ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию
учебно-методический материал

Груздова Милена Николаевна

 

  • особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);
  • диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подвижные игры) по проведению спортивного отбора и спортивной ориентации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sportivnyy_otbor_.docx12.67 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности спортивного отбора в волейболе

1-й этап (начальная спортивная подготовка) — определение пригодности к спортивному совершенствованию. Квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно проводимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности;

2-й этап — оценка перспективности юных спортсменов (целенаправленная подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности, тем более однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализации способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности. Диагностический комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, комплексного исследования психомоторных функций, медицинской экспертизы.

 3-й этап — комплектование команды мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источниками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники СДЮШОР, игроки команд высшей и низших лиг. Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших клубов), по звеньевому варианту (по одному звену из сильнейших клубов) и подбору лучших исполнителей.

 4-й этап — отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт игры с соперником, психологический настрой, мощная игра в отдельных партиях и др.). Отбор кандидатов для занятий волейболом в ДЮСШ (1-й этап) является одним из решающих условий, гарантирующих успех подготовки юных волейболистов и пополнение резервами команд мастеров. Определение круга способностей, от которых зависят эффективность овладения специальными навыками игры и достижение высоких результатов, и составляет суть начального отбора.

Организация

Предварительная подготовка. К моменту отбора в ДЮСШ многие качества в детях еще заметно не проявляются. Чтобы способствовать повышению двигательной активности младших школьников, имеет смысл организовать для них подготовительные группы в школах по профилю волейбола. Имеется положительный опыт влияния предварительной подготовки в секциях по ОФП (подвижные игры, эстафеты, простейшие акробатические и общеразвивающие гимнастические упражнения, бег, прыжки и др.) на более быстрое и эффективное овладение техническими приемами волейбола.

Игровая ориентация

 Агитация и пропаганда. Этот вид работы проводится с целью вызвать интерес у школьников к занятиям волейболом. Важную роль играет наглядная агитация (плакаты, портреты лучших волейболистов, буклеты, таблицы крупных соревнований и др.). Лекционная пропаганда (выступления знаменитых тренеров, спортсменов, выпускников ДЮСШ), выступления в печати (особенно в детской), показательные выступления спортсменов, посещение соревнований, организация простейших спортивных конкурсов и др., создают у школьников притягательный образ вида спорта.

Просмотр в школе. Просмотр должен быть регулярным и неодноразовым. На уроках физкультуры можно визуально оценить два важных фактора: устойчивое стремление детей к двигательному совершенствованию и успешность овладения двигательными навыками. На уроках общеобразовательных дисциплин можно выявить уравновешенность, трудолюбие, дисциплинированность, способность терпеливо выполнять однообразную работу. Наблюдения на внеклассных физкультурных мероприятиях могут определить такую важную черту, как стремление к участию в групповых играх.

Анамнез. Беседы с родителями или их анкетирование дает информацию об атмосфере в семье, которая благоприятствует или препятствует спортивным занятиям ребенка. Иногда необходима разъяснительная работа с родителями. Пополнить информацию о ребятах могут учитель физкультуры и классный руководитель. Центральное звено анамнеза — беседа с детьми. Тренеру необходимо искусное владение методом беседы. Информацию о физкультурной группе, состоянии здоровья, пере242 несенных заболеваниях, некоторых показателях физического развития (длина тела, кисти, сила мышц кисти, становая сила, объем бедра, голени и др.) можно получить у школьного врача. Проведенный анамнез позволяет сделать вывод о целесообразности перехода к диагностике игровой одаренности.

 Диагностика игровой одаренности. Задачами этого этапа является определение способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости, рациональности и оперативности решений, концентрации внимания и координации движений с помощью модельных тестов, построенных на материале подвижных игр.

Видовая ориентация

 Тестирование физической подготовленности. Сюда входят: бег со сменой направлений, прыжки вверх серийно на заданную высоту, бег приставными шагами, доставание подвешенного мяча в прыжке.

 Тестирование одаренности: (тесты для оценки скорости и точности двигательных реакций). 1. Подвижная игра «Охотники и утки». Задание «уткам» — мяч отбивать любым способом. Если отбитый мяч поймает кто-то из стоящих за линией круга, оба получают по 2 очка. Если мяч только отбит, но не пойман, одно очко получает игрок, отбивший мяч. Игрок, осаленный мячом, штрафуется одним очком, а бросавший мяч— одним поощрительным очком. 2. Тест «Три квадрата». На стене маркируются три квадрата (нижний край квадратов — на высоте 1,5-2 м от пола). Задание 1. Тренер бросает мяч в каждый квадрат поочередно. Задача детей поймать мяч после отскока. Задание 2. Тренер бросает мяч не по очереди. Задача детей поймать мяч или дотронуться до мяча. 3. «Пионербол» 4х4.

Исследование оперативного мышления с применением методики «тройка» (М.С.Бриль, А-В.Родионов ). «Ходом ладьи» перемещать фишки, чтобы наименьшим количеством ходов и за наименьшее время поставить их в положение 1-2-3 в верхней части поля.

 Измерение психомоторных показателей — быстро и адекватно отреагировать на изменяющиеся в кратчайшие промежутки времени игровые ситуации. Измеряется простая реакция — время между появлением сигнала и реакцией; сложная реакция — подаются два сигнала, на один из которых надо реагировать, а на другой — нет; реакция на движущийся объект (РДО) — точность временных оценок движущегося объекта. Для этих целей используют реакциометры и хронорефлексометры.

Измерение психофизиологических показателей. Определяются свойства внимания, скорость переработки информации, особенности памяти с помощью бланковых тестов (корректурные таблицы, «кольца Ландольта» и др.).

 Исследование глубинного зрения — правильное восприятие положения предмета в пространстве с помощью аппарата Говарда и др. На основании данных отбора тренер может прогнозировать будущий спортивный рост отобранных для занятий волейболом школьников.

Диагностические методики

Задачами этого этапа является определение
способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и
настойчивости, рациональности и оперативности решений, концентрации внимания и
координации движений с помощью модельных тестов, построенных на материале подвижных игр.
Диагностика интересов и уровня притязаний осуществляется с помощью бесед,
наблюдения, анкетирования по волейболу. Уровень притязаний признается одной из
наиболее устойчивых характеристик личности спортсмена.
Для испытаний можно использовать модифицированные приемы с различной
степенью трудности (например, тесты на точность).
Диагностика способностей к обучению. Необходимо прослеживать динамику
обучаемости, которая выражается в темпах прироста объективных показателей
успешности обучения. Величину прироста обычно вычисляют по формуле Вгуdе:
100(V2 - V1)
W= —--------------------------—
0,5(V2 + V1)
где: V1 и V2— исходный и конечный результаты, W — величина прироста.
Предложить детям стандартную тренировочную программу со следующими
требованиями к ней:
1. Обучение проводить по трем направлениям:
— обучение элементам техники,
— обучение индивидуальным тактическим действиям,
— обучение взаимодействию.
2. Необходимо разрабатывать систему объективных оценок выполнения
программы.
3. Обучение должно базироваться в основном на игровом методе.
Медицинская экспертиза. Установление отклонений в здоровье, которые могут
служить противопоказаниями при отборе, а также определение уровня физического
развития (абсолютная масса мускулатуры и костной ткани, длина стопы, объем бедра,
голени, предплечья, тела, рост, сила мышц кистей рук и становая сила и др.).
Оценка физической подготовленности с помощью специально подобранных
игр, эстафет, метаний и др.

Диагностические методики по проведению спортивного отбора и спортивной ориентации

Педагогическое тестирование. Целью тестирования являлась оценка физической подготовленности юных баскетболистов, степень овладения основными техническими приемами баскетбола, проявление интереса к участию организованных нами занятий различной направленности и выполнению разных игровых ролей.

1. Тесты определяющие уровень физической подготовленности:

Тест «Бег на 20м.». Определяет быстроту бега на 20 м.

Этот тест проводится в спортивном зале, на обычном покрытии (в данном случае баскетбольный паркет). Тестируемый занимает место перед линией старта. По команде «На старт, Внимание, Марш», он начинает бег с максимальным ускорением. По достижении линии финиша он не тормозит, а пробегает её на полной скорости. Время замеряется секундомером, начиная от команды «Старт» и заканчивается когда тестируемый пробежал линии финиша. Записываются две попытки, ранг ставится по лучшей попытке.

Тест «Челночный бег». Определяет скоростную выносливость.

Тестируемый находится на лицевой линии. По сигналу - выполняется рывок до средней линии, наступает ногой на линию, выполняет поворот и рывок до лицевой линии, наступает ногой на линию, выполняет поворот и рывок до противоположной лицевой линии . Фиксируется время выполнения.

Тест: «Прыжок в длину с места». Определяет максимальную длину прыжка с места.

Данный тест проводится в спортивном зале и на резиновом покрытии (смягчает нагрузку на мышцы ног). Тестируемый занимает место перед линией от которой отсчитываются сантиметры. После чего тестируемый совершает 3 попытки, лучшая записывается как окончательный результат.

Тест: «Прыжок в высоту с места». Определяет максимальную высоту прыжка с места.

В этом тесте используется приспособление конструкции В.М. Абалакова “экран прыгучести”, позволяющий измерить высоту подъема общего центра тяжести при прыжке вверх толчком двумя ногами. Лента темного цвета устанавливается к вертикали при помощи длинного шнура, идущего от потолка к стене через три крюка. Лента подвешивается таким образом, чтобы линии были параллельны поверхности площадки. Устройство может быть подвижным, когда нулевое деление каждый раз передвигается к кончикам пальцев занимающегося, в зависимости от роста. Мы использовали стационарное устройство с большим диапазоном показателей. Высота прыжка определяется следующим образом: в начале учащийся встает боком к стене и поднимает одноименную руку вверх - отмечается деление, которого он коснулся. Затем из исходного положения - стоя на всей ступне, из полу-приседа со взмахом рук, выпрыгивает вверх и дотрагивается до измерительного

устройства - отмечается деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не должно выходить за пределы квадрата 50х50 см. Результат учитывается в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности между конечным \ в прыжке \ и исходным \ стоя с поднятой рукой \ показателями. Общее число попыток - 3. Засчитывается лучший результат.

2. Тесты определяющие уровень технической подготовленности:

Тест «Передвижение в защитной стойке»

Игрок находится за лицевой линией. По сигналу арбитра испытуемый перемещается спиной в защитной стойке, после каждого ориентира изменяет направление. От центральной линии выполняет рывок лицом вперед к лицевой линии на исходную позицию. Фиксируется общее время (с).

Тест «Скоростное ведение»

Игрок находится за лицевой линией. По сигналу тренера игрок начинает ведение левой рукой в направлении первых ворот (две рядом стоящие стойки), выполняет перевод мяча на правую руку, проходит внутри ворот и т.д. Каждый раз, проходя ворота, игрок должен выполнить перевод мяча и менять ведущую руку. Преодолев последние, пятые ворота, игрок выполняет ведение правой рукой и бросок в движении на 2-х шагах (правой рукой). После броска игрок снимает мяч с кольца и начинает движение в обратном направлении, только ведет правой рукой, а в конце преодолев последние ворота, выполняет ведение левой рукой и бросок в движении на 2-х шагах левой рукой.

Перевод выполняется с руки на руку

Задание выполняется 2 дистанции(4 броска)

Фиксируется общее время и общее количество заброшенных мячей. В протокол записывается время, за каждый мяч отнимается 1с.

Тест «Передачи мяча»

Игрок стоит лицом к центральному кольцу. Выполняет передачу в щит, снимает мяч в высшей точке и передает его помощнику 1 левой рукой и начинает движение к противоположному кольцу, получает обратно мяч и передает его помощнику 2 левой рукой и т.д.

После передачи от помощника 3 игрок должен выполнить атаку в кольцо. Снимает свой мяч и повторяет тот же путь к противоположному кольцу, отдавая передачи правой рукой.

Передачи выполняются одной рукой от плеча

Задание выполняется 2 дистанции (4 броска)

Фиксируется общее время выполнения и общее количество заброшенных мячей. В протокол записывается время, за каждый мяч отнимается 1с.

Тест «Броски с дистанции»

Игрок выполняет 10 бросков с 5 указанных точек 2 раза - туда и обратно.

Фиксируется общее количество попаданий.

3. Игры, определяющие двигательную активность баскетболистов:

Перед проведением игр все игроки были разделены на 2 команды расчетом на первый-второй в шеренге по росту. Каждому игроку был присвоен порядковый номер. Команды получили различного цвета форму с номерами.

Игра: «Быстро в щит»

Группа делится пополам. Каждая половина играет у своего щита. На линии штрафного броска ставится 5 мячей. Установка играющим - быстро и точно производить броски. По свистку игрок, стоящий на 1 м впереди штрафного броска, подбегает к мячам и бросает их поочередно в щит любым способом. Ему необходимо сделать 5 бросков.

Выигрывает команда, потратившая меньше времени на игру.

Правила:

1. При бросках запрещается переступать линию, на которой расположены мячи.

2. Засчитывается попадание в любую часть щита.

3. Играющий имеет право проводить броски в любой последовательности.

4. Оценивается время, за которое играющий окончил игру.

Каждый из тренеров проводит игру у одного из щитов и фиксирует время, затраченное игроками на выполнение всего упражнения, и количество попаданий.

Игра: «Борьба за мяч»

Игра проводится на баскетбольной площадке обычных размеров и по общему рисунку напоминает баскетбол, но без броска в корзину. Установка команде (5х5) - дольше удерживать мяч в своей команде, препятствуя выполнению такой же задачи противникам. Это препятствие заключается в овладении мячом с помощью перехвата, последующего держания мяча путем обманных действий на месте, ведения и передач партнерам. Выигрывает команда, игроки которой большее количество раз владели мячом.

Правила:

1. С мячом нельзя бегать, но можно вести его попеременно то одной, то другой рукой.

2. Не разрешается ведение одновременно ударяя мяч двумя руками.

3. Запрещаются приемы за которые в баскетболе делают персональные замечания (толчки, удары и т.д.).

4. За овладение мячом игрок получает одно очко. По сумме очков играющие распределяются в ранговом ряду.

Оба тренера фиксируют в протоколе номера игроков, владеющих мячом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...