Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности
статья

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках математики и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на уроках математики и во внеурочной деятельности

Преподаватель математики 1 категории Николаева Н. А.

Самое главное в нашем деле – чтобы в юном сердце жила святыня. Чтобы Отечество, его счастье и могущество, его величие и слава – чтобы все это стало безмерно дорого, незыблемо и непоколебимо, как образ родной матери родного отца, как вечное сияние звезд, как прекрасный мир, открывающий перед глазами человека.
                                                                                                  В. А. Сухомлинский

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современного образования, любого учебного заведения, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под гражданско-патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у обучающихся любви к своей Родине, к родным местам, родному языку, уважение к прошлому своей Родины, к традициям и обычаям своего народа, постоянной готовности к ее защите. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это постоянная работа по созданию у обучающихся чувства гордости за свою Родину и свой народ.

Воспитание в процессе обучения – это только часть целостной воспитательной системы колледжа.

Главной формой обучения и воспитания в образовательном учреждении является урок.

          На занятиях математики гражданско-патриотическое воспитание осуществляется посредством следующих  факторов:

- через содержание образования;

- через методы и формы обучения;

- через использование случайно возникших и специально созданных воспитывающих ситуаций.

- через личность самого преподавателя. Он должен быть любящим свою Родину и родные места.

При обучении математики основными направлениями, способствующими гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, являются:

- использование историко-математического материала;

- проведение нестандартных уроков;

- решение математических задач: прикладного характера и идейной направленности;

- внеклассная работа.

Каждому человеку важно знать, какими были и как жили его давние и недавние предки, что довелось испытать и пережить народам нашей Родины на протяжении прошедших веков. Прошлое народа, страны, человечества изучает наука история. Однако, познакомить обучающихся с некоторыми страницами, фрагментами, эпизодами из отечественной истории можно и на уроках математики и они приоткроют бездонный колодец времени, познакомят с деяниями известных и безвестных русских, собиравших, обустраивавших и защищавших свою землю. Поведают о том бесценном наследии, которое былые поколения оставили нам, их потомкам.

        Важным фактором в системе гражданско-патриотического воспитания является познание исторических данных, показывающих роль учёных-математиков в укреплении оборонной мощи нашей страны с помощью рефератов и сообщений обучающихся. Можно, например, рассказать о работах академика А.Н. Колмогорова и его учеников по теории вероятности, которые использовались в годы войны для нахождения самолетов и подводных лодок противника. Труды   академика А. Н. Крылова по теории непотопляемости и качке корабля помогали военно-морским специалистам побеждать в морских сражениях. Ярким примером в математике, истории и становление развития математики в России связана с именем М.В. Ломоносова. Доступная для обучающихся история и становление ученого очень положительно влияет на обучающихся. Путь из простого народа к вершинам науки. Жизнь и творческая биография выдающихся ученых-математиков С. В. Ковалевской, Н.И. Лобачевского и других являются ярким примером патриотического служения Родине. На их основе формируют понятия долга, преданности Родине.

Еще одним фактором в проведении урока является использование эпиграфа. Эпиграфом могут стать строчки стихотворений, высказывания и афоризмы известных людей не только о математике и математиках, но и патриотического содержания.

Приведу насколько примеров эпиграфов гражданско-патриотического воспитания:

1. «Человек есть дробь. Числитель это – сравнительно с другими – достоинства человека; знаменатель – это оценка человеком самого себя. Увеличить своего числителя – свои достоинства – не во власти человека, но всякий может уменьшить своего знаменателя – свое мнение о самом себе, и этим уменьшением приблизиться к совершенству».

2.  «Арифметика и геометрия нужны каждому воину».  Платон.

3.   «Исторические сведения о математике  своей Родины и ее достижениях

естественно развивают патриотические чувства и любовь к  своей стране,        к своему народу».   И.Я. Депман

4.  «Лучший метод для предвидения будущего развития математических наук заключается в изучении истории и нынешнего состояния этих наук».      

Анри Пуанкаре

Эпиграф  я  записываю на доске или демонстрирую с портретом автора на слайде или прочитываю его в начале урока. Записывать высказывания в тетради обучающимся не нужно, но найдутся те, кто обязательно это сделают или хотя бы задумаются над их смыслом.

Погрузиться в прошлое, реально представить его картины и вместе с тем как бы стать участником былых событий помогут задачи.

Огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований.  Решение задач, включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора обучающихся и познавательного интереса к предмету. И урок математики становится для них не просто уроком, на котором нужно решать, вычислять и заучивать формулы, а пробуждает чувства сопричастности к  величию своей страны, собственных предков. Решение задач с практическим содержанием на уроках математики дает возможность обучающимся задуматься о тяготах военных лет. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе человека.

         Можно составить целый урок, посвященный определенной теме нравственного, патриотического  воспитания, а можно использовать только одно задание, после решения которого сообщить интересную информацию или даже прочитать стихотворение. Опыт показывает, что многие студенты с большим интересом решают задачи, в которых говорится  об их родном крае, городе, деревне, колледже. Так на уроках математики одним из примеров гражданско-патриотического воспитания я всегда провожу несколько уроков по теме «Преобразование логарифмических выражений», на которых обучающиеся знакомятся с историей создания колледжа и его творческого пути, с судьбами людей нашего колледжа, что обогащает обучающихся знаниями родного учебного заведения и вызывает интерес к результатам математических действий.  В ходе урока после каждого задания с помощью полученных ответов, открываются страницы «АЛК».

При изучении темы «Преобразование степенных выражений», в  ходе занятия после каждого задания с помощью полученных ответов, открываются малоизвестные страницы, но значимые события Великой Отечественной войны, что обогащает обучающихся знаниями истории нашего народа  и повышает интерес. Подобные задания  создают условия осмыслить их глубже,  понять все тяготы перенесенные народом войны. Думаю – это важная составляющая патриотического воспитания на уроках математики наших студентов.

В процессе изучения темы обращаемся к страницам истории Великой Отечественной войны, потому что  знать историю необходимо каждому из нас.

Современное поколение детей не могут и представить себе все, что пережила наша Родина за годы войны, но мы не вправе забывать об этом, и помнить о подвиге нашего народа всегда, а не только в праздничные юбилейные дни.

Приведу  примеры некоторых задач с военной тематикой, которые я использую на занятиях математики и во внеурочное время.

1) Задача. Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года. Узнать, сколько дней продолжалась война, поможет вам удивительный квадрат. Выберите из каждой строки и каждого столбца по одному числу. Найдите сумму выбранных четырех чисел. Получите ответ на вопрос.

413

218

474

567

569

374

630

979

195

0

256

349

221

26

282

375

Например:

413+374+256+375=1418

413+374+282+349=1418

474+569+349+26 =1418

Такой вид квадратов называется магическим квадратом.

2) Задача. От подножья кургана до его вершины посетитель проходит 200  гранитных ступеней, так как Сталинградская битва продолжалась 200 дней и ночей. Высота ступени 0,15м, ширина 0,35м. Какова высота Мамаева кургана?

3) Задача. В таблице указаны соотношения сил сторон к началу контрнаступления Красной Армии под Москвой. Сопоставьте численность войск и вооружения СССР и Германии под Москвой.

Численность войск

Численность вооружения

орудия и минометы

танки

самолеты

СССР
Германия

1100000
1708000

7652
13500

774
1170

1000
615

На 608000

На 5848

396

385 в нашу пользу

 4) Например, при изучении темы «Проценты» использую исторический материал времен Великой Отечественной войны о блокаде Ленинграда. Рассказываю о героическом противостоянии ленинградцев, на уроке звучат строки из стихотворений. Обучающимся предлагаются на уроке задачи на вычисление процентов: «Дневной рацион ленинградца составляет 1/8 буханки хлеба. Сколько граммов составляет «осьмушка», если буханка весит 1 кг, и сколько это будет процентов?»

5) Задача. К началу Великой Отечественной войны в городе Ленинграде проживало 3 млн. человек. 653 тыс. человек было эвакуировано. За время блокады погибло от бомбежек и голода 1,2 млн. человек. Сколько  жителей осталось в Ленинграде  после снятия блокады и сколько процентов это составляет от общего числа жителей довоенного города?

Настоящую цену хлеба понимаешь тогда, когда его мало, не хватает. Студенты изучают  много произведений, где говорится, как голодали люди во время засухи, во время войны.

 Здесь уместно  рассказать обучающимся, что хлеб – главное богатство нашей Родины. И пышный каравай, и буханка душистого ржаного хлеба, и сдобная булочка – итог работы сотен тысяч людей. Хлеб – мерило всех ценностей, источник жизни, труда, благополучия и радости. Хлебом-солью встречают гостей. Мы должны ценить хлеб, бережно относиться к нему. Демонстрируется рисунок, где буханка хлеба разрезана на 8 частей. Одна часть лежит отдельно.

Задачи.

1.  Подсчитайте, сколько граммов весит 1/8 часть буханки хлеба массой в 1 кг? (125 г).

2.  Какую часть буханки составляет одна треть от восьмушки?

     (1/24 часть буханки).

3.  Сколько граммов приходится на 1/24 часть буханки? (Примерно 41,66г).

4.  Что больше: 1/24 или 1/16? Представьте, что этими дробями выражаются доли хлебного пайка. В каком пайке больше хлеба? На сколько граммов?

 (В 1/16 части буханки хлеба больше, чем в 1/24 части примерно на 21 г).

 Одна такая “осьмушка” была дневным рационом ленинградцев в самые тяжелые дни блокады этого города. Блокада длилась 900 дней, но самым трудным периодом оказалась зима 1941-1942 гг., когда основные городские припасы были уничтожены немецкими самолетами, а увезти ослабевших детей и стариков, раненых и больных было невозможно, так как все пути из города были отрезаны врагом. Только зимой 1942 г. стал лед на Ладожском озере, и по нему была проложена в город дорога, названная дорогой жизни.

6) Найдите значение выражения: .  Ответ: 102.

Выступление обучающегося: Высота Мамаева кургана  в г. Волгограде 102м. В военное время курган именовался просто, как «высота 102» и являлся важным объектом на военных картах. Сражение за «высоту 102» тянулось 135 суток из 200 дней Сталинградской битвы (с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 г.). Курган был весь изрыт минами, бомбами и пулями. На каждом метре можно было найти до тысячи осколков. В первую весну после войны здесь даже не взошла трава, настолько изранена была земля.

Мамаев курган – важнейшая высота России, святое место для всех людей нашей страны. Здесь состоялась самая ожесточенная и продолжительная битва, превосходившая на тот момент все сражения мировой истории.  (показ слайдов).

 Задачи, которые  использую при изучении различных тем.

  При изучении темы «Проценты»

1) Задача. Во время Великой Отечественной войны погибло примерно 27 млн. советских граждан. Это составляет 40% от общего количества погибших во время второй мировой войны. Сколько человек погибло во время второй мировой войны?

  1. Задача. В Ленинграде продолжали работать хлебозаводы, пекари продолжали печь хлеб. Из чего состоял блокадный хлеб?

С начала 1941 г. хлеб выпекался из смеси (200-граммовый кусок блокадного хлеба):

Пищевая целлюлоза – 20%

Ячменная мука – 4%

Жмых - 4%

Отруби – 4%

Овсяная мука – 4%

Соевая мука – 4%

Солодовая мука – 14%

Горох – 15%

Картофель – 15%

Вода – 16%

Вычислите,  сколько граммов составляет каждый компонент хлеба?

Поставьте разумные вопросы и ответьте на них.

Были и другие примеси и добавки, снижавшие питательность хлеба. Хлеб с целлюлозой был пышным, а на вкус как полынь.

    При изучении темы «элементы комбинаторики и теории вероятностей». 

1) Задача. Стрелок стреляет по мишени. Число попаданий в зависимости от количества выстрелов приведено в таблице:

Количество

 выстрелов

Число

 попаданий

10

8

20

17

30

25

40

33

50

41

60

49

а) Определите частоту попадания в зависимости от количества выстрелов.

б) Представьте эту зависимость графически.

2) Задача. В отряде 25 бойцов. Двоих надо отправить в разведку. Сколько существует вариантов это сделать?

Как показывает практика, на уроках создается благоприятная эмоциональная обстановка.

Краеведческая направленность содержания задач помогает воспитать у обучающихся гордость за свою малую родину. Включение сведений об экономике, культуре своего края, города, поселка расширяют кругозор обучающихся, формируют их социальную адаптацию. При изучении темы «Графики функций» показываю на наглядном примере изменения экономического развития города и области.  Статистические данные экономического развития города применяю для развития исследовательских умений и навыков обучающихся. Студентами подготовлены исследовательские работы «Образование города Фролово в цифрах и фактах», «Математика в защиту экологии», «Математика – помощник экологических проблем» и др.

Задачи экологического содержания позволяют воспитать бережное отношение к природе, чувство сопричастности и ответственности за все происходящее с природой. При изучении тем «Дроби», «Степени», «Корни»,  «Проценты», «Диаграммы» рассматриваются задачи, содержание которых позволяет демонстрировать хозяйственную деятельность человека,  воспитывать гордость за его труд.

Формы и методы работы не ограничиваются, их можно постоянно разнообразить. Для обучающихся очень важно иметь пример для подражания.

Задача преподавателя – умело управлять и принимать активное участие в процессе гражданско-патриотического воспитания и обучении обучающихся.

В заключении, с уверенностью можно сказать, что математика как наука, дисциплина является такой же составной частью как и другие дисциплины в деле гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Путь этот лежит через привитие любви к дисциплинам, а значит любви к тем людям нашей страны, которые создавали эту науку во благо Родины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках математики и во внеурочной деятельности

В статье рассматриваются плюсы и минусы использования информационно-коммуникационных технологий на уроках математики и во внеурочной деятельности....

Обобщение опыта практических результатов профессиональной деятельности на тему: " Развитие экологической компетентности обучающихся на уроках биологии и во внеурочной деятельности"

Цель – развитие экологического мышления обучающихся. Задачи: • формирование познавательного интереса к природе родного края; • формирование основ знаний о том, как человек взаимодействует с приро...

Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности.

Эссе на тему: Духовно-нравственное воспитания школьников на уроках музыки и во внеурочной деятельности. Из опыта работы учителя музыки МОУ Быковская СОШ № 14 Башировой Н.Ю....

выступление на тему "Экологическое образование и воспитание обучающихся на уроках математики»

В выступлениии говорится об экологическом образовании и воспитании обучающихся на уроках математики....

Методическая разработка по теме: «Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»

Методическая разработка по теме:«Исследовательская деятельность обучающихся на уроках математики и во внеурочное время»...

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

Программа внеурочной деятельной деятельности в рамках военно-патриотического воспитания молодежи на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности на тему "Я - патриот России!"

Актуальность: выбранной темы обусловлена тем, что воспитание патриотизма в учебных заведениях имеет огромное значение, так как речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений. В настоящие время...