Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)
статья на тему

В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум» не только в рамках исследований и сохранении исторических экспонатов, но и в активном выполнении воспитательных функций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_muzeya_boevoy_slavy_-_statya.docx18.65 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов

(на примере музея Боевой славы ГПОУ  ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)

Сверчкова А.В., к.п.н., зам. директора по воспитательной работе ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»

В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум» не только в рамках исследований и сохранении исторических экспонатов, но и в активном выполнении воспитательных функций.

Ключевые слова: воспитание, музейная педагогика, формы и методы музейной педагогики, гражданско-патриотическое воспитание, патриотизм, формирование патриотизма, социализация личности, экспозиции музея.

Современные этапы развития нашего общества ставит перед педагогами задачу гражданско-патриотического воспитания, интегрирующего активную деятельность, интеллект, чувства, эмоции.

Социализация личности в условиях деформации гражданского сознания, слабой общественной активности, агрессивности, низкого уровня патриотизма является в учебном заведении приоритетным направлением воспитательной работы.

В нашем техникуме разработана программа патриотического воспитания на основе музейной педагогики. Музей Боевой славы в техникуме отметил 30-летний юбилей. Многие годы по крупицам осуществлялась поисковая работа, все экспонаты приобретали своё почетное место в витринах и на стендах музея. Основные экспозиции музея Боевой славы посвящены освобождению города Алексина и Алексинского района от немецко-фашистских захватчиков в 1941 году воинами 238 стрелковой дивизии, которая формировалась в городе Семипалатинске. Основным фондом стали подлинные экспонаты, привезённые с мест ожесточённых боёв и подаренные ветеранами 238 стрелковой дивизии, материалы переписки с ветеранами и советом музея школы № 30 города Семипалатинска. Они расширяют возможности учебно-воспитательного процесса. При участии преподавателей истории и обществознания, литературы, географии, студенческого совета, совета музея разработана система учебных занятий и внеурочных мероприятий, проводимых с использованием экспозиций и других архивных материалов музея Боевой славы.

Работа студентов в музее учит их быть благодарными, закладывает в душе стремление отдавать, а не только получать, позволяет накопить нравственные, культурные и эстетические качества личности, даёт возможность самостоятельно приобретать знания, проявлять активность и инициативу в организации и проведении патриотических акций. Документирование и вещественные экспонаты формируют представление об истории родины и проявлении патриотизма, отваги в период Великой Отечественной войны.

К проведению работы в музее привлекаются студенты из каждой учебной группы, которые входят в актив и совет музея в роли экскурсоводов, поисковиков, оформителей. Музейная деятельность осуществляется по следующим направлениям: экскурсионно-лекторская работа; культурно-просветительская работа; поисковая и исследовательская работа; работа с фондами; общественная работа; методическая работа.

В рамках экскурсионной деятельности в музее ведутся тематические экскурсии:

- «Обзорная экскурсия»;

- «Участие 238 стрелковой дивизии в обороне г. Алексин и г. Тула»;

- «Не отдали Москву»;

- «Этот день они приближали, как могли» (о Героях-Алексинцах);

- «Выпускники, участвовавшие в локальных войнах»;

- «Преподаватели и сотрудники АХТТ – участники ВОВ».

Особое место в работе музея занимает исследовательская работа. Студенты принимали участие в таких проектах, как: «История моей семьи»; «Преподаватели техникума участники ВОВ»; «Сотрудники техникума – участники Парада Победы»; «70-летию Победы посвящается».

Культурно-образовательная деятельность музея отличается разнообразием форм: от лекций и экскурсий до музейных праздников. Совет музея совместно со студенческим советом организовали и провели в музее встречу трех поколений «Мы вместе» в честь Дня народного единства; встречи за круглым столом с интересными людьми города, ветеранами труда и войн; музейные часы, посвященные историческим датам и дням воинской славы; викторины, посвященные знаменательным датам; вечер поэзии «Стихи на войне»; тематический вечер «Несокрушимая и легендарная» и др.

В ходе организации и проведения мероприятий, посвященных 70-летию Победы, в музее проведены классные часы и уроки мужества «Оборона города Алексин», «День Победы», «Памяти Неизвестного солдата посвящается…», конкурс военной инсценированной песни, совместно с сотрудниками Алексинской центральной библиотечной системы проведён Всероссийский урок Победы «Судьбы опалённые войной» и мастер-класс по поиску родственников, воевавших в ВОВ в рамках акции – памяти «Ищу солдата».

Музей Боевой славы помогает воспитывать подрастающее поколение, поднимает морально-нравственный уровень населения, содействует изучению истории.

Музей посещают учащиеся школ, жители города, директора и преподаватели образовательных учреждений Тульской области. Ежегодно, в сентябре, организуются обзорные экскурсии для студентов нового набора. Таким образом, воспитательная работа музея способствует успешному формированию морально-психологической готовности студентов к защите Родины.

В техникуме музей Боевой славы живёт и развивается, вовлекая новых студентов в музейную деятельность, воспитывая бережное отношение к культурному и историческому наследию, любовь к Отечеству, а педагоги направляют деятельность музея на формирование у студентов таких компетенций, как освоение социальных ролей патриота и гражданина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Реализация задач гражданско-патриотического воспитания во внеурочных мероприятиях по истории и общественным дисциплинам в Кыштымском радиомеханическом техникуме."

Статья посвящена поиску новых форм эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию во внеурочной занятости со студентами средних профессиональных образовательных учреждений....

Физическая подготовка как одно из направлений воспитания будущего специалиста.

Физическая подготовка представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, призванное сформировать физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достиже...

Доклад «Роль изучения истории родного края в гражданско – патриотическом воспитании учащейся молодежи»

Россия… Родина… С чего начинается? Где заканчивается? Или у нее вообще нет ни границ, ни пределов? Может, она живет в нас всегда, до тех пор, пока живем мы, где бы ни были, далеко ли, близко ли от дом...

Основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся в техникуме

Круглый стол для тьюторов учебных групп— с целью познакомиться с основными документами, регламентирующими деятельность педагогов пов области  патриотического воспитания  и обобщить опыт...

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Социальный ракурс деятельности музея Боевой славы УКРиС им.А.Давлетова по формированию патриотических ценностей

Основным центром патриотического воспитания учащихся в лицее является Музей Боевой славы. Создание музея, как хранилища истории, памяти – многолетний опыт работы по патриотическому воспитанию мо...

Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к...