РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 Электротехника и электроника основной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения
рабочая программа

Блинова Галина Ивановна

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 5 февраля 2018 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon op.03_rp_aktual._meosg.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Электротехника и электроника

основной образовательной программы –

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

г. Курск


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО

цикловой комиссией ОПД и ЕН

Протокол № ____

от «____»__________20__ г.

Председатель ЦК

____________ М.В. Иванова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по учебно-методической работе

_______________ О.Б. Грунева

«____»______________20___ г.

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 68 от 5 февраля 2018 г.

Разработчик: Блинова Г.И., преподаватель ОБПОУ «КМТ»


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

2.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

3.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

4.

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА

  1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

        Учебная дисциплина ОП.03 Электротехника и электроника является обязательной частью общепрофессионального цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения.

Учебная дисциплина ОП.03 Электротехника и электроника обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии компетенций ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11, ПК 1.1 – ПК 1.3, ПК 2.1 – ПК 2.5, ПК 3.1 – ПК 3.6, ПК 4.1 – ПК 4.4.

1.2. Цель и планируемые результаты освоения программы дисциплины:

В результате освоения программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания, а также формируются общие и профессиональные компетенции.

Умения и знания

Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

- использовать электротехнические законы для расчёта электрических цепей постоянного и переменного тока;

- выполнять электрические измерения;

- использовать электротехнические законы для расчета магнитных цепей.

- основные электротехнические законы;

- методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей;

- основы электроники;

- основные виды и типы электронных приборов.

Общие компетенции:

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 02

Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

ОК 04

Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам

ОК 09

Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 10

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках

ОК 11

Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере

Профессиональны компетенции:

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ПК 1.1

Конструировать элементы систем газораспределения и газопотребления.

ПК 1.2

Выполнять расчет систем газораспределения и газопотребления.

ПК 1.3

Составлять спецификацию материалов и оборудования на системы газораспределения и газопотребления.

ПК 2.1

Организовывать и выполнять подготовку систем и объектов к строительству и монтажу

ПК 2.2

Организовывать и выполнять работы по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления в соответствии с правилами и нормами по охране труда, требованиями пожарной безопасности и охраны окружающей среды

ПК 2.3

Организовывать и выполнять производственный контроль качества строительно-монтажных работ

ПК 2.4

Выполнять пусконаладочные работы систем газораспределения и газопотребления

ПК 2.5

Руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по строительству и монтажу систем газораспределения и газопотребления

ПК 3.1

Осуществлять контроль и диагностику параметров эксплуатационной пригодности систем газораспределения и газопотребления.

ПК 3.2

Осуществлять планирование работ, связанных с эксплуатацией и ремонтом систем газораспределения и газопотребления.

ПК 3.3

Организовывать производство работ по эксплуатации и ремонту систем газораспределения и газопотребления.

ПК 3.4

Осуществлять надзор и контроль за ремонтом и его качеством

ПК 3.5

Осуществлять руководство другими работниками в рамках подразделения при выполнении работ по эксплуатации систем газораспределения и газопотребления.

ПК 3.6

Анализировать и контролировать процесс подачи газа низкого давления и соблюдения правил его потребления в системах газораспределения и газопотребления.

ПК 4.1

Повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности при строительстве систем газораспределения и газопотребления.

ПК 4.2

Контроль за соблюдением работниками правил и норм по охране труда, требований пожарной безопасности и охраны окружающей среды при производстве строительных работ.

ПК 4.3

Руководство другими работниками в рамках подразделения и взаимодействие с сотрудниками смежных подразделений при производстве строительных работ систем газораспределения и газопотребления.

ПК 4.4

Подготовка результатов строительных работ к сдаче заказчику..

.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

60

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

лекции

34

лабораторные и практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

4

в том числе:

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий

4

Промежуточная аттестация ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ.

2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Раздел 1. 1 Основы электротехники.

32

Тема 1.1 

Электрическое поле..

Содержание учебного материала:

6

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1.Электрическое поле. Основные характеристики электрического поля.  Напряжённость электрического поля.

2

2. Конденсаторы. Энергия электрического поля.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий

2

Практическая работа №1. Определение параметров конденсаторов.

2

Тема 1.2

Электрические цепи постоянного тока.

Содержание учебного материала:

8

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1.Электрический ток. Электрическое сопротивление, резисторы. Электрическое напряжение и ЭДС. Электрические схемы, цепи, ветви, узлы. Последовательное, параллельное смешанное соединения резисторов

2

2. Закон Ома для участка цепи и полной цепи. Энергия и мощность электрической цепи. Законы Кирхгофа. 3акон Джоуля - Ленца.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

4

Практическая работа №2. Способы соединения приёмников, методы преобразования схем. Свойства и характеристики магнитного поля.

2

Лабораторная работа №1. Исследование последовательного или параллельного соединения резисторов. Проверка законов Ома и Кирхгофа.

2

Тема1. 3.

 Электромагнетизм.

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1.Свойства и характеристики магнитного поля. Электромагниты. Явление электромагнитной индукции. Вихревые токи. Принцип работы генератора и двигателя.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

2

Практическая работа №3. Взаимная индукция и самоиндукция.

2

Тема 1 4. 

Однофазные цепи переменного тока.

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

Переменный ток, его определение и характеристики Цепь переменного тока с параллельным соединением активного, индуктивного и емкостного сопротивлений. Векторная диаграмма. Коэффициент мощности. Мощности. Резонанс токов и напряжений. Резонансные явления в цепях переменного тока.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

2

Лабораторная работа №2. Неразветвлённая цепь переменного тока с активно-индуктивным сопротивлением.

2

Тема 1.5. 

Трехфазные электрические цепи.

Содержание учебного материала:

6

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1.Трехфазный переменный ток. Принцип получения трехфазной симметричной системы ЭДС. Способы соединения обмоток источника питания. Мощность трехфазных цепей. Мощность трёхфазной системы при равномерной и неравномерной нагрузке.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

4

Лабораторная работа №3. Исследование работы трёхфазной цепи при соединении приёмников «треугольником».

2

Лабораторная работа №4. Исследование работы трёхфазной цепи при соединении приёмников «звездой».

2

Тема 1.6

Электрические измерения.

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1. Виды электрических измерений. Классификация измерительных приборов. Погрешности измерений. Измерение сопротивлений. Измерение мощности и энергии. Измерительные механизмы.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

2

Практическая работа № 4 Расчёт мощности и энергии, цепи переменного тока.

2

Раздел 2. Электрические машины и трансформаторы.

14

Тема 2.1

Трансформаторы.

Содержание учебного материала:

6

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1.Устройство, назначение и принцип действия трансформатора. Применение  трансформатора. Режимы работы трансформатора, потери энергии и КПД.

2

2. Трехфазные трансформаторы, соединения их обмоток. Понятие об измерительных трансформаторах тока и напряжения. Схемы включения измерительных трансформаторов. Автотрансформаторы.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

2

Лабораторная работа №5. Испытание однофазного трансформатора.

2

Тема 2.2

 Электрические машины переменного тока.

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

Устройство трехфазного и принцип действия асинхронного двигателя Скольжение. Асинхронные двигатели с короткозамкнутым и фазными роторами. Регулирование частоты вращения. Реверсирование. Способы пуска. Потери энергии и к.п.д. Область применения асинхронного двигателя.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

2

Практическая работа №5. Определение основных параметров асинхронного электродвигателя.

2

Тема 2.3

Электрические машины постоянного тока.

Содержание учебного материала:

4

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1.Устройство, принцип действия и назначение электрических двигателей постоянного тока. Схемы включения, характеристики. Потери энергии и К.П.Д.

2

2. Схемы включения генераторов постоянного тока. Характеристики генераторов постоянного тока. Электродвигатели постоянного тока с различными системами возбуждения. Регулирование частоты вращения. К.П.Д. двигателя. Область применения машин постоянного тока.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

-

Не предусмотрено.

Раздел 3. Электропривод и аппаратура управления

4

Тема 3.1

Аппаратура управления и защиты

Содержание учебного материала:

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1. Электропривод. Режимы работы ЭП. Понятия об аппаратуре управления и защиты. Классификация. Пускорегулирующая аппаратура ручного управления. Аппаратура автоматического управления

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

2

Практическая работа № 6. Состав и виды электропривода. Режимы работы электродвигателей.

2

Раздел 4 Основы электроснабжения.

2

Тема 4.1

Передача и распределение электрической энергии. Источники электрической энергии.

Содержание учебного материала:

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1.Понятие об электрических системах.  Передача и распределение электрической энергии. Электроснабжение промышленных предприятий. Назначение и устройство трансформаторных подстанций и распределительных пунктов.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

-

Не предусмотрено.

Раздел 5 Основы электроники.

4

Тема 5.1

Полупроводниковые приборы.

Содержание учебного материала:

2

ОК 01 – ОК 06, ОК 09  ОК 11,

ПК 1.1 – ПК 1.3

ПК 2.1 – ПК 2.5

ПК 3.1 – ПК 3.6

ПК 4.1 – ПК 4.4

1. Устройство диода, тиристора и биполярного транзистора. Схемы включения. Характеристики. Параметры. Маркировка. Характеристики и область применения.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

-

Не предусмотрено.

Тема 5.2

Электронные устройства автоматики

Содержание учебного материала:

2

1.Классификация Типовые элементы схем автоматики. Структура схемы автоматического контроля управления и регулирования.

2

В том числе, лабораторных и практических занятий:

Не предусмотрено.

Самостоятельная работа обучающихся: в том числе

систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы по вопросам к параграфам, главам учебных пособий.

4

Промежуточная аттестация ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЁТ.

Всего

60

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Лаборатория «Электротехники и основ электроники», оснащенная оборудованием:

 рабочее место преподавателя и рабочие места по количеству обучающихся; комплект учебно-наглядных пособий;

техническими средствами обучения: компьютер с программным обеспечением, проектор, экран, аудиовизуальные средства – схемы и рисунки к занятиям в виде слайдов и электронных презентаций.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы:

Для реализации программы библиотечный фонд имеет печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, для использования в образовательном процессе

3.2.1. Печатные издания:

1. Боев С.Г., Давыдова С.В., Грунёва А.А., Грунёва О.Б., Пархоменко А.В., Сергеев С.А. Теоретические основы электротехники. Основы теории электромагнитного поля. Учебное пособие для СПО. Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2018. – 208 с.

2. Мартынова И.О. Электротехника (для СПО) – М.: ООО «Издательство КноРус», 2014.

3. Фуфаева Л.И. Электротехника – М.:  ОИЦ «Академия», 2016.

4. Немцов М.В., Немцова М.Л. Электротехника и электроника – М.: ОИЦ «Академия»,2015.

4. Петленко Б.И., Иньков Ю.М., Крашенинников А.В.и др. Электротехника и электроника – М.: ОИЦ «Академия», 2014.

3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы):

1. Информационный портал Национальная электронная библиотека (Режим доступа): URL:http://нэб.рф (дата обращения 17.11.2018)

2. Информационный портал Электронно-библиотечнаясистема Znanium.com (Режим доступа): URL: http://znanium.com/ (дата обращения 17.11.2018)

3. Информационный порталЭлектронная библиотека Юрайт(Режим доступа): URL:https://biblio-online.ru/(дата обращения 17.11.2018)

3.2.3. Дополнительные источники:

1. Полещук В.И. Задачник по электротехнике и электронике – М.:  ОИЦ «Академия», 2014

2. Фуфаева Л.И. Сборник практических задач по электротехнике – М.:  ОИЦ «Академия», 2016

3. Лапынин Ю.Г., Атарщиков В.Ф.и др. Контрольные материалы по электротехнике и электроннике – М.:  ОИЦ «Академия»,2014

4. Бутырин П.А. и др., под ред. Бутырина П.А. Электротехника и электроника. Альбом плакатов – М.:  ОИЦ «Академия», 2014 ОИЦ

5. Бутырин П.А. и др., под ред. Бутырина П.А. Электротехника и электроника. Плакаты – М.: ОИЦ «Академия»,2014


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- основные электротехнические законы;

Знает основные электротехнические законы.

Устный фронтальный и индивидуальный опрос.

- методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей;

Знает методы составления и расчета простых электрических и магнитных цепей.

Выполнения и защиты лабораторной работы.

- основы электроники;

Знает основы электроники.

Анализ результатов письменного тестирования.

- основные виды и типы электронных приборов.

Знает основные виды и типы электронных приборов.

Анализ результатов письменного тестирования.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- использовать электротехнические законы для расчёта электрических цепей постоянного и переменного тока;

Использует электротехнические законы для расчёта электрических цепей постоянного и переменного тока.

Выполнение и защита лабораторной работы.

- выполнять электрические измерения;

Выполняет электрические измерения.

Выполнение и защита лабораторной работы.

- использовать электротехнические законы для расчета магнитных цепей.

Использует электротехнические законы для расчета магнитных цепей.

Выполнение и защита лабораторной работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

Контрольно-оценочные средства для промежуточной аттестации по учебной дисциплине ОП.03 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кон

Комплект контрольно-оценочных средств (далее - КОС) предназначен для контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины ОП.03 Электротехника и электроника.КОС разработан на основании рабоч...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.11 БИОЛОГИЯ общеобразовательного цикла программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.05 Агрономия

Рабочая программа учебной дисциплины Биология разработана в соответствии с требованиямифедерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) среднего общего образования,федерал...

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

Программа производственной практики (преддипломной) является частью ОПОП ППССЗ по специальности  13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование. Производственная (преддипломная) практика...