04.04.2020г. гр.874 Основные понятия дискретной математики
материал

Мунина Александра Анатольевна

цель: познакомиться с основными понятиями дискретной математики, рассмотреть операции над множествами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Основные понятия дискретной математики. Операции над множествами.

Лекционный         материал.

1.1 Понятие множества и подмножества

В дискретной математике любое понятие можно определить с помощью понятия множества, с рассмотрения которого мы и начнем наш курс.

Множество – совокупность объектов, различаемых нашей интуицией.

Объекты, составляющие множество называются элементами этого множества.

Множества обозначаются большими латинскими буквами, а элементы – маленькими латинскими буквами.

Если элемент а принадлежит множеству А, то будем использовать запись https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m2fb30152.gif, в противном случае используется запись https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m65fafa62.gif.

Множество, содержащее конечное число элементов называется конечным. Если множество не содержит ни одного элемента, оно называется пустым. Если множество содержит все элементы, присутствующие в задаче, то оно называется универсальным и обозначается Е.

Множество можно задать различными способами. Самые распространенные это: перечисление элементов: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m5ecd4b8e.gif; указание свойств элементов: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m5165e98f.gif, (после двоеточия указаны свойства х).

Множество А называется подмножеством множества В только тогда, когда любой элемент множества А принадлежит множеству В. записывается это так: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m411ae339.gif если .

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m4aa0fcd6.gif - знак нестрогого включения (говорят В содержит или покрывает А).

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m13c13e97.gif - знак строгого включения.

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m60624129.gif - не включение.

Очевидно: если https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m6ffd3609.gif и https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/39d59d68.gif, то эти множества состоят из одних и тех же элементов и А=В.

1.2 Графическая интерпретация множеств и операций над ними

Для графической интерпретации множеств используют диаграммы Венна, которые имеют следующий вид:

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m7e1163ad.gif

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m6ffd3609.gif

Над множествами выполняются три двуместные операции:

  • Пересечение;
  • Объединение;
  • Разность множеств.

Пересечением множеств А и В (мультипликативная операция) называется новое множество С , которое включает в себя элементы принадлежащие и множеству А и множеству В.

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m110ee5bf.gif

Аhttps://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/6321abf2.gifВ

Пример: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/me874fa3.gif

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/45fafcba.gif

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m27f1b072.gif

Объединением множеств А и В (аддитивная операция) называется новое множество С, состоящее из элементов множества А и из элементов множества В.

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m33522809.gif

АUВ

Пример: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/me874fa3.gif

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/45fafcba.gif

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/6a12e67e.gif

Разностью множеств А и В называется новое множество С, состоящее из элементов, принадлежащих множеству А и не принадлежащих множеству В.

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m22c43156.gif

А\ В из А вычесть В

Пример: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/me874fa3.gif

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/45fafcba.gif

https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m4467caf3.gif.

Кроме рассмотренных двухместных операций существует одна одноместная операция – дополнение. Дополнением множества М является множество https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/8d0592.gif (не М) = https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m117ee064.gif.

Порядок выполнения операций: сначала выполняется одноместная операция дополнения, затем операция пересечения, затем операция объединения и операция разности. Для изменения этого порядка в выражении используют скобки.

1.3 Свойства операций
  1. Ассоциативность;
  2. Коммутативность;
  3. Дистрибутивность.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/027c/0002c19b-a8a2703a/img73.jpg

Выполнение этого условия (свойства ассоциативности) означает, что скобки в выражении можно не расставлять. Сложение и умножение чисел - ассоциативные операции, что и позволяет не ставить скобки (пример: a+b+c; abc) пример неассоциативной операции: возведение в степень (ab)c здесь скобки необходимы.

Операция называется коммутативной. Сложение и умножение являются коммутативными (от перемены мест слагаемых сумма не меняется). Вычисление и деление – некоммутативные, некоммутативной так же является операция умножения матриц.

1.4 Тождества и их доказательство

При выполнении операций над множествами часто приходиться доказывать равенства, т. е. тождества. (В частности, условия приведенные выше являются тождествами, которые необходимо доказать).

Доказать, что M=N, где M и N – выражения с множествами.

Доказательство производится в два этапа: 1) «в одну сторону», 2) «в обратную сторону».

  1. Сначала предположим, что некий элемент х принадлежит левой части равенства: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m73b4661c.gif эта запись звучит следующим образом:

«если https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m4777c7de.gif, то https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/789f225b.gif».

  1. На втором этапе предполагается, что элемент х принадлежит правой части равенства: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/173fb2be.gif.
1.5 Отношения на множествах

Отношения бывают одноместными, двуместными (бинарными) и n-местными. Одноместное отношение– это просто подмножество. Мы остановимся на бинарных отношениях.

  1. упорядоченная пара (x, y) есть совокупность двух элементов записанных в определенном порядке.
  2. Две пары (x, y) и (x1, y1) считаются равными тогда и только тогда x= х, y= y.
  3. Прямым произведением x https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m5f0f4bb9.gify называется совокупность пар (x,y)таких, что https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m4a269856.gif.

Можно привести следующие примеры бинарных отношений:

  • Отношение «иметь общий делитель отличный от 1» выполняется для пар (6,9); (4,2); (2,4); (4,4), но не выполняется для пар (7,9); (4,7).
  • Отношение «быть делителем», т. е. x делит y выполняется для пар (2,4); (4,4), но не выполняется для пар (4,2); (7,9).
  • Отношение выполняется для пар (7,9); (7,7), но не выполняется для пары (9,7).
1.6 Свойства отношений
  1. Рефлексивность;
  2. Симметричность;
  3. Транзитивность.

Отношение обозначается R и записывается так: xRy (x и y находятся в отношении R).

Отношение R называется рефлективным, если для любого https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/18a8458.gifимеет место aRa. Главная диагональ его матрицы содержит только единицы.

Отношение R называется антирефлективным, если для любого https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/18a8458.gifне выполняется aRa. Главная диагональ его матрицы содержит только нули. Отношения https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m276fcfbe.gif= - рефлективные, а отношение < - антирефлективное.

Отношение R называется симметричным, если для пары (а,в)https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/75ba469a.gifиз aRb следует bRa, иначе говоря для любой пары отношение выполняется либо в обе стороны, либо не выполняется вообще. Матрица данного отношения симметрична относительно главной диагонали.

Отношение R называется транзитивным, если для любых a,b,c из aRb и bRс следует aRс отношения https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m276fcfbe.gif= - транзитивны, отношение «пересекаться» – нетранзитивно. (Пример: https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m721a0095.gif пересекается с https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m2915b54f.gif пересекается с https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/6635f4a.gif, однако https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/m721a0095.gif и https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/6635f4a.gif не пересекаются).

Задание №2

Установите какими свойствами обладает каждое из отношений, заданных на R следующими высказывательными формами:

  1. x+y=2;

Решение:

в данном случае заданы отношения + и https://works.doklad.ru/images/32gwryaV7QI/6f5ce2f6.gif.

Подставим в выражение x+y=2 конкретные значения: 1+1=2, последовательно проверим каждое свойство:

Рефлективность: aRа = а+а = 1+1 – условие выполняется , следовательно данное отношение рефлективно.

Симметричность: из aRb следует bRa = из а+b следует b+а = из 1+1 следует 1+1 – условие выполняется, следовательно данное отношение симметрично.

Транзитивность: из aRb и bRс следует aRс данное условие мы проверит не можем, т. к. оно применимо только для трех или более элементов.

Выполнить задачи самостоятельно:

Задача №1

В олимпиаде по математике для абитуриентов приняло участие 40 учащихся, им было предложено решить одну задачу по алгебре, одну по геометрии и одну по тригонометрии. По алгебре решили задачу 20 человек, по геометрии – 18 человек, по тригонометрии – 18 человек.

По алгебре и геометрии решили 7 человек, по алгебре и тригонометрии – 9 человек. Ни одной задачи не решили 3 человека.

  1. Сколько учащихся решили все задачи?
  2. Сколько учащихся решили только две задачи?
  3. Сколько учащихся решили только одну задачу?

Задача № 2

Первую или вторую контрольные работы по математике успешно написали 33 студента, первую или третью – 31 студент, вторую или третью – 32 студента. Не менее двух контрольных работ выполнили 20 студентов.

Сколько студентов успешно решили только одну контрольную работу?

Задача № 3

В классе 35 учеников. Каждый из них пользуется хотя бы одним из видов городского транспорта: метро, автобусом и троллейбусом. Всеми тремя видами транспорта пользуются 6 учеников, метро и автобусом – 15 учеников, метро и троллейбусом – 13 учеников, троллейбусом и автобусом – 9 учеников.

Сколько учеников пользуются только одним видом транспорта?

Требования к отчетности:

  1. Изучаем лекционный материал с задачами и оформляем его в рабочую тетрадь;
  2. Выполнить 3 задачи самостоятельно в рабочей тетради;
  3. Присылаем фотоотчет на почту: vismyt89@mail.ru или в ВКонтакте.

*Для дополнительной информации, можно пройти по ссылке: https://siblec.ru/informatika-i-vychislitelnaya-tekhnika/diskretnaya-matematika


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине Дискретная математика для студентов 2 курса специальности Профессиональное обучение

Контрольная работа по дисциплине Дискретная математика для студентов 2 курса специальности Профессиональное обучение предназначена для проверки знаний и умений по теме Теория соответствий. Отношения...

Открытый урок по дисциплине "Дискретная математика"

В данном разделе представлен материал открытого урока-соревнования (повторение и обобщение пройденного материала) по дисциплине "Дискретная математика"...

Методическая разработка практического занятия для студента "Основные понятия дискретной математики. Элементы теории вероятности"

Методическая разработка практического занятия для студента "Основные понятия дискретной математики. Элементы теории вероятности"...

Учебно-методические материалы для студентов по курсу "Дискретная математика"

В данной разработке  представлены теоритические и практические материалы по темам:элементы теории множеств;формулы логики;булевы функции;предикаты и кванторы...

Методические рекомендации "Дискретная математика"

Методические указания составлены для выполнения самостоятельной работы студентов специальности 2203 "Программное обеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем". Нижневартовск: Государ...

Рабочая программа по дисциплине "Дискретная математика"

      Рабочая программа учебной дисциплины «Дискретная математика» предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную пр...

Взаимосвязь дискретной математики с другими дисциплинами. Практические проблемы, изучаемые методами дискретной математики

1.Определение дискретной математики.2.Взаимосвязь дискретной математики с другими дисциплинами.3.Список литературы по предмету...