ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию
учебно-методический материал

Леонова Александра Владимировна

Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pm1_pk_1.6.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности спортивного отбора в волейболе

1-й этап (начальная спортивная подготовка) — определение пригодности к спортивному совершенствованию. Квалифицированному тренеру необходимо не менее двух лет, чтобы, не используя научных методов, поставить более или менее верный диагноз пригодности к спортивному совершенствованию. Спортивная ориентация, организованно проводимая среди младших школьников до их приема в подготовительные группы, позволила бы решить вопрос о спортивной пригодности;

2-й этап — оценка перспективности юных спортсменов (целенаправленная подготовка смены команд мастеров). Здесь не может быть кратковременности, тем более однократной диагностики. Необходим комплекс оценок целого ряда характеристик, связанных с успешностью обучения и реализации способностей в конкретной игровой обстановке различной степени напряженности. Диагностический комплекс состоит из педагогической экспертизы и педагогических наблюдений, стенографирования игровой деятельности и двигательной активности, контрольных испытаний по видам подготовленности, комплексного исследования психомоторных функций, медицинской экспертизы.

 3-й этап — комплектование команды мастеров и сборных команд. Тренер команды имеет не просто сильного игрока, но и подходящего по стилю, по амплуа, совместимого с игровым коллективом. Источниками комплектования команд мастеров являются группы подготовки при команде мастеров, выпускники СДЮШОР, игроки команд высшей и низших лиг. Сборные команды комплектуются по базовому варианту (игроки одного или двух сильнейших клубов), по звеньевому варианту (по одному звену из сильнейших клубов) и подбору лучших исполнителей.

 4-й этап — отбор для конкретных соревнований (оптимальная спортивная форма, опыт игры с соперником, психологический настрой, мощная игра в отдельных партиях и др.). Отбор кандидатов для занятий волейболом в ДЮСШ (1-й этап) является одним из решающих условий, гарантирующих успех подготовки юных волейболистов и пополнение резервами команд мастеров. Определение круга способностей, от которых зависят эффективность овладения специальными навыками игры и достижение высоких результатов, и составляет суть начального отбора.

Организация

Предварительная подготовка. К моменту отбора в ДЮСШ многие качества в детях еще заметно не проявляются. Чтобы способствовать повышению двигательной активности младших школьников, имеет смысл организовать для них подготовительные группы в школах по профилю волейбола. Имеется положительный опыт влияния предварительной подготовки в секциях по ОФП (подвижные игры, эстафеты, простейшие акробатические и общеразвивающие гимнастические упражнения, бег, прыжки и др.) на более быстрое и эффективное овладение техническими приемами волейбола.

Игровая ориентация

 Агитация и пропаганда. Этот вид работы проводится с целью вызвать интерес у школьников к занятиям волейболом. Важную роль играет наглядная агитация (плакаты, портреты лучших волейболистов, буклеты, таблицы крупных соревнований и др.). Лекционная пропаганда (выступления знаменитых тренеров, спортсменов, выпускников ДЮСШ), выступления в печати (особенно в детской), показательные выступления спортсменов, посещение соревнований, организация простейших спортивных конкурсов и др., создают у школьников притягательный образ вида спорта.

Просмотр в школе. Просмотр должен быть регулярным и неодноразовым. На уроках физкультуры можно визуально оценить два важных фактора: устойчивое стремление детей к двигательному совершенствованию и успешность овладения двигательными навыками. На уроках общеобразовательных дисциплин можно выявить уравновешенность, трудолюбие, дисциплинированность, способность терпеливо выполнять однообразную работу. Наблюдения на внеклассных физкультурных мероприятиях могут определить такую важную черту, как стремление к участию в групповых играх.

Анамнез. Беседы с родителями или их анкетирование дает информацию об атмосфере в семье, которая благоприятствует или препятствует спортивным занятиям ребенка. Иногда необходима разъяснительная работа с родителями. Пополнить информацию о ребятах могут учитель физкультуры и классный руководитель. Центральное звено анамнеза — беседа с детьми. Тренеру необходимо искусное владение методом беседы. Информацию о физкультурной группе, состоянии здоровья, пере242 несенных заболеваниях, некоторых показателях физического развития (длина тела, кисти, сила мышц кисти, становая сила, объем бедра, голени и др.) можно получить у школьного врача. Проведенный анамнез позволяет сделать вывод о целесообразности перехода к диагностике игровой одаренности.

 Диагностика игровой одаренности. Задачами этого этапа является определение способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и настойчивости, рациональности и оперативности решений, концентрации внимания и координации движений с помощью модельных тестов, построенных на материале подвижных игр.

Видовая ориентация

 Тестирование физической подготовленности. Сюда входят: бег со сменой направлений, прыжки вверх серийно на заданную высоту, бег приставными шагами, доставание подвешенного мяча в прыжке.

 Тестирование одаренности: (тесты для оценки скорости и точности двигательных реакций). 1. Подвижная игра «Охотники и утки». Задание «уткам» — мяч отбивать любым способом. Если отбитый мяч поймает кто-то из стоящих за линией круга, оба получают по 2 очка. Если мяч только отбит, но не пойман, одно очко получает игрок, отбивший мяч. Игрок, осаленный мячом, штрафуется одним очком, а бросавший мяч— одним поощрительным очком. 2. Тест «Три квадрата». На стене маркируются три квадрата (нижний край квадратов — на высоте 1,5-2 м от пола). Задание 1. Тренер бросает мяч в каждый квадрат поочередно. Задача детей поймать мяч после отскока. Задание 2. Тренер бросает мяч не по очереди. Задача детей поймать мяч или дотронуться до мяча. 3. «Пионербол» 4х4.

Исследование оперативного мышления с применением методики «тройка» (М.С.Бриль, А-В.Родионов ). «Ходом ладьи» перемещать фишки, чтобы наименьшим количеством ходов и за наименьшее время поставить их в положение 1-2-3 в верхней части поля.

 Измерение психомоторных показателей — быстро и адекватно отреагировать на изменяющиеся в кратчайшие промежутки времени игровые ситуации. Измеряется простая реакция — время между появлением сигнала и реакцией; сложная реакция — подаются два сигнала, на один из которых надо реагировать, а на другой — нет; реакция на движущийся объект (РДО) — точность временных оценок движущегося объекта. Для этих целей используют реакциометры и хронорефлексометры.

Измерение психофизиологических показателей. Определяются свойства внимания, скорость переработки информации, особенности памяти с помощью бланковых тестов (корректурные таблицы, «кольца Ландольта» и др.).

 Исследование глубинного зрения — правильное восприятие положения предмета в пространстве с помощью аппарата Говарда и др. На основании данных отбора тренер может прогнозировать будущий спортивный рост отобранных для занятий волейболом школьников.

Диагностические методики

Задачами этого этапа является определение
способностей к взаимодействию, ориентировке, быстроте действий, инициативности и
настойчивости, рациональности и оперативности решений, концентрации внимания и
координации движений с помощью модельных тестов, построенных на материале подвижных игр.
Тест 1. — «Бегуны»
По сигналу бегуны разбегаются по площадке и первый в шеренге «ловец»
выбегает в поле и пытается осалить как можно больше «бегунов». Через 20 с — конец
первой попытки. Далее следующий «ловец» вступает в игру. После вступления в игру
последнего «ловца» — смена ролей.
Тест 2. — «Охота»
* — охотники.
О — утки.
Задача «охотников» — попасть волейбольным мячом в «уток».
Задача «уток» — поймать как можно больше мячей с лета.
Игра — 3 мин. Далее — смена ролей.
Тест 3. — «Борьба за мяч»
Игра на баскетбольной площадке, но без бросков в корзину. Установка командам —
дольше держать мяч в своей команде (передачи, финты, ведение).
Выигрывает команда, игроки которой большее количество раз владели мячом.
243
Тест 4. — «Разведка»
К мячу вызывают одновременно двух игроков — «разведчика» и «часового».
Задача «разведчика» — выбежать из круга с мячом в руках. «Часовой» должен осалить
«разведчика», пока тот не вышел с мячом из круга. Учитываются количество движений
«разведчика» и время от начала движения до касания мяча. Когда сыграют все
участники команд, — смена ролей.
Диагностика интересов и уровня притязаний осуществляется с помощью бесед,
наблюдения, анкетирования по волейболу. Уровень притязаний признается одной из
наиболее устойчивых характеристик личности спортсмена.
Для испытаний можно использовать модифицированные приемы с различной
степенью трудности (например, тесты на точность).
Диагностика способностей к обучению. Необходимо прослеживать динамику
обучаемости, которая выражается в темпах прироста объективных показателей
успешности обучения. Величину прироста обычно вычисляют по формуле Вгуdе:
100(V2 - V1)
W= —--------------------------—
0,5(V2 + V1)
где: V1 и V2— исходный и конечный результаты, W — величина прироста.
Предложить детям стандартную тренировочную программу со следующими
требованиями к ней:
1. Обучение проводить по трем направлениям:
— обучение элементам техники,
— обучение индивидуальным тактическим действиям,
— обучение взаимодействию.
2. Необходимо разрабатывать систему объективных оценок выполнения
программы.
3. Обучение должно базироваться в основном на игровом методе.
Медицинская экспертиза. Установление отклонений в здоровье, которые могут
служить противопоказаниями при отборе, а также определение уровня физического
развития (абсолютная масса мускулатуры и костной ткани, длина стопы, объем бедра,
голени, предплечья, тела, рост, сила мышц кистей рук и становая сила и др.).
Оценка физической подготовленности с помощью специально подобранных
игр, эстафет, метаний и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты,...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию...

ПМ 01. ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию

особенности спортивного отбора в волейболе (этапы, организация, игровая ориентация, видовая ориентация);диагностические методики (упражнения, задания, контрольно-педагогические испытания, тесты, подви...