Социализация детей с ОВЗ (из опыта работы)
статья
В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Можно обучать в специальных коррекционных школах, но все родители отправят своего ребёнка учиться в другой город. Можно организовывать коррекционные классы в общеобразовательных школах. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Социализация детей с ОВЗ
(из опыта работы на примере урока английского языка)
В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Можно обучать в специальных коррекционных школах, но все родители отправят своего ребёнка учиться в другой город. Можно организовывать коррекционные классы в общеобразовательных школах. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное обучение.
Индивидуальная форма обучения предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально.
Организация образовательного процесса может иметь свои особенности, в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся:
Занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями.
Обучение на дому проводится в соответствии с графиком, утверждённым директором школы и согласованным с родителями ребенка или лицом его заменяющим. Педагоги, работающие с детьми на дому, ведут индивидуальный журнал учёта занятий, выставления текущих и итоговых оценок.
Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.
Работая в школе, у меня в классе был ребёнок с ОВЗ. Это был 6 класс. Хоть он и был на индивидуальном обучении, ребенок посещал школу. Так же я с ним занималась дистанционно. Это очень удобно, если ребенок пропустил занятие по болезни. Мальчик в контакт со взрослыми вступал избирательно, обычно был очень сдержан и молчалив, но иногда и импульсивен. К заданиям проявлял кратковременную заинтересованность. При неудаче отказывался от продолжения работы, замыкался в себе, молчал. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Внимание неустойчивое.
Мы занимались с ним иностранным языком, в частности, английским. Хотя программа предусматривала изучение иностранного языка со 2 года обучения, знания моего ученика были очень ограничены. Существовали большие пробелы в фонетике, лексике, фразеологии и синтаксисе. Поэтому приходилось уделять времени на многократное повторение этих разделов.
Анализ звуков (транскрипцию) в слове проводила с помощью подвижного алфавита. Он представляет собой набор букв и транскрипционных знаков, из которых ребёнок складывает слова. Чтобы составить слово, ребёнку нужно ясно произнести его и сопоставить каждому звуку символ
Зрительная память у ребенка была развита лучше, чем слуховая, поэтому приходилось всё рисовать, составлять схемы.
Основной задачей обучения чтению является: научить ребенка читать и переводить доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. Для чтения подбирала тексты с крупным шрифтом и яркими иллюстрациями. В процессе обучения чтению учила разбираться в содержании прочитанного, устанавливали причинно - следственные связи и закономерности для облегчения перевода. Особое внимание уделяла работе с иллюстративным материалом. Было сложно, не всегда всё получалось. Но, несмотря на это, видны были результаты нашей работы. Ученик научился читать по слогам.
В процессе обучения , например, темы «Числительное» старалась научить различным способам к усвоению знаний, полученных ранее на уроках математики.
Много внимания уделялось применению принципа практической направленности обучения при изучении тематической лексики.. Содержание образования базировалось на таких дисциплинах, как социально - бытовое ориентирование. Вместе учились накрывать стол к чаю, выполнять гигиенические процедуры, ухаживать за комнатными растениями, наводить уборку в классе и в своей комнате, ухаживать за домашними животными. И все окружающие предметы мы произносили на английском языке и делали тематические карточки, приклеивали их на эти предметы для облегчения запоминания слов.
Я думала, что будет очень тяжело работать с таким ребенком, но прошло время и стали видны значительные результаты работы. Ученик мог прочитать информацию, мог написать своё имя и фамилию на английском языке, запомнил много тематической лексики. Ребенок, как мне кажется, стал более общителен, отвечал на вопросы, пересказывал прочитанное c опорой на иллюстрации.
По моему мнению, такие дети как мой ученик не только получают образование, адекватное своим возможностям по моему предмету, но имеет широкие возможности для занятия творчеством, физкультурой и спортом, проведения досуга, общения со сверстниками , а значит – для социализации. Они участвуют в досуговых, культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Такой опыт очень полезен и показывает, что дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке активно участвуют в праздниках и концертах, поют, читают стихи, исполняют роли, участвуют в играх и конкурсах, то есть являются не зрителями, а именно участниками. Так, мой ученик участвовал дистанционно в творческом конкурсе «Права ребенка глазами самого ребенка» и занял в нем призовое место.
Таким образом, так как есть результат, для данного ребёнка приемлема именно такая форма обучения (индивидуальная).
В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для больных детей и детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Оно обеспечивает их социализацию, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный маршрут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/09/picture-293029-1378709254.jpg)
Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы
Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/16/picture-437873-1542366048.jpg)
«Работа ГБС(К)ОУ школы №10 г. Белореченска VIII вида по учебно-производственной практике и дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в современном обществе».
Профориентация учащихся с ограниченными возможностями здоровья и их дальнейшая социализация в современном мире....
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/19/picture-921253-1497869421.jpg)
«Внеурочная деятельность составляющая воспитательно – образовательного процесса в школе – интернате для детей с ТМНР». (из опыта работы)
Внеурочная деятельность детей с ТМНР....
Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов
Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230904-1364470137.jpg)
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя).
МАТЕРИАЛ ДЛЯ КОНФЕРЕНЦИИ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/22/picture-1389505-1645529169.jpg)
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)
Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/28/picture-675383-1443432636.jpg)
Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...