Программа кружка "Хочу всё знать!"
рабочая программа

Бурдаева Марина Павловна

Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Программа

внеурочной деятельности

«Хочу все знать!»

 

                                               

Пояснительная записка

         Данная рабочая программа составлена на основе методических пособий  и рабочих тетрадей по  курсу «Учусь создавать проект» авторы Сизова Р.И., Селимова Р.Ф.  (г.Москва).

       В связи с принятием Стандартов нового поколения в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей и познавательной активности.

        Повседневная жизнь постоянно требует от каждого из нас проявления поисковой активности. Поэтому от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.  Ребёнок должен  не просто потреблять информацию, а сам порождать знание.

        Главная задача современного образования – не только сообщение знаний, а первую очередь развитие у ребёнка потребностей и способностей эти знания добывать. 
        Однако современная образовательная практика по-прежнему недооценивает значимость самостоятельной, исследовательской, познавательной деятельности ребёнка. Мы торопимся научить ребёнка тому, что считаем главным, часто не уделяя должного внимания его собственным исследовательским порывам, пытаясь направить его познавательную деятельность в русло, которое считаем наиболее важным. В итоге учебная деятельность автономизируется от познавательной и нередко превращается в скучную повинность. Стремясь сделать благое дело – научить, мы, часто не обращаем внимания на природную исследовательскую потребность ребёнка, фактически сами препятствуем развитию детской любознательности.

         Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически, ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Именно это внутреннее стремление к исследованию создаёт условия для того, чтобы психическое развитие ребёнка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.

        Педагогической наукой  и практикой установлено, что если к «творческой деятельности» не начать приучать с достаточно раннего возраста, то ребенку будет нанесен ущерб, трудно восполняемый в последующие годы. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Именно поэтому обучение ребёнка умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей образования и современного учителя. Всё это и обусловило актуальность темы исследования.

        Одним из главных направлений работы  по формированию исследовательской деятельности является внеурочная деятельность обучающихся.

        Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки  новых знаний.  Принципиальное отличие исследования     от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).

        Исследовательская деятельность обучающихся — деятельность учащихся под руководством педагога, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. 

        Любая исследовательская работа состоит из нескольких этапов.

1.Выбор темы.

2.Постановка цели и задач.

3.Гипотеза исследования

4.Организация исследования.

5.Подготовка к защите и защита.

       К фундаментальным идеям, на которых строится исследовательское обучение, относятся: 

  • Принцип ориентации па познавательные интересы ребёнка. Исследование – процесс творческий, творчество невозможно навязывать извне, рождается только на основе внутренней потребности.
  • Принцип свободы выбора и ответственности за собственное обучение.
  • Принцип освоения знаний в единстве со способами их получения.
  • Принцип опоры на развитие умений самостоятельного поиска информации.  
  • Принцип сочетания продуктивных и репродуктивных методов обучения.
  • Принцип формирования представлений о динамичности знания.
  • Принцип формирования представления об исследовании как о стиле жизни.
            Педагог должен быть фасилитатором учения, а не просто транслятором информации. Основным фактором развития креативности ребёнка является несколько его включение в творческую деятельность, а наличие в его окружении «образца творческой деятельности».

          Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети. Просто уровень исследования будет иным. 

        Цель учителя начальной школы в данном направлении – создать условия для формирования и развития исследовательских умений младших школьников.

       Цель может быть достигнута, если будут решены следующие задачи:

  • Развивать у учащихся навыки и умения логического и творческого мышления.
  • Ознакомить обучающихся с методами научного поиска, их применением в собственном исследовании.
  • Обучать , грамотно оформлять научную работу, использовать ИКТ.
  • Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Особенности программы

        Содержание программного материала соответствует возрасту младших школьников.

 Данная  программа строится на принципах:

1. Принцип деятельности заключается в том, что ученик, не получая знания в готовом виде, а добывая их сам, осознаёт при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2Принцип непрерывности означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учётом возрастных психологических особенностей развития детей.

3. Принцип целостности предполагает формирование у учащихся обобщённого системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).

4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

5. Принцип вариативности предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

6Принцип творчества означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимися собственного опыта творческой деятельности.

        Цель программы: формирование самостоятельности ребенка, способности к самообразованию и саморазвитию.

        Задачи:

  • научиться видеть мини-проблемы;
  • правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.
  • приобретение знаний о структуре проектной и исследовательской деятельности; способах поиска необходимой для исследования информации; о способах обработки результатов и их презентации; 
  • освоение основных компетенций: ценностно-смысловой, учебно-познавательной, информационной, коммуникативной;
  • создание оптимальных условий для развития и реализации способностей детей;
  • формирование умения оценивать свои возможности, осознавать свои интересы и делать осознанный выбор;

         Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

        Данные тетради станут хорошим помощником как начинающим, так и имеющим опыт работы над исследовательским проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Формы организации учебного процесса

        Программа предусматривает проведение внеурочных занятий, работы детей в группах, парах, индивидуальная работа, работа с привлечением родителей. Занятия проводятся 1 раз в неделю в учебном кабинете, библиотеке, на пришкольном участке, исследовательская деятельность включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, КВНов, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т.д. Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Формы занятий:

  • игра;
  • экскурсия;
  • беседа;
  • практическая работа;
  • творческая работа;
  • викторина;
  • проект.

Формы отслеживания результатов:

  • презентации;
  • проектные карты.

Методы контроля:

  • консультация,
  • доклад,
  • защита исследовательских работ,
  • выступление,
  • выставка,
  • презентация,
  •  мини-конференция,
  • научно-исследовательская конференция,
  •  участие в конкурсах исследовательских работ.

Место курса в учебном плане

        Программа рассчитана на 1 год, на 34 часа.

        Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут.

        Программа рассчитана на детей 8-9 лет. Количество учащихся составляет 15 человек.  

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности

        Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

        В результате работы по программе «Хочу все знать!» учащиеся должны знать:

– структуру   исследовательской деятельности учащихся; 
– основное отличие цели и задач   исследовательской работы; объекта и предмета исследования; 
– структуру речевых конструкций гипотезы исследования; 
– основные информационные источники поиска необходимой информации; 
– правила оформления списка используемой литературы; 
– способы обработки и презентации результатов.

         Учащиеся должны уметь:

– разделять  исследовательскую деятельность на этапы; 
– самостоятельно организовывать деятельность по реализации учебно-исследовательских проектов (постановка цели, определение оптимального соотношения цели и средств и др.);
– выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку; 
– планировать  и  координировать  совместную   учебно-исследовательскую деятельность по реализации проекта в микрогруппе (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы; учет особенностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный);
– пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации о биологических объектах.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности   является формирование следующих универсальных действий: 

- положительное отношение к проектно-исследовательской деятельности;

- интерес к новому содержанию и новым способам познания;

- ориентация на понимание причин успеха в проектно-исследовательской деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, понимание предложений и оценок учителя, взрослых, товарищей, родителей;

- способность к самооценке на основе критериев успешности проектно-исследовательской деятельности.

         Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости проектно-исследовательской деятельности, выраженного в преобладании познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки деятельности;

- выраженной познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- адекватного понимания причин успешности проектно-исследовательской деятельности;

- морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

 Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности   является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

  1. Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно воспринимать оценку своей работы;

- различать способ и результат действия;

-в носить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

       Обучающийся получит возможность:

- проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;

- преобразовывать практическую задачу в познавательную;

- самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи.

-выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

  1. Познавательные УУД:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебного исследования с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;

- высказываться в устной и письменной формах;

- ориентироваться на разные способы решения познавательных исследовательских задач;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать объекты, выделять главное;

- осуществлять синтез (целое из частей);

- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- строить рассуждения об объекте;

- обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку);

- устанавливать аналогии;

- оперировать такими понятиями, как проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, умозаключение, вывод и т.п.;

- видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.

        Обучающийся получит возможность научиться:

-осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской и проектной задачами с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

- фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- оперировать такими понятиями, как явление, причина, следствие, событие, обусловленность, зависимость, различие, сходство, общность, совместимость, несовместимость, возможность, невозможность и др.;

- использованию исследовательских методов обучения  в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

  1. Коммуникативные УУД:

- допускать существование различных точек зрения;

- учитывать разные мнения, стремиться к координации;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению;

- соблюдать корректность в высказываниях;

- задавать вопросы по существу;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- контролировать действия партнера;

- владеть монологической и диалогической формами речи.

         Обучающийся получит возможность :

- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

- аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения  в совместной деятельности;

- с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

- допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Тематическое планирование

Дата

Кол-во часов

Тема

Содержание

УУД

теория

практика

1

1

Круг твоих интересов. Хобби. Увлечения. Этапы работы над проектом

Знакомство с видами проектов.

 Информационный (реферативный проект)

 Этапы работы над научным исследованием.

Определение объекта и предмета исследования.

Проблемный проект (частично-поисковый)

Виды проектов.

Исследовательский проект.

Виды проектов.

Творческие проекты

Сбор материала

Предъявление результатов самостоятельной работы и их обсуждение

Посещение зала краеведения, поселковой библиотеки.

Сбор материала

Корректировка презентаций

Изготовление визитной карточки

Изготовление буклета

Тренинговые упражнения

Презентация результатов проекта. Обсуждение работы

 Личностные универсальные учебные действия:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе,; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);

Регулятивные универсальные учебные действия:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; составлять план действий по решению проблемы;  составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести  результат своей деятельности с целью и оценить его;  

Познавательные универсальные учебные действия:

добывать новые знания (информацию) из различных источников; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, в том числе и для создания нового продукта ( выполнять анализ , выбирать основания для  сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, относить объекты к известным понятиям);

Коммуникативные универсальные учебные действия:

доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;  оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее;  учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений.

2

1

Выбор темы твоего проекта. Подбор материала для проекта. Проблема. Решение проблемы

3

1

Выбор темы твоего исследования. Предположение. Гипотеза. Решение задачи

4

1

Цель проекта. Задачи. Выбор помощников для работы над проектом. Сбор информации

5-6

1

1

Требования к паспорту проекта. Составление паспорта проекта

7-8

1

1

Требования к составлению анкет для проекта. Анкетирование

9

1

Памятки. Составление памяток по теме проекта

10

1

Постер. Требования к созданию постера. Условия размещения материала на постере

11-12

1

1

Практическая работа. Создание мини-постера

13-15

1

1

Изучение и освоение возможностей программы МРР. Выставка фотографий, рисунков, фигур, диаграмм

16-17

1

1

Программа МРР. Анимации. Настройка анимации

18-19

1

1

Программа МРР. Дизайн

20-21

1

1

Фотографии на слайдах. Работа с фотографиями

22-23

1

1

Требования к компьютерной презентации. Power Point

24-25

1

1

Закрепление полученных умений, навыков в работе с программой МРР

26-28

1

1

Практическое занятие. Составление первой презентации по заданному тексту

29-30

1

1

Подготовка проектной документации к выступлению на конкурсе. Обработка информации. Интервью. Визитка

Создание схем, диаграмм, графиков

Консультация у специалистов

Изучение образцов  презентаций.

Создание презентаций.

Подготовка доклада

Выступление перед участниками НОУ

31

1

Тесты. Тестирование. Самоанализ. Рефлексия

32

1

Твои впечатления от работы над проектом

33

1

Пожеланиям будущим проектантам

34

1

Страница благодарности тем, кто окружал и поддерживал тебя в этом году. (Руководитель проекта – учитель; консультанты – родители; помощники – друзья; Мудрый Дельфин)

Литература:

  1. Палецкий С.В. Педагогическая технология освоения учащимися исследовательской деятельности. Учебно-методическое пособие – Омск: Омский госуниверситет, 2004
  2. Савенков А.И.   Методика исследовательского обучения младших школьников. – М.:   Изд. дом «Фёдоров», 2006
  3. Сизова Р.И., Селимова Р.Ф. Учусь создавать проект : Методическое пособие для 1класса - М.: РОСТ, 2012
  4. Стрельцова И., Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа. – 2008. –№ 5
  5. Интернет-ресурсы:

http://1september.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интелектуальная игра "Хочу все знать"

Данную игру можно использовать на уроках спецдисциплин, адаптировав ее под уровень обучающихся....

«Знать, уметь и помогать» Беседа по правилам пожарной безопасности

Беседа по правилам пожарной безопасностиЦель: ознакомить с правилами пожарной безопасности.Задачи:- познакомить с историей происхождения  профессии пожарного, пожарной охраны;- формировать умение...

Презентация к интернет-уроку "Имею право знать"

Всероссийский интернет-урок "Имею право знать" посвященный профилактике наркомании среди учащихся...

Что должен знать воспитатель о ПДД

Рекомендации по содержанию работы с детьми в разных возрастных группах....

Заседание кулинарного клуба "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ" по теме "Новогодний карнавал"

Данный материал описывает сценарий проведения кулинарного клуба...

Программа «Знать, чтобы соблюдать!»

Цель программы: Формирование правового сознания, правовой культуры и активной гражданской позиции участниками образовательного процесса.Задачи программы: формирование системных правовых знаний, объек...

Рабочая программа кружковой деятельности технологической направленности "Хочу всё знать"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технологической направленности «Хочу все знать».Возраст обучающихся: 7 лет ( 1 класс)Срок реализации: 1 год...