Упражнения и игры на развитие мышления у дошкольников с ЗПР
картотека

Мельникова Татьяна Валерьевна

 

Методическая разработка содержит систему заданий, способствующих развитию элементов словесно-логического мышления детей с задержкой психического развития. Проблема сочетания наглядных и словесных методов в обучении детей с ЗПР дошкольного возраста является актуальной. Изучение этой проблемы применительно к детям дошкольного возраста ведётся много лет (И.М. Соловьёв, Ж.И. Шиф, В.И. Лубовский, В.Г.Петрова, Б.И.Пинский и др.). Исследователи отмечают сложные взаимоотношения между разными методами обучения, указывают на необходимость их дальнейшего изучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_na_rvzvitie_myshleniya.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

***

Игры Зайчишки-спросишки

Упражнения и игры для развития мышления

Жил – был в лесу

Зайчишка – спросишка.

Звали его так, потому что он всё время спрашивал: «Кто это?», «Что это?»

Сова – умная голова ему отвечала:

«Это ягодка, это дождик…»

Но, однажды, Сова – умная голова улетела далеко – далеко по своим делам. Тогда Зайчишка – спросишка подумал, что он уже многое знает, а если что-то не знает, ему дети помогут, расскажут.

Будем Зачишке – спросишке помогать?

Например: морковка – это что?

Взрослый оказывает помощь в виде подсказки. Подсказку выбирают в соответствии с актуальным уровнем развития ребёнка

Подсказка 1. Это овощ.

Подсказка 2. Это игрушка или овощ?

Подсказка 3. Это игрушка, овощ или посуда?

Подсказка 4. Это фрукт или овощ?

Упражнение 1. «Это что?»

Кукла (это игрушка) грузовик (это транспорт)

Рубашка (это одежда) руки (это часть тела)

Кровать (это мебель) ёлочка (это дерево)

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Мебель (стол, диван…) деревья

Профессии (повар, водитель…) водный транспорт

Игра «Да – нет»

Курица – это птица, да или нет?

Воробей – это насекомое?

Слон живёт в Африке, да или нет?

Огурец – это фрукт?

Новый год встречают осенью?

Тетрадь – это игрушка?

Диван – это мебель, да или нет?

У медведя три лапы?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Сумка какая? Лапки какие?

Упражнение 4. « Кто, что может делать?»

Воробей что может делать? Ромашка что может делать?

Упражнение 1. «Это что?»

Жук крыша

Голубь водитель

Заяц лето

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Овощи время суток

Насекомые цветы

Игра «Да – нет»

Сапоги – это обувь, да или нет?

Рыба умеет разговаривать?

Яблоко оранжевого цвета?

Летом катаются на санках?

Воробей чирикает, да или нет?

Художник рисует красками?

Мы живём в городе Красноярске?

У крокодила есть хвост?

Солнышко сильно греет зимой?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Стол какой? Рубашка какая?

Упражнение 4. « Соедини слова»

Каша – рис Вова – подарок

Кораблик – море Мама – конфеты

Улица – снег Стёпа - праздник

Упражнение 1. «Это что?»

Валенки лошадь

Листья воспитатель

Клубника диван

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Фрукты дикие животные

Мебель дни недели

Игра «Да – нет»

Собака умеет плавать, да или нет?

Сосульки капают весной?

Гусеница – это насекомое?

У рук есть локти, да или нет?

Снегопад бывает осенью?

Сова живёт в гнезде?

У вороны больше лап, чем у петуха?

Рябина – это цветок?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Волк какой? Ворона какая?

Упражнение 4. « Кто, что может делать?»

Волк что может делать? Ворона что может делать?

Упражнение 1. «Это что?»

Ночь снегирь

Весна ромашка

Автобус гусь

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Профессии ягоды

Зимняя одежда продукты

Игра «Да – нет»

Гусеница умеет летать, да или нет?

Заяц зимой серый?

У медведя есть хвост, да или нет?

В школе учат читать?

Понедельник – второй день недели?

Строитель – это здание?

Крыша – это часть машины?

8 марта бывает весной?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Снег какой? Небо какое?

Упражнение 4. « Соедини слова»

Салат - овощи Солнце - небо

Ёжик - норка Саша - шоколадка

Гусеница - листок Медведица - медвежонок

Упражнение 1. «Это что?»

Ёжик синица

Карманы шея

Сковорода весна

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Летняя одежда геометрические фигуры

Города домашние животные

Игра «Да – нет»

Чайник – это продукт, да - нет? Осенью носят сапожки?

Жадный мальчик – это хорошо? Черепаха быстро бегает?

Воротник – это часть одежды? Книги делают из деревьев?

Дети не любят мороженое? Летом солнце греет мало?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Цыплёнок какой? Руки какие?

Упражнение 4. « Кто, что может делать?»

Цыплёнок что может делать? Руки что могут делать?

Упражнение 1. «Это что?»

Кошка Железногорск

Шкаф перья

Муравей мяч

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Зимующие птицы цвета

Наземный транспорт инструменты

Игра «Да – нет»

Колёса – это часть машины? В речке живут раки?

На берёзе растут шишки? У жирафа короткая шея?

Ворона – зимующая птица? Комары чирикают?

Мальчики не умеют играть? Лимон сладкий?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Дом какой? Книжка какая?

Упражнение 4. « Соедини слова»

Грузовик - кирпичи хлеб - сумка

Колобок - зайчик лиса - норка

Цветы - полянка бананы - пальма

Упражнение 1. «Это что?»

Платье репка

Рябина повар

Апельсин колокольчик

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Домашний адрес игрушки

Воздушный транспорт музыкальные инструменты

Игра «Да – нет»

Ласточка – это перелётная птица? Берёза это цветок?

Воскресенье – это выходной? Почки набухают летом?

День знаний встречают осенью? На руке четыре пальца?

У кошки больше лап, чем у курицы? Овечка – дикое животное?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Дуб какой? Лиса какая?

Упражнение 4. « Кто, что может делать?»

Дуб что может делать? Лиса что может делать?

Упражнение 1. «Это что?»

Лето март

Самолёт голова

Медведь молоток

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Посуда наземный транспорт

Цифры домашние птицы

Игра «Да – нет»

Кузов – это часть дома? Листопад бывает зимой?

Дождь идёт зимой? Снегирь летает?

Ученики ходят на работу? Грибы растут в лесу?

Воротник – это часть одежды? Овощи растут на дереве?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Кот какой? Яблоко какое?

Упражнение 4. « Кто, что может делать?»

Кот что может делать? Снег что может делать?

Упражнение 1. «Это что?»

Кепка лето

Подберёзовик окно

Коза продавец

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Зимние забавы (игры) части тела

Времена года обувь

Игра «Да – нет»

Бабочка – это птица? Праздники бывают только зимой?

Сандалики это часть тела? У двух детей четыре уха?

Лягушка ест мух? Стенка – это часть дома, да - нет?

Грибы растут на клумбе? Поясок – это часть тела, да - нет?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Ветер какой? Дерево какое?

Упражнение 4. « Соедини слова»

Ученик - книжка бабочка - цветок

Зайчик - куст рыба - речка

Почки - листочки грибы - корзинка

Упражнение 1. «Это что?»

Ёжик лодка

Кастрюля дуб

Мак шапка

Упражнение 2. «Припомни и назови…»

Члены семьи любимая сказка

Учебные принадлежности профессии

Игра «Да – нет»

Одуванчик – это цветок, да - нет? Шуба – это одежда?

Помидор – это фрукт? Продавец покупает масло?

Железногорск – это город? Почтальон лечит людей?

Вторник – это первый день недели? Снегом играют?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Кузнечик какой? Лошадь какая?

Упражнение 4. « Кто, что может делать?»

Кузнечик что может делать? Лошадь что может делать?

Упражнение 1. «Это что?»

День рождения, Новый год, День матери.

цветок лепестки

колокольчик много цветов

Игра «Да – нет»

Лютики – это цветы, да - нет? Ромашка пьёт воду? У колокольчика есть уши? Одуванчик растёт?

Мак умеет бегать? Из цветов делают букет?

Упражнение 3. «Кто больше назовёт?»

Букет какой? Ромашка какая?

Упражнение 4. « Кто, что может делать?»

Колокольчик что умеет делать?

(растёт, пьёт, качается, расцветает, вянет, пахнет, украшает, радует)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "Словесные игры на развитие воображения и пространственного мышления"

Поиграйте с детьми! "Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому". В буклете представлены игры для развития воображения, активизацию внимания, мышления и речи....

Сравнительный анализ развития логического мышления у дошкольников с ДЦП и их умственно-отсталых сверстников.

В статье освещаются закономерности формирования мышления в детском возрасте, особенности формирования элементов логического мышления у детей с особенностями развития и сравнительный анализ развития эл...

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация)

ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (выпускная квалификационная работа – магистерская диссертация...

Презентация "Значение сюжетно-ролевой игры в развитие речи дошкольников"

    В настоящее время проблема развития речи приобретает особую актуальность, так как формирование связной речи  имеет важнейшее значение в общей системе дошкольного образования....

Картотека "Игры на развитие мышления"

Подборка игр на развитие мышления...