Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса
методическая разработка

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mr_k_sr_mdk_05.01.doc106.5 КБ
Microsoft Office document icon mr_k_pr_pm.05.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное  образовательное

учреждение Самарской области

«Борский государственный техникум»

«Согласовано»

Руководитель МК

________Л.В. Блинкова

«___»   __________   2018 г.

Протокол № _____

от «___»________2018 г.

«Утверждаю»

Зам. директора по УПР

________С.В. Ситников

«___» __________  2018 г.

Методические  рекомендации

по выполнению самостоятельных работ

по учебной дисциплине

МДК 05.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста» 

программы подготовки специалистов среднего звена по специальности:

44.02.01  «Дошкольное образование»

Борское, 2018г.

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ  по МДК 05.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста»  составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта, рабочей  программы  по ПМ.05 «Методическое обеспечение образовательного процесса»  для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена,  Положения об учебно-методическом комплексе, Методических рекомендаций по организации самостоятельной работы обучающихся ГБПОУ СО «Борский государственный техникум».

Организация-разработчик:  ГБПОУ СО «Борский государственный техникум»

Разработчик:

Долгих Ольга Павловна, преподаватель ГБПОУ СО «Борский государственный техникум»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Контроль выполнения самостоятельной работы
  3. Критерии оценки
  4. Рекомендации по составлению конспекта
  1. Примерная тематика конспектов, рефератов, докладов, составления таблиц, анализа литературы по теме.
  1. Составление таблицы
  2. Последовательность действий при составлении плана
  3. Правила написания доклада
  4. Требования к написанию реферата
  5. Правила анализа текста.
  6. Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

                                                                                                               


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

          Самостоятельные работы   разработаны в соответствии с рабочей программой по МДК 05.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста»  для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.

          Назначением самостоятельной работы  является закрепление сведений, полученных обучающимися в ходе аудиторных занятий. Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения материала. В процессе самостоятельной работы у обучающегося наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содержания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

уметь:

  • анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;
  • определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;
  • осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;
  • определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;
  • адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;
  • создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;
  • готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;
  • с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;
  • использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;
  • оформлять результаты исследовательской и проектной работы;
  • определять пути самосовершенствования педагогического мастерства;

знать:

  • теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;
  • концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;
  • теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;
  • методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;
  • особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;
  • педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;
  • источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;
  • логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;
  • основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.

Содержание дисциплины ориентировано на формирование профессиональных компетенций по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»:

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Обучающимся предлагаются самостоятельные работы разного уровня и разного содержания. Это позволяет обеспечить дифференцированный подход к организации самостоятельной работы обучающихся.

В ходе самостоятельной работы обучающийся занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам  занятий и выбранной теме доклада, опираясь на список источников, основной и дополнительной литературы настоящей программы, а так же используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. Распределение самостоятельной работы запланировано в следующих видах:

1. Составление аннотации к научной работе.

2. Заполнение таблицы.

3. Подготовка сообщений

4. Подготовка рефератов.

5. Анализ учебной литературы.

         Самостоятельная работа позволят  выяснить прочность и глубину усвоения материала по истории, а также повторить и систематизировать свои знания.

  1. Контроль выполнения самостоятельной работы

Результаты самостоятельной работы обучающегося контролируются преподавателем. Эти результаты учитываются в ходе текущей и итоговой аттестации обучающегося по дисциплине ОПД. 05 «Теоретические основы дошкольного образования» Наиболее целесообразной формой оценки результатов работы является  балльная система. При оценке результатов самостоятельной работы обучающегося учитывается уровень сложности задания. В качестве форм контроля знаний рекомендуются  следующие:

- текущий контроль усвоения знаний на основе устного ответа на вопросы;

- проверка индивидуальных и групповых исследовательских проектов  и их защита;

- проверка рефератов  и их защита;

- проверочные работы;

- промежуточный контроль по окончанию изучения темы или раздела;

- итоговый контроль в виде  зачета.

   При балльной оценке результатов самостоятельной работы студента целесообразно принять следующие критерии: оценка «отлично»; «хорошо»; «удовлетворительно».

3. Критерии оценки:

- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами самостоятельной работы, знаниями и умениями, соблюдает требования к качеству производимой работы;

- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами самостоятельной работы, знаниями и умениями, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;

- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами самостоятельной работы, наличии ошибок, исправленных при помощи преподавателя;

- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не  владеет приёмами самостоятельной работы, знаниями и умениями, допускает серьезные ошибки в работе.

4. Рекомендации по составлению конспекта

Одним из видов самостоятельной работы обучающихся является работа по составлению конспекта по заданной теме. Обучающиеся, используя материал учебного пособия или дополнительные источники,  самостоятельно выполняют работу в тетради.

Составить план, который станет основой конспекта. Определить цель написания конспекта. Выделить его основные смысловые части, определить главное, сделать выводы.

Таким образом, конспект включает в себя основные положения, факты, примеры и выводы. Можно выделить пункты и подпункты. Записать название текста или его части.

Нужно соблюдать  правила цитирования: цитата должна быть заключена в кавычки, дайте ссылку на ее источник, указав страницу.

Рекомендуется оставлять поля для дальнейшей работы над конспектом. На них можно вносить дополнительные записи, замечания и пункты плана.

Таким образом, конспектирование помогает пониманию и усвоению нового материала; способствует выработке умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме; формирует умение излагать своими словами мысли других людей.

4.1 Примерная тематика конспектов, рефератов, докладов, составления таблиц, анализа литературы по теме.

1. Рецензирование статей периодических педагогических изданий по использованию современных образовательных технологий в области дошкольного образования (составление аннотации на статьи).

2. Подбор материала для тематического планирования по разделу программы (составление тематического плана для образовательной деятельности).

3. Определение эффективных способов решения проблем методического характера (анализ планов ДОУ, исправление ошибок).

4. Подбор эскизов оформления интерьера групповых комнат (подготовка экскизов групповых комнат).

5. Анализ использования педагогических технологий в практике ДОУ на современном этапе (по материалам периодической печати).

6.  Подготовка презентации устного выступления (подбор материала для презентации).

7. Структура портфолио (подготовка доклада).

8. Подбор методов исследования в соответствии с этапами опытно-экспериментальной работы (анализ учебной литературы по теме).

5. Составление таблицы

Заполнять соответствующие графы таблицы из прочитанного  текста.

6. Последовательность действий при составлении плана

  1. Прочесть весь текст, чтобы осмыслить его в целом.
  2. При повторном чтении определить и отметить в тексте смысловые границы, т.е. те места, где кончается одна мысль и начинается другая.
  3. Каждому выделенному фрагменту дать название, которое и будет пунктом плана.
  4. Просмотреть текст еще раз. Чтобы убедиться в правильности установления границ смены мыслей и точности формулировок.

План – опорная схема состоит из смысловых опор. Такими опорами могут быть схемы и ключевые слова, отражающие основное содержание текста.

7. Правила написания доклада (сообщения)

  1. Выбери литературу по теме.
  2. Изучи литературу, составь план отдельных разделов.
  3. Составь план доклада (систематизация полученных сведений, выводы и обобщения).
  4. При оформлении доклада используй рисунки, схемы и др.

Время для зачитывания доклада – 5 минут, для выступления с сообщение – 3 минуты.

8. Правила написания реферата

Требования к выполнению реферата

Реферат является научной работой, поскольку содержит в себе элементы научного исследования, а потому к нему предъявляются требования, как к научной работе. Правила оформления научных работ являются общими для всех отраслей знаний и регламентируются государственными стандартами, в частности ГОСТом 7.1 - 84. «Библиографическое описание документа: Общие требования и правила составления», «Правилами составления библиографического описания». При оформлении реферата необходимо соблюдать правила цитирования, правильное оформление ссылок, библиографического списка, правила сокращения.

 Правила

Работа открывается титульным листом, где указывается полное название ведомства, института, факультета, кафедра, тема реферата, фамилии автора и руководителя, место и год написания. На следующей странице, которая нумеруется сверху номером «2», помещается оглавление с точным названием каждой главы и указанием начальных страниц.

Общий объем реферата не должен превышать 15-20 страниц для печатного варианта (обычно опытный студент укладывается в 10-12 страниц).

При печатании текста реферата абзац должен равняться четырем знакам (1,25 см.). Поля границы: левое - 3 см., правое - 1,5 см., нижнее 2 см., верхнее - 2 см. до номера страницы. Текст печатается через 1,5 - 2 интервала. Если текст реферата набирается в текстовом редакторе Microsoft Word, рекомендуется использовать шрифты: Times New Roman Cyr или Arial Cyr, размер шрифта - 14 пт. При работе с другими текстовыми редакторами шрифт выбирается самостоятельно, исходя из требований - 60 строк на лист (через 2 интервала).

Каждая структурная часть реферата (введение, главная часть, заключение и т.д.) начинается с новой страницы. Расстояние между главой и следующей за ней текстом, а также между главой и параграфом составляет 2 интервала. После заголовка, располагаемого посредине строки, не ставится точка. Не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка. Страницы реферата нумеруются в нарастающем порядке. Номера страниц ставятся вверху в середине листа. Титульный лист реферата включается в общую нумерацию, но номер страницы на нем не проставляется (это не относится к содержанию реферата).

 Этапы работы над рефератом

– Формулирование темы

Тема должна быть не только актуальной по своему значению, но оригинальной, интересной по содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

– Составление библиографии

– Обработка и систематизация информации

– Разработка плана реферата

– Написание реферата

– Публичное выступление с результатами исследования

 Структура и правила оформления реферата

Введение

Раздел должен содержать постановку проблемы в рамках выбранной темы и обоснование выбора проблемы и темы.

Основная часть

В данном разделе должна быть раскрыта тема. Для этого в разделе обязательно должно быть отражено:

– Краткий пересказ статьи с использованием изучаемого в курсе понятийного аппарата и инструментария.

– Описание и личную оценку студента (аргументированную на основе материала курса) адекватности приведенных в статье выводов.

Заключение

Раздел должен подводить итог написанному в основной части и содержать выводы о том, что аппарат институциональной теории может привнести в анализ описываемых явлений.

Список литературы

Текст должен содержать ссылки на цитируемые источники, которые все приводятся в данном разделе. В списке литературы обязательно указывать источник, из которого была взята статья.

Работа (эссе или реферат) считается списанной, если в ней присутствуют цитаты длинной в одно предложение без кавычек или пересказ чужих мыслей без указания ссылки на источник в тексте.

9. Правила анализирования текста.

Как написать анализ:

Анализ – это письменное содержательное размышление об элементах текста, литературного произведения или аргумента. Как правило, анализ является ответной реакцией на подсказки учителя. В письменном анализе используются ключевые моменты из текста или литературного произведения, которые помогают составить критическое резюме и обоснование работы. Вы можете научиться писать анализ с помощью вдумчивого чтения, структурирования информации и детального сочинения.

Часть 1 из 5: Подготовка к чтению

1. Внимательно прочитайте задание перед тем, как начать анализировать произведение. Большинство учителей укажет на определенные аспекты в учебном плане, на которые стоит обратить внимание в вашем анализе. К ним относятся герои литературного произведения, образная речь и предмет обсуждения.

  • До того, как углубиться в чтение, определитесь с потенциальными темами для предмета исследования.

2. В процессе чтения пишите аннотацию к тексту. Используйте ручку и выделитель для анализа прочитанного материала. Аннотация поможет глубже проанализировать текст.

  • Выберите тип аннотации для каждого отдельного элемента текста для анализа. Если вы читаете литературное произведение, вы можете обратить внимание на образность речи; определиться с тематикой и дополнительной информацией о персонажах, сюжете и художественной атмосфере произведения. Делайте заметки на полях страницы, чтобы запомнить важность конкретных предложений.
  • Делайте надписи на титульной или последней странице книги. Таким образом, вы сможете выработать собственную систему записей.

3. Выделите страницу в записной книге или на текстовом процессоре на подзаголовки. К ним относятся место действия, персонажи, антагонист, протагонист, тематика, образный язык и система образов. Напротив каждого подзаголовка напишите соответствующие номера страниц. Так, вы сможете быстрее вернуться к наработкам во время работы над анализом.

  • Если вы анализируете научное эссе, скорее всего, вам придется написать такие подзаголовки, как аргументация, доказательства, тезисное утверждение и теория.

Часть 2 из 5: План анализа

1. Еще раз пересмотрите свои наметки до завершения работы с материалом.

2. Определитесь с заданием. Может быть, вас попросили проанализировать работу в общих чертах, или наоборот, сделать анализ конкретного аспекта текста.

  Помните о том, что балл, который вы получите за написание анализа,     зависит от того, насколько точно вы передали задание в своем анализе, и насколько вдумчивым и добротным является ваше сочинение.

3.Определитесь с темами, которые вы хотите обсудить в анализе. Мы приводим вам несколько вариантов на выбор (наличие вступления и выводов обязательно).

  • Проанализируйте повествование и стиль его написания. Если вы анализируете научное эссе, можно проанализировать стиль автора.
  • Обсудите место действия. Определите время и место события, географическое местоположение и другие детали, которые даются читателю для понимания произведения.
  • Обсудите стиль написания автора. В литературном и художественном анализе вы можете обратиться к той же аудитории, что и сам автор. Это будет более надежно.
  • Обсудите персонажей произведения; наличие протагониста и антагониста. Задумайтесь над тем, являются ли они подражанием другим литературным персонажам, насколько они стереотипны и их динамику по ходу произведения.
  • Выберите несколько тем или тезисное утверждение для обсуждения. Выберите из текста цитаты, чтобы вставить в свой анализ.
  • Прибавьте контраргументы. Обсудите спорные аспекты произведения.
  • Определите взаимосвязь произведения и читательской аудитории.

Часть 3 из 5: Аргументация

1.Пересмотрите свои аннотации. Напишите номера страниц напротив каждого пункта плана.

2.Выберите цитаты для каждой отдельной тематики своего анализа. Каждое утверждение должно сопровождаться аргументами из текста.

Часть 4 из 5: Черновой вариант

1.Начните детально описывать каждый пункт плана.

2.Используйте вступление для подведения итогов сочинения.

3.Старайтесь делать выводы из написанных утверждений. Поищите скрытый смысл в цитатах, используемых для аргументации.

  • Старайтесь изъясняться конкретно и избегать общих утверждений. Добротный анализ должен быть понятным и содержательным. Зачастую детальный анализ конкретных аспектов оценивается высшим баллом.

4.Сделайте выводы на основе значения произведения для читателя или общества.

Часть 5 из 5: Просмотр и редактирование

1.Проверьте свою работу. Проверяйте правописание не только с помощью компьютера. Перечитайте работу и проверьте ее на наличие орфографических и грамматических ошибок.

2.Перечитайте свой анализ. Убедитесь, что каждый пункт плана подтверждается соответствующим аргументом и содержательными размышлениями по поводу мыслей автора.

3.Пересмотрите задание, перед тем как делать чистовой вариант. Убедитесь в том, что вы выполнили требования учителя, в том числе и касательно объема анализа, формата и библиографии (в случае необходимости).

Перечень рекомендуемых учебных изданий,

интернет-ресурсов,

дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В.,  Микляева Н.В. Дошкольная педагогика. Основы интерактивного взаимодействия детей и взрослых. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.
  2. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.Г.. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Для бакалавров. - Питер, 2013.
  3. Куликова Т.А ., Козлова С.А.  Дошкольная педагогика.. -  М.:Изд. Центр Академия,  2012.

Дополнительные источники

  1. Козлова С.А.  Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. -  М.,  2004.
  2. Фролова А.Н. Дошкольная педагогика. - Феникс, 2009.
  3. Дыбина, О.В. Подготовка будущих специалистов дошкольного профиля к ознакомлению детей с предметным миром. Монография / О.В. Дыбина – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  1. Козлова, С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. Учебное пособие / С.А. Козлова. - М.: Академия, 1998.
  2. Честнова Н.Ю. – Настольная книга методиста детского сада. Изд. 4-е  Ростов н/Д: Феникс, 2006.

Электронные ресурсы

  1. Дошкольник  - http://doshkolnuk.com/
  2. Познавательное развитие дошкольника - http://www.i-gnom.ru/books/fizicheskoe_vospitanie.html

3.Социальная сеть работников образования - http://m.nsportal.ru/

    4. Фестиваль педагогических идей -

         http://festival.1september.ru/articles/502773/



Предварительный просмотр:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Самарской области

«Борский государственный техникум»

«Согласовано»

Руководитель МК

________Л.В. Блинкова

«___»   августа   2017 г.

Протокол № _____

от «___»__________2017 г.

Утверждаю

Зам. директора по УПР

________С.В. Ситников

«___»    августа   2017 г.

Методические  рекомендации

по проведению практических занятий

по профессиональному модулю

ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса

среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена

44.02.01 Дошкольное образование

                                           (гуманитарный профиль)

Автор-составитель:  О.П.Долгих, преподаватель

                                 

                                 

Организация-разработчик: ГБПОУ СО «Борский государственный техникум»

Борское, 2017.

Содержание.

1

Пояснительная записка

3

2

Инструкции по подготовке и проведению практических работ

5

3

Критерии оценки результатов

13

4

Перечень рекомендуемой литературы

14

1. Пояснительная записка

           Практические занятия разработаны в соответствии с рабочей программой по профессиональному модулю  ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса для среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена.

      Практическая работа - это форма организации учебного процесса, предполагающая выполнение студентами заданий под руководством преподавателя. Дидактическая цель практических работ - формирование у студентов профессиональных умений, закрепление теоретического материала по  профессиональному модулю и выработка навыков его применения.

           Курс  ПМ.05 Методическое обеспечение образовательного процесса предполагает выполнение  практических  работ по:

- МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста – 48 часов.

  В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен

иметь практический опыт:

- анализа и разработки учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе примерных и вариативных;

- участия в создании предметно-развивающей среды;

- изучения и анализа педагогической и методической литературы по проблемам дошкольного образования;

- оформления портфолио педагогических достижений;

- презентации педагогических разработок в виде отчетов, рефератов, выступлений;

- участия в исследовательской и проектной деятельности.

уметь:

- анализировать примерные и вариативные программы дошкольного образования;

- определять цели и задачи, содержание, формы, методы и средства при планировании дошкольного образования воспитанников;

- осуществлять планирование с учетом особенностей возраста, группы, отдельных воспитанников;

- определять педагогические проблемы методического характера и находить способы их решения;

- сравнивать эффективность применяемых методов дошкольного образования, выбирать наиболее эффективные образовательные технологии с учетом вида образовательного учреждения и особенностей возраста воспитанников;

- адаптировать и применять имеющиеся методические разработки;

- создавать в группе предметно-развивающую среду, соответствующую возрасту, целям и задачам дошкольного образования;

- готовить и оформлять отчеты, рефераты, конспекты;

- с помощью руководителя определять цели, задачи, планировать исследовательскую и проектную деятельность в области дошкольного образования;

- использовать методы и методики педагогического исследования и проектирования, подобранные совместно с руководителем;

- оформлять результаты исследовательской и проектной работы;

- определять пути самосовершенствования педагогического мастерства.

знать:

- теоретические основы методической работы воспитателя детей дошкольного возраста;

- концептуальные основы и содержание примерных и вариативных программ дошкольного образования;

- теоретические основы планирования педагогического процесса в дошкольном образовании;

- методику планирования и разработки рабочей программы, требования к оформлению соответствующей документации;

- особенности современных подходов и педагогических технологий дошкольного образования;

- педагогические, гигиенические, специальные требования к созданию предметно-развивающей среды;

- источники, способы обобщения, представления и распространения педагогического опыта;

- логику подготовки и требования к устному выступлению, отчету, реферированию, конспектированию;

- основы организации опытно-экспериментальной работы в сфере образования.

          Обучающийся должен обладать профессиональными и общими компетенциями, включающими в себя способность:

соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

2. Инструкция по подготовке и проведению  практических занятий.

       Тематика и планы проведения практических занятий с перечнем рекомендуемой литературы заранее доводятся до сведения обучающихся. Обучающиеся согласно тематическому плану самостоятельно обрабатывают лекционный материал, рекомендованную литературу. При необходимости - готовят необходимые дидактические материалы.

Инструкция по выполнению практических  работ для  обучающихся:

1. Работы выполняются в тетради или на стандартном листе А 4.

2. Внимательно читайте все задания  и указания по  выполнению практической работы.

3. Если не можете выполнить очередное задание, переходите к следующему.

4. Только выполнив все задания, вернитесь к тем, которые у вас не получились сразу.

        5. Старайтесь работать быстро и аккуратно.

6. Используйте дополнительную литературу,  программы для детских  садов, интернет ресурсы, конспекты.

Практическое занятие проводится в следующем порядке:

1. Сообщение темы, цели и задач.

2. Актуализация опорных знаний и умений обучающихся.

3. Мотивация учебной деятельности.

4. Ознакомление с инструкцией.

5. Подбор необходимых дидактических материалов, средств обучения и оборудования.

6. Выполнение работы обучающимися под руководством преподавателя.

7. Подведение итогов, рефлексия.

Содержание практического занятия определяется перечнем профессиональных умений по конкретному модулю, а также требованиями к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы. Содержанием практических занятий являются:

1. Анализ нормативно-правовой документации по вопросам воспитания, развития и обучения детей дошкольного возраста.

2. Изучение и анализ содержания  вариативных и парциальных программ по вопросам  обучения, воспитания и развития в разных возрастных группах.

3. Проектирование и проведение режимных моментов.

4. Решение ситуативных задач по вопросам воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста.

5.  Организация работы в ДОО.

6.  Проектирование РППС.

7. Составление конспектов занятий, календарно-тематических планов.

8. Анализ и самоанализ занятия (НОД).

Примерная схема решения ситуативной педагогической задачи:

1) что дано (сущность анализируемого действия, процесса, явления, поступка);

2) что известно и в какой степени известное может помочь решению поставленной задачи;

3) гипотезы решения;

4) методы решения;

5) способы предупреждения ошибок;

6) выводы и предложения.

Требования к написанию календарно-тематического плана:

Календарный план  - это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления программы воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы.

В плане отражаются конкретные задачи воспитательно-образовательной работы, основные виды деятельности и способы их организации, средства решения поставленных задач на конкретный отрезок времени.

Основная цель планирования - обеспечение выполнения Программы детского сада. К планированию календарного плана предъявляются определённые педагогические требования:

1. Календарный план работы составляется воспитателями по очереди. Один воспитатель пишет план своей смены на 5 рабочих дней.

2. При работе над планом нужно учитывать реальность его выполнения, систематичность, последовательность, необходимо продумывать его насыщенность разнообразными делами.

3. Каждое запланированное дело должно быть целесообразным, нести в себе воспитательный элемент.

4. Последовательность и систематичность плана работы педагога помогает ему реализовать выдвинутые воспитательные задачи и соблюдать непрерывность самого воспитательного процесса.

5. Одним из важнейших условий составления календарного плана является его согласованность с годовым планом работы ДОУ.

6. План должен быть написан аккуратно, крупным и понятным почерком или напечатан.

7. На первой странице размещается: полное название учреждения, заглавие, номер и возраст группы, имена и отчества обоих воспитателей, а также даты начала и окончания планаС обратной стороны первой страницы: прилагается таблица, в которой зам по УВР делает отметки об их проверке, а также оставляет свои рекомендации.

8. При планировании занятия указывается образовательная область по которой проходит НОД, тема НОД, используемая методическая литература (автор, № страницы,   для того, чобы не указывать каждый раз автора, можно распечатать УМК(учебно-методический комплекс) и вложить после циклограммы, но стр. и № занятия указывать обязательно, например, Обучение грамоте. — «Усвоение звука и буквы М» — Ушакова О. А. стр. 56).

9. Прописывается комплекс утренней гимнасти и гимнастики пробуждения.

10. При написании плана на неделю указывается обязательно  цель.

11.  Прописывается работа с родителями.

12. Обогащение РППС в группе.

13. Сюжетно-ролевая игра с перечислением цели игры, атрибутов и игровых ролей.

14. При планировании индивидуальной работы необходимо уточнять вид деятельности, его цель и с кем конкретно из детей педагог планирует данную работу.

15. Если планируется беседа, прописывается тема, цель, вопросы, оборудование (если необходимо), кому адресована.

16. Игры – какие (название), цель, атрибуты (материалы) проводятся с подгруппой детей и рассчитаны на индивидуальную работу с ребёнком.

17. Планирование режимных моментов. При написании режимных моментов обязательно планировать художественное слово (особенно первая младшая, вторая младшая, средняя группы).

Планирование учебных занятий:

Тема занятия.

Программное содержание (образовательные, развивающие, воспитательные задачи).

Материалы и оборудование.

Виды детской деятельности.

Целевые ориентиры.

Словарная работа (обогащение словаря).

Вопросы.

Художественное слово (название произведения и автор).

Физминутка.

Рефлексия.

Примерная структура рабочей программы педагога:

1. Титульный лист, где указывается:
- Название образовательного учреждения. 
- Кем и когда принята и утверждена программа (номера протоколов и дата).
ПРИНЯТО
Протокол № от ____ года

УТВЕРЖДЕНО
_____________
Приказ №___ от «___»____________
- Название рабочей программы (возраст детей, учебный год).
- Составители программы (ФИО, должность, категория).
- Город и год разработки программы.
2. Содержание программы (оглавление) 
3. Сама программа
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка (с указанием актуальности программы, целей, задач, участников программы, сроки реализации) 
1.2. Нормативные документы на основе чего разработана программа:
- Конституция РФ, ст. 43, 72;
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.); 
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»;
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13;

- Устав ДОУ;
- ФГОС ДО. 
1.3. Основные характеристики особенностей развития детей данной группы (Возрастные особенности) 
1.4. Список детей с указанием даты рождения и возраста на 1сентября.
1.5. Психологические и индивидуальные особенности детей данной группы (характеристика на коллектив группы, а не на каждого ребенка)
1.6. Социальный паспорт группы на 1 сентября (сведения о родителях)
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ (на холодный и теплый период) 
2.2. Система закаливающих мероприятий
2.3. Систему оздоровительных мероприятий
2.4. Организацию двигательного режима
2.5. Расписание организованной образовательной деятельности (сетка занятий)
2.6. Циклограмма образовательной деятельности на неделю или день (по требованию руководства) 
3.Содержательный раздел 
3.1 . Перспективно-тематическое планирование на год (в данный раздел можно включить «Роботу с родителями», если она не выносится отдельным планом) 
Тема недели Цель Пополнение развивающей среды
3.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
3.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» 
3.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» 
3.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие»
3.6. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Перспективное - тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
4. Планируемые результаты освоения Программы. 
В данном разделе описываются базисные знания, умения и навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации конкретной образовательной области. 
5. Система мониторинга.
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности и др.) и высокоформализованных (тестов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг образовательного процесса (Приложение № 1)
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами детского сада (воспитателями и специалистами). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов. 
Мониторинг детского развития (Приложение № 2)
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями, другими специалистами) и медицинским работником (врач-педиатр). Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.
6. Перспективное планирование по взаимодействию с родителями.
4. Список литературы.
В списке литературы указываются все программы, методические издания и учебные пособия, использованные для разработки Рабочей программы и используемые в процессе ее реализации. Список строится в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
В списке материально-технического оснащения перечисляются:
Печатные пособия.
Технические средства обучения и средства ИКТ.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Игровой и дидактический материал.
Демонстрационные пособия.
Музыкальные инструменты и т.д.
5. Приложение 
Приложения разрабатываются в зависимости от желаний и потребностей педагога. Это могут быть:
- описание игр и упражнений;
- картотеки (прогулок, утренней гимнастики и т.д.);
- сценарии групповых мероприятий; 
- сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
- сценарии различных форм взаимодействия с родителями;
- визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, буклеты, памятки) и др.


Требования к оформлению рабочей программы  устанавливается в положении ДОО о разработке рабочей программы. 
Примерные требования к оформлению рабочих программ:
Текст набирается в редакторе Wordfor Windows шрифтом Times New Roman, кегль 14, таблицы заполняются кегль 12, 
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,5 см, поля со всех сторон 2 см. 
Готовая программа прошивается (брошюруется), страницы нумеруются. 
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения. 
Список литературы строится в алфавитном порядке, допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.
Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения (печатью на титульном листе). 
Педагог оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу реализации работы. 
Вариативная часть рабочей программы пишется и брошюруется отдельно, тесно переплетается с основной программой только в еженедельном планировании, которое целесообразно вложить в приложение.

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО:

-    принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

-    принцип активности, самостоятельности, творчества;

-    принцип стабильности — динамичности;

-    принцип комплексирования и гибкого зонирования;

- принцип эмоциогенности  среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

-    принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

-    принцип открытости — закрытости;

-    принцип учета половых и возрастных различий детей.

Основные элементы пути самосовершенствования педагогического мастерства

1. Выбор актуального направления для изучения.

2. Самоанализ.

3. Составление плана своих действий.

4. Составление списка литературы для изучения.

5. Проведение процедуры самоконтроля.

Структура проекта:

Введение (пояснительная записка)

1. Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению).

2. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична).

3. Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.).

4. Методы и формы работы, направленные  на  реализацию задач  проекта.

5. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат).

IПлан-график мероприятий (деятельность в рамках проекта).

 Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности. Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь

Этот раздел  состоит из 3-х ЭТАПОВ:

I этап – предварительный: мониторинг  знаний детей,  анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: (примерная форма оформления)

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.

На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы

IIОценка результатов и отчетность

Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат.  

III. Приложения

В приложении может быть вынесен материал, который  прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей).

3. Рекомендации к оцениванию практических работ.

           При проверке преподаватель должен объективно оценивать ответы студентов. Ответ должен быть полным, исчерпывающим на конкретно поставленный вопрос.

       С целью выявления объективных знаний  за неряшливо выполненную работу отметку не снижать.

Критерии оценки:

- оценка "5" (отлично) - обучающийся уверенно и точно владеет приемами работ практического задания, соблюдает требования к качеству производимой работы, умело пользуется оборудованием;
- оценка "4" (хорошо) - владеет приемами работ практического задания, но возможны отдельные несущественные ошибки, исправляемые самим обучающимся;
- оценка "3" (удовлетворительно) - ставится при недостаточном владении приемами работ практического задания, наличии ошибок, исправляемых с помощью преподавателя;
- оценка "2" (неудовлетворительно) – обучающийся не умеет выполнять приемы работ практического задания, допускает серьезные ошибки.
 

4. Список рекомендуемой литературы для подготовки к практическим занятиям.

Основные источники:

1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С.А. Смирнова. 4-е изд., испр. - М.: "Академия", 2015.

Дополнительные источники:

1. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной ассамблеей ООН от 20 ноября 1989. Вступила в силу 15 сентября 1990 г.

2. Конституция РФ от 12.12.1993 г.

3. Конвенция дошкольного воспитания от 06 июня 1989 г. № 7/1.

4. Закон РФ «Об образовании».

5. Семейный кодекс РФ от 08.12.1995 г. в редакции от 02 января 2000г. №-32-ФЗ.

6. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 09 июля 1998 г.

Интернет-ресурсы:

1.   http://vospitately.ru/

2.   https://dohcolonoc.ru/

3.   http://doshkolnik.ru/

4.   https://www.maam.ru/

5.   http://vospitatel.com.ua/

6.   http://doshvozrast.ru/

7.   http://pochemu4ka.ru/

8.   https://solnet.ee/

9.   https://nsportal.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 02.01. Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации.

Методические рекомендации составлены в соответствовании с требованиями ФГОС. Данные методические рекомендации предлагаются курсантам для организации внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ Страховое дело 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Данные методические рекомендации предлагаются курсантам для организации внеаудиторной самостоятельной работы по Социальному страхованию. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с основно...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ МДК 04.02 Социальное страхование 030912 «Право и организация социального обеспечения»__

Данные методические рекомендации предлагаются курсантам для организации внеаудиторной самостоятельной работы по Социальному страхованию. Методические рекомендации подготовлены в соответствии с основно...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспече...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физического развития

Методические рекомендации  для обучающихся по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и...

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками образовательной организации

Методические рекомендации для обучающихся  по выполнению самостоятельных работ и по проведению практических занятий по ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками об...