Социализация детей с ОВЗ (из опыта работы)
статья

Желудкова Людмила Игоревна

В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Можно обучать в специальных коррекционных школах, но все родители отправят своего ребёнка учиться в другой город. Можно организовывать коррекционные классы в общеобразовательных школах. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_s_ovz_iz_opyta_raboty.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ОВЗ

(из опыта работы на примере урока английского языка)

В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Можно обучать в специальных коррекционных школах, но все родители отправят своего ребёнка учиться в другой город. Можно организовывать коррекционные классы в общеобразовательных школах. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное обучение.

Индивидуальная форма обучения предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности, в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся:

Занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями.

Обучение на дому проводится в соответствии с графиком, утверждённым директором школы и согласованным с родителями ребенка или лицом его заменяющим. Педагоги, работающие с детьми на дому, ведут индивидуальный журнал учёта занятий, выставления текущих и итоговых оценок.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Работая в школе, у меня в классе был ребёнок с ОВЗ. Это был 6 класс. Хоть он и был на индивидуальном обучении, ребенок посещал школу. Так же я с ним занималась дистанционно. Это очень удобно, если ребенок пропустил занятие по болезни. Мальчик в контакт со взрослыми вступал избирательно, обычно был очень сдержан и молчалив, но иногда и импульсивен. К заданиям проявлял кратковременную заинтересованность. При неудаче отказывался от продолжения работы, замыкался в себе, молчал. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Внимание неустойчивое.

Мы занимались с ним иностранным языком, в частности, английским. Хотя программа предусматривала изучение иностранного языка со 2 года обучения, знания моего ученика были очень ограничены. Существовали большие пробелы в фонетике, лексике, фразеологии и синтаксисе. Поэтому приходилось уделять времени на многократное повторение этих разделов.

Анализ звуков (транскрипцию) в слове проводила с помощью подвижного алфавита. Он представляет собой набор букв и транскрипционных знаков, из которых ребёнок складывает слова. Чтобы составить слово, ребёнку нужно ясно произнести его и сопоставить каждому звуку символ

Зрительная память у ребенка была развита лучше, чем слуховая, поэтому приходилось всё рисовать, составлять схемы.

Основной задачей обучения чтению является: научить ребенка читать и переводить  доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. Для чтения подбирала тексты с крупным шрифтом и яркими иллюстрациями. В процессе обучения чтению учила разбираться в содержании прочитанного, устанавливали причинно - следственные связи и закономерности для облегчения перевода. Особое внимание уделяла работе с иллюстративным материалом. Было сложно, не всегда всё получалось. Но, несмотря на это, видны были результаты нашей работы. Ученик научился читать по слогам.

В процессе обучения , например, темы «Числительное» старалась научить различным способам к усвоению  знаний, полученных ранее на уроках математики.

Много внимания уделялось применению принципа практической направленности обучения при изучении тематической лексики.. Содержание образования базировалось на таких дисциплинах, как социально - бытовое ориентирование. Вместе учились накрывать стол к чаю, выполнять гигиенические процедуры, ухаживать за комнатными растениями, наводить уборку в классе и в своей комнате, ухаживать за домашними животными.  И все окружающие предметы мы произносили на английском языке и делали тематические карточки, приклеивали их на эти предметы для облегчения запоминания слов.

Я думала, что будет очень тяжело работать с таким ребенком, но прошло время и  стали видны значительные результаты работы. Ученик мог прочитать информацию, мог написать своё имя и фамилию на английском языке, запомнил много тематической лексики.  Ребенок, как мне кажется, стал более общителен, отвечал на вопросы, пересказывал прочитанное c опорой на иллюстрации.

По моему мнению, такие дети как мой ученик не только получают образование, адекватное своим возможностям по моему предмету, но имеет широкие возможности для занятия творчеством, физкультурой и спортом, проведения досуга, общения со сверстниками , а значит – для социализации. Они участвуют в досуговых, культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Такой опыт очень полезен и  показывает, что дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке активно участвуют в праздниках и концертах, поют, читают стихи, исполняют роли, участвуют в играх и конкурсах, то есть являются не зрителями, а именно участниками. Так, мой ученик участвовал дистанционно в творческом конкурсе «Права ребенка глазами самого ребенка» и занял в нем призовое место.

Таким образом, так как есть результат, для данного ребёнка приемлема именно такая форма обучения (индивидуальная).

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для больных детей и детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Оно обеспечивает их социализацию, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный маршрут.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы

Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...

Из опыта работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОГО ЦЕНТРА «ФАКЕЛ» пгт Нагорск Кировской области по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и формированию зд

Методическое объединений заместителей директоров по учебно-воспитательной работе  на уровне образовательного округа.Тема: “Из опыта  работы МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО...

Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов

Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов...