Продуктивная практика исследовательской деятельности учащихся по итогам освоения ДОП «Технотуризм»
статья

Ольга Николаевна Тихомирова

Статья написана по результатам освоения ДОП "Технотуризм", автор-составитель методист, ПДО Тихомирова О.Н.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Продуктивная практика исследовательской деятельности учащихся по итогам освоения ДОП «Технотуризм»  

В жизнь многих людей прочно вошло понятие «техника» - плодами технического прогресса пользуются не только взрослые, но и дети, начиная с младенческого возраста. В своей работе я представляю новое направление для дополнительного образования Кемеровской области - «Технотуризм». Это программа – дополнительная общеобразовательная общеразвивающая с идентичным названием – «Технотуризм». Программа реализуется в МБОУДО «Центр детского творчества» Центрального района города Кемерово в технической направленности в рамках профориентационного проекта «Несносные гении» в «ТЕХНОСТАНЦИИ» Центра детского творчества.

Увлекаясь туристско–краеведческой деятельностью, имея за плечами курсы «Инструктора по детско-юношескому туризму», опыт походов по Кузбассу и по горам Кузнецкого Алатау, мне захотелось открыть родной край для детей с другой, малоизученной стороны. И тогда родилась идея соединить, казалось бы, несоединимые вещи: изучение технических объектов при помощи туризма. В этом и состоит новизна программы, т.к. технотуристское направление традиционный туризм только начинает осваивать. Поэтому Центр детского творчества в этом смысле является первопроходцем в данном направлении. Также новизна состоит в системном и комплексном подходе к техническому образованию детей, где сочетаются вопросы традиционного туризма и технического творчества во взаимосвязи с краеведением и профессиональным самоопределением школьников. Основной упор в программе делается на региональный компонент, учитывая тот факт, что в 2021 году Кемеровская область-Кузбасс будет праздновать своё 300-летие. Практическая значимость программы определяется её интегрированным подходом, личным опытом педагога и возможностью использования данной программы или её разделов для обучения смежных областей технического творчества, навыков пешеходного туризма, краеведения, музееведения в системе общего и дополнительного образования. Также к практической значимости программы можно отнести профессиональные пробы, которые осуществляются при посещении организаций и предприятий города Кемерово, и в процессе работы над проектом ЦДТ - «Технополис».

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Технотуризм» рассчитана на обучение детей 9-15лет, срок реализации 1 год.

Цель и задачи программы

Цель программы – знакомство с научно-техническими достижениями Кузбасса и РФ, мотивация и развитие детского технического творчества и профессионального самоопределения учащихся.

Задачи программы:

 Образовательные: 

- развивать познавательный интерес к технотуризму и научно-техническим достижениям, техническому моделированию и конструированию в техниках оригами и киригами;

- обучать владению инструментами и приспособлениями, технической терминологией, изучение видов технических средств передвижения;

- знакомить с историей развития техники и современными достижениями;

 - обучать строить простейшие настольные модели, знакомить с теорией управления новыми видами техники;

Развивающие:

- развивать деловые качеств, такие как самостоятельность, ответственность;

- развивать техническое и пространственное мышление;

- развивать конструкторские способности, изобретательность и потребность в творческой деятельности.

Воспитательные: 

- формировать устойчивый интерес к техническому творчеству, умение работать в команде, стремление к достижению поставленной цели;

 - воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества, доброжелательность, трудолюбие, честность, порядочность, ответственность, аккуратность, терпение, предприимчивость, патриотизм, чувство долга;

- воспитывать гражданина и патриота своей Родины.

Программа имеет следующие разделы программы:

Введение. Техностарт

Раздел №1. Технопоиск

Раздел №2. Технотуры

Раздел №3. Техномастерская

Раздел №4. Техногид

Содержание программы: Вводное занятие называется «Техностарт». На нем дети в игровой форме знакомятся друг с другом, узнают о том, чем они будут заниматься в течение года, получают необходимые знания по технике безопасности на занятиях технотуризмом.

В разделе «Технопоиск» ребята узнают о таких понятиях как: «туризм», «промышленный туризм», «научно-технические достижения». Изучают наземные виды транспорта, воздушные суда, технические средства горнодобывающей промышленности.

Во втором разделе, который имеет название «Технотуры» в теоретической части происходит знакомство с техно-объектами через видеоматериалы, презентации, иллюстрации в журналах. Закрепляются знания правил дорожного движения и техники безопасности. В практической части раздела учащиеся совершают технотуры на объекты, связанные с техникой, такие, как детский технопарк «Кванториум42», Детская железная дорога, Международный аэропорт им. А. Леонова, ГПОУ «Кемеровский профессионально-технический техникум, КузГТУ, Парк Победы им. Жукова; виртуальные экскурсии на удалённые технообъекты: виртуальный тур на МКС (Международная космическая станция), виртуальная экскурсия на Луну от NASA, 3D- модель чёрной дыры в Космосе.

Третий раздел «Техномастерская» посвящён изучению некоторых моделей автомобилей, самолётов, изучению техники оригами и киригами, арт-объектов. В практической части - работа над макетом города «Технополис». Изготовление моделей и архитектурных сооружений из различных материалов, таких как бумага, картон, пластик. Изготовление архитектурных 3D- проектов в технике киригами.

Формы работы в данном разделе следующие: практические и индивидуальные задания. Лекционные занятия, показ иллюстраций, показ фото и видеоматериалов. Проектная деятельность. Выставка творческих работ. В разделе номер четыре, который имеет название «Техногид» рассматриваются понятия: «технический объект», «гид», «экскурсия». Здесь ребята получают основы музееведения. Основы туристско-краеведческой деятельности. В практической части - составляется маршрутная сетка передвижения от начальной точки до точки назначения.

Каждая тема программы строится по следующей схеме:

1этап: Слушай ушками – сначала дети слушают рассказы, читают литературу, отгадывают загадки по новой теме;

2 этап: Смотри глазками – на данном этапе ребята отправляются в технотуры, просматривают видеофильмы, документальные проекты (такие как Техногенника), совершают виртуальные экскурсии;

3 этап: Делай ручками – после изучения темы и просмотра видео, либо после посещения технообъекта, ребята выполняют архитектурные проекты, макеты строений, делают геометрические картины, изделия в технике оригами (складываем бумагу) и киригами (режем бумагу).

Для успешной реализации программы «Технотуризм» необходимы технические средства, такие как: компьютер, проектор, экран, колонки, принтер, для распечатывания раздаточных материалов.

Освоив данную программу, выпускники могут составить рассказ об объекте, умеют простроить маршрут до одного экскурсионного объекта, создать модели из различных материалов.

Результаты работы выглядят следующим образом. В процессе работы над данной программой в течение учебного года, был произведён анализ разделов программы. Большего времени требует творческая работа, например, в раздел «Техномастерская» входит работа над проектом «Технополис»: дети осваивают строительство города с «Дома Технотуриста»: учащиеся сделали дома в виде кукольного домика с кукольной мебелью, некоторые дома напоминали двускатную палатку, работа над усовершенствованием дома технотуриста продолжается на каждом занятии после выполнения основного задания.

В процессе реализации программы «Технотуризм», учащиеся посетили парк им. Веры Волошиной, музей-полигон ЖД техники, Кемеровскую Детскую железную дорогу, мобильный планетарий, где смотрели фильм: «Техника Великой Победы», прошли профессиональные пробы в парикмахерском салоне, посетили мастер-класс «Изделия, выполненные 3D ручкой», побывали на Кузбасском образовательном форуме, подготовили марионетку для мультфильма вместе со студентами Кем ГИК, посетили детский технопарк Кемеровской области «Кванториум 42», Кузбасский техникум архитектуры,геодезии истроительства, КемГУ.

Программа постоянно модернизируется, добавляются новые темы и экскурсионные объекты.

Учащиеся творческого объединении «Технотуристы» ведут дневник, где собирается вся информация по технотурам, технологические карты мастер-классов, интересные материалы, схемы, развёртки, ТРИЗ задачи и многое другое.

Как результат деятельности был изготовлен макет «Станции спасателей Технополиса», где ребятами были изготовлены модели гусеничного трактора из гофрокартона, Смотровая башня, Дом спасателей, вертолёт, машина для вертолёта и другие модели техники.

Проект принял участие в городской технической выставке «Дети. Техника. Творчество -  2019.»

Задачи на будущее: продумать новые экскурсионные маршруты- «технотуры» и разработать новые темы с учётом желания учащихся и по мере внедрения новых технообъектов Кузбасса, которые строятся полным ходом благодаря новому Губернатору Кемеровской области - Сергею Евгеньевичу Цивилёву.

Обновление содержания образования и внедрение новых педагогических идей и технологий сегодня обеспечит востребованность учреждений дополнительного образования завтра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация развивающей функции математики в процессе исследовательской деятельности учащихся на уроках алгебры и начал анализа

Структура теоретических исследований включает в себя общую схему процесса творческой деятельности, владение логикой познания и формальной логикой, владение общими способами решения задач, т.е....

Публичная презентация системы педагогической деятельности "Организация исследовательской деятельности учащихся"

На сегодняшний день актуальной задачей в сфере образования является развитие продуктивных технологий. Образованность начинает осознаваться, как владение умением работать с информацией,...

Выступление "Метод проектов на уроке физики, как фактор развития исследовательской деятельности учащихся»

Повышение качества образования и формирование у учащихся ключевых компетенций – важнейшая задача модернизации школьного образования, которая предполагает активную самостоятельную позицию учащихся...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ ЧЕРЕЗ ПРАКТИЧЕСКИЕ РАБОТЫ

Одна из   развивающих стратегий, которую  используется мною в  работе, это – организация исследовательской деятельности учащихся на основе эксперимента. Без химического экспе...

Методическая разработка Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в процессе освоения профессии «Сварщик»

Материалы методической разработки могут быть полезны  как преподавателям, так и мастерам производственного обучения вне зависимости от профессиональной направленности для использования в урочной ...

Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы

В данной статье рассматривается метод проектов как один из способов формирования навыков исследовательской деятельности  учащихся....