ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА «#СТОПБУЛЛИНГ»
проект
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ: ПРОГРАММА «#СТОПБУЛЛИНГ». ГБПОУ Юридический колледж
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 55.69 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ Юридический колледж)
УТВЕРЖДАЮ
директор
ГБПОУ Юридический колледж
_____________ Г.В. Самойлов
___ ____________ 2018 г.
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
ПРОГРАММА «#СТОПБУЛЛИНГ»
Автор-составитель: педагог-психолог М.В. Торопыгина
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УиВР
________Воронцова Л.Ф.
«____»_________2018 год
Москва, 2018.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. | 3 |
«#СТОПБУЛЛИНГ»…………………………………………………………… | 5 |
| 11 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..… | 15 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….… | 17 |
ВВЕДЕНИЕ
Травля детей сверстниками («буллинг») – одна из наиболее распространенных проблем в школах и детских коллективах, которая существенно увеличивает риск суицида среди подростков, приводит к эскалации агрессии и насилия в группе и в образовательной организации, снижению успеваемости, эмоциональным и невротическим проблемам.
В настоящее время проблеме исследования и профилактике буллинга уделяется большое внимание. Так, результаты проведенного в 2014 году районными экспекторами по делам несовершеннолетних анонимного анкетирования в подростковой среде показали, что из 10000 респондентов почти 50% утверждали, что среди учащихся образовательных учреждений распространены факты вымогательства, в том числе и сверстниками.
Вопрос предупреждения ситуаций насилия в системе образования очень актуален. По данным Организации объединенных наций насилию в школе подвергается каждый десятый школьник в мире, и этот показатель ежегодно растет (Всемирный доклад 2006 г. о насилии в отношении детей).
В России ежегодно в среднем до 30% молодых людей в возрасте от 14 до 24 лет подвергаются насилию в той или иной форме. Примерно пятая часть всех случаев насилия в отношений подростков и молодых людей совершается в системе образования. По данным статистики детского телефона доверия, действующего с 2010 года во всех субъектах Российской Федерации, количество обращений по вопросу жестокого обращения с ребенком за последние пять лет выросло в 3,5 раза (в 2010 г. — 4330 обращений; в 2014 г. — 15556; из них: в семье — 1800 и 6498, вне семьи — 843 и 2113, среди сверстников — 1463 и 5955 соответственно)[1].
Российским школьникам задавался вопрос о том, как часто они сталкиваются в реальной жизни с подобным поведением со стороны других людей, в том числе своих ровесников. Оказывается, что каждый 10-й российский ребенок подвергается буллингу чаще одного раза в месяц, при этом 6% детей подвергается обидам и унижениям либо каждый день, либо 1 -2 раза в неделю, а 4% - 1-2 раза в месяц. В группу повышенного риска по частоте буллинга попадают дети 11 -12 лет: 28%детей этого возраста, по меньшей мере, один раз подвергались обидам и унижениям за последние 12 месяцев.
Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллеров в два раза больше, чем в среднем по европейским странам. Российские школьники чаще, чем европейские сообщают, что проявляли агрессию лицом к лицу (соответственно 21% в России и 10% в Европе). И те и другие гораздо реже признают, что вели себя агрессивно в интернете (8% в России и 3% в Европе).
Согласно проведённому нами исследованию, в котором приняли участие 250 студентов в возрасте 15-16 лет, лишь 13 % обучающихся знакомы с термином «буллинг», 87 % - не знают что это такое. При этом 39% опрошенных сталкивались с ситуациями издевательства в таких формах как, унижение (64%), оскорбления (вербальная агрессия) (79%), физическое насилие (26%) съемка издевательства на телефон (16%), киберуллинг (28%).
По мнению обучающихся, чаще всего подвергается буллингу, тот, кто слабее и не может дать сдачи, тот, кто отличается от других (внешне, физически), тот, кто имеет своё мнение.
По мнению обучающихся, пресечь буллинг в образовательной организации способны администрация, педагоги, родители, ученики.
Таким образом, на образовательные организации ложится ответственность за проработку и устранения проблемы буллинга, что позволит сохранить психологическое здоровье учащихся и создать комфортную развивающую образовательную среду, обеспечивающую высокое качество образования.
Цель данной программы заключается в повышении результативности образовательного процесса путем создания психологически благоприятной образовательной среды.
При реализации цели необходимо решение следующих задач:
- проводить профилактические мероприятия против агрессивных, насильственных и асоциальных проявлений среди обучающихся;
-создавать условия для снижения количества межкультурных, межэтнических, межконфессиональных конфликтов;
-координировать усилия семьи и педагогов с целью предотвращения насилия.
- ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ
«#СТОПБУЛЛИНГ»
Буллинг - травля, повторяющаяся агрессия по отношению к определенному субъекту, включающая в себя принуждение и запугивание.
Может проявляться в физическом насилии, угрозах, вербальной агрессии, унижении.
Норвежский исследователь буллинга Дэн Олвеус определяет буллинг как стереотип взаимодействия в группе, при котором человек на протяжении времени и неоднократно сталкивается с намеренным причинением себе вреда или дискомфорта со стороны другого человека или группы людей в контексте «диспропорциональных «властных» отношений».
Буллинг - систематическое злоупотребление властью (силой) со стороны человека или группы людей для подавления, унижения, оскорбления (Ригби, Росс, Смит).
По определению И.С. Кона буллинг - это запугивание, унижение, травля, физический или психологический террор, направленный на то, чтобы вызвать у другого страх и тем самым подчинить его себе.
Статистика зависит от того, что определяется как буллинг, если иметь в виду все издевательства, включая единичные факторы – 80%. Большая часть исследований сходятся на том, что от 15 до 25% всех детей участвовали в травлях либо как пострадавшие, либо как нападающие. От 8 - до 20 %в зависимости от исследований испытывали травлю несколько раз в неделю, от 24-44% - хотя бы однажды за последний год.
Так, масштабное исследование 2011 г. показало, что из всех опрошенных в возрасте от 11 до 24 лет - 5,8% подвергались насилию. Из них 27,2% подверглись насилию со стороны учителей и 72,8 % - со стороны сверстников. От 9 до 25%сами участвовали в травле детей многократно или однократно.
Особенности буллинга. Среди особенностей буллинга остановимся на следующих:
1) буллинг асимметричен – с одной стороны находится обидчик, обладающий властью в виде физической и/или психологической силы, с другой – пострадавший, такой силой не обладающий и остро нуждающийся в поддержке и помощи третьих лиц;
2) буллинг осуществляется преднамеренно, направлен на нанесение физических и душевных страданий человеку, который выбран целью;
3) буллинг подрывает у пострадавшего уверенность в себе, разрушает здоровье, самоуважение и человеческое достоинство;
4) буллинг – это групповой процесс, затрагивающий не только обидчика и пострадавшего, но и свидетелей насилия, весь класс (группу), где оно происходит;
5) буллинг никогда не прекращается сам по себе: всегда требуется защита и помощь пострадавшим, инициаторам буллинга (обидчикам) и свидетелям.
При буллинге всегда есть жертва, которая не может себя защитить. Он всегда носит систематический характер. Буллинг не происходит, когда два ученика с одинаковыми физическими возможностями часто спорят или борются, когда подзадоривание производится в дружественной и игровой формах.
В образовательных учреждениях буллинг встречается среди сверстников и часто происходит в отношении младших учеников со стороны более старших. С буллингом со стороны коллег или руководства могут столкнуться работники образовательного учреждения.
Виды буллинга: прямой или скрытый. Скрытый буллинг (игнорирование, бойкот, исключение из отношений, манипуляции, намеренное распускание негативных слухов и т.п.) более характерен для девочек.
Прямой буллинг включает в себя прямую физическую агрессию, сексуальное или психологическое насилие. Физический буллинг - умышленные толчки, удары, пинки, побои нанесение иных телесных повреждений и др. Сексуальный буллинг – это действия сексуального характера. Психологический буллинг - насилие, связанное с действием на психику, наносящее психологическую травму путём словесных оскорблений или угроз, преследование, запугивание, которыми умышленно причиняется эмоциональные страдания.
Разнообразие форм прямого буллинга:
− вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидное имя, с которым постоянно обращаются к жертве, обзывания, дразнение, распространение обидных слухов и т.д.);
− обидные жесты или действия (например, плевки в жертву либо в её направлении); − запугивание (использование агрессивного языка тела и интонаций голоса для того, чтобы заставить жертву совершать или не совершать что-либо);
− изоляция (жертва умышленно изолируется, выгоняется или игнорируется частью учеников или всем классом, детским коллективом);
− вымогательство (денег, еды, иных вещей, принуждение что-либо украсть);
− повреждение и иные действия с имуществом (воровство, грабёж, прятань еличных вещей жертвы);
− кибербуллинг как совокупность агрессивных действий в адрес конкретного человека в общении в интернете, посредством мобильной связи.
Намеренное и открытое агрессивное поведение в отношении другого человека он-лайн включает в себя сексуальные домогательства посредством интернета и распространение негативных сплетен. В кибербуллинге в основном участвуют старшие подростки и молодые люди, в равной степени мальчики и девочки.
В целом, выделяют следующие роли в процессе травли:
− Лидирующий нападающий (ребенок-агрессор, буллер).
−Дети, участвующие в травле (присоединяющиеся к лидеру).
− Ребенок-жертва.
- Свидетели, подкрепляющие травлю (дети, которые занимают сторону нападающих, смеются, выражают поддержку нападающим/подбадривают их, просто собираются вокруг и смотрят).
− Свидетели-аутсайдеры (дети, которые избегают ситуаций травли, не занимая ничью сторону).
− Защитники (дети, которые занимают очевидную позицию против травли, либо активно противодействуя нападающим и предпринимая что-то для прекращения издевательств, либо успокаивая, поддерживая жертву).
Устойчивость роли ученика в структуре насилия зависит от структуры класса: чем она жестче, тем сложнее школьнику избавиться от своей роли.
Закрепившиеся ролевые позиции в структуре насилия в младших классах часто сохраняются до окончания школы.
Любой участник образовательных отношений при стечении определенных обстоятельств может быть вовлечен в насилие. Жертвой, обидчиком или свидетелем насилия потенциально может стать каждый учащийся.
Типичные личностные особенности, характерные для обидчиков, пострадавших и свидетелей.
Как правило, дети и подростки, которые становятся обидчиками, – это уверенные в себе, склонные к доминированию в группе и подчинению других, морально и физически сильные, эмоционально импульсивные и легко приходящие в состояние гнева и агрессии, с низким уровнем эмпатии к своим жертвам, часто «задирающие» не только своих сверстников и более младших, но и взрослых (учителей, родителей, представителей органов правопорядка).
Тревожность, обусловленная семейным неблагополучием, напряженными отношениями с родителями, учебной неуспеваемостью и завистью к более успешным ученикам из благополучной семьи, может создавать угрозу для статуса доминантных детей и подростков. Обращение к насилию позволяет им утвердить свой статус в группе вызовом учителям, унижением сверстников или более младших, а иногда и более старших учащихся, удержанием всех в страхе.
Таким образом, практически любой может стать жертвой травли.
Выделяют факторы риска (общие характеристики) возможных жертв буллинга:
- Дети с более высоким уровнем тревожности, чем в среднем в группе. Им часто не хватает уверенности, жизнерадостности, она нередко кажутся грустными.
-Низкая самооценка и негативное представление о себе. Они могут создавать впечатление, что не смогут оказать активное сопротивление, когда на них нападают сверстники; не умеют адекватно реагировать на агрессию, становятся «легкими» объектами нападок и травли.
- Отсутствие друзей в группе и трудности в выстраивании и поддержании близких отношений со сверстниками, препятствуют формированию защищающих отношений в классе, поддерживает представление ребенка о себе как закономерном объекте травли.
- Для мальчиков в определенном возрасте становится важной физическая сила. Ребенок, подвергающийся травле часто физически слабее своих сверстников, что наряду с его особенностями реагирования снижает возможности ребенка противостоять нападкам со стороны сверстников.
- Особенности внешности. Полнота, отчетливые недостатки внешности, непривлекательность, плохая одежда и другие внешние признаки, к которым легко придраться, начать дразнить ребенка, особенно не умеющего постоять за себя.
- Особенности поведения. Дети, которые плохо учатся, чрезмерно подвижные и невнимательные, вспыльчивые (не умеющие управлять своей агрессией), не умеющие держать дистанцию, с нелепыми проявлениями, раздражающими окружающих и т.п.
- Объектами травли могут стать дети, принадлежащие к этническому, национальному или религиозному меньшинству. -Нетрадиционная сексуальная ориентация универсальный фактор высокого риска травли. Часто подвергаются издевательствам и подростки, поведение которых выглядит недостаточно маскулинно («по – девчачьи»).
- Повышенная тревожность по отношению к своему телу («телесная тревожность»): может бояться боли, плохо справляться с физическими играми, спортивными занятиями, любым физическим противостоянием, либо обладать плохой координацией (касается преимущественно мальчиков).
-Жертвой буллинга легко может стать чувствительный, тихий, замкнутый, пассивный, послушный, застенчивый ребенок, который легко и часто плачет, а также избегает прямой конфронтации в общении, испытывает трудности с самоутверждением в группе сверстников.
Необходимо подчеркнуть, что нередко основной причиной буллинга любого вида являются личностные качества людей, в том числе их индивидуальные особенности поведения. Программа «#СТОПБУЛЛИНГ» в ССУЗе - это эффективный способ предотвращения насилия, возникающих на разных уровнях большого коллектива.
Программа «#СТОПБУЛЛИНГ» - это собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения как подростков, так и взрослых. Она подразумевает, что можно сократить число насилий в образовательной организации, в том числе путем обучения студентов противостоянию буллерам. И чем раньше начнется это обучение - тем лучше.
В концепции данной программы образовательное учреждение не рассматривается как отдельный элемент образования, а является важным связующим звеном, обеспечивающим переход от подросткового возраста к юношескому и взрослости.
- ТЕХНОЛОГИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ «#СТОПБУЛЛИНГ»
Жизнь колледжа - это сложный процесс, включающий в себя не только учебные ситуации, но и совершенно различные пласты взаимодействия большого количества людей (в процессе обучения, воспитания, управления коллективом, выстраивания статусов, создания норм поведения и др.).
В процессе обучения в образовательном учреждении, как говорилось ранее, многие студенты, так или иначе, выступают в роли, как обидчиков (буллеров), жертв или невольных/вольных свидетелей.
Те способы реагирования на психологическое насилие, которые обычно практикуются обучающимися и педагогами, нередко оставляют подлинные ситуации неразрешенными, а нередко и усугубляют их.
У образовательного учреждения есть ряд инструментов для разрешения подобных ситуаций, но далеко не все они результативны и конструктивны, что часто отмечают и сами участники образовательного процесса. Программа «#СТОПБУЛЛИНГ», создаваемая в образовательном учреждении, создается как средство для обеспечения разрешения психологического насилия внутри колледжа и силами самого колледжа.
Работа с буллингом в образовательной организации проводится со всеми участниками образовательного процесса.
Программа «#СТОПБУЛЛИНГ» призвана оказывать помощь всем участникам образовательного процесса, поскольку жертвами могут быть как обучающиеся, так и педагоги. Руководит программой педагог-психолог или социальный работник, как человек, имеющий знания работы по данной тематике.
Работа с субъектами образовательного процесса имеет разные задачи:
Обучающиеся
- информирование о буллинге как феномене современного общества и средствам его противодействия в ОУ;
- формировать культуру поведения в коллективе сверстников;
-обучение приемам взаимодействия с буллерами, способствующими минимизировать психологическое насилие.
Родители
- информирование о буллинге как феномене современного общества и средствам его противодействия в ОУ;
- ознакомление с поведенческими признаками буллинга ребенка (как жертвы, так и буллера).
Педагоги
- информирование о буллинге как феномене современного общества и средствам его противодействия в ОУ;
- обучение приемам взаимодействия с буллерами, способствующими минимизировать психологическое насилие;
- ознакомление с поведенческими признаками буллинга ребенка (как жертвы, так и буллера).
Администрация
- информирование о буллинге и средствам его противодействия в ОУ, в том числе дисциплинарным.
Таким образом, профилактика и предотвращение буллинга имеет общие компоненты программ для всех участников образовательного процесса:
1. Информирование учителей, сотрудников колледжа, обучающихся и родителей о проблеме буллинга, его механизмах и последствиях;
2. Единые для колледжа правила в отношении буллинга и скоординированные мероприятия по профилактике и преодолению;
3. Обучение педагогов;
4. Групповые занятия с обучающимися, в том числе во время дисциплин «Психология социально-правовой деятельности», «Психология общения» и «Психология в деятельности сотрудников ОВД»;
5. Оказание помощи жертвам буллинга;
6. Взаимодействие с родителями;
7. Обычно любая программа включает в себя как превентивные меры, так и вмешательство/меры по разрешению существующих проблем;
8. Любая программа включает в себя меры и мероприятия на трех уровнях: колледжа, группы и индивидуальном.
Индивидуальные компоненты программы:
1. Подробное исследование проблемы и ее распространенности в колледже (анонимные опросники детей, опросники для учителей, опросники для родителей, наблюдение). Обсуждение результатов с администрацией колледжа;
2. Создание свода правил, совместно с обучающимися, в отношении буллинга и поведения обучающихся при столкновении (напрямую или косвенно) с ним;
3. Фильмы и наглядные пособия;
4. Драма-терапия: ролевые игры, проигрывание ситуаций травли, т.п.
5. Акцент на работе с детьми-свидетелями травли: пассивными участниками и обучающимися, которые предпочитают никак не участвовать, изменение групповой динамики;
6. Создание на базе колледжа команды специалистов по буллингу/анти-буллинговых комитетов (педагоги психолог/соц.работник, директор…);
7. Создание комитетов, в которых участвую студенты, для разработки правил в отношении буллинга и мер для его преодоления
8. Создание линии доверия по вопросам буллинга на базе колледжа;
9. Регулярные встречи с родителями (родительские собрания):
10. Организация групп поддержки для детей-жертв травли, для родителей детей-жертв и для родителей детей-«агрессоров»;
11. Индивидуальная психологическая работа с детьми-жертвами;
В отношении детей-«агрессоров»: наибольшая вариативность в подходах и методах:
- Система жестких санкций и наказаний;
- Оказание своевременной психологической помощи ребенку: индивидуальная и групповая работа;
- Совместные встречи с жертвой буллинга (часто вместе с родителями), на которых ребенок-жертва травли рассказывает о своих переживаниях в связи с ней и т.д…
- Активная работа с родителями;
- Встречи всех детей-участников (жертвы, агрессора, других нападающих, и нескольких свидетелей), вместе с психологом/социальным работником. Обсуждение ситуации, чувств ребенка-жертвы, возможных
выходов из нее;
- Последовательные индивидуальные встречи с ребенком-жертвой, ребенком-агрессором, с другими нападающими детьми, далее со всеми вместе;
- Развитие навыков управления гневом (контроль импульсов): индивидуальная и групповая работа;
- Развитие навыков взаимодействия (индивидуальная и групповая работа).
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Буллинг наносит существенный вред всем, кто в него вовлечен. Пострадавшие дети не только страдают от физической агрессии, но и получают психологическую травму, которая влияет на самооценку ребенка и может оказывать длительное воздействие на социальную адаптацию ребенка. Снижение успеваемости, отказ посещать колледж, самоповреждающее поведение - наиболее частые последствия буллинга.
Дети агрессоры чаще других детей попадают в криминальные истории, формируют искажённое представление о разрешении конфликтов и социальном взаимодействии.
Дети, непосредственно не участвующие в травле, переживают много негативных эмоций: страха быть на месте жертвы, бессилия, негативного отношения к школе.
Для педагогов самыми частыми последствиями буллинга являются большее количество негативных эмоций в общении с детьми, проблемы с дисциплиной в классе, снижение статуса среди учеников, чувство собственной несостоятельности и бессилия, риск административных взысканий, когда ситуация выходит из-под контроля и травля приводит к физическим повреждениям, суицидальному поведению, конфликтам с родителями.
Недоброжелательная обстановка, разобщенность между обучающимися, снижение мотивации к учебе недоверие к взрослым – это основные последствия травли для подросткового и юношеского коллективов.
Программа «#СТОПБУЛЛИНГ» необходима для преодоления буллинга в образовательной организации силами самой организации. С ее помощью образовательная среда станет более комфортной и безопасной для всех участников образовательного процесса, что приведет к повышению учебной мотивации и качеству образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. - М.: Генезис, 2006. - 256 с.
2. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга //Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И.Герцена. - 2009. - № 105. - С. 159-165.
3. Кон И.С. Что такое буллинг, как с ним бороться? [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.sexology.narod.ru/info18.html. (дата обращения: 06.06.2018)
4. КривцоваС.В. Буллинг в школе vs сплоченность неравнодушных.
Организационная культура ОУ для решения проблем дисциплины и противостояния насилию. - М.: Федеральный институт развития образования, 2011. - 120 с.
5. Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) //Детская и подростковая психотерапия / под ред. Д. Лэйна и Э. Миллера. - СПб.: Питер, 2001. С. 240-276.
6. Методические рекомендации по предотвращению буллинга (травли среди сверстников) в детских коллективах /Сост. А.Е. Довиденко и др. – Екатеринбург: «Семья детям», 2014. - 29 с.
7. Мерцалова Т. Насилие в школе: что противопоставить жестокости и агрессии? // Директор школы. 2000. – № 3. – С. 25–32.
8. Ожиёва Е.Н. Буллинг как разновидность насилия. Школьный буллинг [Электронный ресурс] //Психологи и социология. 2008. №5. Режим доступа:http://www.rusnauka.com/33_NIEK_2008/Psihologia/37294.doc.
htm (дата обращения: 03.06.2018)
9. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: «Академия», 2000. - 528 с.
10. Предотвращение насилия в образовательных учреждениях. Методическое пособие для педагогических работников /Л.А. Глазырина, М.А. Костенко; под ред. Т.А. Епояна. - М.: БЭСТ-принт, 2015. - 144 с.
11. Школа без насилия. Методическое пособие / Под ред. Н.Ю. Синягиной, Т.Ю. Райфшнайдер. М.: АНО «Цнпро», 2015. - 150 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пилотная апробация демоэкзамена с элементами WSR по компетенции "Медицинский и социальный уход"
Представленный материал является пилотной апробацией проведения демонстрационного экзамена с элементами WSR по компетенции Медицинский и социальный уход в условиях СПО - ГАПОУ ТО Ишимский медицинский ...

Приказ "Об организации работы Федеральной инновационной пилотной площадки ФГБОУ ДПО «ИРПО» на базе БУ «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж» в 2022-2023 уч.году
В приказе закреплена ответственность заведующего кафедрой НОО Ширеевой Н.А. по выполнению задач инновационной деятельности в рамках Федеральной пилотной площадки....
