Научно-практическая конференция "В.А. Сухомлинский"
методическая разработка

Мелехова Ольга Павловна

Материалы даны для провеления конференции  "В.А. Сухомлинский по педагогике

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon k_konferentsii_po_suhomlinskomu.zip2.26 МБ

Предварительный просмотр:

                      Филиал Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Рязанский педагогический колледж» в Г. Касимове

(Филиал ОГБПОУ «РПК» в г. Касимове)

Конспект конференции

Тема: Педагогическая система  воспитания  и  творческое наследие В.А.Сухомлинского

                 Специальность: 44.02.01 «Дошкольное образование»

C:\Users\USER\Desktop\сухомлинский семинар\ДЕВИЗ СЕМИНАРА.jpg

 

                  Составители: заведующая отделением профессиональной подготовки О. И. Агжитова,

 преподаватель дошкольных дисциплин

  О. П. Мелехова

Касимов, 2018

                                           

                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

СЕРДЦЕ = ЧУВСТВО

                                                                                                                 УМ = ЗНАНИЯ

                                                                                                       И   РУКА = ТРУД

________________________________

От искры удивление и восхищение

                                                                                      знаниям и практической деятельности

     /Формула педагогической деятельности по Сухомлинскому/

           «Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из выдающихся педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что "сила и возможности воспитания неисчерпаемы". Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

       Всеобъемлющее и многоаспектное научно педагогическое наследие В.А. Сухомлинского с годами не теряет своей актуальности, а открывается все новыми и новыми гранями. Она касается важнейших педагогических проблем и помогает их решению на уровне требований современной педагогики том, Василий Александрович во многих своих книгах и статьях постоянно подчеркивал, что в решении сложных задач обучения и воспитания детей большая роль принадлежит учителю, воспитателю. Он глубоко исследовал эту профессию, ее особенности. И в книге «Сто советов учителю» Василий Александрович раскрыл специфические свойства и качества учительской специальности. «Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, дорогим, что есть в жизни, - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, ум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье ».

    Смутное время, в котором мы живем - это время больших размышлений, надежд. Сегодня нужно думать и работать по -новому, по- новому строить процесс образования и воспитания. Каждая историческая эпоха выдвигает требования к воспитанию и обучению детей, создает определенный положительный педагогический опыт. Так и сегодня актуальны слова В.А. Сухомлинского: «Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести - судьба каждого ребенка, от его духовной культуры и идейного богатства зависит ум, здоровье, счастье человека». Поэтому, постоянным ориентиром в процессе подготовки воспитателей должно быть педагогическое наследие В.А. Сухомлинского.

    В содержательных, эмоционально насыщенных произведениях Сухомлинского поднимаются и решаются важнейшие проблемы воспитания и обучения. Приведены проверенные многолетней практикой ответы на важные вопросы о том, как нужно воспитывать детей и подростков, чтобы они стали сознательными и активными гражданами, патриотами своей страны. Профессиональная самостоятельность и творческая активность педагога выступают как лаконичное завершения процесса формирования воспитателя - мастера педагогического дела.

        Для человека, который сделал свой выбор в пользу педагогической деятельности, наиболее важными являются наличие всестороннего их развития. В условиях обновления системы дошкольного образования миссия воспитателя особая. Он должен быть активным организатором, настойчивым, уметь владеть собой и влиять на других таким образом, чтобы каждый ребенок осознавал себя как "Гражданин, как хранитель духа народа, его идей, его богатств и ценностей, его непреходящей величия", - утверждал В.А.Сухомлинский. Также он подчеркивал, не должно быть никакого педагога, которого бы труд учителя тяготила: «... Учителю нужно иметь огромный талант человеколюбия и безграничной любви к своей работе и, прежде всего, к детям, чтобы на долгие годы сохранить бодрость духа, ясность ума, свежесть впечатлений, восприимчивость чувств, а без этих качеств  труд педагога превращается в муку».

...В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути». В этих словах весь Сухомлинский — гуманист и педагог.

Методическая  разработка будет полезна студентам, преподавателям средних профессиональных организаций по специальности 44.02.01 Дошкольное образование, а также  воспитателям и старшим воспитателям различных видов  и  типов  дошкольных организаций.    

Методическая цель конференции: показать коллегам  вариант использования  ТСО.

Дидактические единицы

    Выбор методики изложения определяется поставленными целями, написанием текста лекции, структурой и объёмом содержания, логикой её построения, использования наглядных и технических средств обучения. Определение объёма оптимально – необходимого материала, с соблюдением баланса “необходимо и достаточно” исходя из реалий отведённого на лекцию времени, с учётом резерва на использование наглядности, ТСО, а также театрализация сказок В. А. Сухомлинского по ролям, чтение стихотворений, исполнение песен, презентация книг.

Методами обучения на данном уроке являются словесные (слово преподавателя), наглядные  (просмотр фильма о творческой деятельности В.А.Сухомлинского, презентация о его биографии), практические (театрализация сказок В. А. Сухомлинского, чтение стихотворений, исполнение песен, презентация книг.).

 По типу конференция  является комбинированной, т.к. четко выделяются следующие части: организация начала, изученного материала, подведение итогов.                           

Актуальность темы: 28 сентября 2018 года  известному педагогу Сухомлинскому В.А. 100 лет.

Проблема: Студенты не интересуются   педагогическим наследием  известных педагогов. Творчество педагогов- новаторов –это кладезь для  формирующего   педагога. Наибольший интерес вызывает  наследие и личность  Сухомлинского Василия Александровича, так как  его  работы  являются  как настольными пособиями для педагога и  для   воспитания  духовно богатого человека. Педагог  раскрывает пути, формы  нравственного воспитания, учит видеть красоту  природы, красоту  человеческой души.

Формируемые общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и

социальными партнерами.

Умения:

У.2. находить и анализировать информацию необходимую для решения проблем, повышения эффективности педагогической деятельности профессионального самообразования и саморазвития

У.1. ориентироваться в современных проблемах образования, тенденциях его развития и направлениях реформирования;

Знания:

З.7.педагогические основы саморазвития и самосовершенствования, способствующие становлению педагога – мастера.

Оборудование: проектор, экран, презентация, атрибуты оформления аудитории, театрализации,  буклеты, сердечки для раздачи слушателям, выставка книг, оформленная доска: надпись, портрет В. А. Сухомлинского.

Этапы конференции

Задачи этапа

Методы, приемы,

формы взаимодействия

Деятельность педагогов и студентов

Выступающие педагоги и студенты

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Вхождение в ситуацию урока-семинара

 

 

Кабинет оформлен цветами. Приготовлены буклеты

 На доске надпись, портрет В. А. Сухомлинского

Просмотр видеоматериала о Сухомлинском В.А.

      Здравствуйте, уважаемые студенты, преподаватели, гости.

 28 сентября 1918 года на свет появился будущий, великий ученый педагог -  Василий Александрович Сухомлинский. Именно в этот день, в 2018 году все педагогическое сообщество нашей великой страны отметило 100-летие этого замечательного педагога, который сумел одной фразой, одной фразой раскрыть удивительную и могущественную сущность педагогической профессии.

      Он сказал: «Сердце отдаю детям». И вот эти три слова как раз и раскрывают предназначение учителя на нашей Земле.

Слова были сказано давно. С 70 года прошлого века нет с нами Василия Александровича, а книги, которые он написал, идеи, которые он разработал, методики, которыми он одарил педагогов продолжают жить, несмотря на то, что новые ценности пришли в образование, но те замечательные идеи, которые сформулированы на века до сих пор помогают нашим педагогам грамотно организовать  процесс воспитания и образования.

        Всех, кто любит детей, всех, кто знает и понимает значимость педагогической науки и педагогической практики поздравляем с замечательным юбилеем -100 – летием со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского.

 Попрошу всех вас встать, потому, что сейчас прозвучит гимн педагогов и посвящается он замечательному человеку (звучит песня  «Сердце отдаю детям», сл.Л. Хохлова, муз. В. Литвинова).

 В России очень много знаменитых педагогов, которые внесли огромный вклад в развитие педагогической культуры в нашей стране. Один из них -  Василий Александрович Сухомлинский.

 «На любви к детям держится мир». Сейчас уже трудно вспомнить, кто произнес эту фразу, но только точнее не скажешь о смысле человеческой жизни. Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский из их числа  -  выдающийся советский педагог-новатор,

Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР,

 кандидат педагогических наук, заслуженный учитель школы Украинской ССР, Герой Социалистического Труда.

Уже минуло много лет,
Как он почил - великий гражданин:
Советской педагогики поэт,
Отчизны замечательнейший сын.

Он своей жизни высший смысл обрел,
На поприще наставника детей;
Без устали, радушно в стенах школ,
Растил достойных для страны людей.

С огнем неугасимым Прометея
Учительство возвел он до искусства, 
Где во главе всего была идея,
Романтика - основа мысли, чувства.

В. А. Сухомлинский создал оригинальную  педагогическую систему, основанную на принципах гуманизма, на признании личности ребенка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и детей. В основе педагогической теории лежит педагогический оптимизм и любовь к детям, вера в утверждение доброго и человеческого в жизни, формирование идей добра, милосердия, народности воспитания.

 И вровень с веком мыслил, и учил,
И подчинял все в школе для детей,-
Чтоб школьный мир для них был близок, мил,
Истоком радостей для жизни всей.

Он в творческих новациях, в заботах,
Развил свой гений и отшлифовал,
И в мудрых методических работах 
Грядущим педагогам завещал.

Блажен был всяк - кто в качестве различном,
В своей судьбе общался, как-то, с ним,
Так он, с любовью к делу безграничной,
Остался в каждом чем-то дорогим.
 
Весь в мыслях светлых, с сердцем золотым,
За судьбы юные всегда в ответе,
Влекущий в мир познаний, красоты -
Таким он будет помниться на Свете… 

Давайте познакомимся с биографией Василия Александровича Сухомлинского.

        В бывшей Херсонской губернии,  ныне Кировоградской области, в селе   Васильевка Онуфриевского района в семье крестьянина-бедняка Сухомлинского 28 сентября 1918 года родился мальчик, которого назвали Василием. Отец работал столяром по найму. Он пахал, мастерил музыкальные инструменты.

        Мать Василия Александровича была под стать мужу – умная, трудолюбивая, заботливая, нежная, занималась домашним хозяйством.

        В семье было четверо детей – три сына и дочь – все стали учителями. Это можно объяснить тем, что родители были прирожденными педагогами. В семье любили книгу, ценили меткое, бойкое слово. Школу закончил в1933году, а в 1934 году стал студентом факультета языка и литературы Кременчугского педагогического института. Много лет спустя Василий Александрович вспоминал об этом времени.

      «Мне было 15 лет, когда я улетел из родительского гнезда – поступил учиться в педагогический институт. Был трудный голодный 1933 год. Помню, как провожала меня мать на вступительные экзамены. В старенький чистый платок завязала новое, хранившееся на дне сундука рядно и узелок с продовольствием: лепешки, испеченные из картофельной кожуры и отрубей, два стакана жареной сои – вот и все, что могла мне дать мама в этот день».

         Началось мое учение. Трудно, очень трудно было овладевать знаниями, когда в желудке пусто. Но вот появился хлеб нового урожая. Никогда не забуду того дня, когда мать передала мне первую хлебину, испеченную из новой ржи. Хлебина была в чистой полотняной торбе – мягкая, душистая с хрустящей корочкой. А рядом с хлебиной – отцовское письмо, то первое письмо, о котором я говорю; оно хранится у меня как первая заповедь….. «Не забывай сыну о хлебе насущном. Я не верю в бога, но хлеб называю святым. Помни, кто ты и откуда вышел. Никогда не забывай о народном корне». Василий Александрович всю жизнь помнил о народном корне.

        В 1938 году окончил Полтавский педагогический институт. Работал сельским учителем. Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию.  В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя.

     С 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

       С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины.

1948 году это была обычная, рядовая школа, к тому же еще и почти разрушенная за годы войны, знаменитой ее сделал Сухомлинский. Он взял ребятишек, которым надо было идти в школу через год, шестилеток, 16 мальчиков и 15 девочек, и открыл в селе Павлыш, рядом с обычной средней школой, новую, особую. Позже ее назвали школой радости. Павлышская школа, которой он посвятил более двух десятилетий своего труда и вдохновения, расположена на окраине большого села, утопающего в садах. Школьный участок в 5 гектаров примыкает к лесу, к плодородным полям, к небольшой реке, окружен дубравами и рощами, выращенными ребятами. Рядом со школой спортивный стадион, обсаженный яблонями, усадьба утопает в ореховых, вишневых, абрикосовых, каштановых, еловых насаждениях руками педагогов и поколений воспитанников создан здоровый, специфически лесной микроклимат.В каждом школьном доме есть комнаты для чтения с литературой, рассчитанной на определенный возраст, книги свободно выбирают, желающие уносят домой: без внеклассного чтения, «учение на уроках превратилось бы в зубрежку». Двести художественных произведений, которые «вошли в художественную сокровищницу человечества» и которые надо читать по нескольку раз, рассматривались как «золотая библиотека», которая «учит жить и понимать красоту искусства». Последнему способствуют и фонотека музыкальной комнаты, и выставки рисунков юных художников, альбомы репродукций в уголке изобразительного искусства, и детский театр, и кинозал. В отдельном корпусе размещены физический, химический, биологический кабинеты, рабочие комнаты по электротехнике, радиотехнике, автоматике и др. с богатым оборудованием, рассчитанным на индивидуальные занятия, токарными, сверлильными, фрезерными станками, школьная и детская электростанции, «литейный цех», кузнечный горн и мн. др., сделанное в основном руками учеников и учителей. На школьном участке размещены: плодовый сад, виноградник, теплицы, зеленая лаборатория - центр опытнической работы по биологии и биохимии, домик учебно-опытной кролиководческой фермы, пасека, домик кружка юных строителей, географическая площадка, метеорологическая станция, ветроэлектростанция, плодопитомник, фабрика удобрений, гаражи для учебных авто и сельскохозяйственных машин. Везде радуют глаз клумбы цветов, есть целая аллея роз, поляна ландышей, рощи сирени, не один десяток укромных и «секретных» уединенных уголков, несколько таинственных «пещер», маленькая хижина, где ребята выхаживают больных зверьков, птиц, птенцов, выпавших из гнезда, голубятня, ласточкин питомник, дуплянки для синиц. Уголки, по сложившейся традиции, принадлежат той или иной возрастной группе (одно уединенное место предназначено для молодых педагогов): взрослые и дети оберегают право на уединенный отдых, грустные и радостные переживания, на «свое личное, интимное, неприкосновенное».

Первое действие школы - не в школе, а в природе. Здесь - «источник слова и разума». Они много ходят вместе со своим учителем - по пять, по шесть километров в день, они встречают рассветы и сумерничают, осенью они всматриваются в облака, а зимой - в очертания сугробов и фантазируют, слушают сказки, сочиняют их, придумывают стихи. Эмоциональность для Сухомлинского не добавка к другим, основным «сторонам» обучения, не средство заинтересовать ребенка, а единственная возможность развивать его ум, единственная возможность обучать детей и сохранять им детство. «Эмоциональное пробуждение разума» - вот метод Сухомлинского и его коллег - учителей Павлышской школы. Детский ум они пробуждают, обращаясь не к уму, а к чувству - и лишь через чувство к уму. Кажется, прямая дорога: знание учителя - знание ученика. Да не выходит, кратчайшая эта дорога оказывается самой длинной и самой трудной, если не обратиться к проводнику - к чувству. «Знание учителя - чувство учителя - чувство ученика -  знание ученика» - так выходит короче… «Не зубрежка, а бьющая ключом интеллектуальная жизнь, протекающая в мире игры, сказки, красоты, музыки, фантазии, творчества, -- таким будет обучение моих питомцев», -- размышляет В.А.Сухомлинский, когда его дети переходят из школы радости в первый класс. Его ученик -- это не ребенок с мешком за плечами, куда надо насовать побольше знаний. Он даже не стремится «овладеть знаниями». Такая цель недоступна ребенку, считает Сухомлинский: «Учить следует так, чтобы дети не думали о цели,  это облегчит умственный труд». Сухомлинский дает ребенку радость интеллектуального напряжения и связанных с ним переживаний, ребенок стремится к этой радости, и оттого хорошо учится. И эта радость - в школе.

Сухомлинский не ставит своим ученикам плохих отметок. Учитель не представляет себе, как можно ставить маленькому ребенку двойку. Он «уважает детское незнание», он терпелив: год, два, три года у ребенка «может что-нибудь не получаться, но придет время  -  научится». Детское сознание - могучая, но медленная река. Если что-то не выходит, учитель вообще не ставит отметки. Ребенок не опозорен, не наказан, он просто старается заслужить отметку.

У Сухомлинского отметка всегда оптимистична, это вознаграждение за трудолюбие, а не наказание за лень.    

        Официальная наука относилась к нему крайне настороженно и даже враждебно. В. А. Сухомлинского обвиняли в «абстрактном гуманизме», в том, что он «ввел туманное понятие, именуемое человечностью». На эти выпады Сухомлинский отвечал: «Я - учитель, воспитатель детей. Я люблю их безоговорочно и без какой бы то ни было оглядки. Я убежден, что только человечностью, лаской, добротой - да, простой человеческой добротой, можно воспитать настоящего человека... Я добиваюсь того, чтобы наша школа была школой сердечности».

Цели, задачи и принципы образования в педагогической системе В. А. Сухомлинского (на экране)

В основе педагогической теории лежит педагогический оптимизм и любовь к детям, вера в утверждение доброго и человеческого в жизни, формирование идей добра, милосердия, народности воспитания.

Отсюда главная цель воспитания - гражданско-патриотическое формирование личности. Сухомлинский считал, что сущность важной воспитательной задачи заключается в том, чтобы взгляд на мир выражался не только в умении объяснить сущность явлений, но и в практической деятельности, в труде.

Еще одной важнейшей воспитательной задачей Сухомлинский считал то, чтобы мировоззренческие убеждения формировались в процессе активной деятельности.

Сухомлинский считал, что в процессе воспитания значимую роль играют взаимоотношения учителя и ученика. Поэтому они должны быть внимательными, доброжелательными и заинтересованными. Учитель в первую очередь, как считал Сухомлинский, должен уметь познавать духовный мир ребенка, понимать в каждом ребенке «личное.

Основным принципом процесса обучения на всех его этапах Сухомлинский считал путь ребенка от успеха к успеху.

Итак, В. А. Сухомлинский разработал воспитательную систему школы на основе гуманистической концепции воспитания, включающей личностные ценности: Нравственный идеал, Счастье, Свобода, Честь, Долг, Достоинство, Справедливость, Истина, Добро, Красота

Содержание обучения и воспитания в Павлышской средней школе. Школа радости( на экране)

В наши дни, когда происходит забвение вечных ценностей жизни, а молодое поколение остро нуждается в духовных ориентирах, опыт В. А. Сухомлинского необходим нашей школе как воздух. Говоря об этом Солнечном Учителе, вспоминаются знаменитые слова Н.А. Некрасова: «Мир меняют не политики, мир меняют учителя».

Школа Сухомлинского была устремлена в будущее, его педагогика – это педагогика СЕРДЦА: «Я понял, чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце… Любить ребенка – миссия педагога», – так писал Василий Александрович в своей книге «Сердце отдаю детям». По такому закону жило его большое сердце.

Для него высшим счастьем было «ТВОРИТЬ ЧЕЛОВЕКА».

.

Сухомлинский писал двадцать лет. Он – автор более 30 книг и 600 статей, замечательных детских рассказов и сказок

( Презентация книг В.А. Сухомлинского)

       С первых дней работы директором Павлышской школы он организовал родительский университет, школу молодых родителей.

Школа молодых родителей начиналась с беседы «Отношения взрослых в семье и нравственное воспитание детей». Молодым родителям говорили о том, что главное условие здорового развития ребенка - это гармония отношений взрослых людей, окружающих ребенка. Здесь учили родителей, как правильно ориентировать ребенка в сложной нравственной сфере человеческих желаний и возможностей их удовлетворения, учили разбираться в таких понятиях, как «хочу», «надо», «нельзя», «можно», в том, как воспитывать человечность в ребенке.

      В родительской школе в Павлыше иногда проводились занятия только с матерями. По мнению В. А. Сухомлинского, это необходимо при разъяснении вопросов, связанных с половым воспитанием подростков. Также необходимо проводить занятия с отцами, на которых педагоги должны разъяснять отцам о высокой миссии мужчины в семье. Впоследствии В. А. Сухомлинский отмечал, что «без родительской школы мы не представляем полноценного семейно-школьного воспитания».

        В Павлышской школе постоянно организовывались всевозможные праздники, которые постепенно становились традициями: праздник первого звонка для первоклассников; праздник последнего звонка для выпускников; встречи выпускников прошлых лет (эти встречи воспитывают уважение к своей школе); праздник матери; праздник девочек; день неизвестного героя; новогодняя елка для самых маленьких; весенние праздники и т.д. Уже сама подготовка к этим праздникам была волнующим событием в жизни школы, т.к. готовились к ним совместно: и учителя, и родители, и, конечно, сами воспитанники. На эти праздники обязательно приглашались родители, бабушки и дедушки, сестры и братья учеников.

         

     По мнению В. А. Сухомлинского, глубокий след в душе своего воспитанника оставляет тот, кто способен понять сложную, часто полную противоречий душу ребенка, и лелеять в ней ростки духовности. Большая роль в этом принадлежит мудрому Слову, что выходит из народных уст, родному слову. И особая роль в этом отношении принадлежит сказке.
   Без сказки -    живой и яркой, обладающей сознанием и чувствами ребенка - невозможно представить детское мышление и детский язык. Очень важно чтобы дети не только слушали сказку, но и сами ее творили. Через сказку, через неповторимое детское творчество - верная дорога к сердцу ребенка

Чтение сказок  по ролям.         
    Разумеется, в чем-то система Сухомлинского действительно выглядит инородной по отношению к сегодняшнему дню. Но если говорить, например, о начальной школе, о дошкольном образовании, то до сих пор специалисты весьма успешно работают по этой системе.

Послушайте мысли великого советского педагога Василия  Александровича Сухомлинского и подумайте, верны  ли, на ваш взгляд утверждения?

2 Актуальны ли они сегодня?

Вы наверняка согласитесь с ними.    

«Если ребенок живет во вражде - он учится агрессии;

-если ребенка постоянно критиковать - он учится ненависти;

- если ребенка высмеивать - он стремится к замкнутости;

 -если ребенок растет в упреках -  он   учится жить с чувством вины;

-в душе каждого ребенка есть  невидимые струны, если   тронуть их умелой рукой, они  красиво зазвучат».

   

Итак, вся образовательно-воспитательная система Школы Радости была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в него самого ребенка.

        Воспитание В. А. Сухомлинский понимал как творение счастья каждого воспитанника. «Воспитание заключается в том, - утверждал выдающийся педагог, - чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его неповторимую грань - в этом искусство воспитания».

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»- так писал в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а чистая правда. Великий педагог всегда шел дорогою добра.

Звучит песня из кинофильма «Маленький Мук» «Дорога добра»

слова Юрия Энтина,    музыка Марка Минкова

В своем последнем напутствии юношам и девушкам, вступающим в жизнь, Василий Сухомлинский, уже смертельно больной, говорил: «Человеческой силе духа нет предела. Нет трудностей и лишений, которых бы не мог одолеть человек. Не молчаливо перетерпеть, перестрадать, но одолеть, выйти победителем, стать сильнее. Больше всего бойтесь минуты, когда трудность покажется вам непреодолимой, когда появится мысль отступить, пойти по легкому пути».
В этих словах весь Сухомлинский — гуманист и педагог.

     

  

.

Студенты  присаживаются.

Студенты слушают и смотрят презентацию

2 слайд

6слайд

4 слайд

 

7слад

23слайд стереть слова

3слайд,

8 слайд

9слайд

12слайд

14слайд

13

15слайд

10,11слайд

16

17

18

19

20

21

22

23

24

24

25

26

????????????

28

27

29

37

32

33

34

35

??????????

??????????

На экран

НА экране

36

?????????

38

39

Портрет

 

 

 

 

Достигнутые результаты:

  • Студенты  изучили  педагогическую  деятельность и наследие  Сухомлинского В.А. (интерактивная деятельность студентов);
  • У студентов  появился интерес к  педагогическому наследию  педагога и стремление быть похожим на него (вопросы);
  • Динамика  по   отношению  к  выбранной профессии    в положительную сторону (эссе).

Список использованных источников:

  1.  Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики. М., 1994.
  2.  Латышина Д.И. История педагогики (История образования и педагогической мысли): Учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2006. - 603с.
  3. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского, М.: Премьера, 2001.-642с.
  4. Сухомлинский В.А. Не только разумом, но и сердцем, М.: КВАНТА +, 2002.- 521с.
  5.  Сухомлинский В.А. О воспитании, М.: КВАНТА +, 2001.- 436с.
  6. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радянська школа", 1974. - 287с.
  7. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00110184_0.html 
  8. http://ped-kopilka.ru/pedagogika/sistema-vospitanija-suhomlinskogo.html 

9.https://infourok.ru/pedagogicheskoe-nasledie-vasuhomlinskogo-v-rabote-sovremennogo-doshkolnogo-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-opisanie-opita-raboti-838173.html

Как ежик готовился к зиме

В.А. Сухомлинский

В лесу жил Ежик. Устроил он себе домик в дупле старой липы. Тепло там и сухо. Вот наступила осень. Падают желтые листья с деревьев. Скоро и зима придет.

Начал готовиться Ежик к зиме. Пошел в лес, наколол на свои иголки сухие листья. Принес в свой домик, расстелил листья, стало еще теплее.

Опять пошел в лес Ежик. Насобирал груш, яблок, шиповника. Принес на иголках в домик, сложил в уголок.

Еще раз пошел Ежик в лес. Нашел грибы, насушил их и тоже сложил в уголок.

Тепло и уютно Ежику, но одному так грустно. Захотелось ему найти себе товарища. Пошел в лес, встретил Зайчика. Не хочет идти Зайчик в домик Ежика. И Серая мышка не хочет, и Суслик. Потому что у них есть свои норки.

Встретил Ежик Сверчка. Сидит Сверчок на стебельке, дрожит от холода.

  • Иди ко мне жить, Сверчок!

Попрыгал Сверчок в домик к Ежику — рад-радешенек.

Наступила зима. Ежик сказку Сверчку рассказывает, а Сверчок песню Ежику поет.

Вопросы к детям:
- Где жил ежик?
- Что делал Ежик?
- Как он готовился к зиме?
- Почему было грустно Ежику?
- Кому он предлагал жить с ним?
- Кто согласился с Ежиком жить?
- Как они жили?

Осенние сны клена

В.А. Сухомлинский

Мы пошли в лес посмотреть на осенний убор деревьев. Остановились возле высокого клена. Сели. Какая красота открылась перед нами! Стоит клен в ярком, красочном убранстве, а листочки и не задрожат, и не зашепчут.

  • Смотрите, дети: клен спит. И снится ему все, что он видел от весны до осени. Вот желтый листочек — будто цветок одуванчика. Весной клен был зачарован и поражен красотой одуванчикового цветка. Запомнил эту красоту. Заснул, вспоминая одуванчик, — листочек и пожелтел.
  • А там, видите, листочек — будто утренняя заря — розовый и ласковый. А этот — будто вечернее зарево перед ветреным днем.
  • Видите, а вот на этой веточке листок яркий и красивый, будто крыло иволги. Наверное, сидела когда-то тут иволга, и сейчас приснилось ее крыло клену.

Мы затаив дыхание смотрели на красоту. Все замолчали, будто боялись потревожить волшебный кленовый сон.

Вопросы к детям:
• Куда пошли дети любоваться красотой?
• У какого дерева они остановились?
• Какой наряд был у клена?
• Что ему приснилось?
• Что он запомнил на память о весне?
• Почему дети боялись потревожить сон клена?

Как начинается осень

В.А. Сухомлинский

Осень — это дочка деда Мороза. Старшая дочка, ведь у негo еще есть и младшая дочка — Весна. У Осени косы убраны пшеничными колосками и красными ягодками калины. Ходит Осень лугами, берегами. Где вздохнет, там холодом повеет. Любит Осень ночами сидеть на берегу пруда. А утром над водой поднимается седой туман и долго не расходится. Так и начинается Осень.

Боятся Осени птички. Как только увидят ее ласточки, слетаются и о чем-то тревожно шепчутся. А журавли поднимаются высоко в небо и тревожно курлычут.

Любит Осень заходить в сады. Дотронется до яблони - яблоки желтеют.

А дятлы радуются, встретившись с Осенью: громко кричат, перелетают с места на место, ищут поживу на деревьях.

Сегодня теплый, солнечный день. Низко стоит солнце- светит, но не очень греет. Села старшая дочка деда Мороза под стог сена, расплетает косу, греется. Поет песню о серебряных паутинках.

Вопросы к детям:
• Какая погода в начале осени?
• Как вы догадались, что погода солнечная?
• Что можно сказать о пруде?
• Почему трава бывает разного цвета - и зеленого, и желтого, и коричневого, и серого?
• Какие цвета преобладают в начале (в середине, в конце) осени?
• Какое настроение вызывает у вас осень?
• Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на картинки?

Как Ежиха приласкала своих деток

В.А. Сухомлинский

У Ежихи было два ежонка — кругленькие, как клубочки, с маленькими иголочками. Однажды покатились клубочки-ежата добычу искать. Катятся садом, катятся огородом, увидели Зайчика. Ест Зайчик сладкую морковь. Ежикам тоже захотелось моркови попробовать. Только высунули маленькие головки, а Зайчик как закричит:

  • Вон отсюда, вы гадкие, колючие!

Прикатились ежата к маме, плачут.

  • Почему вы плачете, дети? — спрашивает мама.
  • Зайчик говорит, что мы противные, колючие, — говорят плача ежата.

Ежиха прижала маленьких деток, приласкала их:

  • Да разве вы колючие, детки мои родные, — говорит она. — Волосики у вас мягонькие, как лен. Вы же пушистые, круглые, как мячики.
  • Вопросы к детям:
    - Где жил ежик?
    - Что делал Ежик?
    - Как он готовился к зиме?
    - Почему было грустно Ежику?
    - Кому он предлагал жить с ним?
    - Кто согласился с Ежиком жить?
    - Как они жили?

Ласточки прощаются с родной стороной

В.А. Сухомлинский

Много лет под крышей хаты жили ласточки. Весной они прилетали из теплого края, выводили птенцов, а осенью улетали в теплые страны.

В хате жили отец, мать и девочка Аленка. Она с нетерпением ждала тот теплый весенний день, когда прилетали ласточки. Это был для Аленки настоящий праздник. Летом девочка любила смотреть, как ласточки кормят птенцов, ложатся спать.

А осенью, когда ласточки улетали, Аленке становилось грустно. Она будто разлучалась с дорогими друзьями.

За несколько дней до того, как улететь, ласточки собирались небольшой стайкой, садились на телеграфную проволоку возле двора и долго сидели там. Аленке казалось, что ласточки грустят. Она прислушивалась к их тревожному щебетанию и думала: «Почему это они долго сидят?»

  • Мама, почему ласточки перед отлетом собираются на проволоке и долго-долго щебечут?
  • Они прощаются с родной землей. Ведь дорога в теплые края далекая и опасная.

Аленка подошла к стайке ласточек, которые сидели на проволоке. Ей хотелось, чтобы ласточки и с ней попрощались.

Вопросы к тексту:
• Почему девочка с нетерпением ждала прилета ласточек?
• Что делали ласточки весной?
• Почему становилось грустно ей осенью?
• Что делали ласточки перед отлетом?
• Какая для птиц дорога в теплые края?
• Что хотелось девочке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая краеведческая конференция "Их имена мы в сердце сохраним"

Областная научно-практическая конференция, проводилась среди студентов Барышского индустриально-технологического техникума и Жадовского сельскохозяйственного техникума. Были подготовлены рефераты об у...

«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции

В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...

«Внедрение опыта работы с использованием инновационных технологий при подготовке специалистов среднего звена»: материалы ІІ научно-практической интернет- конференции преподавателей Горловского территориального образовательного округа

В сборнике представлены научные доклады участников региональной научно-практической конференции «Внедрение опыта работы с использованием инновационныхтехнологий при подготовке специалистов среднего зв...

"Развитие". Сборник материалов II-й международной научно-практической студенческой конференции, г.Липецк, 2017

Научно-исследовательский центр «Аксиома»Сборник содержит тексты научных докладов студентов - участников II-й между- народной научно-практической студенческой конференции «Развитие&ra...

Методическая разработка научно-практической студенческой конференции: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала"

Методическая разработка создана для проведения студенческой научно-практической конференции по теме: "Профилактика гриппа в работе среднего медицинского персонала". Актуальность выбора темы ...

ПОЛОЖЕНИЕ О МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «НАУКА, ТВОРЧЕСТВО, МОЛОДЁЖЬ – УСПЕХ БУДУЩЕГО», ПРОВОДИМОЙ В РАМКАХ IX ВСЕРОССИЙСКОГО ФЕСТИВАЛЯ НАУКИ «НАУКА 0+» Рославль 2019

Настоящее положение определяет порядок проведения международной научно-практической студенческой конференции «Наука, творчество, молодёжь – успех будущего», проводимой в рамках IX Вс...