Главные вкладки

    Основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся в техникуме
    консультация на тему

    Круглый стол для тьюторов учебных групп— с целью познакомиться с основными документами, регламентирующими деятельность педагогов пов области  патриотического воспитания  и 

    обобщить опыт работы тьюторов по патриотическому воспитанию обучающихся.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл osnovy_grazhdansko-patrioticheskogo_vospitaniya.docx24.24 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»

    КРУГЛЫЙ СТОЛ

    Основы гражданско - патриотического воспитания

    обучающихся в техникуме

    Подготовила: зам. директора по ВР Сверчкова А.В.

    2015 г.

    Форма проведения: круглый стол

    Участники: тьюторы учебных групп

    Цель работы:

    • познакомиться с основными документами, регламентирующими деятельность педагогов по патриотическому воспитанию обучающихся;
    • обобщить опыт работы тьюторов по патриотическому воспитанию обучающихся;
    • сформулировать основные проблемы в деятельности педагогов по патриотическому воспитанию обучающихся.

    Нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность педагогов по патриотическому воспитанию обучающихся

    • Указ Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»
    • Концепция  патриотического воспитания граждан Российской Федерации
    • Государственная программа  «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
    • Годовой план работы ГОУ СПО ТО «АХТТ» на

    2014-2015 уч. год

    Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности, и, соответственно, появляются новые подходы к её решению. События последнего времени подтвердили, что падение духовных ценностей оказала негативное влияние на общественное сознание большинства молодых людей, резко снизили воспитательное воздействие.

    Патриотическое воспитание в работах В.Г. Белинского, А.И. Чернышевского и К.Д. Ушинского было основано на идеи народности, в работах А.И. Герцена и Н.П. Огарева - связано с изучением в школе родного языка, отечественной истории и словесности.

     Русский религиозный философ И.А. Ильин поднимает вопрос национально-патриотического воспитания, отвечающего существенным качествам народа, направленное на развитие национально-значимых черт личности.

    Педагогические труды А.С. Макаренко раскрывают сущность воспитания патриота-гражданина, личности, способной подчинить свои интересы коллективному делу, способной на производительный труд на благо Отечества.

    В педагогической теории В.А. Сухомлинского понятие «Родина» является центральным.

         В настоящее время в педагогике патриотизм определяется, как «социально-политический и нравственный принцип, выражающий чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов»

    На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

           На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

           Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства.

           Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

    Патриотическое воспитание в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» рассматривается как многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

    Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»

    В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны Программа определяет содержание и основные пути развития системы патриотического воспитания граждан РФ и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

    Цель и задачи Программы

           Основной целью Программы является совершенствование системы патриотического воспитания, обеспечивающей развитие России как свободного, демократического государства, формирование у граждан РФ высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

    Задачи:

    • продолжить создание системы патриотического воспитания;
    • продолжить совершенствование нормативно-правовой и организационно-методической базы патриотического воспитания;
    • шире привлекать к участию в патриотическом воспитании  научные учреждения, общественные организации, трудовые коллективы, отдельных граждан;
    • повышать качество патриотического воспитания в образовательных учреждениях, превратить их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения;
    • проводить научно обоснованную организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

    Основные направления реализации Программы

    Комплекс программных мероприятий предусматривает  охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан Российской Федерации. Однако приоритетным направлением Программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу  в образовательных  учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности.

    Совершенствование процесса патриотического воспитания

    • продолжение и расширение работы по патриотическому воспитанию на всех уровнях деятельности институтов государственной власти;
    • определение приоритетных направлений работы по патриотическому воспитанию на современном этапе;
    • обогащение содержания патриотического воспитания;
    • развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
    • усиление патриотической направленности в курсах социально-гуманитарных дисциплин;
    • разработка учебных курсов по истории Отечества, российской науки и техники применительно к каждой специальности;
    • воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
    • увековечение памяти воинов, погибших при защите Отечества;
    • воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
    • обеспечение взаимодействия субъектов РФ в работе по патриотическому воспитанию;
    • проведение экспертизы гуманитарных и воспитательных программ с целью выявления особенностей формирования патриотических чувств у детей, юношества и других категорий граждан РФ;
    • совершенствование системы подготовки специалистов в области патриотического воспитания.
    • Развитие научно-технических и методических основ патриотического воспитания.
    • Координация деятельности  общественных организаций (объединений) в интересах патриотического воспитания.
    • Информационное обеспечение в области патриотического воспитания.
    • Использование государственных символов России в патриотическом воспитании (в  том числе организация изучения в образовательных учреждениях государственной символики России, порядка официального использования государственного флага, герба и гимна Российской Федерации)

     Оценка эффективности реализации Программы осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей (индикаторов), включающих целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер, научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

    Система работы классных руководителей по патриотическому воспитанию студентов: уроки, классные часы, музейная педагогика, экскурсии, участие в конкурсах различного уровня.

    Цель патриотического воспитания – развитие у молодёжи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование профессионально-значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

    Для достижения этой цели требуется выполнение следующих основных задач:

    - утверждение в сознании и чувствах патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной службы;

    - формирование у молодёжи активной жизненной позиции.

    Среди основополагающих принципов патриотического воспитания, представляющих собой исходные руководящие положения при осуществлении практической деятельности в этой сфере, выделяются:

    • научность
    • гуманизм
    • демократизм
    • приоритетность исторического и культурного наследия России, ее традиций
    • системность, преемственность и непрерывность
    • многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания
    • индивидуальный подход
    • тесная и неразрывная связь с другими видами воспитания.

    Гражданское и патриотическое воспитание неразрывно связаны. По словам А.С. Макаренко, человек не воспитывается по частям. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А так же готовность участвовать в общественной жизни техникума, города, области. Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я – гражданин России» - это идеал, к которому мы стремимся в процессе воспитания. Если патриотизм выражает отношение личности к своей Родине, к ее историческому прошлому и настоящему, то гражданственность связана с принадлежностью человека к тому или иному народу, его политической активностью.

    Воспитание гражданственности и патриотизма – это целенаправленная и систематическая деятельность по формированию у молодёжи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Оно направлено на развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    Гражданско-патриотическое воспитание в техникуме представляет собой целенаправленную деятельность по формированию у студентов  социально значимых ценностей, патриотических качеств личности, активной гражданской позиции.

    С учетом этого содержание патриотического воспитания обусловлено широким социально-педагогическим контекстом и связано с нравственным развитием личности, составной частью которого является формирование гражданина патриота.

    Это направление работы в техникуме осуществляется через различные формы работы: пропаганда патриотизма в процессе преподавания общенаучных и специальных дисциплин; экскурсии в городской краеведческий музей, музей Боевой славы; классные часы, встречи студентов с участниками ВОВ и локальных конфликтов; участие в патриотических культурно-массовых мероприятиях в честь памятных дат; возложение цветов к памятникам воинам; поздравление ветеранов; конкурс патриотической песни, выпуск стенгазет и др.

    В практическом преподавательском опыте это могут быть и традиционные формы проведения занятий (лекции, беседы, семинарские и практические занятия, диспуты и читательские конференции), и нестандартные формы (музейные занятия, уроки-фестивали творчества, занятия с использованием игровых познавательных методик, литературные марафоны, встречи с писателями нашего края, литературно-музыкальные гостиные).

    Внесение патриотических идей в сознание студенческой молодёжи осуществляется с помощью многообразных форм воспитательной работы, в ходе которой происходит превращение данных идей в убеждения, реализующиеся в социальной практике и только тогда мы можем говорить о сформированности патриотического сознания обучающегося.

    Вся система мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию студенческой молодёжи способствует формированию взглядов, совершенствует поведение, формирует идеи, эмоции, настроения, отношения, убеждения и действия, направленные на осознание своего долга перед Родиной и ответственности за её будущее.

    В патриотических ценностях личности важно не только принятие общечеловеческих и национальных понятий, таких, как Жизнь, Мир, Человек, Свобода, Справедливость, Семья, Красота, Труд, Знания, Культура, Отечество, Долг, Верность, Народ, Соотечественник (В.А. Сухомлинский,                       В.А. Караковский). Важно осознанное отношение к этим понятиям. Патриотические чувства сами по себе, не отрефлексированные личностью,  - это только эмоциональное состояние человека.

    Содержание вопросов формирования патриотизма, приобретения навыков практической деятельности находит отражение в учебных планах и программах, планах воспитательной работы классных руководителей, в концепции и программе воспитательной работы техникума, при совместной работе с городскими общественными организациями и объединениями.

    В течение учебного года в техникуме реализуются все пункты раздела «Патриотическое воспитание» в плане воспитательной работы техникума.

    Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, мы уделяем особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанному на изучении ее правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.

    Задача воспитательной деятельности в техникуме – переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении, надо внедрять новые направления работы, например, расширить спектр деятельности патриотической направленности; шире использовать в патриотическом воспитании дискуссионные, проблемные методы.

    Формирование социально активных студентов – граждан, является одним из важнейших направлений воспитания и развития у студентов гражданственности, патриотического и национального самосознания.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

    Статья посвящена 71 годовщине Полного снятия блокады города-героя Ленинграда....

    Статья "Реализация задач гражданско-патриотического воспитания во внеурочных мероприятиях по истории и общественным дисциплинам в Кыштымском радиомеханическом техникуме."

    Статья посвящена поиску новых форм эффективной работы по гражданско-патриотическому воспитанию во внеурочной занятости со студентами средних профессиональных образовательных учреждений....

    Реферат на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»

    Реферат  на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»...

    Роль музея Боевой славы в гражданско-патриотическом воспитании будущих специалистов (на примере музея Боевой славы ГПОУ ТО «Алексинский химико-технологический техникум»)

    В статье рассматривается роль музея Боевой славы в формировании у студентов компетенции – освоение социальных ролей патриота и гражданина. Статья подготовлена на основе анализа деятельности музе...

    Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

    Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

    Выступление на педагогических чтениях МО "ИЦПО "Основы становления гражданско-патриотического воспитания"

    Гражданин России, патриот Отечества, защитник Родины – эти слова не пустой звук для тех, кто посвятил свою жизнь делу возрождения и становления гражданственности и патриотизма, воспитания подрас...