Речевые физминутки
консультация

ФОМИЧЁВА Евгения Александровна

Что такое физминутки? Цель, задачи, условия проведения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevye_fizkultminutki.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

        Речевые физкультминутки.        

Физкультминутка – это «минутка» активного и здорового отдыха, минутка физических упражнений, направленная на снятие усталости, отрицательных воздействий  длительных нагрузок, активизацию внимания детей и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала.

Цель. Значение физкультминутки заключается в упорядоченной смене деятельности и позы малыша путем двигательной активности, которая в свою очередь снимет усталость, сохранит умственную активность, работоспособность и восстановит положительное эмоциональное состояние психики.  

Органы слуха и зрения, мышцы туловища и особенно спины, кисть работающей руки - все это находится в статическом состоянии и нуждается в периодическом непродолжительном отдыхе. Наверно многие из нас вспомнят такое упражнение «мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Подобные упражнения помогают снять напряжение особенно при длительном письме.  Задачи физкультминутки: снять психическое напряжение у дошкольников путем переключения на другой вид деятельности; добиться положительного эффекта от использования физических упражнений с речевым сопровождение т.е. развитие координации речи с движением; возбудить у детей интерес к занятиям физическими упражнениями; формировать простейшие представления о влиянии физических упражнений на самочувствие и первоначальные знания по самостоятельному выполнению физических упражнений.
Условия проведения. Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у детей признаков утомления. Комплекс, включает в себя 3-4 упражнения. Каждое упражнение повторяется не менее 3-5 раз. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений вслед за показом или вместе с педагогом. Комплексы могут проводиться,  стоя у стола, за которым занимается ребенок, или сидя за ним. Физминутка состоит, как правило, из  упражнений на сгибание и разгибание ног и туловища, поднимание головы, круговых движений рук, расслабление кистей, упражнений, активизирующих работу мышц и раскрывающих грудную клетку, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки, а также ходьбы на месте. Все упражнения для физкультминутки должны быть знакомы детям и максимально просты для выполнения. Можно  выполнять специальные упражнения для глаз, с целью профилактики близорукости.

Обычно физкультминутки сопровождаются каким-либо текстом. Главное - следить за тем, чтобы при произнесении определенных слов текста дети производили выдох и успевали сделать глубокий и спокойных вдох перед началом следующих, тогда после физкультминутки дыхание ребенка не собьётся, а останется ритмичным и спокойным.

Физкультминутки можно проводить во время НОД,  на прогулках и во вторую половину дня, когда дети заняты какой-то кружковой работой или просто сосредоточенно выполняют какие-то задания, играют в настольные игры и т.п. Если физкультминутка проходит между занятиями, то она может принимать вид какой-нибудь подвижной игры.

Дети с удовольствием подражают движением лягушат, зайцев, обезьян, медведей, бабочек и других животных. Например, на занятии сообщаю, что сегодня идем гулять в зоопарк, или сегодня идем в лес на экскурсию. И под музыку дети подражают движениям животных. Веселые зайчата высоко скачут на двух ножках, маленькие журавли прыгают на одной ноге. Лягушата сжались в комочек, (сидя на корточках), а потом высоко подпрыгнули. Красивые бабочки порхают, неуклюжие медвежата и непоседливые обезьянки танцуют. При этом дети не только подражают животным, но и незаметно для себя готовятся к урокам природоведения, т.е. знакомятся с повадками животных, учатся различать птиц и зверей и т.д.
       На занятиях по развитию речи или познавательному развитию можно использовать физкультминутки с использованием материала по данной (лексической) теме, или материала связанного с проходимым произведением.

 Некоторые физкультминутки помогают при изучении какой-либо темы. Например, на занятии по математики при счете предметов хороши такие физкультминутки:

Давай присядем столько раз, сколько подснежников у нас.

Сколько подснежников у нас, столько мы подпрыгнем раз.

Физкультминутки способствуют развитию речи, внимания, памяти, мышления, координации, координации речи с движением; развитию темпа, ритма и плавности речи.

Дети с речевыми нарушениями особенно нуждаются в проведении физминуток, так как у них комплекс как речевых и так сопутствующих нарушений, но и в  массовых группах у детей тоже встречаются нарушения речи, внимания, координации и т.п.

Итак, при составлении занятия учитывайте следующее:

- включайте физкультминутку лучше во вторую половину занятия.

-выбирайте упражнение в зависимости от характера и условий проводимого занятия.

- физкультминутка не должна длится более 4 минут.

- еженедельно комплексы физкультминуток обновляются, обогащаются новыми движениями, либо заменяются полностью.

- учитывайте возраст детей

- выполнение упражнений физкультминуток с пособиями или дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям

- если дети работают сосредоточено, то пока физкультминутку проводить не следует.

Особенно нравятся детям физкультминутки, проходящие с музыкальным сопровождением, они получаются намного интересней и эмоциональней. Малыши могут спеть пару куплетов хорошо знакомой им песенки, при этом выполняя несложные танцевальные шаги - к примеру, присесть, покружиться, легонько наклониться. Проводя такие занятия, как аппликация, лепка, рисование, педагог должен учитывать, что физкультминутка может прервать творческий замысел ребенка, поэтому если у детей не отмечается особой усталости, то её можно и не проводить. В помощь воспитателю детского сада в настоящее время существует множество подборок физкультминуток для дошкольников, которые будут не только их радовать, но и развивать координацию движения, речь и мелкую моторику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...

«Физкультминутки и физминутки »

Комплекс физкультминуток...

Физминутка

После интенсивной работы на уроке требуется отдых. Роль физминутки очень важна. Ребята двигаются и отдыхают от умственного труда. После физминтуки они готовы перейти к новым заданиям.По ровненькой дор...

Брошюра "Упражнения для физминутки"

Автор брошюры  "Упражнения для физминутки" предлагает  физические упражнения  упражнения для детей различного возраса, которые можно использовать на занятиях в дополнительном ...

Физминутки

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"21525661","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Физминутки

Много физминуток...

Практический речевой материал для детей старшей и подготовительной группы «Речевые пятиминутки»

Пояснительная записка. Речевые пятиминутки – это одна из технологий преодоления речевого нарушения путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций. Речевые пятиминутки способствую...