Кураторская методика. Способ улучшения качества преподавания через улучшение методической работы.
статья

Шатова Ирина Сергеевна

 

Педагогическое мастерство учителя формируется не тогда, когда он или она изучает объемные книги по дидактике (хотя и это, вероятно, важно). Преимущественно педагоги учатся, копируя чужой опыт: и положительный, и отрицательный. Например, даже если студента в педагогическом вузе обучали прогрессивным технологиям, то на практике, когда попадет в школу, он будет учить детей так, как когда-то учили его (скорее всего, не особенно прогрессивно).

К сожалению, учитель может многократно повторять одни и те же ошибки, пока не увидит другой – более эффективный – опыт или не научится анализировать свои огрехи. Особенно сильно «копирование ошибок» выражено в тех школах, где учителя профессионально изолированы и мало наблюдают опыт друг друга. В этом разделе речь пойдет о том, как преодолеть последствия изоляции и создать прочные профессиональные сети между учителями.

Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты школы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_sposob_kuratorskaya_metodika.docx21.26 КБ
Файл kuratorskaya_metodika.pptx2.19 МБ

Предварительный просмотр:

Способ 1. Кураторская методика

Способ  улучшения качества преподавания через улучшение методической работы. (1)

Составила : учитель начальных классов Шатова И.С.

        (2)Есть устойчивое ощущение, что эффективность деятельности образовательной организации зависит в первую очередь от людей, которые в ней работают. И даже не от профессионализма каждого конкретного работника, а от того, как организовано взаимодействие между ними.

     (3)   В науке это называется социальный капитал - способность людей к самоорганизации и совместным действиям для достижения общей цели. Если у большинства сотрудников такая способность присутствует, это означает, что им открыт доступ к ценному человеческому и профессиональному капиталу друг друга. Если же ситуация обратная, то каждый «варится в собственном соку», делает ошибки, не замечая этого, и ограничен в профессиональном росте.

           В результате проведения в нескольких сотнях российских школ исследования «Социальный капитал образовательной организации» было обнаружено, что в целом между педагогами в школах мало качественных взаимных профессиональных связей. То есть учителя в массе своей профессионально одиноки, редко учатся друг у друга.

      (4)Поэтому возник вопрос: как решить эту проблему, как построить недостающие профессиональные связи? Как создать у учителей привычку целенаправленно обмениваться опытом?

     (5)Обнаружили, что устойчивые группы учителей создаются в тех школах, в которых много взаимных связей между парами учителей. Иными словами, сначала обмениваться начнут двое, потом так или иначе из пар могут вырастать многочисленные профессиональные группы. Поэтому первая задача школьного лидера ̶ сформировать пары учителей, которые могут друг у друга учиться, а затем увеличивать группы.

      При этом подойти к двум учителям, директивно заставить их создать профессиональную пару и начать учиться друг у друга ̶ пожалуй, самое неэффективное, что можно придумать. Скорее всего, это приведёт к плачевным результатам: отвращению и имитации. Для эффективной работы пары нужно ещё несколько ключевых элементов. 

         (6) Так   возник  способ  улучшения качества преподавания через улучшение методической работы: Кураторская методика.

 Способ 1. Кураторская методика


Кураторская методика внедряется в несколько шагов.

(7)Шаг 1.Необходимо сформировать пары учителей, которые могут друг у друга учиться. Посещать уроки друг друга. Это равные по статусу пары. Лучше, если это преподаватели разных предметов, чтобы они оценивали не методику донесения конкретных тем, а смотрели на взаимодействие "учитель-ученик". В кураторской методике важно, чтобы учителя в парах не играли роль ментора.


(8)Шаг 2. "Умный третий" (его называют куратором), пользующийся авторитетом учитель, который организует обсуждение двоих учителей, обеспечит их психологическую безопасность. Когда два человека наблюдают за практикой друг друга и указывают на недостатки, это может восприниматься как личное оскорбление. Третий человек призван возвращать диалог в конструктивное русло и снимать угрозу.

(9)Шаг 3. Формулировка задания для учителей. Постановка конкретной задачи на улучшение обучения. Присутствующему на уроке учителю ставится задача отслеживать определенный аспект урока. Можно использовать лист для наблюдений. Потом роли меняются.

Конкретная задача на улучшение обучения. Можно долго и живо обсуждать уроки друг друга, но если у учителей нет конкретных задач, измеримых целей, высока вероятность просто потратить время зря. Один из приоритетов куратора ̶ это ставить задачи перед участниками взаимодействий

(10)Шаг 4. Обсуждение итогов в присутствии куратора. Общая встреча должна произойти в течение 48 часов с момента первого занятия, "по горячим следам". Разбираются плюсы и минусы тех аспектов, за которыми велось наблюдение. Участники обсуждают то, чему они научились и с какими трудностями столкнулись.


(11)Шаг 5. Постановка куратором новой задачи. Куратор решает, нужно ли учителям поработать над той же задачей или перейти к новому пункту.


(12)Шаг 6. Постепенное усложнение взаимодействия между участниками. Пара (или диада) - зачастую неустойчивая структура. Для школы продуктивнее группа из трех (триада) и более учителей. Куратор может менять участников пар, добавлять новых учителей при условии соблюдения равных статусов.

 

(13)Использование кураторской методики как способ повышения качества образования.  Изменение современного мира, внедрение информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности закономерно выдвигает новые требования к образованию. Деятельность педагога сегодня существенно изменяется и отходит от традиционных форм обучения и воспитания. При этом сама методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать обучающихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению их на практике. Именно такие ориентиры будут давать прочные знания основ наук, формировать высокую сознательность, готовить к жизни, к правильному выбору профессии. Современная педагогическая наука и школьная практика ищет пути совершенствования урока. Разработка урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели, определения средств и выбора способа достижения ее. Безусловно полученный результат должен быть критически и объективно проанализирован и оценен. Именно в этом и может быть полезна кураторская методика, сущность которой сводится к взаимным посещениям парой учителей уроков и совместном их обсуждении в присутствии третьего лица, курирующего их деятельность. Исследования показывают, что даже если учитель пускает за закрытые двери своего кабинета хотя бы одного коллегу, то результаты учеников у обоих педагогов улучшаются. Следует отметить, что любое посещение предваряется совместной выработкой критериев оценивания только одной компетенции, которая подвергается исследованию. Разработка и принятие этих согласованных критериев уже на первичном этапе подготавливает более эффективное проведение уроков. Также повышению эффективности преподавания способствует формирование пар из учителей разной предметной направленности, что позволяет при обсуждении проведенных посещений фокусировать внимание не на содержательной часть урока, а на рассмотрении именно условий реализации выбранной компетенции. Кураторская деятельность дает возможность роста педагогического мастерства, как для педагогов пары, так и для куратора. Для молодых и сотрудников, пришедших в новый педагогический коллектив, это отличный способ набраться опыта. Взаимные посещения предполагают возможность взглянуть на урок с различных позиций: собственно со стороны учителя, проводящего и отрабатывающего компетенцию, и со стороны аналитика, критически осмысливающего урок и сопоставляющего с разработанными критериями. Кроме того, выбор самих компетенций, позволяет правильно технологически планировать проведение урока, а также выявлять те компетенции, которые приводят к наилучшим результатам. Другой значимой стороной методики является совместное обсуждение результатов, полученных в процессе посещения. Умение правильно анализировать увиденное, позволяет выявить слабые и сильные стороны каждого учителя, осознание которых приводит к профессиональному росту и повышению компетентности, открывает возможности для улучшения  или корректировки фрагментов урока. Эффективным инструментом визуализации результатов использования кураторской методики является (14)колесо компетенций, на котором учителя отмечают уровень собственной успешности в выбранной компетенции. Даже первоначальный выбор списка компетенций, который, по мнению учителей, может повысить качество обучения, создает условие творческого поиска. Любое изменение или отход от удобных и отлаженных алгоритмов и методик преподавания всегда требует дополнительных временных, материальных и психологических затрат. При этом результат не дается сиюминутно, а нарабатывается при отработке определенного количества компетенций, что может привести к снижению заинтересованности, вызвать необоснованный оптимизм или наоборот негативное отношение. Особенно часто такое восприятие возникает у молодых учителей с малым педагогическим опытом. Недооценка или переоценка собственных достижений и недостатков, может снизить мотивацию участников. Корректировка сложившейся ситуации, ненавязчивое выведение учителей из «кажущегося» тупика осуществляется третьим участником методики. Важная роль в реализации кураторской методике отводится куратору, создающему конструктивную и доверительную обстановку при обсуждении результатов посещения. Он не только облегчает педагогическое взаимодействие, но и нивелирует конфликтные ситуации, зачастую возникающие в процессе обсуждение. Через активное слушание и трансформационные вопросы побуждает педагогов более детально рассматривать различные аспекты отрабатываемых компетенций. Не давая готовых решений и советов, куратор направляет обсуждение в такое русло, чтобы преподаватели сами находили способы корректировки деятельности. Так как куратор не участвует в уроках-посещениях, он может непредвзято, более объективно через уточнения деталей моделировать проблемные ситуации, возникшие на уроке. Обратная реконструкция урока способствует выявлению как слабых, так и сильных моментов урока, фиксация которых открывает возможности корректировки. Использование кураторской методики в школе может принести очевидные позитивные изменения в культуре педагогического общения. Молодые педагоги преодолевают  стресс, обусловленный присутствием постороннего человека на уроке,  проще обращаются за помощью и свободнее чувствуют себя в коллективе. Повышается  активность опытных педагогов, включенных в данную методику, появляется  желание узнать и применять иные педагогические технологии. Формирование критериев компетенций дает возможность сконцентрироваться на аналитической стороне педагогической деятельности.

   (15)   Кураторская методика является одним из наиболее легких способов повышения социального капитала, как отдельного педагога, так и всего учебного заведения в целом. Несомненно, реальные видимые изменение того, что происходит в школе и классе, зависит не от министра. Оно зависит от профессионального педагогического сообщества, сформированного в учебном заведении.
      Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты школы.

(16)Спасибо за внимание!

Педагогическое мастерство учителя формируется не тогда, когда он или она изучает объемные книги по дидактике (хотя и это, вероятно, важно). Преимущественно педагоги учатся, копируя чужой опыт7: и положительный, и отрицательный. Например, даже если студента в педагогическом вузе обучали прогрессивным технологиям, то на практике, когда попадет в школу, он будет учить детей так, как когда-то учили его (скорее всего, не особенно прогрессивно).

К сожалению, учитель может многократно повторять одни и те же ошибки, пока не увидит другой – более эффективный – опыт или не научится анализировать свои огрехи. Особенно сильно «копирование ошибок» выражено в тех школах, где учителя профессионально изолированы и мало наблюдают опыт друг друга. В этом разделе речь пойдет о том, как преодолеть последствия изоляции и создать прочные профессиональные сети между учителями.

Коллективное обучение позволяет совершенствовать мастерство каждого и тем самым повышать общие образовательные результаты школы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЛУЧШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПРЕПОДАВАНИЯ ЧЕРЕЗ УЛУЧШЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Слайд 2

Групповая эффективность учителей — самый значимый фактор, влияющий на качество образования и реализацию ФГОС

Слайд 3

профессор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Константин Ушаков. Каждая организация в большей или меньшей степени обладает тем, что называется социальным капиталом. Его можно определить как набор неформальных ценностей или норм, которые разделяются членами группы и которые делают возможным сотрудничество внутри этой группы. Если члены группы смогут рассчитывать на то, что другие будут вести себя профессионально и на них можно будет положиться, то они доверяют друг другу. Доверие делает работу любой группы или организации более эффективной. Социальный капитал образовательной организации

Слайд 4

Возник вопрос: Как решить эту проблему, как построить недостающие профессиональные связи? Как создать у учителей привычку целенаправленно обмениваться опытом?

Слайд 5

Шаг 1. Необходимо сформировать пары учителей , которые могут друг у друга учиться. Посещать уроки друг друга. Это равные по статусу пары.

Слайд 6

Шаг 2. "Умный третий« (его называют куратором) , пользующийся авторитетом учитель, который организует обсуждение двоих учителей, обеспечит их психологическую безопасность.

Слайд 7

Шаг 3. Формулировка задания для учителей Постановка конкретной задачи на улучшение обучения.

Слайд 8

Шаг 4. Обсуждение итогов в присутствии куратора . Общая встреча должна произойти в течение 48 часов с момента первого занятия, "по горячим следам".

Слайд 9

Шаг 5. Постановка куратором новой задачи . Куратор решает, нужно ли учителям поработать над той же задачей или перейти к новому пункту.

Слайд 10

Шаг 6. Постепенное усложнение взаимодействия между участниками . Пара (или диада) - зачастую неустойчивая структура. Для школы продуктивнее группа из трех (триада) и более учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Управление качеством образования через организацию контроля проектирования и проведения учебных занятий

Чтобы состоялось управление качеством образования и, в частности, образовательным процессом как взаимодействие субъектов (руководитель-преподаватель), необходимо рассмотреть вопрос проектирования, орг...

Методическая разработка урока. Тема урока: «Методика выполнения расчёта теплопотерь через наружные ограждения с помощью ЭВМ».

План-конспект урокапо ПМ 03  УЧАСТИЕ В ПРОЕКТИРОВАНИИ СИСТЕМВОДОСНАБЖЕНИЯ И ВОДООТВЕДЕНИЯ, ОТОПЛЕНИЯ, ВЕНТИЛЯЦИИ И КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХАМДК 03.02  РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СИСТЕМ ВОДОСН...

«Внедрение кураторской методики».

Внедрение кураторский методики. Шаг 1. Выбор учителей. Среди педагогов подбираются равные по статусу пары. Например, два молодых педагога или два возрастных с примерно равным автор...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".

Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....

Статья "Повышение качества образования через использование современных педагогических и образовательных технологий через дистанционное обучение"

Описывается какие приемы и методы можно использовать, для поддержания интереса к предмету, какие средства можно использовать...

презентация "Повышение качества обучения через эффективные образовательные технологии"

На сегодняшний день важными приоритетами государственной политики в сфере образования является повышения качества образования...