Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся
статья

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

Куртамышского  специального учебно-воспитательного учреждения

(закрытого типа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_zaochnuyu_konferentsiyu.docx25.15 КБ
Файл vystuplenie_na_seminar.docx25.57 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

КУРТАМЫШСКОГО  СПЕЦИАЛЬНОГО УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

(ЗАКРЫТОГО ТИПА)

Автор: Усынина О.А.

мастер производственного обучения Куртамышского СУВУ

В  современных  условиях  рациональное  использование  трудовых  ресурсов является необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и  других  видов  экономической  деятельности.  Причины  неэффективной профессиональной  деятельности  многочисленны,  однако  большая  часть  из  них прямо  связана  с  физиологическими,  психическими  и  социальными особенностями  работников.  Труд  работников  должен  быть  производительным, однако  не  все  люди  в  одинаковой  мере  способны  освоить  ту  или  иную профессию. Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими  профессиональными  интересами,  склонностями,  состоянием  здоровья, работоспособностью,  необходимыми  знаниями,  умениями,  навыками.  Все  эти проблемы  помогает  решить  профориентация.

Оптимальная система профориентации должна строиться на основе использования интерактивных, деятельностных форм работы, чем и являются профессиональные пробы.

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее этапы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершённый вид, способствующее сознательному обоснованному выбору профессии:

- помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в её достоинствах, определиться в недостатках;

- является возможностью самовыражения;

- знакомит с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности).

Пробы организуются для того, чтобы обучающийся  утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего профессионального обучения.

Необходимое условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближённость к реальному производству – с другой стороны.

Оптимальная продолжительность профессиональной пробы составляет не менее 8 часов. 

Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту обучающихся, по уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и методам.

Комплектование групп для прохождения профессиональных проб может осуществляться двумя вариантами: 

Первый  вариант.  Предполагается,  что  обучающиеся  будут пробовать свои возможности по всем типам профессий по предмету труда: «человек  —  природа», «человек  —  техника», «человек  —  человек», «человек  — знак», «человек —  художественный образ» по одной профессии от каждого типа.

При  формировании  групп  учитываются  индивидуальные  склонности  и способности  обучающихся,  которые  определяются  тестированием.  

Второй вариант. Предусматривает прохождение профессиональных проб по  выбору  обучающихся на добровольной основе,  без  предварительной  диагностики  по выявлению  профессиональных  предпочтений.

В училище используется первый вариант. Сначала в пробах участвовали скомплектованные группы и проходили пробы по всем профессиям, которые есть в училище. В последнее время пробы для обучающихся организуются по результатам диагностики.

Технология профессиональных проб предполагает последовательное прохождение трёх этапов:

-подготовительный этап, направленный на накопление информации обучающимися, способствующий выявлению их знаний и умений в области той профессиональной деятельности и реальной деятельности специалистов, в которой предполагается проведение пробы (просмотр кинофильмов, посещение предприятий, учреждений, встречи с профессионалами из области трудовой деятельности).

-исполнительский (практический) этап, направленный на реализацию комплекса теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики профессии, применяются условия и ситуации для выявления профессионально важных качеств. Проведение серии имитационных игр, выполнение творческого задания исследовательского характера, связанного с изучением особенностей профессий.

- рефлексивно-коррекционный, направленный на осмысление результатов профессиональных проб, оценку и самооценку, выявлений проблем, корректирование. Подготовка рекомендаций.

Для обеспечения проведения профессиональных проб осуществляется разработка программ профессиональных проб,  подготовка необходимой документации.

Программа профессиональной пробы должна отвечать следующим требованиям:

- содержание профессиональных проб должно  разрабатываться в соответствии с основными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов или профессиональных стандартов к профессиональным компетенциям специалистов определенного профиля,  и включать три компонента:

1-технологический (данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и применением их в практической деятельности),

2-ситуативный (на этом этапе требуется от обучающихся определённых мыслительных действий на основе опыта и приобретённых знаний),

3-функциональный (определяет успешность освоения обучающимся средствами, приёмами, внутренними компенсаторными механизмами).

- иметь диагностический характер (на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально-важных качеств);

- обязательным результатом и итогом каждого этапа должно быть получение завершенного продукта деятельности – изделия, узла, и т.д.

Имея в распоряжении оборудованные учебные мастерские, мастерами производственного обучения были разработаны и реализованы программы профессиональных проб по профессиям  штукатур, маляр строительный, садовник, горничная, швея, продавец продовольственных товаров, парикмахер.

В программе  профессиональных проб по профессии «Парикмахер» на  подготовительном этапе  обучающиеся получают обобщенную информацию о профессиональной деятельности парикмахера в сфере услуг, ознакомятся с правилами выполнения парикмахерских услуг. Демонстрируются сопровождающие презентации и видеоролики.

На практическом этапе обучающимся предлагаются разноуровневые задания, например, на базовом уровне предлагается накрутить пряди волос на круглые электрощипцы, а на повышенном – используя конусные. При плетении кос на базовом уровне выполнить плетение колоска, а на повышенном – плетение многопрядной ажурной косы.

Заключительный этап (рефлексивный) проводится в форме итогового урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Обучающиеся демонстрируют  самостоятельно  выполненную причёску, оценивают  с выделением положительных результатов от  приобретенного практического опыта.  

В Куртамышском СУВУ профессиональные пробы среди воспитанниц проводятся с 2010 года,  мы можем смело говорить о традиции или системе данного мероприятия.

В рамках областного профориентационного флешмоба на базе Куртамышского СУВУ были проведены профессиональные пробы для обучащихся 9 классов общеобразовательных школ г. Куртамыша и Куртамышского района. В марте 2019 года в рамках проекта «Моя профессия – моя опора» на семинаре «Проблемы и перспективы организации практико-ориентированных форматов профориентационной работы в образовательных организациях» было организовано проведение профпроб для педагогов образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения. В июле 2019 года на Всероссийской Ассамблее  юношеских инициатив были проведены профессиональные пробы для воспитанников специальных учебно-воспитательных учреждений по профессиям официант, горничная, парикмахер, продавец продовольственных товаров.

Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.



Предварительный просмотр:

Тема выступления на семинар:

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся СУВУ (закрытого типа)

1..

В  современных  условиях  рациональное  использование  трудовых  ресурсов является необходимым фактором развития производства, торговли, сферы услуг и  других  видов  экономической  деятельности.  Причины  неэффективной профессиональной  деятельности  многочисленны,  однако  большая  часть  из  них прямо  связана  с  физиологическими,  психическими  и  социальными особенностями  работников.  Труд  работников  должен  быть  производительным, однако  не  все  люди  в  одинаковой  мере  способны  освоить  ту  или  иную профессию.

Поэтому важно с подросткового возраста достаточно точно определиться со своими  профессиональными  интересами,  склонностями,  состоянием  здоровья, работоспособностью,  необходимыми  знаниями,  умениями,  навыками.  

Все  эти проблемы  помогает  решить  профориентация.

Оптимальная система профориентации должна строиться на основе использования интерактивных, деятельностных форм работы, чем и являются профессиональные пробы.

В нашем училище профессиональные пробы среди наших воспитанниц проводятся с 2010 года,  мы можем смело говорить о традиции или системе данного мероприятия. Также проводились профпробы среди обучающихся 9-х классов общеобразовательных школ г. Куртамыша.

2..

Профессиональная проба – это испытание, моделирующее этапы конкретного вида профессиональной деятельности, имеющее завершённый вид, способствующее сознательному обоснованному выбору профессии:

- помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в её достоинствах, определиться в недостатках;

- является возможностью самовыражения;

- знакомит с психофизиологическими, интеллектуальными и коммуникативными качествами личности, необходимыми для работы по прогнозируемой профессии (специальности).

  • Пробы организуются для того, чтобы обучающийся  утвердился (или отказался) от сделанного им выбора направления дальнейшего профессионального обучения.
  • Необходимое условие организации профессиональных проб – их логическое вплетение в целостный учебно-воспитательный процесс, с одной стороны, и максимальная приближённость к реальному производству – с другой стороны.
  • Оптимальная продолжительность профессиональной пробы составляет не менее 8 часов. 
  • Профессиональные пробы дифференцируются по возрасту обучающихся, по уровню готовности к их выполнению, по содержанию, формам и методам.
  • Комплектование групп для прохождения профессиональных проб может осуществляться двумя вариантами:

 3..

Первый  вариант.  Предполагается,  что  обучающиеся  будут пробовать свои возможности по всем типам профессий по предмету труда: «человек  —  природа», «человек  —  техника», «человек  —  человек», «человек  — знак», «человек —  художественный образ» по одной профессии от каждого типа.

При  формировании  групп  учитываются  индивидуальные  склонности  и способности  обучающихся,  которые  определяются  тестированием.  

Второй вариант. Предусматривает прохождение профессиональных проб по  выбору  обучающихся на добровольной основе,  без  предварительной  диагностики  по выявлению  профессиональных  предпочтений.

В нашем училище используется первый вариант. Сначала в пробах участвовали скомплектованные группы и проходили пробы по всем профессиям, которые есть в училище. В последнее время пробы для обучающихся организуются по результатам диагностики.

4..

Технология профессиональных проб предполагает последовательное прохождение трёх этапов:

-подготовительный этап, направленный на накопление информации обучающимися, способствующий выявлению их знаний и умений в области той профессиональной

деятельности и реальной деятельности специалистов, в которой предполагается проведение пробы (просмотр кинофильмов, посещение предприятий, учреждений, встречи с профессионалами из области трудовой деятельности).

-исполнительский (практический) этап, направленный на реализацию комплекса теоретических и практических заданий, моделирующих основные характеристики профессии, применяются условия и ситуации для выявления профессионально важных качеств. Проведение серии имитационных игр, выполнение творческого задания исследовательского характера, связанного с изучением особенностей профессий.

- рефлексивно-коррекционный, направленный на осмысление результатов профпроб, оценку и самооценку, выявлений проблем, корректирование. Подготовка рекомендаций.

Для обеспечения проведения профессиональных проб осуществляется разработка программ профессиональных проб,  подготовка необходимой документации.

5..

Программа профессиональной пробы должна отвечать следующим требованиям:

- содержание профессиональных проб должно  разрабатываться в соответствии с основными требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов или профессиональных стандартов к профессиональным компетенциям специалистов определенного профиля,

 и включать три компонента:

1-технологический (данный компонент направлен на ознакомление со способами получения знаний и умений и применением их в практической деятельности),

2-ситуативный (на этом этапе требуется от обучающихся определённых мыслительных действий на основе опыта и приобретённых знаний),

3-функциональный (определяет успешность освоения средствами, приёмами, внутренними компенсаторными механизмами обучающимся).

- иметь диагностический характер (на каждом этапе профессиональной пробы осуществляется диагностика общих и специальных профессионально-важных качеств);

- обязательным результатом и итогом каждого этапа должно быть получение завершенного продукта деятельности – изделия, узла, и т.д.

Имея в распоряжении оборудованные учебные мастерские, мастерами производственного обучения были разработаны и реализованы программы профессиональных проб по профессиям  6..штукатур, маляр строительный, садовник, горничная, швея, 7..продавец продовольственных товаров, парикмахер.

Подробнее расскажу о профпробах по профессии «Парикмахер».

Профпробы проводились по субботам. Общее время  - 8 часов. Профессиональная  проба  разделяется на несколько этапов.

8..

Подготовительный этапНа первом этапе обучающиеся получают обобщенную информацию о профессиональной деятельности парикмахера в сфере услуг, ознакомятся с правилами выполнения парикмахерских услуг. Демонстрируются сопровождающие презентации и видеоролик «Профи Парикмахер».

Основой подготовительного этапа является теоретическая подготовка к выполнению профессиональной пробы.   

9..

Практический этап. Этот этап профессиональной пробы состоит из трех последовательно выполняемых частей                                       (т.е. дифференцированных заданий), которые построены на основе элементов профессиональной деятельности парикмахера.

10..

Первое задание – Освоить приёмы работы электрощипцами.

1 уровень сложности: накрутить короткие волосы;

2 уровень: накрутить длинные волосы;

3 уровень: накрутить на конусные щипцы.

11..

 Второе задание – Освоить приёмы накручивания волос на коклюшки.

12..

1 уровень: накрутить короткие волосы классическим способом;

2 уровень: накрутить длинные волосы классическим способом;

3 уровень: накрутить длинные волосы спиральным способом.

13..

Третье задание – Освоить приёмы плетения кос.

14..

1 уровень: плетение французской косы (колосок);

2 уровень: плетение многопрядной ажурной косы;

3 уровень: плетение двойной ажурной косы.

15..

Выбор уровней сложности может быть осуществлен мастером  или обучающимся.

16..

Заключительный этап (рефлексивный). Проводится в форме заключительного урока непосредственно по завершению профессиональной пробы. Обучающимся предлагается продемонстрировать  самостоятельно  выполненную причёску. Затем - рефлексия приобретенного практического опыта.  

17..

На данном слайде показаны критерии для практических заданий.

18..

Итогом профессиональных проб может стать окончательный выбор профессии (основной, запасной варианты) в рамках профиля обучения.

19..

По мере выполнения пробы мастер п/о заполняет ведомость прохождения профпробы с результатами личных теоретических знаний, практических умений и профессионально-важных качеств.

20..

В итоге каждый обучающийся получает зачётную книжку, в которой прописаны результаты всех пройденных им профессиональных проб.

Накопленные материалы накапливаются в портфолио достижений ученика.

21..

В перспективе развития проведения профпроб послужит выход на районный уровень, т.е. проведение профпроб среди обучающихся  сельских школ, используя материально-техническую базу СУВУ.

Для воспитанниц СУВУ – это взаимодействие с другими образовательными организациями в целях расширения диапазона рабочих профессий (наши воспитанницы участвовали в профессиональных пробах в Берёзовском агропромышленном техникуме  по профессиям Повар, кондитер).

22..

На базе СУВУ проводились профпробы для учащихся 9 классов общеобразовательных школ г. Куртамыша по профессиям Парикмахер и Продавец продовольственных товаров.

23..

Воспитанницы СУВУ участвовали в профессиональной квест-игре, организованной ЦЗН г.Куртамыша, проходившей в с. Песьяное.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся.

Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся....

Проект «Организация и проведение профессиональных проб по профессии «Парикмахер» как одно из направлений профориентации обучающихся»

Проект «Организация и проведение профессиональных проб по профессии «Парикмахер» как одно из направлений профориентации обучающихся»...

«Методы и приемы организации ситуации успеха как одно из направлений повышения социализации обучающихся»

Радость или ее ожидание должны пронизывать всю жизнь и деятельность ребенка, школьника. Впрочем, и для взрослого человека ожидание радости — источник его движения вперед (радость от достигнутого...

Программа профессиональной пробы проекта по ранней профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов «Билет в будущее» по профессиональному направлению (профессии) «Электромонтажник/Электромонтер»

Проект по профессиональной ориентации " Билет в будущее" решает задачу повышения готовности учащихся школ к профессиональному самоопределению.Данная программа позволяет учащимся познакомится...

Программа профессиональной пробы в рамках проекта по профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных организаций «Билет в будущее»

Данная работа составлялась в рамках программы профессиональной пробы для школьников. Школьники присутствовали и пробовали себя в профессии в роли фармацевта. Сначала студенты специальности «Фарм...