Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"
презентация к уроку по теме

Батюшева Ольга Александровна

 

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».

Цель:

1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и поговорках.

2. Рассказать о сходствах и различиях между ними, о их значении в жизни людей и воспитании детей.

3. Показать, как пословицы и поговорки можно применять при работе над развитием речи детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МИНОБРНАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия». Факультет специального образования. КАФЕДРА: Русского языка, литературы и специальных методик их преподавания. Экзаменационная работа по курсу «Литература с основами литературоведения». Батюшевой Ольги Александровны студентки 2 курса 22 группы заочного отделения. Преподаватель: Старостина М. А..

Слайд 2

Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей.

Слайд 3

Пословица - самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. Пословица - народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл

Слайд 4

О чем бы ни говорилось в пословицах - это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие. Вот как сказал об этой черте народных пословиц В.И. Даль: пословица - это «свод народной премудрости и суемудрия, это стоны и вздохи, плач и рыдание, радость и веселье, горе и утешение в лицах; это цвет народного ума, самобытной стати; это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый».

Слайд 5

Своеобразна и форма пословиц. Ей свойственна ритмическая организация, особое звуковое оформление. Пословица кратка, в ней нет лишних слов, каждое слово весомо, содержательно и точно.

Слайд 6

Из истории пословиц Трудно сказать, с каких времен среди народа начали ходить пословицы. Они возникли в отдаленной древности и с той поры сопутствуют народу на всем протяжений его историй. Особые свойства сделали пословицы столь стойкими и необходимыми в быту и речи. Пословица не простое изречение. Она выражает мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Не всякое изречение становилось пословицей, а только такое, которое согласовывалось с образом жизни и мыслями множества людей – такое изречение могло существовать тысячелетия, переход из века в век. За каждой из пословиц стоит авторитет поколений, их создавших. Поэтому пословицы не спорят, не доказывают – они просто утверждают или отрицают что-либо в уверенности, что все ими сказанное – твердая истина.

Слайд 7

Притчи, басни, сказки, народные песни, загадки, пословицы и поговорки - неизменная часть любого разговорного языка. Они передавались из уст в уста от поколения к поколению, пока не были записаны и не стали фольклорными сокровищами. Ранние сборники пословиц «издавались» еще в Древнем Египте, около 2500 г. до нашей эры. Ветхий Завет приписывает около 900 пословиц царю Израиля Соломону (10-й век до н.э.). Однако, первым человеком, который обобщил и классифицировал пословицы, был греческий философ Аристотель. Его ученик, неоплатонической философ Синезий писал, что Аристотель считал пословицы древней мудростью: «Пословицы - это элементы старой философии, которая выжила благодаря своей краткости и точности».

Слайд 8

Более точными и достоверными считаются такие сборники как "Письмовник" Н.Курганова, изданный в 1769 году (он переиздавался ещё не раз, вплоть до 1837 года), "Собрание 4291 древних российских пословиц", изданный Московским университетом в 1770 году. Его автором считается А. А. Барсов.

Слайд 9

Владимир Иванович Даль (22.10.1801-04.10.1872) Исключительно большую роль в собирании и публикации русских народных пословиц и поговорок сыграл В. И. Даль (1801—1872). Он записал сам среди крестьян, ремесленников и солдат около 25 тысяч пословиц и поговорок. В. И. Даль составил сборник, в который включил пословицы и поговорки, собранные им самим и заимствованные из печати, — всего около 30 тысяч

Слайд 10

Поговорка - меткое слово, образное выражение. Название пословицы и поговорки обычно употребляют в качестве единого термина. Между пословицами и поговорками существует много общего, Однако между ними есть и различия. Пословица - это изречение, суждение о жизненном явлении, причинах, условиях, следствиях. Поговорка всегда одночленна, часть суждения, и поэтому лишена поучительного смысла.

Слайд 11

Принципы разграничения пословицы и поговорки При разграничении пословиц и поговорок необходимо учитывать: во-первых, их общие обязательные признаки, отличающие пословицы и поговорки от других произведений народного творчества; во-вторых, признаки общие, но не обязательные, сближающие и разделяющие их одновременно ; в-третьих, признаки, дифференцирующие их.

Слайд 12

Общие признаки пословиц и поговорок: а) краткость (лаконичность), б) устойчивость (способность к воспроизведению), в) связь с речью (пословицы и поговорки в естественном бытовании существуют только в речи), г) принадлежность к искусству слова, д ) широкая употребляемость . И пословицы, и поговорки в связи со сказанным мы можем определить как поэтические, широко употребляющиеся в речи, устойчивые, краткие выражения.

Слайд 13

Отличия пословицы и поговорки: Существует мнение, что для пословицы характерна двусоставность , двухчастность , тогда как поговорка всегда одночленна, неделима на части. Действительно, многие пословицы двучленны. но далеко не все. «Береги платье снову , а честь смолоду»— двухчастная пословица, а пословица «Яйца курицу не учат»—одночастная. Как увидим далее, пословицы могут быть и трех-, и четырехчастными .

Слайд 14

Вывод: Пословица - всегда законченное предложение, а поговорка— лишь часть его.

Слайд 15

Например, поговорки: молодо-зелено, не плюй в колодец, свалить с больной головы на здоровую . Это часть пословиц: "Молодо-зелено, а погулять велено"; "Не плюй в колодец, пригодиться воды напиться"; "Чем черт не шутит, когда Бог спит". Такое сопоставление показывает, что поговорка очень близка к пословице: стоит добавить одно только слово, и поговорка станет пословицей. В.И.Даль сказал: "Поговорка - цветочек, а пословица - ягодка".

Слайд 16

Пословицы и поговорки бывают разные. Хочется есть, да не хочется лезть.

Слайд 17

О труде «Без труда, не вытащишь и рыбку из пруда.» Имеется ввиду, что ничто не может быть достигнуто без усилий, стараний; не потрудившись, никакого дела не сделаешь.

Слайд 18

О дружбе «Для друга и семь вёрст не околица» Имеется ввиду, что ради близкого, дорогого человека и длинный, окольный путь кажется коротким.

Слайд 19

Б лагодаря работе, проводимой с пословицами и поговорками в начальной школе, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, патриотизма, а так же добросовестности и трудолюбия учащихся младших классов.

Слайд 20

- У детей повышается уровень познавательной и речевой деятельности, повышается и обогащается словарный запас. - Через пословицы и поговорки развивается и формируется грамматический строй, связная речь, речевая активность учащихся. -Использование пословиц и поговорок позволяет сделать работу более увлекательной для детей и повысить уровень усвоения материала по различным темам.

Слайд 21

Объясняя детям смысл пословиц и поговорок, мы не можем обойтись без комментария, путем сравнения сопоставлять предмет или явления с другим. Таким образом, начинаю работу над отдельными словами и их значениями, только потом можно переходить к объяснению прямого переносного значения всей пословицы в целом.

Слайд 22

Чтобы заучивание и осмысление пословиц шло интересно, можно давать после сказанного такие задания:

Слайд 23

Какая пословица лишняя? «Не имей сто рублей, а имей сто друзей.» «Один за всех и все за одного.» «Для друга и семь вёрст не околица.» «Труд – кормит, а лень – портит.»

Слайд 24

Соедини начало и окончание пословиц. С грамотой вскачь, С книгой поведешься- Кто грамоте горазд, Ученье – свет, ума наберешься. не ученье –тьма. без грамоты, хоть плачь. тому не пропасть.

Слайд 25

Нарисуй картину по пословице «Придёт осень, за всё спросит»

Слайд 26

(Не пляши под чужую дудку – ноги надсадишь. Не живи чужим умом, свой потеряешь.) ИГРА «Собери пословицу»

Слайд 27

КОНЕЦ- ДЕЛУ ВЕНЕЦ!

Слайд 28

Ресурсы: Разумов А.А. Мудрое слово. Пословицы и поговорки. Москва, 1957; Круглов Ю.М. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. М., 1990; Даль В.И. Пословицы русского народа. М., 2002. Волина В.В. Поговорки для Егорки : Учебное пособие. М.,1999 . http://www.pedlib.ru http ://www.topauthor.ru http ://ru.wikipedia.org/wiki


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей".

"Использование игровых экологических обучающих ситуаций в процессе познавательно-речевого развития детей"....

Собственная Методическая разработка «Роль детской книги в речевом развитии детей»

Детские книги играют большую роль в речевом развитии детей. Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления развития всех сторон речи: фонетической, л...

Су-Джок терапия как средство речевого развития детей

Все мы знаем, что хорошо развитая речь – важна для всестороннего полноценного развития детей. Еще В.А Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В...

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

Консультации по речевому развитию детей для кандидатов на Школе приемных родителей (ШПР).

Консультации для кандидатов на Школе приемных родителей в Службе замещающих семей. Информация об особенностях развития речи у детей, воспитывающихся в учреждениях ЦССУ. Нормы развития речи у детей. На...

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»...