Методическая разработка интеллектуальной игры «Мы гордо будем помнить…»
методическая разработка

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тульское суворовское военное училище

Министерства обороны Российской Федерации»

 

 

Дистанционный конкурс методических разработок уроков

и внеурочных мероприятий, посвящённых 75-летию Победы

в Великой Отечественной войне

 

 

Номинация

Методическая разработка мероприятия по внеурочной деятельности

 

 

 

 

Методическая разработка интеллектуальной игры

«Мы гордо будем помнить…»

 

 

 

Разработал:

Сазонов Василий Викторович

Воспитатель 1 взвода 1 роты

 

 

 

 

 

Тула 2020

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Актуальность настоящей методической разработки обусловлена тем, что приоритетной задачей современного образования является формирование компетентной, разносторонне развитой личности, которая является Гражданином и Патриотом своей страны и готова посвятить жизнь служению своему Отечеству.

Подростковый возраст является наиболее оптимальным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Память о Великой Отечественной войне, о Великой Победе в настоящее время составляет основу национального духа и гордости за нашу страну, общности и сплоченности. Победа в ВОВ - приоритетная основа восстановления и закрепления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций.

2020 год – это год памяти и славы для нашей Родины: год 75-летия Великой Победы нашего народа в самой страшной и кровопролитной Великой Отечественной войне, которая принесла на нашу землю смерть, горе и страдания.

Этот подвиг нельзя позволить забыть! Ведь для тех, кто не помнит прошлого, нет и будущего. Всестороннее и глубокое освещение событий Великой Отечественной войны, массового героизма советских людей на фронте и в тылу имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения, для формирования верного представления об этом историческом периоде и возможности разоблачить тех, кто пытается фальсифицировать историю.

Формой мероприятия была выбрана интеллектуальная игра, так как данная форма органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной деятельности. В процессе интеллектуальной игры у обучающихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают навыки.

Новизна данного мероприятия заключается в подходе к его содержанию, который не предполагает нравоучений, лекционного содержания, элементов доклада, информирований, к которым привыкли суворовцы. Ценность интеллектуальной игры заключается, в том, что она способствует мобилизации творческих сил обучающихся, их сплочению. Как правило, даже самые пассивные ученики включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей.

Для успешной реализации поставленных целей и задач при проведении мероприятия использовались следующие познавательные методы мотивации суворовцев: эмоциональные - поощрение, создание ситуации успеха, поддержка; познавательные – постановка проблемной ситуации, разнообразие предлагаемых интеллектуальных конкурсов, смена видов деятельности.

При планировании мероприятия учтены возрастные и индивидуальные особенности подростков.

Данное мероприятие может быть использовано классными руководителями, воспитателями, педагогами-организаторами образовательных учреждений.

 

ЦЕЛИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: предоставление суворовцам возможности продемонстрировать и повысить свою компетентность по теме, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую тему , применить имеющиеся знания в процессе совместного решения поставленных задач.

РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие способности суворовцев к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование у суворовцев четкого представления о страшных опасностях, которые несут войны и преступления против человеческих жизней; воспитание у суворовцев патриотических чувств к своей Родине, гордости за ее героическое прошлое, уважения к участникам ВОВ.

ЗАДАЧИ:

  • погружение суворовцев в атмосферу военного времени;
  • расширить знания суворовцев о событиях 1941-1945 гг.;
  • воспитание благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
  • воспитание уважения и благодарности к ветеранам, честности, благородства и сострадания;
  • воспитание преемственности героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ:

Интеллектуальная игра

Познавательные УУД:

  • критически оценивают и интерпретируют информацию;
  • осуществляют развернутый информационный поиск и ставят на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • приводят критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • анализируют и преобразовывают проблемно-противоречивые ситуации;
  • меняют и удерживают разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • развернуто, логично и точно излагают свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;
  • распознают конфликтогенные ситуации и предотвращают конфликты до их активной фазы;
  • воспринимают критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и емко формулируют как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Регулятивные УУД:

  • учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
  • планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления;
  • вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • понимают причины возникающих затруднений, осуществляют поиск способов выхода из ситуации.

Личностные УУД:

  • осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы;
  • твёрдо убеждены в ценности патриотизма как основы сильной страны.

 

ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ, ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Игровые технологии

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ: создание полноценной мотивационной основы для формирования УУД

«Основной этап»

 

  1. Коммуникативная технология

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ: создание настроя участников семинара на работу по заданной теме

«Мотивационный этап»

  1. Личностно-ориентированный подход

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ: создание системы психолого-педагогических условий, позволяющих в едином коллективе работать с каждым обучающимся в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов

  1. Педагогическая технология сотрудничества

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ: обучение в сотрудничестве, создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных ситуациях.

  • На всех этапах мероприятия. Цель: создание межличностной

атмосферы, которая поможет устранить преграды на пути продуктивного решения задач; создание условий для большей заинтересованности в теме; стимуляция в достижении результата

 

 

 

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «МЫ ГОРДО БУДЕМ ПОМНИТЬ»

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Ресурс

I

Введение. Мотивационный этап.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео-заставки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео-ролика

Диалогический метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЦЕЛЬ ЭТАПА: постановка и актуализация темы, проблемы; создание мотивации к активному обучению.

Цель приёма: настрой на тему о ВОВ

 

Включается видеозаставка.

(см. Приложение №1)

 

Добрый день, товарищи суворовцы. 2020 год — особый год для нашей страны. В этом году исполняется 75 лет со дня подписания акта о капитуляции Германии. 75 лет тому назад закончилась Великая Отечественная война. Это памятное событие было отмечено Указом Президента РФ В.В. Путиным в объявлении 2020 года – Годом Памяти и Славы.

 

За годы вашего обучения здесь вы посетили множество патриотических мероприятий, вы изучаете историю России, в том числе, события ВОВ на уроках истории, литературы… как и другие школьники… однако, по-прежнему иногда случается такое… Внимание на экран.

(см. Приложение №2)

 

Как вы к этому относитесь?

 

Как вы считаете, почему такое происходит?

 

Как вы считаете, насколько подкованы в вопросах истории вы?

 

Проверим! Мы переходим к первому туру интеллектуальной игры «Мы гордо будем помнить…»

Изначально рассаживаются по командам

 

 

 

 

Смотрят видео заставку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Смотрят видео-ролик

Суворовцы отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Необходимый психологический настрой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стимулирование осмысления проблемы

 

Формулируют проблему

 

Обозначение темы

 

 

Слайдовая презентация (на протяжении всего мероприятия –

 

 

Видео-заставка о ВОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видео-ролик о ВОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отбивка

Заставка

II

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Командная работа

Блиц- турнир

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Жизнь замечательных людей»

Определение объекта по описанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Брейн- ринг «Песни военных лет»

Командно-ндивидуальная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкурс «Ордена»

Приём визуализации

 

 

 

 

 

Конкурс «Вечные имена»

Индивидуальная работа

 

 

ЦЕЛЬ ЭТАПА: активизация познавательной деятельности и повышения уровня знаний по истории 2-й мировой войны 1941-1945г.

ЗАДАЧИ: Способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению истории.

Углубить ценностные и личностные отношения учащихся к прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и своих земляков.

 

Каждой команде по очереди будет задаваться по вопросу, на обдумывание дается 10 секунд. Если ответа нет- право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Вперед!

(см. Приложение №3)

 

(подведение жюри итогов блиц- турнира)

 

А теперь, друзья, давайте поговорим о тех, без кого этой победы могло бы и не быть, о тех, чьи имена намертво впечатаны как гордость и слава нашей Родины.

Команды по приведенному описанию должны определить о ком идет речь.

Оценивается конкурс следующим образом:

Я зачитываю I часть текста, если команда называет героя – получает 5 баллов, в случае затруднения с ответом, я зачитываю II часть текста – при угадывании – команда получает уже 4 балла и т.д. – принцип таков в оценке ответа команды – чем больше подсказок я зачитаю, тем меньше баллов получает команда.

(см. Приложение №4)

 

(подведение жюри итогов 2-го тура)

А теперь я предлагаю вам по очереди по фонограмме отгадать песню военных лет. Побеждает та команда, которая даст больше всего ответов. За знание слов и подпевку начисляется по дополнительному баллу. Приступаем!

(см. Приложение № 5)

 

(подведение жюри итогов 3 тура)

 

Мы переходим к следующим турам. Сейчас на экране вам будут показаны ордена, медали и награды, каждая из которых имеет свое название. Вам нужно отгадать как можно больше этих названий. Каждый правильный ответ- 1 балл. А тем временем каждому из капитанов будут розданы задания, ответить на которые нужно за время конкурса «Ордена» самостоятельно, тем самым имея возможность принести своим командам дополнительные баллы.

Вперед!

(см. Приложения №6, №7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команды отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команды отвечают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Суворовцы каждой команды отвечают по очереди

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Капитаны команд за отдельными столами отвечают на вопросы, остальные члены команд отвечают, какие награды они видят на экране

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Быстрота реакции на поставленный вопрос, умение работать в команде, используя свои знания

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мышления, обучение анализу и синтезу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обогащение впечатлений современного подростка посредством знакомства с музыкальными произведениями времён ВОВ

 

 

 

 

 

 

 

 

Развитие связной письменной речи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайдовая перзентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайдовая перзентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация видеороликов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём рефлексии «Что если…»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео-презентации

  • ЦЕЛЬ ЭТАПА: подведение итогов игры; осуществление рефлексии своего отношения к содержанию мероприятия.

 

Подведение итогов игры, объявление победившей команды, в том числе ответы на вопросы, которые начинаются со слов «Что если…»

- Что если бы… я ничего не знал о ВОВ?

- Что если бы…память об этой войне погасла бы?

- Что если бы… и т.д.

 

Совершенно верно, если бы те люди…той войны…думали бы только о себе и каждый был бы сам за себя…у нас, как нации и народа, не было бы будущего.

Трудно представить безвозвратные потери СССР в ВОВ - 11 444 100 человек!

Из них военнослужащие- 8 668 400 человек (1 850 100 не вернулись из плена)!

Гражданское население- 13 684 700 человек!

Общие людские потери- 26,6 млн. человек!

Давайте почтим память павших минутой молчания.

 

 

Благодарю вас за внимание и активность. Надеюсь, вы всегда будете с гордостью помнить историю своей страны и людей, которые пожертвовали своими жизнями ради мирного неба над нашими головами.

Благодарю за внимание! До новых встреч!

 

 

 

 

 

Суворовцы отвечают на вопросы; сами формулируют вопросы, начинающиеся со слов «Что если бы…» и задают их друг другу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минута молчания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрирует осмысленный подход к происходящему; осмысливает полученные знания и необходимость их получения; демонстрирует своё личное отношение к теме мероприятия/вскрытой проблемме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Создание единой эмоции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звук метронома

 

 

Видеопре-зентация «Лица ветеранов»

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТУЛЬСКОЕ СУВОРОВСКОЕ ВОЕННОЕ УЧИЛИЩЕ

МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Методическая разработка мероприятия по внеурочной деятельности

интеллектуальная игра, посвященная 75-летию Победы в Великой Отечественной войне

«Мы гордо будем помнить…»

Автор: Сазонов Василий Викторович, воспитатель

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ

Актуальность настоящей методической разработки обусловлена тем, что приоритетной задачей современного образования является формирование компетентной, разносторонне развитой личности, которая является Гражданином и Патриотом своей страны и готова посвятить жизнь служению своему Отечеству.

Подростковый возраст является наиболее оптимальным для гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Память о Великой Отечественной войне, о Великой Победе в настоящее время составляет основу национального духа и гордости за нашу страну, общности и сплоченности. Победа в ВОВ- приоритетная основа восстановления и закрепления в нашем обществе преемственности поколений, сохранения победных традиций.

2020 год – это год памяти и славы для нашей Родины: год 75-летия Великой Победы нашего народа в самой страшной и кровопролитной Великой Отечественной войне, которая принесла на нашу землю смерть, горе и страдания. Война унесла безвозвратно миллионы жизней, принесла многим тяжелые увечья. В России нет семьи, которую не опалило бы огненное дыхание смертельных боёв, которая без потерь и лишений прожила те суровые годы. Она отняла сыновей у матерей, жён лишила мужей, а детей оставила без отцов.

Миллионы людей прошли сквозь ужасы и испытания войны, но они выстояли и победили. Мы всегда будем помнить о тех годах, о мужестве, стойкости, силе духа нашего народа, наших солдат. Ведь для тех, кто не помнит прошлого, нет и будущего.

Всё дальше в историю уходят события Великой Отечественной войны. После неё выросли новые поколения, которых не коснулись ужасы тех лет. Люди старшего поколения совершили беспримерный подвиг: в тяжёлых, кровопролитных боях отстояли свободу и независимость своей Родины, внесли решающий вклад в дело освобождения и спасения народов многих стран от фашистского порабощения, обеспечили мир на долгие годы.

Этот подвиг нельзя позволить забыть! Всестороннее и глубокое освещение событий Великой Отечественной войны, массового героизма советских людей на фронте и в тылу имеет огромное значение для воспитания подрастающего поколения, для формирования верного представления об этом историческом периоде и возможности разоблачить тех, кто пытается фальсифицировать историю.

Обращение к истории минувшей войны остаётся актуальным всегда, так как наш народ выдержал суровый экзамен на силу патриотического духа. На защиту Отчизны поднялись все, невзирая на пол, возраст и национальность. Когда в наш общий дом пришла огромная беда, советский народ не дрогнул, не согнулся - ни под ударами первых неудач, ни под тяжестью миллионов смертей, мук и страданий.

С первого дня войны он твёрдо верил в грядущую Победу. В солдатской шинели и рабочей спецовке он сделал всё, что было на пределе и сверх предела человеческих сил, чтобы приблизить этот долгожданный день.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ «МЫ ГОРДО БУДЕМ ПОМНИТЬ»

ЦЕЛИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: предоставление суворовцам возможности продемонстрировать и повысить свою компетентность по теме, проверить и уточнить свои представления и взгляды на обсуждаемую тему , применить имеющиеся знания в процессе совместного решения поставленных задач.

РАЗВИВАЮЩАЯ: развитие способности суворовцев к анализу информации и аргументированному, логически выстроенному доказательству своих идей и взглядов.

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: формирование у суворовцев четкого представления о страшных опасностях, которые несут войны и преступления против человеческих жизней; воспитание у суворовцев патриотических чувств к своей Родине, гордости за ее героическое прошлое, уважения к участникам ВОВ.

ЗАДАЧИ:

  • погружение суворовцев в атмосферу военного времени;
  • расширить знания суворовцев о событиях 1941-1945 гг.;
  • воспитание благодарной памяти о простых советских людях, победивших фашизм, чувства гордости за свою страну;
  • воспитание уважения и благодарности к ветеранам, честности, благородства и сострадания;
  • воспитание преемственности героических традиций старших поколений для обеспечения счастливого будущего своей Родины.

ФОРМА МЕРОПРИЯТИЯ:

Интеллектуальная игра

Познавательные УУД:

  • критически оценивают и интерпретируют информацию;
  • осуществляют развернутый информационный поиск и ставят на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
  • приводят критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого;
  • анализируют и преобразовывают проблемно-противоречивые ситуации;
  • меняют и удерживают разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД:

  • развернуто, логично и точно излагают свою точку зрения с использованием адекватных языковых средств;
  • распознают конфликтогенные ситуации и предотвращают конфликты до их активной фазы;
  • координируют и выполняют работу в условиях виртуального взаимодействия;
  • воспринимают критические замечания как ресурс собственного развития;
  • точно и емко формулируют как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений.

Регулятивные УУД:

  • учатся самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом

гражданских и нравственных ценностей;

  • планируют собственную деятельность, определяют средства для ее осуществления;
  • самостоятельно преобразуют практическую задачу в познавательную, формулируют вопросы;
  • вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • понимают причины возникающих затруднений, осуществляют поиск способов выхода из ситуации.

Личностные УУД:

  • осуществляют рефлексию своего отношения к содержанию темы;
  • учатся видеть и предотвращать конфликтную ситуацию; владеют некоторыми приемами выхода из конфликта.
  • решает моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, их мотивов и чувств;
  • интерпретирует чувства других, владеет приемами коррекции;
  • твёрдо убеждены в ценности патриотизма как основы сильной страны.

ТЕХНОЛОГИИ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ, ЦЕЛИ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  1. Технология критического мышления.

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ: способствование социализации ребенка, воспитанию доброжелательного отношения к людям, так как технология рассчитана не на запоминание, а на вдумчивый творческий процесс познания мира, на постановку проблемы, поиск ее решения.

ЭТАПЫ:

  • «Введение в дискуссию». Цель: повышение интереса к

теме, самостоятельное вскрытие проблемы, стимуляция познавательной активности.

  • «Основной этап». Цель: развитие способности к

самостоятельной аналитической и оценочной работе; формирование

коммуникативных навыков и ответственности за знание.

  1. Проблемно-диалогическая технология.

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ: самостоятельное формулирование и решение проблемы – «Введение в дискуссию», «Основной этап»

  1. Педагогическая технология сотрудничества.

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ: обучение в сотрудничестве, создание условий для активной совместной деятельности учащихся в разных ситуациях.

  • «Основной этап». Цель: создание межличностной

атмосферы, которая поможет устранить преграды на пути творческого и продуктивного решения задач; развитие творческих способностей; создание условий для большей заинтересованности в теме; стимуляция в достижении результата.

  1. Ситуативная технология.

ЦЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ: разработка, принятие организационных решений, прояснение, обсуждение – «Основной этап».

Этап урока

Форма/приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Ресурс

I

Введение в дискуссию. Подготовительно-мотивационный этап.

Просмотр видео- заставки

Приём парафраз

Уточняющие вопросы

Деление детей на 2 команды с выбором капитанов

команд

ЦЕЛЬ ЭТАПА: постановка и актуализация темы, проблемы; создание мотивации к обсуждению.

Цель приёма: косвенное сообщение информации в виде образного видео ряда.

Включается видеозаставка.

Добрый день, дорогие друзья. Я приветствую всех вас на интеллектуальной игре «Мы гордо будем помнить…»!

И сразу, вопрос: что за событие истории нашей страны было продемонстрировано в видео- ролике?

Как вы относитесь к событиям 1941-1945 гг.?

Как вы считаете, стоит ли обсуждать данную тему в настоящее время? Почему?

А сейчас, дорогие друзья, вам необходимо будет разделиться на 2 команды, придумать каждой название и выбрать капитанов.

Смотрят видео заставку.

Суворовцы отвечают на поставленный вопрос

Суворовцы отвечают на поставленные вопросы

Суворовцы делятся на 2 команды, придумывают название и выбирают капитанов

Образное восприятие темы. 

Стимулирование осмысления

Обозначение темы обсуждения

Моральная подготовка к интеллектуальному сражению, сплочение членов команд

Видео-заставка о ВОВ

 

II

Основной этап

Блиц- турнир

«Жизнь замечательных людей»

Брейн- ринг «Песни военных лет»

Конкурс «Ордена»

Конкурс «Вечные имена»

ЦЕЛЬ ЭТАПА: собрать максимум мнений, идей, предложений по теме

ЗАДАЧИ: понимание сущности и социальной значимости темы; оперируя ранее полученными знаниями, осознавать ответственность за принятие неверных решений; работа в коллективе и команде; владение информационной культурой.

Знание истории своей страны- неотъемлемая часть уверенной личности. Сейчас мы с вами немного вспомним о тех страшных периодах, именах, которые привели наш народ к победе. Каждой команде по очереди будет задаваться по вопросу, на обдумывание дается 10 секунд. Если ответа нет- право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ начисляется по 1 баллу. Вперед!!!

1. Для похода на Восток гитлеровское командование разработало два важных плана. Один получил название «Барбаросса». Как назывался второй?

(«Ост»)

2. После этой битвы был развеян миф о непобедимости германской армии. Какое это сражение?

(Московская битва)

3. На фронтах войны сражались не только люди, но и «яки», «тигры», «пантеры», «леопарды». О чём именно идёт речь?

(Это боевая техника: танки, самолёты)

4. Уже в июне 1941 года из западных районов СССР на восток стали вывозиться люди и производственные объекты. Как назывался этот процесс?

(Эвакуация)

5. Это был первый советский город, который, даже окружив, не смогли захватить гитлеровские войска. Какой это город?

(Ленинград)

6. По-испански она означает «череп», и спасла жизни многих солдат в годы войны. Что это?

(Каска)

7. Фашистские войска в 1941-1942 гг. потратили на захват этого города 250 дней, а советские освободили его в 1944 г. за 5 дней. О каком городе идет речь? (Севастополь)

8. К началу 1944 г. их было около 20, а к концу 1944 г. они имели более 1000 отделений. Их называли «фабриками смерти». Что это такое?

(Фашистские концентрационные лагеря)

9. В теплое время года советские солдаты свертывали ее в трубку и носили через плечо, на привалах ее использовали и как подушку, и как одеяло. Ее называли «скаткой». Что это такое?

(Шинель)

10. Какое сражение было самым крупным в Великой Отечественной войне в 1945 г.?

(Битва за Берлин)

11. Победа принесла Сталину высшее воинское звание. Какое?

(Генералиссимус)

12. Чем в истории войны знамениты бойцы Егоров и Кантария?

(Водрузили знамя Победы над Рейхстагом)

13. Героями на войне становились не только люди, но и целые города и даже один оборонительный объект. Какой?

(Брестская крепость)

14. «А. Невский», «Кутузов», «Суворов» тоже воевали на фронтах Великой Отечественной войны, но в виде... Чего?

(Наград)

15. Когда был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?

(8 мая 1945 г.)

16. В каком советском городе состоялся первый парад Победы?

(В Москве)

17. Дважды орденом «Победа» были награждены 3 человека - Жуков, Василевский... Кто третий?

(И. В. Сталин)

18. Сколько дней шла Великая Отечественная война?

(1418)

19. В годы войны в Красной Армии их называли «младшие командиры». А как к ним стали обращаться вскоре после войны?

(Сержанты)

20. 30 апреля 1945 г. в Берлине произошло 2 исторических события: первое - водружено знамя Победы над рейхстагом. А какое второе?

(Самоубийство Гитлера)

Подведение итогов блиц- турнира

А теперь, друзья, давайте поговорим о тех, без кого этой победы могло бы и не быть, о тех, чьи имена намертво впечатаны как гордость и слава нашей Родины.

Команды по приведенному описанию должны определить о ком идет речь.

Оценивается конкурс следующим образом:

Я зачитываю I часть текста, если команда называет героя – получает 5 баллов, в случае затруднения с ответом, я зачитываю II часть текста – при угадывании – команда получает уже 4 балла и т.д. – принцип таков в оценке ответа команды – чем больше подсказок я зачитаю, тем меньше баллов получает команда.

  • В годы Великой Отечественной войны заместитель начальника, начальник Генерального штаба, заместитель наркома обороны СССР
  • координировал действия ряда фронтов в стратегических операциях, особенно там, где складывалась наиболее сложная обстановка.
  • Начав войну генерал-майором, через полтора года стал Маршалом Советского Союза. С июня 1945 г. – командующий советскими войсками на Дальнем Востоке.
  • В 1949-1953 гг. – военный министр СССР.
  • Дважды Герой Советского Союза, кавалер двух высших военных орденов «Победа».
  • Автор мемуаров «Дело всей жизни»

(А.М. Василевский)

  • С 1920-х годов в Красной Армии один из выдвинутых Сталиным генералов (в сорок один год – генерал-лейтенант)
  • В боях под Киевом и Москвой зарекомендовал себя как способный командир.
  • В годы Великой Отечественной войны командовал корпусом и армией, являлся заместителем командующего Волховским фронтом, командиром 2-й Ударной армии, оказавшейся весной 1942 г. в окружении под Ленинградом.
  • Попал в плен (по другим данным – сдался добровольно)
  • Сотрудничал с фашистами: возглавил «Комитет освобождения народов России» и «Русскую освободительную армию», состоявшую из военнопленных.
  • В мае 1945 г. захвачен советскими частями. По приговору Военной коллегии Верховного Суда СССР в 1946 году повешен.

(А.А. Власов)

  • Происходил из крестьянской семьи.
  • Кавалер двух георгиевских крестов за участие в Первой мировой войне.
  • Ему первому во всей Красной Армии было присвоено генеральское звание – генерал № 1.
  • В годы ВОВ – начальник Генштаба, заместитель наркома обороны и заместитель Верховного Главнокомандующего; проявил себя как талантливый полководец.
  • Принял капитуляцию фашисткой Германии.
  • Четырежды Герой Советского Союза.
  • Кавалер двух орденов «Победа».
  • Принимал Парад Победы в Москве.
  • После войны был отстранен Сталиным от должности заместителя министра Вооруженных Сил.
  • С 1955 г. – министр обороны, но с 1957 г. по распоряжению Хрущева Н.С. освобожден от обязанностей. Затем уволен из Вооруженных Сил.
  • Автор мемуаров «Воспоминания и размышления».

(Георгий Константинович Жуков)

  • Он родился в марте 1908 г. в селе Бадым Кутаисской губернии.
  • В 1932 г. окончил Московский институт инженеров железнодорожного транспорта.
  • В 1937 г. поступил на вечернее отделение Артиллерийской академии имени Ф.Э. Дзержинского и в 1941 г. окончил ее.
  • 16 июля 1941 г. будучи командиром батареи 15 гаубичного полка, попал в плен к немцам.
  • По одной из версий Сталину предлагали обменять его на фельдмаршала Паулюса. На что Сталин ответил: «Я солдат на генералов не меняю».
  • Он погиб 15 апреля 1943 года в лагере Заксенхаузен.

(Яков Иосифович Джугашвили, сын Иосифа Сталина)

  • Летчик-истребитель Божьей милостью.
  • Сначала командовал эскадрильей, затем полком, затем дивизией.
  • В 156 воздушных боях он уничтожил 59 боевых машин противника. Даже союзников проняло.
  • Он стал первым трижды Героем Советского Союза, но имел и американскую медаль.

(А.И. Покрышкин)

  • Генерал-майор, дважды Герой Социалистического Труда.
  • Авиаконструктор, с 1939 года главный конструктор, под его руководством созданы истребители, успешно показавшие себя в годы войны.
  • Автор самолета, впервые в стране достигшего скорости звука.

(Семен Алексеевич Лавочкин)

Глава государства, по инициативе которого в 1933 г. были установлены дипломатические отношения с СССР.

  • После начала Второй мировой войны его правительство стало оказывать материальную помощь странам, воюющим с Германией.
  • Так же он осудил нападение Германии на СССР и внес крупный вклад в создание и укрепление антигитлеровской коалиции.
  • Выступал за сохранение и развитие сотрудничества с СССР в послевоенном мире.

(Франклин Делано Рузвельт)

Военный летчик, штурман истребительской авиации

  • Герой Советского Союза (1943 г.)
  • В боях на Северо-Западном фронте сбил 4 самолета.
  • В марте 1942 г. его самолет был подбит, и ему пришлось приземлиться в тылу врага.
  • 18 суток он пробирался к своим.
  • После ампутации обеих ног освоил протезы и вернулся в строй.
  • Участвовал в боях на Курской дуге и в Прибалтике, сбил еще 7 самолетов. За годы войны совершил 86 боевых вылетов.
  • В 1944-1946 гг. инспектор-летчик в учебных заведениях ВВС.

(Алексей Петрович Маресьев)

А теперь я предлагаю вам по очереди по фонограмме отгадать песню военных лет. Побеждает та команда, которая даст больше всего ответов. За знание слов и подпевку начисляется по дополнительному баллу. Поехали!!!

1.) Алеша

2.) В лесу прифронтовом

3.) День победы

4.) Темная ночь

5.) Синий платочек

6.) Прощание Славянки

7.) На безымянной высоте

8.) Катюша

9.) Землянка

10.) Журавли

Сейчас на экране вам будут показаны ордена, медали и награды, каждая из которых имеет свое название. Вам нужно отгадать как можно больше этих названий. Каждый правильный ответ- 1 балл. А тем временем каждому из капитанов будут розданы задания, ответить на которые нужно за время конкурса «Ордена» самостоятельно, тем самым имея возможность принести своим командам дополнительные баллы.

Вперед!!!

1. Орден «Победа»

Учрежден 8 ноября 1943 года. Орден “Победа” является высшим военным орденом СССР. Этот полководческий орден был учрежден одновременно с солдатским орденом Славы. Награждению подлежали лица высшего командного состава Красной Армии за успешное проведение таких боевых операций в масштабе одного или нескольких фронтов, в результате которых в корне меняется обстановка в пользу Красной Армии. Для награжденных орденом “Победа” учреждалась, в знак особого отличия, мемориальная доска, для внесения в нее имен кавалеров ордена “Победа”. Мемориальная доска устанавливалась в Большом Кремлевском дворце. Орден “Победа” – единственный из советских орденов, изготовлявшийся не на монетном дворе, а на Московской ювелирно-часовой фабрике. По расчетам этого предприятия, на каждый орден требовалось 300 грамм платины. По распоряжению Совнаркома Главювелирторгу для производства орденов «Победа» было отпущено 5400 бриллиантов и 9 килограммов чистой платины. Орден “Победа” носится на левой стороне груди на 12-14 см выше пояса.

2.Медаль «Золотая Звезда»

Герой Советского Союза — высшая степень отличия СССР. Высшее звание, которого удостаивали за совершение подвига или выдающихся заслуг во время боевых действий, а также, в виде исключения, и в мирное время.
Звание впервые установлено Постановлением ЦИК СССР от 16 апреля1934 года, дополнительный знак отличия для Героя Советского Союза —медаль «Золотая Звезда» — учреждена Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1939 года. Автор эскиза награды — архитектор Мирон Иванович Мержанов.

3. Орден Славы — военный орден СССР, учреждён Указом Президиума ВС СССР от 8.11.1943 «Об учреждении ордена Славы I, II и III степени». Награждаются лица рядового и сержантского состава Красной Армии, а в авиации  лица, имеющие звание младшего лейтенанта. Вручался только за личные заслуги, воинские части и соединения им не награждались.
Орден Славы имеет три степени, из которых орден высшей I степени — золотой, а II и III — серебряные (у второй степени был позолочен центральный медальон). Эти знаки отличия могли быть выданы за личный подвиг на поле боя, выдавались в порядке строгой последовательности — от низшей степени к высшей.

4. Орден Нахимова — советская флотская награда времён Великой Отечественной войны.
Учреждён Указом Президиума ВС СССР от 3.03.1944 об учреждении военных орденов: ордена Ушакова I и II степени и ордена Нахимова I и II степени, одновременно с орденом Ушакова специально для награждения офицеров Военно-Морского Флота. В иерархии наград есть следующие соответствия:

  • флотоводческий орден Ушакова соответствует полководческому ордену Суворова
  • флотоводческий орден Нахимова — полководческому ордену Кутузова

Орден выполнен по проекту архитектора М. А. Шепилевского.
Всего орденом Нахимова I степени было произведено 82 награждения, орденом Нахимова II степени было произведено 469 награждений.

5. Орден Кутузова — советская награда, учреждённая во время Великой Отечественной войны, названная в честь Михаила Кутузова. Орден сохранён в наградной системе Российской Федерации.
Это - единственный советский орден, разные степени которого учреждались в разное время.
Первая и вторая степень ордена Кутузова учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года. Указом от 8 февраля 1943 г. была учреждена III степень ордена Кутузова, что привело его в соответствие с орденом Суворова по должностям награждаемых. Но в отличие от него орден Кутузова имел более "оборонительный" и "штабной" характер, что отражалось в его Статуте.
Создателем проекта ордена Кутузова был художник Н. И. Москалев – автор многих эскизов орденов и медалей военных лет.

6. Орден Отечественной войны — военный орден СССР, учреждённый Указом Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении Ордена Отечественной Войны I и II степени» от 20 мая 1942 года. В дальнейшем в описание ордена были внесены некоторые изменения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 июня 1943 года, а в статут ордена — Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 года. За время войны этим орденом были награждены 1276 тыс. человек, в том числе около 350 тыс. — орденом I степени.
Орденом Отечественной войны награждались лица рядового и начальствующего состава Красной Армии, Военно-Морского Флота, войск НКВД и партизанских отрядов, проявившие в боях за Советскую Родину храбрость, стойкость и мужество, а также военнослужащие, которые своими действиями способствовали успеху боевых операций наших войск.
За основу награды  был взят проект А. И. Кузнецова, а идея надписи «Отечественная война» на знаке была взята из проекта С. И. Дмитриева.
В 1985 году, в честь 40-летия великой победы над фашизмом, орден Отечественной войны был возрождён как памятная награда для ветеранов.

7. Орден Суворова — советская награда времён Великой Отечественной войны. Учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июля 1942 года, одновременно с орденами Кутузова и Александра Невского. Орденом Суворова награждались командиры Красной Армии за выдающиеся успехи в деле управления войсками. Также награждались войсковые части.
Награждение орденом Суворова производилось Указом Президиума Верховного Совета СССР. Орден Суворова состоял из трёх степеней: I, II, и III степени. Высшей степенью ордена являлась I степень.
Автором проекта ордена Суворова стал архитектор Центрального военно-проектного института Петр Скокан. 
Всего за годы войны орденом Суворова 1-й степени было произведено 346 награждений,  2-й степени около 2800 награждений, а орденом 3-й степени – около 4000.
Орден сохранен и в наградной системе современной России, однако, на текущий момент ни одного награждения еще не было произведено.

8. Орден «Материнская слава» учреждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года. Статут ордена утверждён Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 августа 1944 года. В Статут ордена были внесены изменения и дополнения Указами Президиума Верховного Совета СССР от 16 декабря 1947 года, от 28 мая 1973 года и от 28 мая 1980 года.
Орденом «Материнская слава» награждались матери, родившие и воспитавшие семь, восемь и девять детей.
Награждение орденом «Материнская слава» производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР указами Президиумов Верховных Советов союзных и автономных республик.
Орден «Материнская слава» состоит из трёх степеней: I, II, и III степени.
Автор проекта ордена — главный художник Гознака, заслуженный деятель искусств РСФСР И. И. Дубасов. Орден изготавливался на Московском монетном дворе.

9. Медаль «За отвагу» — государственная награда СССР, Российской Федерации и Белоруссии. Была учреждена 17 октября1938 года для награждения воинов Красной Армии, Военно-Морского Флота и пограничной охраны за личное мужество и отвагу в боях с врагами Советского Союза. После распада СССР медаль в том же оформлении (с небольшими корректировками) была заново учреждена в системах наград России и Белоруссии.

10. Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» учреждена Указом Президиума ВС СССР от 6 июня 1945 года. Авторы рисунка медали — художники И. К. Андрианов и Е. М. Романов.
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждались:

  • рабочие, инженерно-технический персонал и служащие промышленности и транспорта;
  • колхозники и специалисты сельского хозяйства;
  • работники науки, техники, искусства и литературы;
  • работники советских, партийных, профсоюзных и других общественных организаций — обеспечивших своим доблестным и самоотверженным трудом победу Советского Союза над Германией в Великой Отечественной войне.

Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» носится на левой стороне груди и при наличии других медалей СССР располагается после медали «За освобождение Праги».
Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждено приблизительно 16 096 750 человек.

В этом конкурсе вам будут проиграны 2 ролика. Необходимо назвать имена:

В первом ролике- командующего парадом и принимающего парад (Рокоссовский и Жуков);

Во втором ролике- кто оповестил нард об окончании войны (Ю. Левитан).

Суворовцы отвечают

Суворовцы отвечают

Суворовцы слушают и отвечают

Капитаны команд за отдельными столами отвечают на вопросы, остальные члены команд отвечают, какие награды они видят на экране

Суворовцы отвечают

Быстрота реакции на поставленный вопрос, умение работать в команде, используя свои знания

Умение пользоваться ранее полученными знаниями о героях и значимых людях ВОВ и Второй мировой войны

Позитивный настрой при прослушивании всеми известных и любимых мелодий

Получение новых знаний, пользование уже полученными знаниями, осознание ответственности капитанов за свои команды

Воспитание чувства гордости за свою Родину, закрепление полученного материала

Трек1

Трек2

Трек3

Трек4

Трек5

Трек6

Трек7

Трек8

Трек9

Трек10

Слайд1

Слайд2

Слайд3

Слайд4

Слайд5

Слайд6

Слайд7

Слайд8

Слайд9

Слайд10

Видео 1

Видео 2

III

Подведение итогов

Творческое задание. Приём перевода слова в образ, символизации.

Просмотр видеоролика

ЦЕЛЬ ЭТАПА: воспитание чувства патриотизма, гордости за свою страну, за людей, которые принесли нам эту Победу.

А сейчас хотелось бы озвучить статистику потерь советского народа в те ужасные годы, чтобы осознать, к чему ведет злоба, алчность, жажда наживы и ненависть, к чему приводят войны:

Безвозвратные потери СССР- 11 444 100 человек;

Из них военнослужащие- 8 668 400 человек (1 850 100 не вернулись из плена);

Гражданское население- 13 684 700 человек;

Общие людские потери- 26,6 млн. человек.

Давайте почтим память павших минутой молчания.

И в завершении нашей с вами встречи я хотел бы вам показать два видеоролика о людях, без которых мы бы здесь сейчас не находились- про ветеранов.

Подведение итогов игры, объявление победившей команды.

Благодарю вас за внимание и активность. Надеюсь, вы всегда будете с гордостью помнить историю своей страны и людей, которые пожертвовали своими жизнями ради мирного неба над нашими головами.

Благодарю за внимание! До новых встреч!

Минута молчания

Суворовцы смотрят

Звук метронома

Ролик «Ветераны»

Ролик «Социальный ролик»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИГРЫ

Данная методическая разработка может быть использована как в воспитательных,так и в познавательных целях,а также для профориентационной работы.Использовалась мною как средство соревновательного познан...

Методическая разработка интеллектуальной игры "260 лет со дна рождения В,А,Моцарта"

Знакомство с творчеством великих композиторов, приобщение ребенка к сокровищнице мировой культуры – одна из главных задач образовательной программы. Поиск новых форм детского творчества – отправная то...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интеллектуальной игры «Я знаю информатику. Я знаю информатику? Я знаю информатику!»

Данное внеклассное мероприятие по информатике рассчитано на 1 урок (45 минут).Игра начинается с организационного момента, на котором преподаватель объявляет порядок проведения игры.Данное внеклассное ...

Методическая разработка интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?"

Методическая разработка учебного занятия «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта для укрупне...

Методическая разработка интеллектуальной игры

Методическая разработкаинтеллектуальной викторины «Своя игра»...

Методическая разработка (интеллектуальная игра Брейншторм) Василенко Ю.А ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ последнее время в образовательном пространстве особый приоритет получили интеллектуальные игры. Игровая технология позволяет в значительной мере усилить воспитательный процесс, ...

Методическая разработка (интеллектуальная игра Морской бой) Василенко Ю.А ГБПОУ "Троицкий медицинский колледж"

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАКомпьютерные игры появились вместе с первыми компьютерами. По мере совершенствования машин совершенствовались и игры. Среди бесчисленного множества компьютерных игр существует, вс...