Главные вкладки

    Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.
    статья на тему

     Статья посвящена 71 годовщине Полного снятия блокады города-героя Ленинграда. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                 

                Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся.

         День воинской славы России — День снятия блокады города Ленинграда (1944 год) отмечается в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 1995 года № 32-ФЗ «О днях воинской славы (победных днях) России». 
        В 1941 году Гитлер развернул  военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось. 18 января 1943 года блокада была прорвана, у города появился коридор сухопутной связи со страной. 27 января 1944 года советские войска полностью сняли  длившуюся 900 дней фашистскую блокаду города. 
        В результате побед Советских Вооруженных Сил в Сталинградской и Курской битвах, под Смоленском, на Левобережной Украине, в Донбассе и на Днепре в конце 1943 — начале 1944 года сложились благоприятные условия для проведения крупной наступательной операции под Ленинградом и Новгородом. 
        К началу 1944 враг создал оборону с железобетонными и деревоземляными сооружениями, прикрытыми минными полями и проволочными заграждениями. Советское командование организовало наступление силами войск 2-й ударной, 42-й и 67-й армий Ленинградского, 59-й, 8-й и 54-й армий Волховского, 1-й ударной и 22-й армий 2-го Прибалтийского фронтов и Краснознаменного Балтийского флота. Привлекались также дальняя авиация, партизанские отряды и бригады. 
        Цель операции состояла в том, чтобы разгромить фланговые группировки 18-й армии.  В дальнейшем, действуя на нарвском, псковском  направлениях, нанести поражение 16-й армии, завершить освобождение Ленинградской области и создать условия для освобождения Прибалтики. 
    14 января советские войска перешли в наступление с Приморского плацдарма на Ропшу, а 15 января от Ленинграда на Красное Село. После упорных боев 20 января советские войска соединились в районе Ропши и ликвидировали окруженную Петергофско-Стрельнинскую группировку врага. Одновременно 14 января советские войска перешли в наступление в районе Новгорода, а 16 января — на любанском направлении, 20 января освободили Новгород.
        В ознаменование окончательного снятия блокады 27 января 1944 в Ленинграде был дан праздничный салют. Блокада Ленинграда длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года. Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР - плана "Барбаросса". Ленинград и войска, оборонявшие его,  должны были быть уничтожены. Немцы не смогли прорвать оборону советских войск и решили взять город измором. В блокаде принимали участие немецко-фашистские, финские и испанские войска. Только 3% погибших за время блокады нашли свою смерть от бомб и снарядов; остальные 97% умерли от голода и холода. По официальным данным, от голода погибли 650 тысяч человек. Единственным путем сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро. 22 ноября 1941 года началось движение автомашин по ледовой дороге, которая получила название "Дорога жизни". По этой дороге, беспрерывно обстреливаемой немцами, эвакуировали население и доставляли продукты питания. Всего удалось эвакуировать 1,3 миллиона  человек. 18 января 1943 года в результате успеха операции "Искра" кольцо блокады было прорвано в районе  Шлиссельбурга и через узкий коридор восстановлено снабжение города. 27 января 1944 года Ленинград освобожден от блокады  после мощного наступления Красной армии в ходе операции "Январский гром",  немецкие войска были отброшены от города на 60-100 километров.  В период с 12 по 30 января 1944 войска 67-й армии Ленинградского, 2-й ударной и части сил 8-й армий Волховского фронтов разорвали кольцо блокады и восстановили сухопутную связь Ленинграда со страной. Через образовавшийся коридор (шириной 8-10 км) в течение 17 суток были проложены железная дорога и автомобильная трасса.  

         Понятия "дети" и "война" несовместимы! Однако юным ленинградцам-детям блокадного города  пришлось вместе с взрослыми перенести всю трагедию осажденного города.  Детям было хуже, чем взрослым! Они не понимали, что происходит: почему нет папы, почему мама постоянно плачет, почему постоянно  хочется кушать, почему по визгу сирены надо бежать в бомбоубежище. Детским чутьём они понимали, что в их дом пришла большая беда. Дети вместе с взрослыми встали на защиту любимого города. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах. Более пяти тысяч ленинградских подростков за мужество и героизм, проявленные в дни блокады, были награждены медалями за оборону Ленинграда.         Тридцать девять ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. Вот что было написано в отчете одной из таких школ - 251-й Октябрьского района: - "Из двухсот двадцати учащихся пришедших в школу третьего ноября, систематически продолжали занятия 55. Это одна четвёртая часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре - январе умерло одиннадцать мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”.  В подтверждении этому существует множество  документов и фотоматериалов.

         Можно с гордостью сказать о том,  что учителя блокадного Ленинграда обеспечивали важнейшее из земных благ – образование.

        Сегодня вектор движения образования направлен на формирование новой системы оценки качества обучения.  Каждый раз нам интересен опыт  ветеранов блокадного Ленинграда.  Мы низко кланяемся  подвигу  учителей и учащихся блокадного Города Героя, желаем Им Долголетия, здоровья, счастья!

                 Учитель физики и математики ГБОУ ЦО № 133 Санкт-Петербургаimage1

                                                                            Луговая Татьяна Александровна  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методические разработки: "Технология организации исследовательской работы студентов по дисциплине "История", "Технология гражданско-патриотического воспитания студентов во внеклассной работе"

    В разработке "Технология организации исследвательской работы студентов по дисциплине "История" раскрывается задачи, м етоды, цели организации исследовательской работы студентов.В разработке «Техн...

    взаимодействие семьи и школы в гражданско-патриотическом воспитания, как части духовно- нравственного воспитания учащихся

    Мы уверены, что  родители, работа с семьей поможет осуществить  воспитание нравственности, духовности, гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения, что даст новый импульс духов...

    Реферат на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»

    Реферат  на тему: «Гражданско – патриотическое воспитание обучающихся в ГБПОУ СО «ВСЛ»...

    Основы гражданско-патриотического воспитания обучающихся в техникуме

    Круглый стол для тьюторов учебных групп— с целью познакомиться с основными документами, регламентирующими деятельность педагогов пов области  патриотического воспитания  и обобщить опыт...

    Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

    Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

    ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА гражданско - патриотического воспитания « ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА ОТЕЧЕСТВА» на 2017 - 2020 учебные годы

    Цель: подготовка условий создания системы гражданско-патриотического воспитания.Задачи:изучить нормативную базу, подзаконные акты.разработать, обсудить и утвердить программу по гражданско-патриот...