Социализация детей с ОВЗ (из опыта работы)
статья

Желудкова Людмила Игоревна

В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Можно обучать в специальных коррекционных школах, но все родители отправят своего ребёнка учиться в другой город. Можно организовывать коррекционные классы в общеобразовательных школах. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное обучение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotsializatsiya_detey_s_ovz_iz_opyta_raboty.docx16.36 КБ

Предварительный просмотр:

Социализация детей с ОВЗ

(из опыта работы на примере урока английского языка)

В наше время проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стоит особенно остро. С каждым годом количество таких детей увеличивается и соответственно встаёт вопрос их обучения. Можно обучать в специальных коррекционных школах, но все родители отправят своего ребёнка учиться в другой город. Можно организовывать коррекционные классы в общеобразовательных школах. Но есть дети, для которых необходимо индивидуальное обучение.

Индивидуальная форма обучения предполагает работу учителя с отдельным учеником индивидуально.

Организация образовательного процесса может иметь свои особенности, в зависимости от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся:

Занятия могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями.

Обучение на дому проводится в соответствии с графиком, утверждённым директором школы и согласованным с родителями ребенка или лицом его заменяющим. Педагоги, работающие с детьми на дому, ведут индивидуальный журнал учёта занятий, выставления текущих и итоговых оценок.

Цель коррекционно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ, в конечном счете, – их социальная адаптация, трудоустройство и дальнейшее приспособление к жизни, в том числе в условиях, когда они не выключены из окружающей социальной среды. Необходимо, используя все познавательные возможности детей, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, став взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту и в специальных производственных цехах простую работу, жить по возможности в семье и в трудовом коллективе.

Работая в школе, у меня в классе был ребёнок с ОВЗ. Это был 6 класс. Хоть он и был на индивидуальном обучении, ребенок посещал школу. Так же я с ним занималась дистанционно. Это очень удобно, если ребенок пропустил занятие по болезни. Мальчик в контакт со взрослыми вступал избирательно, обычно был очень сдержан и молчалив, но иногда и импульсивен. К заданиям проявлял кратковременную заинтересованность. При неудаче отказывался от продолжения работы, замыкался в себе, молчал. Работоспособность низкая, быстро утомляется. Внимание неустойчивое.

Мы занимались с ним иностранным языком, в частности, английским. Хотя программа предусматривала изучение иностранного языка со 2 года обучения, знания моего ученика были очень ограничены. Существовали большие пробелы в фонетике, лексике, фразеологии и синтаксисе. Поэтому приходилось уделять времени на многократное повторение этих разделов.

Анализ звуков (транскрипцию) в слове проводила с помощью подвижного алфавита. Он представляет собой набор букв и транскрипционных знаков, из которых ребёнок складывает слова. Чтобы составить слово, ребёнку нужно ясно произнести его и сопоставить каждому звуку символ

Зрительная память у ребенка была развита лучше, чем слуховая, поэтому приходилось всё рисовать, составлять схемы.

Основной задачей обучения чтению является: научить ребенка читать и переводить  доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное. Для чтения подбирала тексты с крупным шрифтом и яркими иллюстрациями. В процессе обучения чтению учила разбираться в содержании прочитанного, устанавливали причинно - следственные связи и закономерности для облегчения перевода. Особое внимание уделяла работе с иллюстративным материалом. Было сложно, не всегда всё получалось. Но, несмотря на это, видны были результаты нашей работы. Ученик научился читать по слогам.

В процессе обучения , например, темы «Числительное» старалась научить различным способам к усвоению  знаний, полученных ранее на уроках математики.

Много внимания уделялось применению принципа практической направленности обучения при изучении тематической лексики.. Содержание образования базировалось на таких дисциплинах, как социально - бытовое ориентирование. Вместе учились накрывать стол к чаю, выполнять гигиенические процедуры, ухаживать за комнатными растениями, наводить уборку в классе и в своей комнате, ухаживать за домашними животными.  И все окружающие предметы мы произносили на английском языке и делали тематические карточки, приклеивали их на эти предметы для облегчения запоминания слов.

Я думала, что будет очень тяжело работать с таким ребенком, но прошло время и  стали видны значительные результаты работы. Ученик мог прочитать информацию, мог написать своё имя и фамилию на английском языке, запомнил много тематической лексики.  Ребенок, как мне кажется, стал более общителен, отвечал на вопросы, пересказывал прочитанное c опорой на иллюстрации.

По моему мнению, такие дети как мой ученик не только получают образование, адекватное своим возможностям по моему предмету, но имеет широкие возможности для занятия творчеством, физкультурой и спортом, проведения досуга, общения со сверстниками , а значит – для социализации. Они участвуют в досуговых, культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Такой опыт очень полезен и  показывает, что дети с проблемами здоровья при соответствующей помощи и поддержке активно участвуют в праздниках и концертах, поют, читают стихи, исполняют роли, участвуют в играх и конкурсах, то есть являются не зрителями, а именно участниками. Так, мой ученик участвовал дистанционно в творческом конкурсе «Права ребенка глазами самого ребенка» и занял в нем призовое место.

Таким образом, так как есть результат, для данного ребёнка приемлема именно такая форма обучения (индивидуальная).

В заключение следует отметить, что, несмотря на ряд трудностей и проблем, с которыми сталкиваются и учитель, и ученик при организации и проведении дистанционных уроков, дистанционное обучение необходимо для больных детей и детей-инвалидов с ограниченными возможностями передвижения. Оно обеспечивает их социализацию, даёт возможность получить образование и выбрать дальнейший жизненный маршрут.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы

Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...

Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов

Изучение опыта работы Клуба любителей чтения в ОК как важного фактора социализации и интеллектуально-духовного развития студентов...

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)

Современные технологии организации игровой деятельности детей старшей группы (из опыта работы воспитателя)...

Статья "Особенности социализации детей дошкольного возраста, в условиях семейной группы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Социализация воспитанника, находящегося в государственном учреждении по той или иной причине, имеет много сложностей, и вообще очень трудоемкий и многообразный процесс. Социализация такого ребенка нач...