Методическая разработка на тему "Вариативность восприятия и использования визуального расписания детьми с различными видами нарушений."
методическая разработка

Тема: Вариативность восприятия и использования визуального расписания детьми с различными видами нарушений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_rabota_viz_raspis_-_1b_dop.odt13.76 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа (1б доп класс)

Тема: Вариативность восприятия и использования визуального расписания детьми с различными видами нарушений.

1. Нужно ли визуальное расписание детям с ОВЗ?

Взрослые люди не могут запомнить всё, что необходимо сделать за день. По этой причине они используют своё визуальное (наглядное) расписание: календари, стикеры на рабочем столе, заметки в телефоне и планшете, ежедневник.

Для детей с ОВЗ важно иметь подсказки и помощь в организации собственной деятельности.

Визуальное расписание может быть полезно для детей с трудностями программирования деятельности - визуальное расписание сообщает ребёнку, что произойдет дальше и в каком порядке.

Основной принцип работы наглядного расписания – «сначала – потом». Это значит, что визуальное расписание дает возможность ребенку выстроить для себя последовательность действий или событий. То есть, пока не выполнен первый пункт расписания, не начинается второй.

В каких случаях можно использовать наглядное расписание?

  1. Если ребенок демонстрирует ярко выраженное нежелательное поведение в случаях, когда не имеет возможности получить желаемое.
  2. Если у ребенка есть проблемы с выполнением тех или иных режимных моментов.
  3. Если у ребенка есть нелюбимый вид деятельности, которую, тем не менее, нужно выполнять.
  4. Если ребенок испытывает трудности при выполнении заданий: не может заниматься вместе с другими детьми, постоянно убегает из-за стола и т.д.
  5. Если ребенок испытывает трудности при выполнении действий, состоящих из «цепочки реакций».

В начале работы по визуальному расписанию педагогам важно быть последовательными в своих требованиях и помнить, что вся последовательность действий обязательно должна быть выполнена. Особенно важно это учитывать при использовании расписания в ходе учебных занятий. Приведем пример:

Во время занятия ребенок должен выполнить 5 заданий, после чего он может пойти на переменку. В ходе выполнения третьего задания ребенок начал капризничать, кричать и пытаться убежать из-за стола. В данной ситуации самым правильным вариантом будет резкое снижение сложности и объёма последних двух заданий. То есть, формально все задания будут выполнены. Поэтому, после выполнения 3-х заданий обычной сложности и 2х очень легких заданий, мы отпустим ребенка на заслуженную переменку. Но только после этого.

Нужно помнить одну очень важную вещь. Наглядное расписание – это эффективный инструмент для коррекции поведения ребенка. Если раньше родители при проявлениях нежелательного поведения ( криках, паданиях на пол, самоагрессии и агрессии), выполняли то, что хочет ребенок, то теперь начали вводить расписание и строго придерживаются своих требований. В этой ситуации родителям стоит морально подготовиться к тому, что в прикладном анализе поведения называется «Взрыв». Это значит, что в какой-то момент нежелательное поведение достигнет пика в интенсивности проявления, однако потом исчезнет. Как правило, через некоторое время ребенок пытается демонстрировать старое нежелательное поведение ( А вдруг на этот раз получится ?!), но если взрослые по-прежнему последовательны в своих требованиях, данное нежелательное поведение исчезает навсегда.

Работа педагога состоит в том, чтобы обеспечить ребенку помощь, поддержку и стимул, находясь рядом с ним в долгие часы пребывания в школе при постоянно изменяющейся ситуации общения.

2. Использование в школе визуального расписания и его восприятие детьми

Визуальное расписание занятий использовалось в работе с учащимися 1 б доп. класса. У учащихся визуальное восприятие доминировалось над аудиальным.

Визуальное расписание помогало ребятам ориентироваться в их учебном расписании.

Визуальное расписание упорядочивало день и события становились предсказуемыми. Дети точно знали, что за чем следует, они могли сосредоточиться на каком-то конкретном деле и не беспокоиться о том, что произойдет в следующий момент.

- Были обозначены рамки. Мы показывали детям, что в развитии событий есть определенная логика, и они чувствовали себя защищенными от непредсказуемости.

- Визуальное расписание подкреплялось аудиальным. На уроке звучал призыв довести задание до конца. Для занятий, вызывающих наименьший интерес, очень полезна стратегия «сначала/потом». Например, когда ребенок видел, что после урока математические представления у него будет время поиграть с мягкими игрушками, это могло помочь ему «взяться за ум», а не тянуть с выполнения задания на уроке.

Развивались самостоятельность и воображение.

Визуальное расписание способствало приобретению социальных навыков. В расписание были включены пятиминутки игр вместе с одноклассниками.

Мы определяли «уровень восприятия» детей. Мы старались понять, какие именно изображения являлись для детей наиболее информативными. Для одного учащегося это были фотографии. Для других детей это были схематичные изображения, карандашные рисунки и разноцветные картинки. В расписание были включены словесные инструкции, это были комбинация слов и картинок, а также только слова.

Все учащиеся нашего класса в большей степени познают окружающий мир визуально и при восприятии информации больше полагаются на зрительные ощущения

Их внимание естественным образом обращено на видимые признаки объектов, они могут запомнить такие визуальные  характеристики, как цвет, форма, размеры, движение. Они прежде всего стремятся рассмотреть объект, а затем кто-то при помощи слов мог продемонстрировать своё понятие о нём (а кто-то показывал на изображения).

Учащиеся нашего класса очень любят рассматривать картинки, им интереснее смотреть на иллюстрации к сказкам и рассказам, чем слушать саму сказку или рассказ. Один ученик любит также рассматривать картинки, но слушать рассказы или сказки ему также очень интересно.

На уроках графики и письма, и математических представлений все учащиеся класса лучше воспринимают учебный материал при письменной работе на уроке с наглядным материалом, понять объяснение тем уроков на слух для них очень сложно.

Поэтому визуальное расписание, как и различный наглядный материал на уроках необходимы этим детям. Было бы ошибкой, рассчитывать на их восприятие большей части темы урока устным объяснением материала.

И, как правило, чтобы  успевать на уроках, им необходимо воспользоваться каким-либо видом шпаргалок, текстом упражнения и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя «Использование информационных технологий в оценке сестринской деятельности. Электронные таблицы (построение формул)»

Для слушателей очной системы постдипломного образования средних медицинских работниковСпециальность «Организация сестринского дела»...

Учебно-методическая разработка по ПМ 05 "Проведение примерки на фигуре заказчика" по теме "Виды конструктивных дефектов втачных рукавов, причины возникновения и способы их устранения"

Учебно-методическая разработка в рамках освоения ПМ 05 "Проведение примерки на фигуре заказчика" может быть использована в дополнительном и профессиональном образовании, в рамках повышения к...

Методическая разработка тематического классного часа на тему: «Безопасность подростков в сети Интернет: виды интернет-преступлений и способы их предупреждения»

Часто подростки подвержены негативному влиянию из вне, а так как Интернет на данный момент является неотъемлемой частью жизни, то именно там современных школьников и студентов и подстерегает большое к...

Методическая разработка для педагогов дополнительного образования по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Особенности развития ребёнка с ОВЗ могут приводить к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Зачастую нарушается связь ребёнка с социумом как источником ра...

Методическая разработка урока производственного обучения по теме: "Визуально-измерительный контроль сварных швов модуля "Контрольные образцы" в соответствии с критериями оценки по стандартам Worldskills.

Каждый студент, участник демонстрационного экзамена или конкурсант чемпионата, должен уметь вовремя и правильно оценить выполняемые им сварные соединения. Это будет полезно особенно в процессе выполне...