Методические рекомендации к выполнению практических работ по методике экологического образования дошкольников
учебно-методический материал

Мелехова Ольга Павловна

Методические рекомендации к выполнению практических работ по методике экологического образования дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodicheskie_rekomendatsii.zip1.94 МБ

Предварительный просмотр:

Филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения

«Рязанский педагогический колледж» в г. Касимове

(Филиал ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове)

Методические рекомендации по выполнению практических работ по междисциплинарному курсу 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

специальности 44.02.01 Дошкольное образование

                   Составитель: преподаватель О. П. Мелехова

Касимов, 2018

Пояснительная записка

       Практические работы выполняются в ходе освоения междисциплинарного курса МДК.03. Теория и методика экологического образования дошкольников. МДК преподается студентам третьего курса специальности 44.02.01 Дошкольное образование. Данный  междисциплинарный курс  МДК.03.03. входит в ПМ.03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования,  является частью  методико-педагогической подготовки студентов в области дошкольного образования и рассматривает вопросы, связанные с экологическим образованием детей дошкольного возраста.

Программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы дошкольного образования по специальности СПО в соответствии с ФГОС, утвержденном 5 ноября 2009 года по специальности 050144 Дошкольное образование углубленной подготовки в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Организация занятий по основным общеобразовательным программам и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК. 3.1 Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК. 3.2 Проводить занятия с детьми дошкольного возраста

ПК. 3.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК. 3.4 Анализировать занятия.

ПК. 3.5 Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

        Программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке в области дошкольного образования при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

  1. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля.

        С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт

 - определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

 - составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников;

 - организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы;

 - организации и проведения наблюдений за явлениями живой и неживой природы, общественными явлениями, транспортом и т.п.;

 - организации и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;

 - организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

 - проведения диагностики и оценки результатов воспитания, обучения и развитие дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

 - составления психолого – педагогической характеристики ребенка;

 - наблюдения и анализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений) в разных возрастных группах;

 - обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

 - осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

 - оформления документации;

уметь:

 - определять цели обучения, воспитания и развития личности дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятий и  с учетом особенностей возраста;

- формировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

- оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

- использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на занятиях;

 - составлять программу работы с одаренными детьми в соответствии с индивидуальными особенностями развития личности ребенка;

 - определять способы коррекционно – развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

 - использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе;

- выразительно читать литературные тексты;

- петь, играть на детских музыкальных инструментах, танцевать;

- отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

- анализировать занятия, наблюдения, экскурсии;

- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении занятий, наблюдений и экскурсий;

знать:

-  основы организации обучения дошкольников;

- особенности психических познавательных процессов и учебно – познавательной деятельности детей дошкольного возраста;

- структуру и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

 - теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях;

 - особенности проведения наблюдений и экскурсий в разных возрастных группах;

 - приемы работы с одаренными детьми;

 - способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

 - основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе;

 - элементы музыкальной грамоты, музыкальный репертуар по программе дошкольного образования, детскую художественную литературу;

 - требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста;

 - диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников;

 - требования к составлению психолого – педагогической характеристики ребенка;

 - педагогические и гигиенические требования к организации  обучения на занятиях, при проведении экскурсий и наблюдений;

 - виды документации, требования к её оформлению;

 - особенности и методику речевого развития детей;

 - развитие элементарных математических и естественнонаучных представлений.

Практическая работа 1

по разделу программы: Концепция экологического образования дошкольников

Вопросы для обсуждения:

1.Всеобщие экологические  проблемы населения Земли.

2.Сущность и содержание экологического образования дошкольников,  цели, задачи

3. Два аспекта содержания экологического образования дошкольников.

4.Деятельность ребёнка как форма выражения «отношения». Виды деятельности.

«4»

«5»

  1. Аннотирование содержания Концепции экологического образования детей дошкольного возраста

2.  2.Составление каталога по теме (наличие не менее 3 источников).

  1. Аннотирование содержания Концепции экологического образования детей дошкольного возраста

а) 2.Составление каталога по теме (наличие не менее 5 источников).

Практическая работа 2

По разделу программы: Формирование у дошкольников элементарных естественнонаучных представлений

Вопросы для обсуждения:

1.Усвоение системы экологических знаний о Земле, её истории, строении.

2.Значение воздуха для всего живого.

3.Вода, её место и значение на Земле. Круговорот воды в природе.

4.Знакомство с биосферой Земли.

5. Понятие о  почве, её составе, значение.

6. Строение растений, животных, сезонных изменениях в их жизни.

Значение растений и  животных в жизни человека.

7.Значение природы во всестороннем развитии дошкольников.

8.Сенсорное воспитание дошкольников средствами природы.

9. Роль природы в нравственно-эстетическом воспитании детей.

10.Задачи интеллектуального развития детей средствами природы.

11.Системность знаний – основа умственного развития дошкольников в процессе экологического образования.

12.Вопросы и содержание биоцентрической парадигмы экологического образования дошкольников.

Задания:

«4»  

«5 »

1. Выступление с докладом:

  1. Ашиков В. Путь к Экологическому человеку // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 7.
  2. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2000 - № 7.
  3. Згурская Л. Знакомим с окружающим миром // Дошкольное воспитание. - 2004.– № 1.
  4. Николаева С.Н. Ознакомление с неживой природой // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 7.
  5. Нисконен Л. Природа в развитии и воспитании ребенка // Дошкольное воспитание. –2014. – №7.
  6. Исследовательская деятельность на прогулках:экологические занятия с детьми 5-7 лет/авт.-сос. М.П. Костюченко. – Изд.2 -е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 2014. – 87с.
  7. Подбор литературы самостоятельно: журнал Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

2. 2.Составить словарь основных понятий (воспитание, экологическое воспитание, экологическое сознание , воспитание ценностных ориентаций, моральные и эстетические чувства, ценность объектов природы, бережное отношение к природе, обобщенные знания, элементарные основы миропонимания, система знаний, сенсорная культура и др.)

1. Выступление с докладом:

1.Алябьева Е. А. Природа. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Детям о самом важном).

2.Виноградова Н.А. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой.– М., 1982.

3.Кондратьева Н. Н. Содержание и структура программы системных знаний о живом организме для детей старшего дошкольного возраста // Формирование системных знаний и умений у детей в детском саду. – Л., 1987.

4.Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности/ А. В. Миронов. – Волгоград: Учитель. – 2014. – 260 с.

5.Николаева С.Н. Влияние знаний, отражающих зависимости живой природы на умственное развитие детей // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1980.

6.Николаева С. Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2013.– № 5.

7.Николаева С. Значение эколого-развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Статья вторая // Дошкольное воспитание. – 2013.– № 6.

8.Сенсорное воспитание в детском саду. (Труд детей в природе) / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М., 1981.

9.Фрейдкин И.С. Ознакомление с явлениями неживой природы // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова. – М., 1980.

10.Современная биоцентрическая парадигма экологического образования дошкольников. Основные стереотипы в экологическом образовании дошкольников.

11.Подбор литературы самостоятельно: журналы Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

2. Составить словарь основных понятий 

3. Подбор художественного слова (стихи, сказки, песни и  т.д.) о бережном отношении к природе - не менее 10 .

4. Составить кроссворд, коллаж на тему: «Земля – планета», «Почва», «Лес», «Вода» и др.

Составление на уроке матрицы идей по каждому вопросу темы – выделение сходства и различия в представленной информации каждого доклада.

Практическая работа 3

по разделу программы: Современные экологические программы дошкольных учреждений

 « 4 »

«5»

1. Анализ примерных общеобразовательных программ дошкольного образования, парциальных программ экологического образования дошкольников с целью выявления сходства и различий в содержании экологического материала в одной из возрастных групп (по подгруппам 2-3 чел.):

    1.Особенности организации экологического образования детей в детском саду с 2-7 лет по основной общеобразовательной программе « От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

2.     2.Особенности организации экологического воспитания детей в в  детском саду по программе С. Н. Николаевой «Юный эколог».

3.    3.Особенности организации экологического воспитания детей в д  детском саду по программе Н. Н. Рыжовой «Наш дом - природа».

Задание: До занятия каждая подгруппа (3-4 чел) анализирует все программы и составляет таблицу по одному из возрастов, в которой выделяет подразделы экологического воспитания детей с младшего возраста до подготовительной к школе группы (ознакомление с неживой природой, сезонные изменения и др.) и кратко их характеризует.

1. Анализ комплексных образовательных программ (по подгруппам 2-3 чел.)

2.Подбор и реклама методических пособий по выбранной программе. Поиск литературы самостоятельно.

3. Составление каталога – перечня книг, статей по одной из программ.

Практическая работа 4

по разделу программы: Построение развивающей экологической среды в дошкольных учреждениях

Вопросы для обсуждения:

1.Определение развивающей экологической среды в ДОУ. Экологический подход к оборудованию зоны природы, содержанию объектов.

2. Современные требования Сан Пин(ов) к построению развивающей экологической среды в ДОУ.

  1. Значение, видовое многообразие комнатных растений, экологические группы, оптимальные условия для роста и развития растений.
  2. Особенности подбора комнатных растений в уголки природы разных возрастных групп.
  3. Создание оптимальных условий для жизни зверей в уголках природы ДОУ.
  4. Подбор млекопитающих в живые уголки разных возрастных групп.
  5. Содержание певчих и декоративных птиц иноземного происхождения в уголках природы разных возрастных групп.
  6. Характеристика экологических групп аквариумных рыб. Подбор водных обитателей в живые уголки ДОУ.
  7. Биоэкологические особенности сезонных обитателей уголков природы, рекомендации по уходу за ними.
  8. Своеобразие устройства инсектария, террариума, акватеррариума «Под естественные условия жизни».

Задания

«4»

«5»

1. Сообщения

  • Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. – Л., 1996.
  • Герасимов С.О., Журавлёв И.М. Комнатное цветоводство. – М., 1992.
  • Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. – М: АРКТИ, 2001. –128с.
  • Згурская Л. Экология малышам // Дошкольное воспитание. – 2014. –№ 7.
  • Иванова Е.А. Комнатные растения в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2004.– № 5.
  • Марковская М.М. Уголок природы в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2000.
  • Любой справочник по комнатному цветоводству.
  • Герасимов В. Содержание морских свинок и уход за ними // Дошкольное воспитание. – 1989. - № 8.
  • Зенина Т. Наблюдаем, познаём, любим… // Дошкольное воспитание. – 2003. – № 7.
  • Рыжова Н.А. Мышка-норушка в ДОУ и дома // Обруч. – 2001. – № 6.
  • Гусев В. Животные у нас дома. — М., 1992.
  • Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. - М., 1999.
  • Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – М., 2012.
  • Любое научно-популярное издание о жизни птиц.

        

  • Ельникова К Уголок водного царства // Дошкольного воспитания. – 2011. – № 2.
  • Мягков Н. Аквариум и террариум. –  М., 2011.
  • Рыжова Н. Аквариум в детском саду // Дошкольное воспитание.  – 2001. – № 7.
  • Виноградова Н.Ф., Куликова ТА. Дети, взрослые и мир вокруг. – М., 1999.
  • подбор литературы самостоятельно: журнал Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

2. Анализ программ экологического образования с целью выявления перечня обитателей уголка природы ДОУ во всех возрастных группах (составить таблицу):

  • комнатных растений,
  • водных обитателей,
  • млекопитающих,
  • птиц,
  • земноводных  и пресмыкающихся.

1. Сообщения

2.Анализ программ экологического образования с целью выявления перечня обитателей уголка природы ДОУ во всех возрастных группах (составить таблицу)

3. Подобрать «художественное слово» - стихи, сказки, загадки для ознакомления  с одним из обитателей уголка природы (не менее 15)

4. Составить каталог - перечень книг, статей по ознакомлению с тремя объектами уголка природы (не менее 15 источников):

  • рыбками
  • волнистым попугаем
  • канарейкой
  • морской свинкой
  • хомячком
  • комнатными растениями.

Например, с рыбками, морской свинкой, хомячком.

Практическая работа 5

по разделу программы: Методы и формы экологического образования дошкольников

Тема: Наблюдения на прогулках

1. Значение наблюдения как метода познания природы и экологического образования дошкольников.

2. Необходимость обучения дошкольников наблюдению как сложной познавательной деятельности.

3. Виды наблюдений, их место в эколого-педагогическом процессе каждой возрастной группы.

4. Методика руководства наблюдениями дошкольников разного возраста и методы фиксации наблюдений (ведение дневников, заполнение календарей природы и погоды и др.)

Задания:

«4»

«5»

Сообщения:

1.Бобылева л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные? // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 7.

2.Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1982.

3.Игры – забавы на участке детского сада/ Авт.- сост Е. А. Алябьева. – М..: ТЦ Сфера, 2015. – 128с. (Библиотека воспитателя)

4.Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт-сост. М. П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 87с.

5.Подбор литературы самостоятельно: журнал Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

Задание 2. (по подгруппам 2-3 чел.):

Составить конспект наблюдений на прогулках и провести «мастер класс» по организации наблюдений с дошкольниками разных возрастных групп на уроке.

Литература:

  • Рыжова Н.Н. Волшебница вода. - М, 2014. (Экологическое состояние водоёма стр. 52) - средняя группа.
  • Д/в  2011 № 9 с. 69 – цикл наблюдений за елью – ст. группа
  • Д/в  2011 № 11 с. 50 – цикл наблюдений за аквариумными рыбками - ст. группа
  • самостоятельный подбор литературы

Задание 1. (по подгруппам 2-3 чел.):

Составить конспект наблюдений на прогулках и провести «мастер класс» по организации наблюдений с дошкольниками разных возрастных групп на уроке – литературу найти самостоятельно.

2.Презентация пособий:

  • Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт.-сос. М.П. Костюченко. – Изд.2-е, испр. – Волгоград: Методкнига. – 2014. – 87с.
  • Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Весна. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  • Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Зима. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  • Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Лето. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.
  • Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Осень. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 32 с.,
  • Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными: Учебное пособие. Совместная работа воспитателя с детьми и их родителями. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 61 с.
  • Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 240с
  • Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. 2 младшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 352 с.  
  • Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Средняя группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 448 с.  
  • Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Старшая группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 496 с.  
  • Тимофеева Л.Л., Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Планирование образовательной деятельности с дошкольниками в режиме дня. Подготовительная группа. Методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 496 с.  

Подбор литературы самостоятельно: журнал Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

 

3. Подобрать художественное слово - загадки, стихи об объектах неживой природы, растениях, животных.

Практическая работа 6

по разделу программы: Методы и формы экологического образования дошкольников

Тема: Опыты как наблюдение, проводимые в специально созданных условиях

Вопросы для обсуждения:

1. Значение опытов в эколого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

2.  Структура и содержание опытов, этапов постановки опытов с объектами и явлениями неживой природы, растениями и животными;.

3.  Требования к организации и проведению опытов.

4. Своеобразие методики руководства экспериментированием детей.

Задания:

«4»

«5»

Сообщение:

  • Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  • ТугушеваГ. П., Чистякова А. Е.Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 128с.
  • Марудова Е. В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. –128с.
  • Пушнина П. Несложные опыты в детском саду // Дошкольное воспитание. – 2016. – № 10.
  • Фрейдкин И.С. Ознакомление с явлениями неживой природы // Содержание и методы умственного воспитания дошкольников / Под ред. Н.Н. Поддъякова - М., 1980.
  •    Экологическое воспитание       дошкольников / Под ред. Л.Н.   Прохоровой. - М., 2013.
  • Подбор литературы самостоятельно: журнал Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

2. Подобрать и выписать 10  примеров разных опытов, используемых в эколого-образовательной работе с детьми дошкольного возраста.  

Разделиться на подгруппы (2-3 чел) и провести по 5-6 опытов с:

  • водой
  • воздухом
  • песком и глиной
  • почвой
  •  растениями
  • животными

1.Подобрать и выписать 10  примеров разных опытов, используемых в эколого-образова-тельной работе с детьми дошкольного возраста.  

Разделиться на подгруппы (2-3 чел) и провести на уроке по 5-6 опытов с:

  • водой
  • воздухом
  • песком и глиной
  • почвой
  •  растениями
  • животными

3.Реклама пособий:

  • Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории: программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов / авт.-сост. М. П. Костюченко, Н. Р. Камалова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 148с.
  • Дмитриева Е. А., Зайцева О. Ю., Калиниченко С. А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Метод. пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 128 с. (Библиотека воспитателя).
  • Иванова А.И. Организация детской исследовательской деятельности: Методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2017. – 96 с. (Мир, в котором я живу).
  • Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. – 80с.
  • Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации /Под общ. Ред. Л.Н. Прохоровой. – 3-е изд, испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2012. – 64с.
  • Подбор литературы самостоятельно: журнал   Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

Практическая работа 7 - 8

по разделу программы: Методы и формы экологического образования дошкольников

Тема: Роль наглядных пособий в экологическом образовании детей

Тема: Использование моделей и моделирование в эколого-педагогической работе с детьми

Вопросы для обсуждения:

  1. Значение наглядного иллюстративного материала. Требования
  2. Виды (картины, иллюстрации, коллекции, гербарии, диафильмы, слайды, видеофильмы, экологические тетради, компьютерные программы и т.д.) и характеристика наглядно-иллюстративного материала, используемого в процессе экологического образования дошкольников (на материале разных программ).
  3. Методика использования моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми.

Задания:

«4»

«5»

1. Презентация системы наглядно-иллюстративного материала по:

  • традиционной программе
  • программе «Детство»

(Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. Средняя группа. Ч. 1. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. Никонова Н.О., Талызина М.И. Экологический дневник дошкольника. Осень. Зима. Весна. Лето).

  • программе «Юный эколог»
  • программе «Наш дом – природа»

(Рыжова Н.А. Кто в озере живёт? Поиграем в сказку Книжка-плакат.  – М.: Карапуз, 2001. Рыжова Н.А. Кто на дубе живет? Экологическая сказка Книжка-плакат. – М.: Карапуз, 2013.

Рыжова Н.А. Невидимые ниточки природы: Методическое пособие по экологическому воспитанию и образованию дошкольников. – М.: Международный университет, 1995. –36с.)

 Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Человек. Учебное  наглядное пособие по экологическому воспитанию дошкольников. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 24с.: ил.)

  • другие

2.Сообщения:

  • Система экологического образования дошкольников: модели и опыт их реализации(Лучшие методические разработки ДОУ– призёров конкурса «Экология и здоровье»)/авт.-сос. И. В. Никишина, 2013(элекронная версия).
  • Демонстрация разных видов моделей предложенных Кондратьевой Н.Н., Николаевой С.Н., Рыжовой Н.А. (одну модель на выбор студента).

1. Презентация системы наглядно-иллюстративного материала по:

2. Сообщения по самостоятельно подобранной литературе.

3.Демонстрация моделей разных авторов.

4.Презентация книг:

  • Удивительные растения. Моя первая энциклопедия.- Мн.: «Русич», 1998. – 86с.
  • Окружающий мир: Природа. Рабочая тетрадь дошкольника. Часть 2. – Киров, 2002. – 32с.
  • Муцетони В.М. Жил был листок. Экологические беседы. М.: Карапуз, 2014. - 18с.
  • Данилова Е.А. Я собираю гербарий. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007. – 32 с.: ил.
  • Зверева-Андреевская Е.Г., Монтазери О.Н. Окружающий мир. Экологический альбом для дошкольников. В 2 ч. – М.: Издательство «Ювента», 2006. – 32с.
  • Крутов В.А. Жизнь насекомых. 5-8 лет. Учебно-методическое пособие для педагогов и родителей. – М.: «Карапуз», 2013. - 18с.
  • Новиковская О.А. Найди и покажи. Игровые модели обучения и воспитания. – СПб.: Паритет, 2006. – 11 с.
  • Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. Здравствуй, мир! Пособие по ознакомлению с окружающим миром для детей 4-6 лет в 2-х частях. Часть 1. – М.: Баласс, 2014. – 80с.: ил.
  • Самостоятельный подбор литературы.

Практическая работа 9

по разделу программы: Методы и формы экологического образования дошкольников

Тема: Труд – один из основных методов экологического образования детей

                        Вопросы для обсуждения:

1. Сущность труда в природе, как экологически ориентированной деятельности и его своеобразие.

2. Значение труда для развития экологической воспитанности.

3. Педагогические требования к организации труда как к эколо гически ориентированной деятельности. Гигиенические требования.

4. Содержание труда и методика руководства в разных возрас тных группах.

5. Разработка конспекта руководства трудом в природе.

« 4 »

«5»

1. Изучить литературу, выделив основное содержание для обсуж дения на занятии. Уметь раскрывать содержание понятия «экологиче ская деятельность». Применять общетеоретическое понятие «эколо гическая    деятельность»    к     конкретному     содержанию    труда дошкольников в природе.

2. Разработать конспект организации труда дошкольников в при роде.

3. Проанализировать  конспект   проведения  трудового   занятия, разработанного другим студентом, по следующему плану:

а) содержание труда и его экологическая направленность;

б) соответствие возрасту;

в) форма организации труда и ее адекватность содержанию труда и возрасту детей;

г) методика обучения детей труду:

- постановка цели, связанная с улучшением условий существова ния живого объекта;

- определение предмета труда (подчеркивание особенностей объ екта как живого существа, поэтому не навредить живому);

- планирование и организация трудового процесса (оборудование места для труда, подбор материалов и инструментов, их соответствие специфическим особенностям объекта);

- показ и объяснение способов выполнения задания (использова ние моделей, игрового персонажа) их связь с особенностями живого объекта;

- вычленение результата, его наглядная представленность, соот ветствие цели, значимость для жизни живого существа;

- руководство воспитателя в процессе выполнения детьми зада ния (индивидуальная работа с использованием игрового персонажа, соотнесение этапов труда с моделями и т. д.);

-оценка, взаимооценка, самооценка, ее экологическая направ ленность.

                                   

1. Анализ комплексных образовательных программ (по подгруппам 2-3 чел.)

2.Подбор и реклама методических пособий по теме.

 Поиск литературы самостоятельно.

                           

Список рекомендуемой литературы

                                                            Основная

  Виноградова Н. Ф. Взаимосвязь знаний и деятельности в формировании по ложительного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста // Средства и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста в труде / Под ред. Р. С. Буре. М, 1984.

  Ильина Р. А. Воспитание трудолюбия и любви к природе // Трудовое воспи тание детей дошкольного возраста / Под ред. М. А. Васильевой. М., 1981.

  Корзакова Е. И. Труд в природе // Сенсорное воспитание в детском саду / Под ред. В. Н. Аванесовой, Н. Н. Поддьякова. М., 2013.

    Мир природы и ребенок. (Труд детей в природе) / Под ред. Л. М.     Маневцовой. СПб., 1998.

  Программа «Детство» (Ребенок открывает мир природы.) СПб., 2000.                                                                Урсул А. Д. О понятии «экологическая деятельность» // Философские науки. 2016.

           

                                                        Дополнительная

  Матвеева А. К. Роль труда в умственном воспитании детей дошкольного возраста // XXIII Герценовские чтения. Дошкольное воспитание. Л., 1976.

  Фокина В. Г. Труд в природе // Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. М., 1980.

Журнал Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

                                             

Практическая работа 10

по разделу программы: Методы и формы экологического образования дошкольников

Тема: Игра как метод экологического образования

                        Вопросы для обсуждения:

1. Значение игр в системе эколого-педагогической работы с детьми.

2. Классификация природоведческих игр, их место в каждой возрастной группе.

3. Этапы освоения обучающей игры дошкольниками (подготовка, ознакомление с содержанием, упражнение в применении правил, игровых действий, самостоятельная игра);

 4. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами  (Николаева С.Н., Комарова И. А.). Игры с правилами.

 5.  Методика руководства играми детей разного возраста (поэтапный характер обучения игре, своеобразие руководства игрой в разных возрастных группах, усложнение содержания, вариативность игр, создание условий для самостоятельной деятельности).

Задания:

         «4»

«5»

  1. Разработка и презентация системы дидактических игр для любой возрастной группы попрограмме «От рождения до школы» (по подгруппам 3-4 чел.):

мл. возраст

1. Дрязгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М, 1981.

2. Николаева С.М.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М, 2012.(Айболит рассматривает комнатные растения).

3. Рыжова Н.Н. Волшебница вода. – М, 2014.

4. Подбор литературы самостоятельно.

ср. возраст.

  1. Дьяченко О.М., Агаева Е.Л. Чего на свете не бывает. М., 1991. (Какая сегодня погода).
  2. Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. – М., 2016. (Песенка из деревни).
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 1991.
  4. Веретенникова С.А., Клыков А.А. Четыре времени года. М., 1971. (Детки на ветке стр. 146).
  5. Николаева С.М.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М, 2014.
  6. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 2013. (Колобок вникает в жизнь лесных обитателей).
  7. Подбор литературы самостоятельно.

ст. группа

1.        Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2011 («Не ошибись»)

2.        Дрязгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М, 1981.

3.        Виноградова Н.Ф.  Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М., 1978  ( Кто где зимует? стр. 94)

4.        Белавина М., Найденская Н. Планета – наш дом. – М., 2013 («Я  загадаю цветок, а ты его найди. Изобрази» стр. 35)

5.        Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду. – М., 2013 («Ночное путешествие в канун нового года» стр. 76)

6.        Д\в 1998 № 9 с. 57 – игра «Осень».

9.     Подбор литературы самостоятельно.

подг. гр.

1.        Артёмова Л.В.  Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 2000(«Что где зреет» стр. 88)

2.        Дрязгунова В.А.  Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М, 1981 («Узнай по описанию» стр. 100)

3.        Д\в 2012 № 7 с. 15-17 – игра «Пищевые цепочки».

4.        Д\в 2012 № 5 с. 37 – игра «Искусные лесные строители»

5.        Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 2014 («Экологические цепочки» стр. 82).

6. Николаева С. Н. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: пособие для педагогов дошкольных учреждений / С. Н. Николаева, И. А. Комарова. – М.: ГНОМ, 2011.

6.     Подбор литературы самостоятельно:

статьи журнала Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

Сообщения:

  1. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М., 2012.
  2. Буре Р.С. Игры с водой // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 7.
  3. Газина О. Играя, изучаем природу // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7.
  4. Грехова Л. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.  – Ставрополь, 2012.
  5. Дрязгунова ВЛ. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М., 1981.
  6. Кирикэ Г.В. Ребенок и природа // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 7.
  7. Михайленко Н.Л., Короткова НА.. Как играть с ребенком. – М., 2011.
  8. Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми. – М., 2013.
  9. Николаева С.Н. Игра и экологическое воспитание // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 12.
  10. Николаева С.М.  Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М, 2014.
  11. Николаева С.Н., Комарова И. А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. – 128с.
  12.  Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет.– М: МОЗАИКА–СИНТЕЗ, 2014. – 80с.
  13. Павлова Л. Игры как средства экологического воспитания // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 10.

14.Подбор литературы самостоятельно: статьи журнала Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

2. Разработка и презентация системы дидактических игр для любой возрастной группы (по подгруппам 3-4 чел.):

  • по программе «От рождения до школы»

3.Составить каталог - перечень книг, статей по теме (кроме указанных).

Практическая работа 11

по разделу программы: Методы и формы экологического образования дошкольников

Тема: Экологические занятия – основная форма организации обучения дошкольников

                        Вопросы для обсуждения:

1. Место и значение занятий в эколого-педагогической работе с детьми.

2. Типы, структура и содержание экологических занятий.

3. Специфика комплексных (интегрированных) занятий, их роль в экологическом образовании дошкольников.

4. Своеобразие методики проведения занятий экологического характера в разных возрастных группах.

Задания:

«4»

«5»

1. Рецензирование:

  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 496с.    + диск
  • Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2015. – 240с.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст. групп дет. сада: Кн. для воспитателей дет. сада. – 2-е изд.  – М.: Просвещение, 2000.
  • Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 2014. – 160с.
  • Селихова Л.Г. Интегрированные занятия: ознакомление с природой и развитие речи. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). – М.: Мозаика - Синтез, 2015. – 160с.
  • Николаева С.Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2015. – 96с.

Статьи журнала Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

  1. Обмен составленными конспектами занятий и их анализ по предложенной схеме.

1. Сообщения

  • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64с.
  • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Средняя группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 96с.
  • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Старшая группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 112с.
  • Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. 2 группа раннего возраста. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 64с.

Статьи журнала Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

  1. Обмен составленными конспектами занятий и их анализ по предложенной схеме.
  2. Составление каталога - перечня книг, статей, содержащих конспекты экологических занятий (не менее 10 источников)

Подготовка к занятию предполагает:

* определение значения занятия как фронтальной формы обучения в дошкольном детстве, обеспечивающей освоение основного содержания природоведческих знаний, формирование умений и навыков общения с природой, совершенствование умственных способностей детей и др.;

* выделение и характеристику типов занятий в зависимости от их места в процессе познания дошкольниками природы (первично-ознакомительные, углубленно-познавательные, обобщающие, практические);

*   разъяснение специфики комплексных (интегрированных) занятий, их роли в экологическом образовании детей дошкольного возраста;

*   изучение разных способов организации обстановки на экологических занятиях, своеобразия применения разнообразных методов и приемов эколого-педагогической работы с детьми;

*   усвоение методики проведения экологических занятий в группах разного возраста (определение характера и объема знаний, комплекса умений и навыков, структуры занятия, использование соответствующих методов обучения, приемов активизации познавательной деятельности, учет опыта дошкольников, степени их активности, самостоятельности и др.);

*  выявление связи занятий с другими формами эколого-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Практическая работа 12

по разделу программы: Технология экологического образования дошкольников

Тема: Походы, экскурсии и прогулки с детьми в природу

                        Вопросы для обсуждения:

1.  Место и значение экскурсий и прогулок в экологическом образовании дошкольников.

2.  Виды, структура и содержание экскурсий. Специфика подготовки педагога к проведению экскурсии (постановка цели, разработка программных задач, выбор места, маршрута, подбор оборудования, проведение беседы с детьми и др.).

3. Методика проведения экскурсий с детьми разного возраста (организация фронтальных и самостоятельных наблюдений, игр, труда, использование эффективных методов и приемов активизации познавательной деятельности дошкольников, определение связи с последующей работой).

4.  Целевые и повседневные прогулки в системе эколого-педагогической работы с детьми.

Задания:

«4»

«5»

    Задание 1. (работа в паре):

Разработка и презентация системы экскурсий или целевых прогулок с детьми в природу (возрастная группа на выбор). Перечень тематики и  указание решаемых задач.

1.Сообщения

1.Букина В. О. и др. Пространство детского сада: познание, экология/  Под ред. А. Русакова, Т.Лапкиной. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128с. (Библиотечка воспитателя).

2.Нифонтова С. Н., ГаштоваО. А., Жук Л. Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7лет. Учебно-методическое пособие. – СПб.: ООО «Издательство  «Детство-пресс», 2014 – 96с.

3.Познавательно - исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт. – сост. С. В. Машкова. – Изд. 2-е испр. – Волгоград: Учитель, 2013. – 174 с.

Задание 2. (работа в паре):

Разработка и презентация системы экскурсий или целевых прогулок с детьми в природу (возрастная группа на выбор). Перечень тематики и  указание решаемых задач или разработка маршрутов по экологической тропе (указание тем и программных задач).

Практическая работа 13

по разделу программы: Технология экологического образования дошкольников

Тема: Технология как система экологического образования дошкольников

                        Вопросы для обсуждения:

1. Характеристика современных авторских программ и технологий экологического образования дошкольников.

Задания:

«4»

«5»

1. Презентация (по выбору, работа в паре):

  • В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей/ М. И. Мирошник., М. Ю. Тарчукова. – Ростов н/д: Легион, 2013. – 144с – (Дошкольное образование).
  •  Голицина Н.С. Экологическое воспитание дошкольников. Перспективное планирование работы с детьми 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 40с.
  •  «Мы»: Программа экологического образования детей
  • Белавина М., Найденская Н. Планета – наш дом
  • Иванова А.И. Живая экология: Программа экологического образования дошкольников
  • Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас
  • Авдеева Н.Н., Князева Л.Н., Стеркина Р.Б. Безопасность (разделы: здоровье ребенка, ребенок и природа)
  • Ашиков В. Семицветик – программа культурно-экологического образования дошкольников
  • Васякина-Новикова Ж.Л. Паутинка. Программа по экологическому образованию детей
  • Вересов Н.Н. Мы земляне. Программа по экологическому воспитанию старших дошкольников
  • Жукова О.Г., Трушнина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!»
  • Попова Г.И. Мир вокруг нас
  • Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.Н. Тропинка в природу
  • Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром
  • Козлова С.А. Я – человек (раздел «Земля – наш общий дом»)
  • Шукшина С.Е. Я и мое тело: пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми.

1.Сообщения:

  • Николаева С.Н. Обзор отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. – 2012. – №
  • Крулехт М. Инновационные программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание. – 2012. – № Бобылева Л., Дупленко О. О программах экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 7.

2. Составление рекламы (по выбору, работа в паре).

3.Составить кроссворд (не менее 10 вопросов), ребусы по рекламируемым программам.

4. Составить анкету для педагогов – работа в паре.

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Л.Н., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005. – 144с.
  2. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие -  Ярославль: Академия развития, 2003. – 122с. шиков В.И., Ашикова С.Г. Семицветик. Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию Детей дошкольного возраста. – М., 1998.
  3. Васякина-Новикова Ж.Л. Паутинка. Программа по экологическому образованию детей. – М., 1996.
  4. Жукова О.Г., Трушнина Г.И., Федорова Е.Г. Азбука «Ау!»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008. – 144 с.
  5. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2016.
  6. Иванова А.И. Живая экология: Программа экол-го образования дош-ков. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 80с
  7. Козлова С.А. Я человек. Программа социального развития ребенка. – М.: Школьная Пресса. – 48с.
  8. «Мы». Программа экологического образования детей / Н.Н. Кондратьева и др. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб: «Детство-пресс», 2004. – 240с.
  9.  Николаева С.Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2002. № 7.
  10. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия ее реализации в детском саду. - М., 2012.
  11. Смирнова В.В., Балуева Н.И., Парфенова Г.Н. Тропинка в природу. Экологическое образование в детском саду. Программа и конспекты занятий. - СПб., 2011.
  12. Рыжова Н.А. Программа «Наш дом – природа»: Блок занятий «Я и природа». – М.: « КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2005. – 192с.: ил.
  13. Шукшина С.Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. – М.: Школьная Пресса, 2014. – 48с.
  14. Статьи журнала Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

Подготовка к занятию предполагает:   

  • самостоятельный выбор программы из числа парциальных;
  • аналитическую оценку программы (возрастная адресованность, личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком, системность знаний, технология построения эколого-образовательного процесса, особенности развивающей среды; полнота программы - решает ли она в достаточной степени эколого-образовательные задачи; методическое обеспечение программы; выводы и рекомендации по ее применению и др.)

Практическая работа 14

по разделу программы: Технология экологического образования дошкольников

Тема: Система мониторинга достижений детьми планируемых результатов освоения ООП дошкольного образования

                        Вопросы для обсуждения:

1. Задачи и виды диагностики в эколого-педагогическом процессе дошкольного учреждения.

2. Основные направления и содержание эколого-диагностической работы.

3. Технология диагностирования уровня экологической воспитанности и обученности детей разного возраста.

4. Педагогические условия обследования детей. Анализ результатов, прогнозирование экологического развития дошкольников.

Задания:

«4»

«5»

   Задание 1.

(работа в паре):

Разработать методику диагностирования уровня сформированности знаний о живых существах, трудовых умений и навыков детей по уходу за растениями и животными уголка природы (по всем возрастам, а программа на выбор студентов).

Сообщения:

  1. Диагностика в детском саду: Методическое пособие / Под ред. Е.А. Ничипорюк, Г.Д. Посевиной. – Ростов н/Д., 2004.
  2. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под. ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 144с.: ил.
  3. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 3-4 лет в группе детского сада. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 16с.
  4. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 4-5 лет в группе детского сада. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 16с.
  5. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 5-6 лет в группе детского сада. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 18с.
  6. Педагогическая диагностика индивидуального развития ребенка 6-7 лет в группе детского сада. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017. – 18с.
  7. Статьи журнала Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

Задание 2. (работа в паре):

Разработать методику диагностирования уровня сформированности знаний о живых существах, трудовых умений и навыков детей по уходу за растениями и животными уголка природы (по всем возрастам, а программа на выбор студентов).

Практическая работа 15

по разделу программы: Перспективное планирование работы по экологическому образованию в ДОУ

Тема: Технология планирования работы по экологическому образованию детей

Вопросы для обсуждения:

1. Планирование как средство организации экологического образования детей дошкольного возраста.

2. Основные требования к планированию эколого-педагогической работы в дошкольном учреждении.

3. Особенности перспективного и календарно-тематического планирования эколого-образовательного процесса.

Задания:

«4»

«5»

1. Сообщения

  • Миронов А. В. Экологическое образование дошкольников в контексте ФГОС ДО. Деятельностный и экологический подходы, виды, формы и методы деятельности/ А. В. Миронов. – Волгоград: Учитель. – 2014. – 260с.
  • Курдюмова В. Примерное планирование по ознакомлению детей с природой // Дошкольное воспитание. – 2010. –№ 8, 9.
  • Подбор литературы    самостоятельно:    статьи журнала Дошкольное воспитание. – 2017. – № 1–12.

2. Проанализировать перспективный (на сезон) и календарный (на две недели) планы работы воспитателя, определяя место, содержание, формы организации разных видов деятельности детей на экскурсии, целевой и повседневной прогулках (схема анализа и планы предоставляются на уроке).

1. Рецензирование:

  • Статьи журнала  Дошкольное воспитание. –   2017. – № 1–12.
  • Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада: Учебно-методическое пособие. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО ПРЕСС», 2014. – 560 с.
  • Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.

2. Проанализировать перспективный (на сезон) и календарный (на две недели) планы работы воспитателя, определяя место, содержание, формы организации разных видов деятельности детей на экскурсии, целевой и повседневной прогулках (схема анализа и планы предоставляются на уроке).

3. Составить перспективный план эколого-педагогической работы на сезон с детьми одной из возрастных групп (обоснование выбора конкретных задач, содержания, методов и форм организации дошкольников).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.04.01 "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В методическом пособии приводится пояснительная записка, тематический план междисциплинарного курса, правила выполнения практических работ, содержание практических работ и список рекомендуемой литерат...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по дисциплине "Основы экологического права"

Содержат пояснительную записку, перечень тем практических работ, заданий и указаний по их выполнению, а также перечень источников...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспечения персонального компьюте...

Инженерная графика. 2 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №56-57. Выполнение чертежей деталей (деталирование) по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей, с выполнением аксонометрического изображения одной из них

Освоение порядка по составлению чертежей деталей (деталирование) по сборочному чертежу изделия. Построение чертежа детали (деталирование) по сборочному чертежу изделия...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 03. Выполнение работ по профессии 26353 Секретарь-машинистка МДК 03.02 Документы, корреспонденция, делопроизводство для обучающихся по специальности 46.02.01Документационное обеспечение управл

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ 03. Выполнение работ по профессии 26353 Секретарь-машинистка; МДК 03.02 Документы, корреспонденция, делопроизводство для обучающихся...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ», программы подготовки по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» квалификации Каменщик, электросварщик ручной сварки

Методические указания предназначены для проведения практических работ по междисциплинарному курсу МДК. 03.01.Технология выполнения каменных работ ПМ.03.  Выполнение каменных работ....