Конспект виртуальной экскурсии «Памятники боевой славы Трубчевска»
методическая разработка

Кубаткина Анна Ивановна

Конспект виртуальной экскурсии  по патриотическому воспитанию в  старшей (подготовительной к школе) группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл virtualnaya_ekskursiya_pamyatniki_trubchevska.docx730.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект виртуальной экскурсии  по патриотическому воспитанию в  старшей (подготовительной к школе) группе

Тема: «Памятники боевой славы Трубчевска»

Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие, Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие

Цель: Воспитание  чувства патриотизма  и гордости за свой родной город, свою Родину.

Задачи:

Образовательные:

- Расширить знания детей о Великой Отечественной войне, познакомить дошкольников с военными действиями на территории района

- Познакомить детей с историей памятников воинам, погибшим в годы Великой отечественной войны.

- Донести до детей мысль о том, как тяжело приходилось защитникам русской земли и простым людям в те суровые военные годы.

- Помочь детям сохранить в памяти подвиг русского народа, воина- освободителя, воина- защитника.

Развивающие:

-Способствовать формированию у детей патриотических чувств к малой родине: любовь, гордость, уважение к родному краю, бережное отношение к нему;

-Способствовать развитию речи,  памяти, мышления, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные

- Воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, уважение к людям защищавшим наш город.

- Воспитывать уважение к героическому прошлому своего народа.

Предварительная работа: беседы о Великой Отечественной войне, о партизанах, солдатах; рассматривание иллюстраций, экскурсии к обелиску; рассматривание альбомов «Герои войны»,  «Города - герои»; чтение стихотворений и рассказов о войне, прослушивание песен и стихов о войне, беседа о Дне Победы, с детьми подготовка материала о памятниках.

Формы и методы работы: рассказ, беседа, выступление детей,  художественное слово, показ презентации, игра.

Материалы и оборудование: проектор, экран для презентации, магнитофон, «мины и свертки»  для  динамической паузы

Ход экскурсии:

  1. Вводная часть

Организационый момент

Ребята, к нам на занятие сегодня пришли гости. Поздоровайтесь с ними.  Давайте  подарим нашим гостям свои улыбки, а они в ответ подарят свои улыбки нам. И у всех будет хорошее настроение. А теперь присаживайтесь на стульчики и будьте внимательны.

Даня К.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

Воспитатель:

 - Ребята, 9 мая все  жители нашей страны  празднуют День Победы в ВОВ. С того момента прошло уже  почти 75 лет. В сердце каждого из нас эта дата вызывает радость и горе, счастье, и боль, великую гордость за свой народ, его мужество и героизм.

- Нет в нашей стране места, которое не затронула бы война. Не миновала она и Трубчевск. В годы Великой Отечественной Войны город отважно встал на защиту Родины.

-Стойко и мужественно сражались наши земляки, защищая свою Родину. Бои не затихали ни днем, ни ночью. Наши солдаты отличались необыкновенной храбростью.

- Какими еще словами можно охарактеризовать наших солдат? Какими они были? (ответы детей: смелыми, храбрыми, отважными, мужественными, бесстрашными)
- Много героических поступков совершили наши солдаты. Скажите, как  называется героический поступок? (подвиг)

- Как называют человека, совершившего подвиг? (герой)

-И сегодня, я предлагаю вам еще раз вспомнить о наших героях,  о тех, благодаря кому, мы с вами сегодня можем улыбаться, играть и радоваться жизни.  

2. Основная часть

- Ребята, много мест в нашем городе связано с войной.  

Сегодня, я приглашаю вас отправиться на виртуальную  экскурсию «По местам боевой славы Трубчевска»

-Начнем нашу экскурсию с памятника, который мы с вами посещаем дважды в год. (слайд №   )

-Посмотрите на экран. Кто скажет, как называется этот памятник? Где он находится? (ответы детей)

http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/bezymjannyj.bmp
Правильно, это Братская могила на Ильинском кладбище.

-«Вечная память воинам и партизанам, павшим в боях за Родину в Великой Отечественной войне– эти слова высечены на мемориальной доске братской могилы. Здесь покоятся останки четырнадцати советских воинов Брянского фронта и 42 партизан из партизанских бригад. Долгое время на месте захоронения располагался большой памятный знак – камень.  Позже  была  установлена скульптура воина с автоматом в руке. Ребята, за памятником ухаживают люди.  Скажите, как они могут ухаживать? (ответы детей: красят, следят за  порядком вокруг памятника)

 
Дима К.

Куда б ни шёл, ни ехал ты.

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

-Следующий памятник, который есть в нашем городе, находится возле центральной площади, вдоль улицы Брянской

 (слайд №   )

http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/alleja.bmp  https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRAjLCiwRflZXin-L2fjJcDg.

Этот памятник - символ патриотизма и воинского духа Трубчан.  Памятник называется  «Аллея Героев».

На первой стеле написано «Слава героям Трубчанам», а далее в один ряд расположены 10 бюстов  Героев Советского Союза, наших земляков, доблестно защищавших нашу страну от врага.

-Ребята, что такое бюст? (ответы детей)

-Аллея  Героев  была открыта в ознаменование 40-летия Победы.

-Позже рядом был установлен еще один памятник.

 (слайд №    )

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRVpvx_eIADl7qPy7eFs9gAg

-Бюст  Героя России Виталия Егоровича Павлова, генерал-полковника авиации, нашего земляка, который доблестно защищал нашу Родину уже в другой войне- войне в Афганистане.

- Ребята,  скажите, что означают слова  войска авиации?  Это какие войска? (ответы детей)     

(слайд №   )

 Памятник хорошо вписался в Аллею Героев

 https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxRfzscBSkgWeK5UZzDfjnfVg

 -Рядом с  Аллеей Героев установлен еще один памятник.

(слайд №    )

 http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/pamjatnik_voinam.bmp    

-Памятник воинам – интернационалистам. Он был создан, чтобы увековечить память  о наших земляках, которые, как и Павлов А.В., отдали свою жизнь в жестокой войне в Афганистане.   В боевых действиях принимали участие почти  200  уроженцев нашего района. – Кто такие уроженцы? (ответы детей)
- Семеро из них погибли.  Памятник сделан в виде гранитной глыбы. На камне  высечена эмблема «Боевого братства»: земной шар, патрон и гвардейская лента.

- Сейчас мы с вами пройдем  по улице Брянской немного дальше,  и  увидим еще один памятник. Об этом памятнике нам расскажет Валя Ш.

(слайд №   )

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC_0028 а.jpg

Валя Ш.

-Памятник называется «Памятник воинской Славы ВОВ  фронтовикам и партизанам Трубчевского района». Он  открыт  в честь 50-летия великой Победы. Памятник представляет собой бетонный постамент, а на нем бронзовая трехметровая композиция советского воина и партизана. У основания постамента расположена мемориальная плита с текстом.

Воспитатель:

-Ребята, скажите, как вы думаете, кто из этих фигур воин, а кто партизан? Почему? (ответы детей)

(слайд №   )

-Ребята, сейчас мы с вами перейдем  на противоположную сторону площади, и возле здания политехникума  по ул. Ленина   увидим еще один памятник.

http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/stella_politekhnikum.bmp

-  Это Стела «Вечная память студентам и сотрудникам техникума, погибшим в Великой Отечественной войне» Мы с вами уже знаем, что воевали не только солдаты. На фронт уходили все, в том числе  преподаватели и студенты.  Не все вернулись с полей сражений…. В честь героев, не вернувшихся с войны, к 25-летию Победы силами оставшихся в  живых  преподавателей, сотрудников, студентов техникума была установлена Стела с мемориальной табличкой. На мемориальной табличке перечислены 16 имен погибших.
        
Динамическая пауза: «Обойди минное поле»

Ребята,  на войне люди не только участвовали в сражениях. Многие добывали важную  информацию. Такие люди назывались разведчиками.  Они, рискуя своей жизнью ночью,  по минным полям шли, иногда даже ползли, чтобы передать информацию в штаб  нашей Армии.  А немецкие солдаты строго следили за  захваченной территорией. И включали вот такие сирены (прослушать сирену). Давайте мы  на несколько минут представим себя  разведчиками. И выполним задание.

- На ковре лежат круги, изображающие мины. Это минное поле.

- Ребята, мы с вами сейчас попробуем повторить подвиг разведчиков. Нам нужно перебраться  на другую сторону поля и добыть информацию. Это будет сверток, который вы найдете на столе. И вернуться обратно. Идти нужно, очень низко согнувшись, чтобы вас не заметил противник. А еще нужно быть очень осторожными, чтобы не подорваться на мине. Кто наступит на мину или сильно разогнется, тот сразу выбывает из игры. Играть будем командами. Сначала одна команда идет в разведку, а вторая смотрит, чтобы никто не нарушал. А затем наоборот. Давайте поделимся на две команды на первый-второй (включить  вой сирен).

-Молодцы ребята. Отлично справились с заданием. Но хочу заметить, что вам было совсем не легко. Что  вызвало трудности? (ответы детей.)

- Продолжаем нашу экскурсию. Ребята, все вы знаете, что в нашем городе две площади одна площадь 1000-летия Трубчевска.  Вдоль нее расположены те памятники, которые мы с вами посмотрели. Какая еще площадь есть? (Красноармейская) Где она находится? (ответы детей)

- На Красноармейской площади тоже установлен памятник. Он назывется «Братская могила воинов  и партизан»

(слайд №    )

http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/krasnoarmejskaja.bmp 
- В годы ВОВ  наши войска более 2 месяцев сдерживали фашистов на подступах к Трубчевску.  Не давали врагу  войти в город. Воины, партизаны, летчики. Погибшие и умершие от ран – они нашли здесь свое последнее пристанище. Через 10 лет после окончания войны  на братской могиле  была установлена стела и скульптура солдата, застывшего в скорби.
От имени солдата, доблестно защищавшего нашу Родину, Дима Л.  прочтет стихотворение:

Дима Л.:

Нет, врагу мы не кланялись низко,
Наш народ на коленях не жил,-
Не о том ли молчат обелиски,
И надгробия братских могил?
                                         И.Швец

- Ребята, мы с вами живем в мирное время. Мы можем радоваться жизни, трудиться, отдыхать. Как вы отдыхаете? А летом? ( ответы детей)

Когда спускаетесь к реке, недалеко от дороги стоит еще один памятник. Он называется «Обелиск у реки»

(слайд №   )
http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/nad_desnoj.bmp
История этого памятника такова:

 - Долгих два года наш город и район были оккупированы немецко-фашистскими захватчиками. Что значит оккупированы? (ответы детей)

Немцы  устанавливали свой, «новый порядок». Они расстреливали людей, заставляли их работать день и ночь, угоняли в рабство.  Патриоты  края не могли мириться с этим. И вот однажды зимой  планировалось наступление  партизан. Но, к сожалению, среди них оказались предатели. И по доносу предателей, немцы напали на след партизан и арестовали многих из них  еще до наступления. Всех  расстреляли. Расстрелянных  патриотов фашисты и их помощники полицаи отвозили к реке и бросали под лед. В память об этом  трагическом событии  после окончания войны  здесь был установлен обелиск.

-А теперь мы с вами отправимся ко въезду в город. Что значит въезд в город? (ответы детей)

Здесь находится памятник   Танку  Т-34

(слайд №    )

 C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\SDC16935 а.jpg 
 -Этот  памятник поставлен в память о танковых сражениях, которые велись под Трубчевском. У этих боев была одна задача - как можно дольше задержать врага и не подпустить его к Москве. Наши войска удерживали немцев почти 2 месяца. Никто до этого не смог остановить немецкие танки. Никто! А наши земляки смогли!    В память об этих тяжелых боях через 15 лет после окончания войны был установлен памятник.  

Похожий памятник установлен  недалеко от Трубчевска возле пикуринской трассы.  О нем нам расскажет Маша Б.

(слайд №   )

     http://www.puteshestvie32.ru/sites/default/files/styles/large/public/images/20151009173310.jpg 

 Маша Б.:

- Здесь проходило самое жестокое  танковое сражение. Немецких танков было намного больше. Но наши бойцы стояли насмерть. На месте сражения благодарные трубчане создали памятник воинской славы. В центре памятного мемориала был насыпан высокий земляной курган. На нем установлен танк марки «ИС» - Иосиф Сталин.

 http://www.puteshestvie32.ru/sites/default/files/styles/large/public/images/20162709052740.jpg

Рядом – братская могила  воинов, павших смертью героев при защите нашей Родины в танковом сражении. Возле  братской могилы сохранился дуб, который был ранен тогда. На дубе есть мемориальная табличка об этом.

Воспитатель:

-Ребята,  в  Пикуринском танковом сражении принимал участие и выдающийся оружейный конструктор М.Т. Калашников.

(слайд №   )

 https://c.podium.life/photos/album_4166/photo_4166_41912_slide.jpg 

Тогда он был еще молодой. Во время сражения он был тяжело ранен и лежал в госпитале, который находился в здании гимназии, на  лечении. Трубчане присвоили М.Т. Калашникову звание «Почетный гражданин города Трубчевска».
(слайд №  )

http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/vlk_3_79_Partizan_Poljana_8.jpg

-Ребята, недалеко от Трубчевска, есть еще один памятник. Он называется Мемориал «Трубчевская партизанская поляна». В этом районе много раз  проходили бои партизан с немцами, но вглубь леса врагу не удавалось проникать. Партизаны  отважно защищали родную землю от врага. В этом лесу  погибло  много  мирных жителей, стариков, женщин, детей.  Командование отряда распорядилось погибших партизан и мирных жителей похоронить в братской могиле.

В конце войны  жители д. Бороденка установили на могиле небольшой кирпичный обелиск с красной звездой, но…..он был безымянным.  Позже к 35-летию победы здесь была установлена плита с именами погибших и  скульптурная композиция скорбящей матери, солдата и девочки.
- А теперь, ребята, мы с вами отправимся  в сторону Бороденки. Все ездили туда с родителями? (все) Когда переезжаете через  реку, слева стоит еще один памятник.

(слайд №    )

http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/pushka.bmp

•  Он  так и называется  Памятник «Пушка» у   моста р. Десна

         С этого места 18 сентября 1943 г. батарея гвардейских минометов «Катюша» под командованием трубчанина майора Бобунова М.И. нанесла огневой удар по вражеским войскам  на правом  берегу  р. Десна.

 В этот  же день войска армии Брянского фронта освободили  г. Трубчевск. Когда войска освободили наш город? (ответы)

-Ребята, хранить память о тех, кто отдал свою жизнь, до конца выполнив долг, сохранив верность Родине, – наша святая обязанность.  Много народа не вернулось с войны.  Их имена   увековечены на памятниках по всей нашей необъятной Родине. Однако есть еще люди, которые считаются пропавшими без вести. Как вы понимаете «пропал без вести»? (ответы детей)

- Чтобы найти этих людей,  существуют специальные поисковые отряды, которые  ведут розыскные работы. Их работу называют «Вахта Памяти».  И совсем недавно, 10 лет назад такой отряд  обнаружил недалеко от нашего города  более 100  останков погибших: солдат, мирных жителей, взрослых и детей. Торжественное захоронение найденных останков солдат и мирных жителей состоялось  на гражданском кладбище Трубчевска. Им были отданы последние воинские почести. И поставлен «Памятный крест невинно убиенным».

     (слайд №   )    

http://bibltrub.narod.ru/pamiatniki/pamjatnyj_krest.bmp

-Ребята, мы с вами должны помнить о подвиге нашего народа. Почему мы должны о нем помнить? (ответы)

Даша П. Прочтет стихотворение:

«Солдат погибает дважды:
От штыка и ли пули вражьей.
И спустя много лет в грядущем
От забывчивости живущих».
                             М. Дудин    

Воспитатель:

-Сейчас, я предлагаю вам вернуться к памятнику, который расположен на въезде в город. Кто запомнил, какой это памятник? (ответы детей)

- У подножия памятника Танку расположился вечный огонь.

( слайд №  )

https://imena.onf.ru/sites/default/files/styles/large/public/img_20170710_095320.jpg?itok=sZKu_aqR

 - У «Вечного огня» проводятся торжественные мероприятия, патриотические акции. Здесь проходят памятные мероприятия, посвященные Дню Победы, освобождению Брянской области от немецко-фашистских захватчиков.  Дети, есть традиция у русского народа,  чтить память погибших минутой молчания. В любой день у подножия этих памятников можно увидеть живые цветы, а это значит, что люди помнят своих героев

 Давайте здесь, возле вечного огня почтим память всех павших минутой молчания. Встаньте, пожалуйста.

Минута молчания ( минута запись)

-Ребята, «Вечный огонь» — это знаковое место для трубчан и гостей города.

Так, именно здесь  прошла церемония вручения Трубчевску Почетной грамоты о присвоении ему звания  «Город партизанской славы». А сама Стела  установлена на главной площади города. Как она называется эта площадь? (1000-летия Трубчевска)

(слайд №    )

C:\Users\user\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\Центрплощадь16-1024x762.jpg

На  стелле написано, что городу Трубчевску присвоено звание «Город партизанской славы» - Ребята, как вы думаете, за что было присвоено такое почётное звание нашему городу? (Это звание дают  за мужество, героизм, проявленный защитниками города в борьбе за свободу и независимость  Родины)

 https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR_NxBqfeB9wqxQMmHOeRFOg

3.Заключительная часть

Воспитатель:

 -Ребята, вот и подошла к концу наша виртуальная экскурси по «Памятникам боевой славы Трубчевска». Давайте еще раз вместе вспомним их. ( фото на стенде)

-Скажите, какой памятник вам запомнился больше всего? Почему?(ответы детей)

Ребята, как вы думаете, для чего в нашем городе столько памятников? Нужны ли они нам, живущим в мирное время? (ответы детей)  

Ребята, наш с вами долг, ребята, помнить и чтить подвиги наших героев. Вечная им слава!

- И в завершении нашей встречи, я порошу Мишу З. прочесть стихотворение.

Миша З.:

СПАСИБО ГЕРОЯМ,

СПАСИБО СОЛДАТАМ,

Что МИР подарили,

Тогда - в сорок пятом!

Вы кровью и пОтом

Добыли ПОБЕДУ.

Вы мОлоды были,

Сейчас - уже дЕды.

Мы ЭТУ ПОБЕДУ -

Вовек не забудем!

Пусть МИРНОЕ солнце

Сияет всем людям!

Пусть счастье и радость

Живут на планете!

Ведь мир очень нужен

И взрослым и детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)

В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...

Социальный ракурс деятельности музея Боевой славы УКРиС им.А.Давлетова по формированию патриотических ценностей

Основным центром патриотического воспитания учащихся в лицее является Музей Боевой славы. Создание музея, как хранилища истории, памяти – многолетний опыт работы по патриотическому воспитанию мо...

Открытое внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля « По следам боевой славы…»

Мероприятие разработано для проведения в группах СПО и НПО в виде соревнования, посвященное празднованию 23 февраля...

Отчёт учащихся группы 18213 об экскурсии по местам боевой славы ВОВ Кировского района

Отчёт учащихся группы 18213 об экскурсии по местам боевой славы ВОВ Кировского района.(8 октября 2019 года)...

Онлайн-экскурсия по местам боевой славы в г. Воронеж

Благодаря моей работе вы сможете виртуально побывать в местах боевой славы города Воронеж.Всвязи с тем, что моя презентация имеет большой объем, она разделена на 2 части.Приятного просмотра!...

Методическая разработка по открытию уголка боевой славы

В ГБПОУ РТ «Республиканский медицинский колледж» патриотическому воспитанию уделяется большое внимание, которое представляет собой целенаправленную и систематическую деятельность по формир...

Уголок Боевой Славы школьного музея

В презентации представлен уголок Боевой Славы, принимавший участие  в смотре- конкурсе школьных музеев Боевой Славы в 2018 году и ставший победителем в номинации "Маршруты Боевой памяти"...