - все это объекты биологии.

        Задачи, решаемые в процессе обучения «Возрастная анатомия и физиология человека»: формирование у студентов естественнонаучного мировоззрения,  осознании человека как части природы, продукта эволюции живой природы;

формирование у студентов экологического мышления и навыков здорового образа жизни на основе умелого владения способами самоорганизации жизнедеятельности;

приобретение студентами опыта разнообразной практической деятельности, опыта познания и самопознания в процессе изучения окружающего мира;

воспитание гражданской ответственности и правового самосознания, самостоятельности и инициативности студентов через включение их в позитивную созидательную экологическую деятельность;

создание условий для возможности осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории, способствующей последующему профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными интересами ребенка и  потребностями региона.

Это осуществляется через дополнение традиционных тем федерального компонента экологической и валеологической составляющими, актуализацию внутрипредметных связей, конкретизацию общетеоретических положений примерами регионального биоразнообразия.

Программа курса «Возрастная анатомия и физиология человека» для студентов ставит целью подготовку высокоразвитых людей, способных к активной деятельности; развитие индивидуальных способностей студентов; формирование современной картины мира в их мировоззрении.

Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Компетентностный подход состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности.

В предложенной программе усилена практическая направленность деятельности студентов. Предусмотренные в содержании почти каждой темы практические и лабораторные работы, экскурсии позволяют значительную часть уроков проводить в деятельностной форме. Программа предполагает широкое общение с живой природой, природой родного края, что способствует развитию у студентов естественнонаучного мировоззрения и экологического мышления, воспитанию патриотизма и гражданской ответственности.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка

Паспорт программы учебной дисциплины

Тематический план

Содержание учебной дисциплины

Перечень лабораторных и практических работ

Перечень самостоятельных работ

Перечень литературы

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Возрастная анатомия и физиология человека»

1.1. Область применения программы

        Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО  050144 Дошкольное образование

Программа учебной дисциплины может быть использована в программах подготовительных курсов перед сдачей ЕГЭ или вступительными экзаменами.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

     Учебная дисциплина относится к  общеобразовательному циклу (базовые дисциплины)

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Знать.

 О биологической природе и целостности организма человека.

О здоровом образе жизни и его основополагающих принципах.

Об анатомо-физиологических особенностях детей и подростков, развитии их организма, о функциональных нарушениях и их коррекции в разные периоды детства.

О влиянии факторов окружающей среды на здоровье детей и подростков, распространенных заболеваниях, являющихся главной причиной ранней инвалидности , смертности населения.

Уметь

Работать на медицинских приборах (спирометр, тонометр, медицинские весы и др.).

Применять методику  оценки физиологического состояния человека, его работоспособности и нормального веса человека, нормы питания и гигиенических требований к учебным помещениям, режиму дня.

Иметь представление:

О здоровом и больном организме. О влиянии экологии на организм детей  и

       подростков.

Об инфекционных заболеваниях детей  и  подростков (корь, скарлатина, дифтерия, паротит, краснуха  и  осложнениях этих заболеваний).

Данные формы и методы направлены на формирование общих компетенций предусмотренных ФГОС СПО по профессии: 050144  Дошкольное образование

  О.К. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. Принимать решения в стандартных  и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК. Осуществлять поиск и использование информации необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК. Логически верно, аргументировано и ясно излагать,   устную и письменную речь.

ОК. Обеспечить безопасность жизнедеятельности, предотвращать техногенные катастрофы в профессиональной деятельности, организовывать, проводить  и контролировать мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

      максимальной учебной нагрузки обучающегося    часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 46  часов;

самостоятельной работы обучающегося  23 -часов.

2. СТРУКТУРА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

46

в том числе:

     лабораторные  работы

     контрольные работы

Практические работы

8

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

23

в том числе:

     Выполнение домашних заданий (внеаудиторная самостоятельная работа)

    Подготовка презентаций

    Составление терминологического словаря

    Конспектирование текста

    Написание рефератов и сообщений

Итоговая аттестация в форме            

экзамен


Рабочий тематический план

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень

усвоения

Раздел 1. Общие вопросы ВАФ

Понятие об анатомии, физиологии и гигиене как о науках, изучающих строение организма, его жизнедеятельность, условия сохранения здоровья. Краткая история развития. Понятие об онтогенезе. Возрастные периодизации. Понятие о росте и развитии. Критические периоды в развитии детей Индивидуальное развитие организма. Неравномерность и непрерывность роста и развития. Акселерация и ретардация: причины, признаки, значение в обучении. Обусловленность роста и развития полом, наследственностью и средой. Биологическая надёжность органов и систем.

1Предмет и методы ВАФ. Организм и его свойства

2

2

2Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка

2

2

         Самостоятельная работа обучающихся 

         Подготовка докладов и презентаций

          Составление терминологического словаря

Раздел 2.Регуляторные системы организма

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Нервная ткань: особенности строения, изменения с возрастом. Нейрон: его строение и свойства, возрастные особенности. Нервное волокно: виды, возрастное особенности. Связь между нейронами, синапсы: значение, возрастные особенности. Понятие о нервных центрах. Рефлекс, рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо. Торможение рефлексов. Возрастные особенности развития мозга у детей. Возрастные особенности развития коры головного мозга. Асимметрия мозга. Возрастные особенности первой и второй сигнальной систем. Типы ВНД, возрастные особенности, значение типов ВНД в осуществлении индивидуального подхода в обучении.

6Анатомия и физиология нервной системы. Координационная деятельность нервной системы

2

2

Самостоятельная работа обучающихся         

   Составление терминологического словаря        

  Подготовка докладов и презентаций

Раздел 3.Моторные функции

К.Т.1

К.Т.2

Строение и функции опорно-двигательного аппарата. Возрастные особенности строения и развития кости. Возрастные особенности черепа, позвоночника, грудной клетки, костей мозга, кисти и стопы. Мышечная система. Функции мышц, их развитие в различные периоды. Понятие о гиподинамии. Влияние физических упражнений на организм человека.

9.Скелет человека

2

2

10.Мышечная система. Физическое развитие. Профилактика нарушений опорно-двигательного

 аппарата у детей

2

  Практическая работа  1    Анатомия, физиология и гигиена опорно-двигательного аппарата

  Практическая работа  2       Оценка физического развития школьника

2

3

Самостоятельная работа обучающихся         

    Графическое оформление практических работ

    Подготовка ответов на вопросы к разделам.

    Подготовка презентаций

    Работа с дополнительной литературой

Раздел 4. Сенсорные функции

13.Общие вопросы анатомии и физиологии сенсорных систем

2

2

Зрительная сенсорная система Слуховая сенсорная система.Профилактика нарушений слуха и зрения

2

2

Раздел 5. Висцеральные функции

   

               

К.Т.3

К.Т.4

Значение кровообращения. Общая схема кровообращения. Строение сердца и его возрастные особенности. Сердечный цикл. Возрастные особенности артериального давления. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую и умственную нагрузку. Строение и функции органов дыхания, возрастные особенности Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности работы различных отделов пищеварительной системы. Гигиенические основы питания детей и подростков.

Обмен веществ и энергии. Внутренняя среда организма. Кровь . Кровообращение

2

2

.Пищеварение  Выделение. Кожа. Репродуктивная система организма

2

2

Практическая работа    3   Анатомия, физиология и гигиена сердечно-сосудистой,  дыхательной систем

Практическая работа   4    Возрастные особенности основного обмена

2

3

Самостоятельная работа обучающихся         

Подготовка ответов на вопросы к разделам

Работа с дополнительной литературой

Раздел 6. Психофизиология

23.Психофизиологические аспекты поведения ребенка

2

2

Самостоятельная работа обучающихся         

Подготовка ответов на вопросы к разделам

Работа с дополнительной литературой


   УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;    
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;
  • сканер;
  • принтер;
  • таблицы и плакаты по изучаемому курсу
  • модели органов человека
  • Технические средства обучения:
  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;
  • аудио- и видеоаппаратура
  • Информационное обеспечение обучения
  • Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
  • Основные источники:
  • 1. Андропова М.В., Хрипкова М.В.  Возрастная   физиология   и  школьная гигиена. М.,2009
  • Безруких М.М.  и  др.  Возрастная   физиология : (Физиология развития ребенка):Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений/ М.М. Безруких, В.Д.Сонькин, Д.А. Фарбер. - М.: Издательский центр «Академия», 2010- 416 с.Практические занятия по  анатомии  человека. / Методические указания для студентов факультета физкультуры  и  спорта).
  • Рохлов B.C., Сивоглазов В. И . Практикум по  анатомии   и   физиологии  человека.М.,2009
  • Сапин М.Р., Синеглазое В. И .  Анатомия   и   физиология  человека. М.,2009
  • Дополнительные источники:
  • Андропова М.В. Школьная гигиена. М.,2011
  • Белецкая В.И., Громова З.П. Школьная гигиена. М.,2010
  • Гундарев И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? М.,2007.
  • Георгиева С.А., Башкина Н.В. и др.  Физиология . М.,2010.
  • Гоголева А.Н. Особенности развития нервной системы  и  высшей нервной   деятельности ребенка. Якутск,2010.
  • Жилов Ю.Д., Куценко Г. И ., Назарова Е.Н. Основы медико биологических   знаний. М.: Высшая школа, 2009
  • Каменская А.А., Соколова Н.А., Титов С.А. Биология. М.,2010
  •     Козлов В. И ., Фарбер Д.А. Основные теоретические предпосылки        изучения физиологии развития ребенка //Биологический возраст и   возрастная  периодизация М.,2010.
  • Леонтьева Н.Н., Маринова К.В.  Анатомия   и   физиология  детского организма. М., 2010.
  • Лернер Г.И. Биология (тесты и задания для поступающих в ВУЗы). М.,2011
  • Сельверова Н.Б. Физиология развития нейроэндокринной системы// Физиология роста и развития детей и подростков: Теоретические и клинические вопросы под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеплягиной. М.,2009.
  • Интернет-ресурсы

3.3  Требования к организации образовательного процесса 

Материал учебной дисциплины дается в лекционной форме, при изучении отдельных тем возможны  такие формы проведения занятий, как проблемная лекция, работа в малых группах или самостоятельная работа обучающихся с учебными текстами.

Полученные знания закрепляются на  лабораторных занятиях. Самостоятельная работа предусматривает работу с учебниками и учебными пособиями, подготовку к лабораторным занятиям, выполнение домашних заданий, подготовку к контрольным работам.

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – проблемного обучения, информационные и диалоговые, обеспечивающие подход, основанный на компетенциях, формирование самостоятельных навыков овладения знаниями, публичного представления результатов своей творческо-исследовательской деятельности

Дисциплина имеет прикладной характер, изучаемые теоретические положения и практические умения используются и будут использоваться при изучении дисциплин профессионального цикла и в будущей практической деятельности.

3.4. Требования к квалификации педагогических  кадров

Преподавать дисциплину могут работники с высшим  педагогическим  образованием    (специальность  биология)

3.5.Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

Инструктивные карты к лабораторным работам

10×15

бумага

2.

Тесты

11

бумага

3.

Комплект заданий для контрольных работ

2×25

бумага

4.

Комплект для итоговой аттестации

1×25

бумага

9.

Учебно-тренировочные упражнения

10×25

бумага

10.

Примерная  программа дисциплины

1

бумага, электронный вариант

11

Рабочая программа дисциплины

1

бумага, электронный вариант

11.

Список литературы (основной, дополнительной)

1

бумага

12.

Методические указания по выполнению самостоятельной внеаудиторной  работы

1

бумага


4. КОНТР


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Способ оценки: традиционный Результаты обучения

(освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

№ контрольной точки

Инструментарий контроля

Раздел 3   Моторные функции

Значение и функции скелета и скелетных мышц. Строение скелета человека. Строение суставов. Развитие скелета ребёнка. Изгибы позвоночника и их образование. Строение и свойство скелетных мышц. Рост и развитие мышц после рождения. Развитие и усложнение координации движения. Развитие с возрастом основных показателей работы двигательного аппарата – силы, скорости, выносливости

Правильное перечисление основных компонентов разделов опорно-двигательного аппарата (2балла);объяснение  возрастных различий(2балла);точное выполнение согласно инструкции(1балл)

Лабораторная работа.

письменный

Текущий

педагогический контроль

1

инструкции по выполнению лабораторных работ;

Формирование правильной осанки. Профилактика нарушений осанки. Плоскостопие. Влияние физической культуры на развитие и укрепление двигательного аппарата. Понятие о гиподинамии. Влияние физических упражнений на организм человека

Самостоятельное выполнение работы (3балла); определять норму физического состояния организма ребёнка(2балла)

Лабораторная работа.

письменный

Текущий

педагогический контроль

2

инструкции по выполнению лабораторных работ;

Раздел    Висцеральные функции

Значение кровообращения. Общая схема кровообращения. Строение сердца и его возрастные особенности. Сердечный цикл. Возрастные особенности артериального давления. Возрастные особенности реакции сердечно-сосудистой системы на физическую и умственную нагрузку

Правильное перечисление основных компонентов раздела(2балла); объяснение  возрастных различий(2балла);точное выполнение согласно инструкции(1балл)

Лабораторная работа.

письменный

Текущий

педагогический контроль

3

инструкции по выполнению лабораторных работ;

Строение и функции органов пищеварения, возрастные особенности работы различных отделов пищеварительной системы. Гигиенические основы питания детей и подростков.

Правильное перечисление основных компонентов раздела(2балла); объяснение  возрастных различий(2балла);точное выполнение согласно инструкции(1балл)

Лабораторная работа.

письменный

Текущий

педагогический контроль

4

инструкции по выполнению лабораторных работ;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных оценочных средств учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена »....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине: ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена человека

Структура данного пособия включает следующие разделы:−       Система органов дыхания;−       Пищеварительная система;−...

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека»

Тесты по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» по разделу «Анатомия и физиология человека» включают в себя тесты по следующим темам: "Пищеварительная система", "Система органов дыхани...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03. Возрастная анатомия, физиология и гигиена  программы подготовки специалистов среднего звена по специальности   44.02.01 Дошкольное образовани...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ГИГИЕНА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...

Рабочая программа учебной дичциплины ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена

Программа УД ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена разработана по специальности 44.02.01 "Дошкольное образование" для студентов очно-заочной формы обучения...