НОД по речевому развитию в старшей группе №7 (2).
план-конспект занятия

Прищенко Татьяна Валерьевна

Продолжаем работать по теме недели "Встречаем птиц". Закрепляем понятия о перелетных птицах. Формируем артикуляционный аппарат детей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_rechevomu_razvitiyu_v_starshey_gruppe_no7_2.docx129.7 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые  родители!

Дистанционное обучение «Дома некогда скучать!»

Дистанционное обучение дошкольников по теме недели «Встречаем птиц».

В силу сложившихся обстоятельств мы оказались перед необходимостью реализовать обучение дистанционно.

Для того чтобы Ваша самоизоляция совместно с детьми дома проходила полезно, активно и плодотворно предлагаю Вашему вниманию дистанционное обучение детей старшей группы №7.

Дистанционное обучение предполагает рекомендации для родителей по воспитанию и обучению детей. Это задания, упражнения и игры с детьми для занятий дома по актуальным темам группы.

Цель дистанционного обучения: Оказание педагогической помощи родителям детей дошкольного возраста.

Задачи: Формирование у родителей теоретических и практических педагогических знаний о детях и их особенностях. Обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Представленные по темам дистанционного обучения методические разработки помогут Вам, родители, познакомиться с темой недели «Встречаем птиц».

Продуктивного Вам обучения!

НОД по речевому развитию в старшей группе №7.

Тема: Перелетные птицы.

Цель: Обобщить полученные знания по теме "Перелетные птицы".

Задачи:

1. Обучающие:

-активизировать и обогащать словарный запас, используя в речи слова и словосочетания, характеризующие птиц;

- уточнить представления детей о необходимости отлёта в тёплые края,

- учить образовывать множественное число существительных;

- образовывать уменьшительно- ласкательную форму;

- формировать артикуляционный аппарат детей.

2. Развивающие: развивать мышление, внимание, память.

3. Воспитательные: воспитывать доброе отношение детей к природе и птицам.

Материалы и оборудование: презентация.

НОД

Деятельность воспитателя(родителей)

Деятельность детей

I.Организационная часть.

 - Звучит аудио запись с пением птиц.

- Вы догадались чье это пение?

- Кто такие птицы?

Психологический настрой

Ответы детей.

II.Введение в тему

- Правильно это  те, которые летают, поют песни, вьют гнёзда, несут яйца.

- Птицы которые к нам прилетели, как их называют?

- Некоторых из них вы уже знаете, назовите их.

Перелетные

Ответы детей.

1)Изучение нового материала.

- А теперь, давайте отгадаем загадки:

1) Ходит в красной тюбетейке, И сидит не на скамейке, А на дереве в лесу, И почти что навесу. Постучит, букашку схватит Знаменитый “доктор”…

2) Пробегает по дорожке

На коротких тонких ножках.

Часто хвостиком трясёт,

И под крышею живёт.

Комары её закуска.

Это птичка - …

3) Полосата грудка, ножки Как в оранжевых сапожках. Только что-то эта птица, Вовсе в мамы не стремится. Разрешения не спросит, Воробьиным яйца бросит. Мухоловки, горихвостки Растят деток вертихвостке. В жаркой Африке зимует, Лишь самец ее кукует. «Кли-кли-кли», – в ответ подружка. Беззаботная…
- Назовите птиц, которые остаются у нас зимовать?  

- А какие являются  перелётными?

- По каким приметам можно узнать дятла, трясогузку, кукушку?

Дятел.

Трясогузка

Кукушка

Дятел,

Трясогузка, кукушка

Ответы детей.

2) Гимнастика для глаз

 «Кукушка»

(укрепление глазных мышц)

Дети вытягивают вперѐд правую руку и фиксируют взгляд на указательном

пальце. Это «кукушка».

Летела кукушка мимо сада,

Поклевала всю рассаду

Медленное движение взглядом влево – вправо, не поворачивая головы.

И кричала: «Ку-ку-мак,

Раскрывай один кулак!»

Прослеживают движения пальца вверх-вниз.

Ты, кукушка, не кричи, а немножко помолчи.

Закрывают глаза ладонями.

Дети выполняют упражнения.

3) Игра «В лесу»

- Мы отправляемся в лес, где можно встретить много разных птиц.

Посмотрите, как здесь красиво, сколько здесь много птиц.

-Скажите, как называется эта птица? Что вы можете рассказать о ней?

Ласточка – меньше воробья, окраска перьев темная, грудка белая, крылья широкие. Хвост раздвоенный. Ласточка ловит комаров, мух.

Скворец – голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым отливом.  На голове черный хохолок. Питается жуками, гусеницами, бабочками. 
Грач – птица среднего размера. Черного цвета. Истребляет вредных насекомых. 

Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв.

Дятел - это небольшая птица, размером как две ладони. Тело птиц имеет вытянутую форму. Клюв продолговатый, острый и прочный. Крылья небольшие, за счет чего дятел может очень просто передвигаться между деревьями. А также ползать по стволам и даже висеть вниз головой на ветвях деревьев. Голова дятла надежно защищена от сотрясений. Украшение их окрас - красная шапочка на голове или румяные щечки. У дятла своя работа. Стучать целый день клювом по стволу дерева.

Трясогузка - стройная и грациозная. Спинка и бока у нее серые, брюшко белое, верхняя часть грудки, хвост и крылья черные, блестящие, украшенные по краям белыми перышками. Трясет хвостиком.

Дети рассматривают презентацию «перелетные птицы».

4) Физкультурная минутка.

Птички

Птички в гнездышке сидят (приседают).

И на улицу глядят (повороты головы),

Погулять они хотят (кивают головой)

И тихонечко летят (разлетаются, машут руками)

Дети выполняют упражнения.

5) Заучивание скороговорки.

-Ребята, послушайте скороговорку о кукушке. Давайте ее заучим:
Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

 Как в капюшоне он смешон!

Дети заучивают скороговорку.

Начинать заучивать в медленном темпе, проговаривая каждый звук (шепотом - медленно, постепенно усиливая громкость голоса – быстрее)

6) Игра «Один - много».

-  Я буду бросать мяч, а ты мне будешь его возвращать с ответом.

- Грач (грачей).

- Аист (аистов).

- Жаворонок (жаворонков).

- Скворец (скворцов).

- Ласточка (ласточек).

- Кукушка (кукушек).

- Птица (птиц).

- Гнездо (гнёзд).

- Птенец (птенцов).

- Дятел (дятлов).

- Трясогузка (трясогузок).

Дети выполняют задание

7)  Игра «Назови ласково»

- Я буду бросать мяч, а ты мне будешь его возвращать с ответом.

Журавль – журавушка

Скворец – скворушка

Утка – уточка

Лебедь – лебедушка

Цапля – цапелька

Кукушка – кукушечка

Дятел – дятлушка

Трясогузка - трясогузочка

Птенец – птенчик

Перо- перышко

Дети выполняют задание.

7)Обобщение.

-Ребята, сегодня мы говорили  о перелетных птицах.

-Давайте вспомним о каких перелетных птицах мы сегодня говорили. (трясогузка, кукушка )

Дети отвечают на вопросы.

8)Домашнее задание

Составление рассказа :

-Когда прилетают к нам перелётные птицы? Когда улетают? Чем же заняты птицы с весны до осени?

Составление рассказов детьми (3-4 предложения)

III.Подведение итогов.

С какими птицами  мы познакомились сегодня?

- Назовите птиц, которые остаются у нас зимовать?  

- А какие являются  перелётными?

Что вам запомнилось?

Всем спасибо!

Дети отвечают на вопросы.

Домашнее задание:

1)Повторить ранее выученную скороговорку о птицах:

В роще щебечут стрижи,
Чечетки, щеглы и чижи.

2)Закрепить новую скороговорку:

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

 Как в капюшоне он смешон!

3) прочитать детям В. Бианки


Нам птицы за нас воюют

Неисчислима армия врагов человека в лесу, в поле, в садах и огородах. Крошечные это враги, но их так много, что людям самим их не перебить, не отбиться от них. И если б не великая армия птиц, погибли бы от них все наши леса, поля, сады и огороды, — настал бы ужасный голод.

Страшные эти враги — гусеницы, бабочки, жуки и множество других насекомых.

Они портят и поедают листья, траву, точат корни, стволы, ветви, кору кустов и деревьев. У всякого растения есть свои страшные враги из насекомых, а особенно много их у хлебных злаков, у огородных овощей, фруктовых деревьев.

Грачи, скворцы, галки, чайки ходят за пахарями и выковыривают из поднятой земли личинок жуков. Пеночки осматривают каждый листик, крошечные корольки — каждую хвоинку, хватают сидящих там гусениц. Стаи синиц, пищух, поползни и дятлы не только летом, но и зимой обшаривают стволы и ветви всех деревьев, заглядывают в каждую щёлочку и скважинку коры — вытаскивают оттуда спрятавшихся личинок, бабочек, жуков-древоточцев, листогрызов, короедов.

Растения не могут сами защищать себя от насекомых, насекомые беззащитны против птиц. Только вот не могут певчие есть волосатых, мохнатых гусениц: волоски набьются им в желудок, в горло и задушат птичку. А мохнатые гусеницы особенно вредны: они часто выходят широким тесным строем, поедают всю зелень на своём пути. К тому же волоски у них обрываются, ветер носит их по воздуху, засоряет ими глаза скоту и людям, скот бесится, люди болеют.

Но есть управа и на волосатых гусениц: с ними справляются иволга и кукушка. Они особенно любят волосатых гусениц и отлично их переваривают. Где только появятся густые полчища волосатых гусениц, сейчас туда слетаются кукушки со всей округи и клюют ненавистных человеку «червяков».

Страшна полям саранча. Бывает — налетит тучей и дочиста изгрызает весь хлеб, одна пыль остаётся. Но на тучу саранчи идёт туча розовых скворцов — и саранчу поедает.

Другая неисчислимая армия врагов не меньше страшна хлебопашцу, огороднику, садоводу — армия зверьков-грызунов: мышей, полёвок, сусликов, хомяков, зайчат. И от этих врагов тоже защищают нас птицы. Но тут уж не певчие воюют, а хищные.

Днём высматривают в траве мышат, полёвок зоркие глаза маленьких соколов — кобчика, пустельги; сами кормятся и детей своих кормят мышами луни, канюки. Сильные кречеты, балобаны, орлы и подорлики без промаха ловят сусликов, хомяков.

А ночью охотятся за хомяками, мышами, полёвками совы и филин. Крючковатые, острые, сильные клювы и когти — оружие птиц в этой никогда не прекращающейся войне.

И, без числа уничтожая грызунов, великую услугу оказывают хищные птицы нам, нашим полям, огородам, садам.

Мыши, полёвки, суслики и другие мелкие грызуны вредят нам не только тем, что грызут растения. Они ещё разносят чуму. Уничтожая грызунов, хищные птицы спасают нас от этой страшной болезни.

Птицы несут и санитарную службу. Ворон, коршуны, громадные грифы, орлы повсюду высматривают трупы павших зверей и птиц и уничтожают их. Этим тоже они оказывают нам большую услугу.

Часто сердятся на птиц, что они едят ягоды. Дрозды, например, и свиристели очень любят рябину, целыми стаями налетают на неё.

Но и тут птицы приносят нам больше пользы, чем вреда. Ягоды-то они съедают, а косточки уносят далеко от дерева. Там косточки попадают в землю, и на будущий год из них вырастают молодые рябинки. И выходит, что птицы разносят семена и садят для нас лес.

Совсем особенную службу несут в лесу дятлы.

Как внимательный врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, в его теле есть вредные личинки — дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражён лес или здоров.

Но этого мало: дятел не только вроде врача, он ещё и вроде плотника. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел, и его дупла служат домиками для скворцов, мухоловок, горихвосток, синиц и других очень полезных птичек.

Диких уток, гусей и кур держат в неволе, и они отлично несут нам яйца, выводят утят и цыплят.

Хищных птиц приучают, обучают — и они охотятся для хозяина — человека. Небольшие ястреба — тювик, перепелятник — и соколки — чеглок, дербник — отлично ловят перепёлок, куропаток, уточек-чирков и другую малую дичь. Крупные ястреба и сокола ловят не только большую дичь, но и зайцев, а орлы — и коз, и антилоп, и лисиц, и даже волков. Вольный орёл никогда не решается напасть на этого страшного зверя, а обученный человеком смело нападает на матёрого волка и хватает одной лапой за шею, другой за морду, держит его так, пока не подоспеет на коне охотник.

Так птица служит человеку вместо охотничьей собаки, да ещё и получше её. А может и такую службу сослужить, с которой ни одна собака не справится.

Баклан, или, как ещё его зовут, морской ворон, замечательный ныряльщик и очень ловко ловит рыбу.

Баклана можно научить таскать из воды рыбу для хозяина. Рыбак берёт его с собой в лодку, надевает на шею кольцо и пускает баклана нырять на длинной привязи.

Поймать-то рыбу баклан поймает, а проглотить не может: кольцо ему мешает. Он возвращается на лодку и добычу свою отдаёт хозяину. Когда наловит так много рыбы, хозяин кольцо с него снимает и накормит досыта.

И ещё одну службу — великую службу — сослужили птицы человеку: у них человек научился летать.

Только когда человек внимательно изучил крылья разных птиц, когда учёные изучили птичий полёт и строение всего тела птиц, — только тогда изобрёл человек самолёт и планер и вслед за птицами поднялся в воздух и победил воздушный океан.

Рисование: привлекать к рисованию силуэта дятла следуя алгоритмической схеме (используя разные изобразительные средства – карандаши, фломастеры, краски)

C:\Users\HP\Desktop\c6846888b2e6295188a95835fbdff567.jpg

Аппликация: оригами «Лебедь».

Работу выполнять, следуя поэтапности.

C:\Users\HP\Desktop\detsad-337562-1429106265.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по речевому развитию в старшей группе по теме недели "Встречаем птиц"

В данной презентации учим детей узнавать по внешнему виду и называть правильно птиц....

НОД по речевому развитию в старшей группе по теме недели "Встречаем птиц"

Данная методическая разработка по теме недели "Встречаем птиц" оказывает педагогическую и обучающую помощь детям и родителям(дистанционное обучение)...

Презентация по речевому развитию в старшей группе №7 (2)

Учимся узнавать по внешнему виду и особенностям поведения перелетных птиц....

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»

Конспект ООД по речевому развитию в старшей группе «Такие разные животные»...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Морской круиз»

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей группе «Морской круиз»...