Образовательный проект «Разнообразие грибов»
презентация к уроку

Литвинова Марина Галиулловна

Образовательный проект «Разнообразие грибов»

 

Паспорт проекта

 

Название проекта

«Разнообразие грибов»

Участники проекта

Дети подготовительной группы «Огонек», родители, воспитатель

Возраст

6 - 7 лет

Учреждение

МБДОУ д/с № 9, г Дивногорска

Характеристика проекта:

Тип проекта

  • Познавательно-информационный;
  • Игровой, творческий – по доминирующему методу;
  • Меж предметный (интегрированный) -  развитие по образовательным областям (социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое);

Вид проекта

Групповой - по числу участников.

Продолжительность 

проекта

3 недели (сентябрь)

Режим работы

Вовремя и вне занятий

Предмет проекта 

«Грибы»

Актуальность проекта

Грибы – загадочные организмы, которые ученые выделяют в отдельное царство – царство грибов.

Огромное количество грибов существует на Земле, некоторые из них опасны, а некоторые, наоборот, очень полезны для человека. Одни едва заметны человеческому глазу, а другие достигают довольно-таки внушительных размеров. Одни человек употребляет в пищу, а другие обходит стороной. И конечно, их нужно знать в лицо, даже детям. Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека. Именно поэтому мы с ребятами решили реализовать проект «Разнообразие грибов».

Проблема

На территории детского сада много грибов, дети редко бывают в лесу и лесопосадках, и практически не имеют знаний о грибах, их роли в природе, не задумываются о том, как их надо собирать, чтобы не навредить грибнице. Представления детей о грибах стереотипны и неверны с экологической точки зрения, и сводятся к тому, что они бывают съедобными – хорошими, и ядовитыми, вредными. Как детям побороть стереотипы и получить верные представления о грибах? Как познакомить детей с грибами?

Цель проекта 

Углубление естественнонаучных представлений и знаний детей о грибах, формирование познавательных навыков.

Задачи проекта

  • Формировать представления детей о грибах, об их строении;
  • Закрепить умение узнавать съедобные и несъедобные грибы.
  • Развивать логическое мышление (составление загадок, придумывание сказок огрибах).

Задачи педагогической деятельности:

  • Познакомить с разнообразием грибов.
  • Познакомить со свойствами съедобных и несъедобных грибов.
  • Познакомить со схемой оказания помощи при отравлении.
  • Формировать умение получать информацию из разных источников.

Формы реализации проекта

  • Чтение художественной литературы;
  •  Беседы;
  •  Наблюдения на прогулке;
  •  Рассматривание иллюстраций и картинок;
  •  Дидактические игры;
  •  Подвижные игры;
  •   Работа с родителями;
  • Презентация творческих, исследовательских работ.

Предполагаемые результаты

У детей появится интерес к изучению окружающего мира, будет формироваться ценностное, ответственное отношение к сохранению родной природы, представление о том, что каждый человек, в том числе и ребёнок, может сделать для сохранения природы.

Дети познакомятся с внешним видом и строением грибов, с разнообразием грибов. Научатся устанавливать причинно – следственные связи между внешним видом и местом произрастания, закрепят представление о необходимости сохранения грибов на земле.

Дети научатся составлять описательный рассказ, познакомятся с произведениями, в которых встречается образ гриба, познакомятся с подвижными, пальчиковыми играми, скороговорками, загадками.

Дети познакомятся с правилами безопасного поведения в природе и при сборе грибов.

Автор проекта

Литвинова Марина Галиулловна - воспитатель

 

План реализации проекта:

1-й этап – целеполагание (метод трех вопросов), постановка задач, определение методов реализации, подготовительная работа с дошкольниками. Консультации с воспитанниками, первичный сбор информации, совместное составление плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий.

2-й этап – практический. Выполнение основных мероприятий проекта.

3-й этап – заключительный. Обобщение результатов проведённой работы, их анализ, формулировка выводов. Презентация творческих, исследовательских работ.

 

Мероприятия с детьми

Мною было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности.

 

Познавательно-исследовательская деятельность: работа со справочной литературой, энциклопедиями. Рассматривание энциклопедии «Грибное царство» Сергея Шустова.

 

Цель: Развитие навыка поиска информации, умения работать с источниками информации.

Задачи:

  • знакомство с грибами, с их строением, внешнем видом, о месте произрастании, многообразии видов грибов;
  • расширять представления детей о явлениях природы осенью;
  • воспитание интереса к изучению окружающего мира; 
  • воспитание бережного отношения ко всему живому;
  • воспитание интереса к изучению окружающего мира.

 

Исследовательские проекты детей:

  •  «Строение шляпочных грибов» - фамилия ребёнка;
  • «У некоторых съедобных грибов существуют ядовитые грибы-двойники» - фамилия ребёнка;
  • «Грибы нашей местности» - фамилия ребёнка;
  • «Грибы в медицине» - фамилия ребёнка;
  • «Правила сбора грибов» - фамилия ребёнка;
  • «Первая помощь при отравлении грибами» - фамилия ребёнка;

 

Речевая деятельность: развитие связной речи.

 

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Грибы».

Задачи:

  • познакомить с обобщающим словом «Грибы», названиями грибов, их внешними признаками, строением;
  • учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов;
  • закрепить употребление предлогов. 
  • ознакомление с произведениями, в которых встречается образ гриба.
  • развитие образного мышления, способности к театральной импровизации.

 

Словесные дидактические игры: «Доскажи словечко», «Исправь ошибку», «Продолжи рассказ», «Съедобные, несъедобные», «Вырос гриб», «Грибок в кузовок», «Найди свой гриб», «Грибы в корзинку».

 

Чтение художественных произведений (сказок, пословиц, поговорок, загадок о грибах).

А.Н. Толстого «Сорочьи сказки. Грибы.», В. Шульжика «По грибы старик собрался…», Т. Николаева «Замечательный зонтик», А.Барто «Грибной поезд», Н. Ермалаева «Мы грибники», В. Ившин «Губи», «Губи салам», Н. Лопатина «Гудырипузъёс», А. Ельцов «Зоргуби», А. Клабуков «Губи базар».

 

Художественно-эстетическая деятельность: познакомить с изобразительным искусством (натюрморт), а так же с картинами, выполненными в различной технике, в том числе нетрадиционными материалами, на которых изображены грибы.

 

Цель: Научить изображать грибы разными способами, 

Задачи:

  • учить работать с бумагой в технике оригами;
  • научатся изображать грибы (рисование, лепка, аппликация, коллаж);
  • составлять и рисовать схемы оказания первой помощи при отравлении;
  • развивать мелкую моторику рук;
  • развивать творческий подход детей к своей работе;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

 

Работы детей: лепка «Грибная полянка», аппликация «Белый гриб», рисование «Грибы», «Мухомор», «В лесу много грибов».,

 

Игровая деятельность: пальчиковые, подвижные игры, в которых присутствует образ гриба.

 

Цель: закрепление представлений о внешнем виде и о месте произрастания грибов.

Задачи:

  • развитие ловкости, быстроты реакции,
  • развитие мелкой моторики рук.
  • воспитание привычки к подвижному образу жизни.

 

Пальчиковые игры «Пять грибов», «Дети в лес грибной пошли ...», «Этот пальчик в лес пошел», «Я корзину в лес беру»,

 

Подвижная игра «Грибок в кузовок», малоподвижная игра «Вырос гриб». 

 

Подведение итогов:

 

Презентация творческих, исследовательских работ.

Презентация творческих работ «Как мы грибы изучали», «Грибы нашей местности», «Вот такой гриб» и т.д.

 

Приложение к проекту

Основная часть

Грибы – это особые организмы, которые растут на земле и имеют очень непродолжительный срок жизни (примерно, 7 дней). Растут грибы преимущественно вблизи деревьев, и некоторые из них даже получили свое название от среды, в которой растут, например, подберезовик, подосиновик, дубовик и т.д.

Почему именно вблизи деревьев (в лесу или посадке)?

Такое место обитания объясняется тем, что грибы не могут самостоятельно обеспечить себя всеми необходимыми для существования веществами, как это делают, например, растения. А вот через корни деревьев получить продукты, которых не хватает, – это очень даже просто для грибов. 

Из чего состоят грибы?

Сами грибы, которые мы употребляем в пищу, состоят из ножки и шляпки, поэтому их и называют – шляпочные (это лишь одна из разновидностей, существующих на Земле, грибов).

Шляпка и ножка – это плодовое тельце гриба. А основная его часть находится под землей и называется грибница. Грибница – это сплетение тонких ниточек, которые пронизывают весь верхний слой почвы.

Грибница, на самом деле очень большая, она может быть такой большой, как целая комнаты и весить почти как слон или бегемот, но только мы ее не видим – она под землей.

Но вернемся к шляпкам грибов, ведь они-то и позволяют нам отличать грибы друг от друга. Шляпки у грибов очень разные и по размеру, и по цвету, и по форме, и по характеру поверхности (плотная, мягкая, гладкая, шершавая, маслянистая и т.д.). По шляпке человек определяет вид и название гриба, а уже по ним может сказать съедобен гриб или нет.

К съедобным грибам относят: опята, подберезовики, подосиновики, белые грибы и т.д.

К несъедобным – опасным грибам относят мухомор, бледную поганку, ложные опята и т.д.

Строение шляпочных грибов

Среди грибов наиболее известны шляпочные грибы: опята, лисички, маслята, подберёзовики, шампиньоны. Все они характеризуются наличием двух частей: грибницы, расположенной в почве и плодового тела, представленного шляпкой и ножкой. Плодовое тело также состоит из гиф, очень плотно переплетённых. В шляпках гифы расположены в два слоя: верхний, покрытый окрашенной кожицей и нижний. Нижняя часть шляпок разных грибов различается по строению. У одних грибов нижний слой шляпки образован пластинками. Такие грибы называют пластинчатыми. У других грибов нижний слой шляпки состоит из множества трубочек, плотно прилегающих друг к другу. Такие грибы называют трубчатыми.

В трубочках или на пластинках гриба образуются споры.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/008e/000c83ad-955e0019/img6.jpg

Съедобные грибы

Съедобными грибами обычно называют грибы, которые можно употреблять в пищу без риска для здоровья, при этом, не подвергая их предварительной тепловой обработке. Они имеют высокую гастрономическую ценность. Съедобные грибы отличаются от несъедобных и ядовитых в первую очередь строением гименофора, формой и цветом плодового тела, и лишь в последнюю очередь запахом.

Ядовитые грибы

Нужно всегда помнить о том, что помимо радости грибы могут принести и горе.Отравление чаще всего происходит тогда, когда человек не умеет

распознавать грибы или делает это небрежно. Ядовитых грибов, которые

являются причиной смертельных или тяжелых отравлений не так уж много

по сравнению со съедобными или безвредными грибами. Поэтому, кто хочет

собирать грибы для еды, должен научиться распознавать хотя бы 20—25

видов ядовитых грибов, которые могут вызвать опасные отравления.

Чтобы сбор грибов доставлял нам радость, и мы бы не боялись за свое

здоровье, всегда лучше собирать для еды только несколько видов грибов,

которые мы хорошо знаем. Весьма рискованно собирать те грибы, в которых

мы не уверены.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/163339/8dafa06e-0cd0-4b48-9012-1c9353bf6ae8/s1200

image

image

 

 

 

У некоторых съедобных грибов существуют ядовитые грибы-двойники.

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/data/images/u173668/t1549099026ae.jpg

 

 

 

Грибы нашей местности

image

image

 

imageimage

Грибы в медицине

Люди всегда пытались найти универсальное лечебное средство, которое

поможет справиться со всеми болезнями. Одним из таких средств могут

стать лекарства, полученные из грибов. Грибы имеют немаловажное

значение в медицине. Еще в далекой древности их начали применять в

народной медицине наравне с травами, плодами и ягодами.

Люди, которых в народе называли знахарями, накапливали свои знания в

области врачевания, передавали их по наследству, держав секрете от

посторонних. Когда на Руси появилась письменность, Большую роль

сыграли рукописные «Травники». В них содержались интересные сведения о

различных средствах и способах врачевания. В народной медицине довольно

широко применяются мухоморы. Они не дают развиваться раковым

опухолям, лечат ангину ревматизм, туберкулёз, заболевания кожи,

настойкой натирают суставы.

В народной медицине использовали другие шляпочные грибы.

Например,кирпично-красные и серно-желтые опенки рекомендовали в качествеслабительного и рвотного средства.Перечным груздем лечили туберкулез.В народной медицине применяется опенок осенний. Этот гриб используюткак слабительное, он помогает лучшему перевариванию пищи.

В народной медицине широко применялся отвар чаги. Отвар чаги улучшает

состояние больных, содействует лечению гастрита и других заболеваний желудочно-кишечного тракта, лечит от рака, туберкулёза, останавливает

кровотечения.

Правила сбора грибов

Надо твёрдо запомнить такие правила

• В лес за грибами нужно идти в удобной одежде и обуви – прогулка

должна доставлять вам удовольствие.

• Собирайте только те грибы, которые хорошо вам известны. Если

возникают сомнения, посоветуйтесь со специалистами. А еслиспециалиста

рядом нет, не берите сомнительный гриб.

• Нельзя собирать грибы в городе, и за городом вдоль шоссейных дорог

• Не берите старые перезревшие грибы. Даже в съедобных боровиках,

подберезовиках могут размножаться ядовитые для человека

микроорганизмы.

• Не кладите свою «добычу» в полиэтиленовые пакеты! Грибы в них

мнутся и ломаются. Кроме того, температура внутри пакета бывает

настолько высокой, что грибы «задыхаются и портятся».

• Перерабатывать грибы нужно сразу же, как вернетесь домой из леса.

Иначе за несколько часов грибы успеют зачервиветь.

• Грибы лучше срезать ножом. Но можно и аккуратно выкручивать из

земли. Главное не ворошить, не разгребать под «корешком» мох, сухие

листья, хвою, не разрушать грибницу.

• Мухоморы и поганки не сшибайте, не топчите ногами.

• Гриб срезай острым ножом осторожно.

• Не трогай незнакомые и несъедобные грибы.

• Сухую листву и мох не переворачивай.

• Не собирай грибы, которых не знаешь.

• Не сбивай и не топчи несъедобные грибы.

• Не собирай те грибы, в съедобности которых есть хоть малейшее

сомнение. Постоянно пополняй свои знания о грибах.

Грибы в загадках

Кто растет в лесу 
У дорожки? 
Есть у них шляпки 
И ножки. (Гриб

Возле леса на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый...(Мухомор)

Если заберусь в корзину –

Будет вам запас на зиму.

Очень я хорош на вкус!

Догадались? Это … (Груздь).

Водят дружный хоровод

Рыжие сестрички.

Каждый сразу тут поймет:

Перед ним … (Лисички).

На пеньке сидит отважно

Кучка храбрецов-ребят.

Их легко узнает каждый:

Кто ж не знает про ….(Опят)?

Я, поганка не простая, —
Очень ядовитая.
Да, представьте, я такая,
Тайной вся покрытая! (Бледная поганка)

Выводы

В результате выполнения проекта:

• познакомились со строением шляпочных грибов;

• узнали, какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым;

• показали, какую опасность для жизни человека представляют ядовитые грибы;

• узнали, какие грибы-двойники существуют;

• узнали, используются ли грибы в медицине;

•познакомились с правилами сбора грибов;

•узнали, что существует много загадок о грибах;

• учились работать с дополнительным материалом;

• поняли, что к природе надо относиться бережно.

 

 

 

Литература

  1. Барто А.Л. Стихи детям. – М.: ООО «Омега - пресс», 2008.
  2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа (от 6 до 7 лет)/ авт. – сост. Н.В. Лобина. – Волгоград: Учитель, 2016.
  3. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба и игра: природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1998.
  4. Шустов С.Б. Грибное Царство. Серия «Иллюстрированная энциклопедия о природе России». – Нижний Новгород: ООО «Издательство «Доброе слово», 2012.
     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подвижные игры.

Малоподвижная игра «Вырос гриб».

Дети строятся в круг, выполняют упражнение под речевое сопровождение; ходьба по кругу.

Меж еловых мягких лап

Дождик кап, кап, кап! (Щелкают пальцами обеих рук)

Где сучок давно засох,

Серый мох, мох, мох! (Трут ладошки друг о друга)

Где листок к листку прилип ( приседают на корточки, медленно поднимаются)

Вырос гриб, гриб, гриб! (Встают на носки, руки вверх.)

Кто нашел его, друзья?

«Грибок в кузовок».

Дети делятся на две равные подгруппы. Она подгруппа – «грибы» (маски- шапочки), вторая- «корзинки» (в масках- шапочках). По сигналу педагога «Грибок в кузовок!» дети разбегаются по всему залу. Корзинки собирают грибы. Затем игра повторяется, и дети меняются ролями.

«Найди свой гриб»

В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов.  Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки. 
На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются, а дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее?

«Грибы в корзинку».

Два «грибника» на одной стороне поля (зала), а 6 -7 грибов муляжей (или картинок) на другой стороне зала. По команде грибники бегут за грибами, берут один съедобный гриб и бегом возвращаются к корзинке. Кто быстрее соберет грибы и не возьмет ядовитый, тот победил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательные проекты

В данном разделе размещены материалы по реализованным и перспективным образовательным проектам...

образовательный проект "Самоменеджмент как средство развития успешной личности"

В начале трудовой карьеры  многие выпускики среднего профессионального образования испытывают трудности адаптации, самоорганизации, саморегуляции эмоционального состояния. Это прив...

Образовательный проект - "Наши обучающиеся - наше будущее"

В последние годы на российском рынке труда растет спрос на квалифицированных специалистов; низкий квалификационный уровень производственного персонала стал одной из основных причин слабой конкурентосп...

Образовательный проект " Ученическое самоуправление"

В настоящее время наиболее актуальным стал вопрос формирования позитивного социального опыта растущего человека, его гражданского становления.Лидерские качества становятся особенно важны для любого че...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ВЕХИ ИСТОРИИ»

laquo;ВЕХИ ИСТОРИИ» (познавательные журналы для обучающихся и родителей) представляют собой перспективное планирование работы по формированию у обучающихся гражданской позиции, информационной и...

Достижения, образовательная деятельность 2022 - 2023. Квиз. Межрайонный этап олимпиады в рамках городского образовательного проекта «Мой район в годы войны». Сертификаты

Достижения, образовательная деятельность 2022 - 2023. Квиз. Межрайонный этап олимпиады в рамках городского образовательного проекта «Мой район в годы войны». Сертификаты...