Лекция по теме "Учебно – методический комплекспо учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования"
план-конспект урока

Рыбина Наталья Николаевна

Рассматриваются такие вопросы, как:

1. Что такое методическая деятельность?

2. Виды методической деятельности.

3. Виды методических умений.

4. И другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_1_vvodnaya_-_kp.pptx329.44 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно – методический комплекс по учебным дисциплинам учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования Тема 1

Слайд 2

Методическая деятельность – это самостоятельный вид профессиональной деятельности учителя по проектированию , разработке, конструированию и исследованию средств обучения , позволяющих осуществлять регуляцию обучающей и учебной деятельности по отдельному предмету или циклу дисциплин. Цель методической деятельности - обслуживание практики обучения. Объектом методической деятельности педагога профессиональной школы является процесс формирования профессиональных знаний, умений и навыков (ЗУН). Предмет методической деятельности составляют различные приемы и методы, способы реализации и регуляции процесса формирования новых знаний и умений с учетом специфики содержания конкретного предмета. Эта деятельность проявляется опосредованно через методические продукты, созданные в ходе методического проектирования и конструирования. Субъектами методической деятельности являются педагог или коллектив педагогов.

Слайд 3

Вид методической деятельности – это устойчивые процедуры осуществления планирования, конструирования, выбора и при­ме­не­ния средств обучения конкретному предмету, обусловливающие их развитие и со­вер­шенство­ва­ние. К ви­дам методической деятельности, выполняемым педагогами профессиональной школы, мы относим: ● ана­лиз учеб­но-прог­раммной документации, методических комплексов; ● ме­то­ди­чес­кий анализ учебного материала; ● пла­ни­ро­ва­ние системы уроков теоретического и прак­ти­чес­ко­го обучения; ● мо­де­ли­ро­ва­ние и констру­иро­ва­ние форм предъявления учебной информации на уроке; ● констру­иро­ва­ние деятельности учащихся по формированию технических понятий и прак­ти­чес­ких умений; ● раз­ра­бот­ку методики обучения по предмету; ● раз­ра­бот­ку видов и форм контроля ЗУН; ● уп­рав­ле­ние и оцен­ку деятельности учащихся на уроке; ● про­ве­де­ние рефлексии собственной деятельности при подготовке к уро­ку и при анализе его результатов.

Слайд 4

Освоение методической деятельности проходит через формирование методических умений . Умение – это свойство личности будущего педаго­га выполнять определенные действия в но­вых условиях на основе ранее приобретенных знаний. В со­от­ветствии с пред­мет­ной сложностью и спе­ци­фи­кой работы профессиональной школы методические умения можно классифицировать по нескольким группам. Первая группа методических умений связана с ов­ла­де­ни­ем ди­дак­ти­ко-ме­то­ди­чес­ки­ми основами профессиональной деятельности пе­да­го­га профессиональной школы Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения

Слайд 5

Первая группа методических умений связана с ов­ла­де­ни­ем ди­дак­ти­ко- ме­то­ди­чес­ки­ми основами профессиональной деятельности пе­да­го­га профессиональной школы : 1. Уме­ние проводить анализ учеб­но-прог­раммной документации по обучению специалиста. 2. Уме­ние подбирать учебную литературу для изучения конкретной темы. 3. Уме­ние выполнять ло­ги­ко-ди­дак­ти­чес­кий анализ содержания учебного материала, учебника. 4. Уме­ние проводить методический анализ локального отрезка учебной информации. 5. Уме­ние разрабатывать различные формы предъявления учебного материала: блок-схе­мы; алгоритмы решения технических задач, опорные конспекты и т. д. 6. Уме­ние располагать учебный материал на доске, оформлять решение технических задач. 7. Уме­ние разрабатывать комплексные методические приемы теоретического и прак­ти­чес­ко­го обучения. 8. Уме­ние разрабатывать различные формы определения уровня сформированности знаний и уме­ний учащихся. 9. Уме­ние разрабатывать различные формы организации учебной и учеб­но- прак­ти­чес­кой деятельности учащихся. 10. Уме­ние проводить анализ уроков теоретического и про­из­водствен­но­го обучения.

Слайд 6

Вторая группа методических умений учитывает специфику изучения учебного материала : 1. Уме­ние планировать систему уроков по изучаемой теме на основе методического анализа. 2. Уме­ние планировать учебную и учеб­но-про­из­водствен­ную работу учащихся по профессиональной деятельности. 3. Уме­ние конструировать учебные и прак­ти­чес­кие задачи и от­би­рать соответствующие учебные действия и прак­ти­чес­кие операции. 4. Уме­ние организовывать деятельность учащихся на уроке и уп­рав­лять ею. 5. Уме­ние применять методы теоретического и про­из­водствен­но­го обучения. 6. Уме­ние анализировать методические разработки. Третья группа методических умений синтезирует ранее сформированные умения : 1. Уме­ние применять методические рекомендации, методики и тех­но­ло­гии обучения на практике. 2. Уме­ние создавать вариативную методику обучения в за­ви­си­мос­ти от целей и ре­альных условий обучения. 3. Уме­ние создавать собственную методическую систему обучения и представ­лять ее в ме­то­ди­чес­ких рекомендациях.

Слайд 7

Формы методической работы 1.Работа над единой методической темой. 2.Предметные методические объединения. 3.Творческие объединения. 4.Микрогруппы учителей. 5.Теоретические, научно-практические конференции и педагогическое чтение. 6.Психолого-педагогические семинары. 7.Педагогические фестивали (открытые уроки, воспитательные мероприятия). 8.Читательские и зрительские конференции. 9.Школы передового опыта. 10.Групповое наставничество. 11.Шефство. 12.Создание в школе методических уголков и методических кабинетов, организация их деятельности. 13.Открытые уроки с их самоанализом и анализом. 14.Формы активных занятий. 15.Индивидуальное наставничество . Методическая работа в образовательном учреждении – это комплекс мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта; направленный на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства педагогов

Слайд 8

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Законспектировать материал темы №1 Составить базу педагогической и методической литературы для учителя начальных классов и начальных классов компенсирующего и коррекционно-развивающего образования (до 20 источников ). При оформлении базы литературы необходимо использовать ГОСТ 7.1-2003 . № 332-ст «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематический план ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционнно-развивающего образования

Календарно-тематический планпрофессионального модуля        ПМ.03 МДК 03.01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных кл...

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01 Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно-развивающего образования Для обучающихся по специа

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ЭКЗАМЕНА ПО МДК 03 01Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя начальных классов и начальных классов коррекционно...

Учебное пособие по МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»

В учебном пособии раскрываются основы методической работы учителя начальных классов. Учебное пособие направлено на формирование у обучающихся знаний, умений, личностных качеств, основ методологической...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПМ 04 МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов)

Учебно-методический комплекс ПМ.04. Методическое обеспечение образовательного процесса разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальнос...

Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК 04.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов»)

Учебное пособие по ПМ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса (МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов). В учебном пособии раскры...

Задание №5 «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов» в рамках практики "Формирование методических компетенций"

Статья является рассуждением на тему: «Роль учителя начальных классов в формировании образовательной среды кабинета начальных классов»....