ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
статья

Анализ различных подходов к проведению семинарских занятий с элементами педагогического менеджмента.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elementy_ped.menedzhmenta.docx18.34 КБ

Предварительный просмотр:

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА

ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННЫХ ВИДОВ

СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Для семинара характерен непосредственный контакт преподавателя со студентами, и первая его задача в этом случае – это установление доверительного общения, создание атмосферы совместного творчества, взаимопомощи.

Основной целью семинарского занятия является не столько проверка знаний, сколько углубление, закрепление и полное усвоение учебного материала, на базе умения самостоятельной работы с литературой и другими источниками. Такой подход позволяет максимально приблизить содержание учебного материала к реальным потребностям практики и условиям профессиональной деятельности. 

Отдельно хотелось бы остановиться на элементах педагогического менеджмента при реализации современных видов семинарских занятий.

Первый вид - Семинары-дискуссии. Существуют различные варианты их проведения.

Вариант № 1

Группа делится на пары, тройки, четверки, эти подгруппы обсуждают какой-либо вопрос, затем группа как целое обсуждает решения, предложенные в подгруппах.

В этом могут участвовать как выявившиеся в подгруппе лидеры, так и остальные студенты.

Вариант № 2

Первоначально студенты проводят примерно 5 минут, работая индивидуально и подготавливая письменно 2-3 вопроса по материалу самостоятельного чтения, затем они образуют пары, в которых эти вопросы обсуждаются.

Через 10 минут пары образуют малые группы по 4-6 человек, которые продолжают дискуссию примерно 20 минут.

Смысл состоит в том, что вопросы уже были обсуждены в парах, сложились какие-то устойчивые мнения, и дискуссия в малой группе будет более осмысленной.

Оставшиеся 15 минут занятия отводятся для общегрупповой дискуссии и подведения итогов преподавателем.

Вариант № 3

Отличается от второго только тем, что «стартом» для дискуссии служит краткое сообщение одного из обучаемых.

Вариант № 4

Начало дискуссии закладывается изучением материала, предложенного преподавателем. Это могут быть: серия слайдов, фрагмент фильма, размноженный вариант статьи и т.д.

Примерно через 15 минут начинается общее обсуждение.

Вариант № 5

Традиционный «мозговой штурм». Ставится проблема без обсуждения, и как можно быстрее участниками предлагаются несколько вариантов решений, которые записываются на доске.

Лишь затем, когда все идеи уже зафиксированы, начинается их анализ с учетом всех «за» и «против».

Вариант № 6  «Спор рядов»

Для того, чтобы организовать такой семинар, необходимо разделить группу слушателей на 3 части, скажем, на 3 ряда (2 крайних и 1 средний).

В среднем ряду целесообразно оставить нечетное количество человек, по возможности больше трех. Они будут судьями.

В двух крайних рядах количество слушателей должно быть одинаковым.

Равными (по оценке преподавателя) должны быть и интеллектуальные возможности крайних рядов.

Занятие начинается с того, что преподаватель формулирует правила проведения семинара.

Задачей каждого из крайних рядов является доказать «судьям», что отстаиваемые ими взгляды более приемлемы, нежели взгляды противоположного ряда. Они должны всеми силами поддерживать своих докладчиков (лидеров) и находить контраргументы против другой стороны.

Судьи должны, выслушав соображения каждого из крайних рядов, разобраться в сложившейся ситуации и определить, чья аргументация заслуживает большего доверия.

Все обсуждение должно быть направлено на судей, они могут прерывать выступающих, призывать к порядку, если станет слишком шумно и т.д.

Преподаватель — это наблюдатель и комментатор происходящего. Он вмешивается только тогда, когда чувствует, что кто-то из выступающих не может четко выразить свои мысли. Кроме того, допустимо давать историко-философские комментарии по различным вариантам решений.

В конце семинара проводится тайное (на отдельных листочках) голосование судей. Причем обязательно нужно отдать предпочтение одной из отстаиваемых крайними рядами позиций.

Результаты голосования объявляет преподаватель.

Вариант № 7  «Игровая контрольная»

Семинарское занятие проходит в виде сжатого, стремительного опроса.

Ответы требуются краткие, опрашиваются все слушатели, причем желательно не по одному разу.

В начале занятия преподаватель объявляет, что в конце семинара будет пятиминутная контрольная, состоящая из пяти вопросов, чтобы присутствующие внимательно следили за ответами.

Когда до конца занятия остается 10-15 минут, преподаватель предлагает записать сформулированные вопросы.

Ключевым моментом игровой контрольной является подведение ее итогов.

После написания контрольной (не раньше) преподаватель объявляет, что он сейчас дает правильные ответы на все пять вопросов, и называет эти ответы.

Те, у кого ответы по смыслу совпадают с данными преподавателя, ставят себе плюс, у кого различия — минус. Спорные случаи тут же обсуждаются.

Затем преподаватель говорит, что сейчас надо будет каждому назвать сумму баллов (плюсов), и он запишет ее в свою тетрадь.

Однако, подчеркивает преподаватель, полученная оценка не будет влиять на дальнейшее отношение преподавателя к студентам, не будет учитываться при проведении зачета или экзамена. Задача контрольной заключается в том, чтобы каждый студент, написав ее и назвав сумму вслух, тем самым довёл до сведения окружающих своё представление об уровне своих знаний.

Таким образом, контрольная превращается в игру, не теряя при этом своей учебной значимости.

Второй вид - Семинар-взаимообучение

Студенты готовятся по 4-6 вопросам семинарского занятия.

Но каждый из них особенно тщательно изучает один из вопросов. Например, если учебная группа насчитывает 12 студентов, то их можно распределить по 2 человека на один вопрос.

На занятиях студенты рассаживаются за столами попарно, в соответствии с изученными вопросами.

По знаку преподавателя он в указанное время должны пересказать друг другу содержание, обсудить спорные моменты, прийти к общему мнению.

Затем четный или нечетный ряд сдвигается на одно место: например 4-й занимает место 2-го, 6-й — место 4-го и т.д.

1-й студент объясняет 4-му содержание первого вопроса, уточненное и расширенное в беседе со 2-м студентом, 4-й объясняет 1-му содержание 2-го вопроса и т.д.

За полный круг все студенты могут обменяться мнениями по всем вопросам.

Преподаватель дает короткие консультации тем, кто обращается к нему.

Достоинство этого приема — в повышении вербальной активности студентов и в неоднократном обсуждении одной и той же проблемы. Это способствует углублению знаний, их закреплению и выяснению новых аспектов, а также выработке единого подхода.

В заключительной части на общее обсуждение могут быть вынесены спорные вопросы.

Окончательное заключение проводит преподаватель. Следует отметить, что данный метод требует четкой организации занятия.

Третий вид - семинар-игра «Микропреподавание»

Студенты до занятия получают задание по подготовке теоретических выступлений с указанием необходимости не просто изложить содержание, но и применить в ходе выступления определенные приемы активизации внимания и мыслительной деятельности студентов, играющих роль аудитории.

После выступлений (они не должны длиться более 15-20 минут) идет их детальный разбор.

Эффективность занятия значительно повышается, если имеется возможность осуществить видеозапись с последующим воспроизведением.

Четвертый вид - семинар «Чистая страница»

В ходе семинара каждый студент на листе бумаги с указанием своей фамилии должен сформулировать вопросы, замечания и дополнения к выступлениям товарищей.

Студент, сдавший преподавателю незаполненный лист, считается неподготовленным к занятию и обязан отчитаться за эту тему персонально преподавателю.

Это повышает ответственность и активность всех студентов.

В заключении хотелось бы особо отметить, что образовательный процесс – это прежде всего взаимодействие личности преподавателя и студента. Профессиональная компетентность и творческая индивидуальность педагога имеют важнейшее значение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к организации и проведению семинарских занятий по учебной дисциплине "Детская невропатология"

Данный вопрос в настоящее время очень актуален, так как от того как организован семинар и проведен зависит эффективность усвоения пройденного материала студентами. В современном среднем образова...

Семинарское занятие для слушателей Школы начинающего педагога

Тема: Тьюторское сопровождение как эффективный механизм повышения качества довузовского профессионального образования для слушателей школы молодого  педагога.Я, Любовь Ивановна Но...

Театрализованное представление Итоговое практическое занятие по профессии «Повар» с элементами педагогической технологии - формирование профессиональных и общих компетенций. Тема урока: «Праздник русской кухни»

         Повар сегодня должен быть творческой личностью. В своей  работе я  использую метод проектов,  которые помогают решать задачи по активизаци...

программа семинарских занятий по Социальной психологии

Краткая программа семинаров по дисциплине "Социальная психология"...

Методическая разработка семинарского занятия "Общие положения о государстве и праве"

Методическая разработка семинарского занятия  "Общие положения о государстве и праве" по дисциплине "Основы права" предназначена для преподавателей и обучающихся...

Статья "Педагогические возможности семинарского занятия в повышении учебной мотивации"

Статья "Педагогические возможности семинарского занятия в повышении учебной мотивации" преподавателя, методиста Тетачко С.И....