Су-Джок терапия как средство речевого развития детей
методическая разработка

Все мы знаем, что хорошо развитая речь – важна для всестороннего полноценного развития детей. Еще В.А Сухомлинский говорил, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». В современном обществе можно увидеть увеличение количества детей, у которых плохо развита общая и мелкая моторика, а также низкий уровень речевого развития. Набрав в этом году 1 класс, я сама лично столкнулась с такими проблемами: многие дети не могут застегнуть пуговицы на своей рубашке, на уроках технологии не могут совладать с пластилином, не умеют держать ножницы, выполнять мелкую работу, на уроках письма ручка не хочет держаться в руке, ребенку тяжело вывести простые узоры, грязь в тетрадях, неровный почерк, в следствии такие дети не могут связно отвечать на вопросы, строить предложения. Родители, часто ошибочно, считают, что ребенок просто ленится или не хочет, а на самом деле моторика руки тесно связано с речевым развитием ребенка. Поэтому на современном уроке мне, как учителю начальных классов, нужно заботиться не только о получении знаний детьми, но и о правильном становлении речи детей, при этом мне необходимо стараться сразу корректировать нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.

На своих уроках я начала применять одну из нетрадиционных технологий – Су-Джок терапию. Метод Су-Джок соединяет древнейшие знания медицины Востока и современную европейскую медицину. Если перевести «Су-Джок», то «Су» – кисть, «Джок» – стопа. Основатель метода Су-Джок - корейский профессор Пак Чжэ Ву, который считает, что на наших кистях и стопах есть точки, и они взаимосвязаны с определенными органами и участками тела человека. Профессор утверждает, что, если воздействовать на эти точки, можно повлиять на определенный орган человека.

Су-Джок терапию я использую в работе со своими учениками наряду с обычными физкультминутками на уроке. Средством работы с Су-Джок является массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. Шариком мы массажируем ладони, а колечки надеваем на каждый пальчик. Формы работы с Су-Джок могут быть самые разнообразные, здесь уже играет роль фантазия учителя. Примеры: зажимать шарик в кулачок под счет, сначала в левой руке, а потом в правой, а затем раскрывать ладонь, вращать шарик между ладонями по часовой или против часовой стрелки, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, подкидывание шарика и ловля его между ладонями и т.д. К каждому упражнению мы подобрали небольшие стишки, потешки и т.д. С помощью упражнений Су-Джок, ребенок получает новые знания о собственном теле, при этом происходит развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики пальцев рук, эти упражнения помогают в стимулировании речевых областей в коре головного мозга, способствуют укреплению детского организма в целом. Помимо этого, ученики в восторге от использования Су-Джок, уроки стали проходить интереснее и разнообразнее, обстановка на уроке стала еще более комфортна и благоприятна для работы детей. В этой работе, важно помнить, что успех от упражнений будет тогда, когда такие разминки проводятся системно, а не от случая к случаю.

На практике я убедилась в том, что этот метод действенен, так как многие дети стали гораздо быстрее и лучше разучивать стихотворения, строить связные рассказы, улучшилась координация речи с движением.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rmo_master-klass_su-dzhok.docx33.48 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: Су-Джок терапия как средство речевого развития детей

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности участников мастер – класса по использованию Су-Джок терапии как современной нетрадиционной технологии для развития речи школьников.

Задачи мастер-класса:

Познакомить участников мастер-класса с Су-Джок терапией, как современной нетрадиционной технологией.

Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Актуальность мастер-класса: объясняется стремлением педагогов повысить качество, эффективность обучения в современном, информационном обществе.

Планируемый результат: Повысить у педагогов интерес к вариативному использованию в работе разнообразных методов и приемов. Привлечь внимание педагогов к использованию в работе нетрадиционных методик развития мелкой моторики. Вызвать желание принять активное участие в мастер – классе.

Оборудование: Су - Джок шарики – массажёры, презентация учебного фильма «Чудо-шарики», буклеты для участников мастер-класса «Су - Джок терапия для дошкольников».

Ход мастер-класса.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»

                                                                              В.А Сухомлинский

1.Вступительная часть.

Добрый день, уважаемые коллеги!  Разрешите представиться, меня зовут Шмакова Юлия Сергеевна. Мне очень приятно видеть всех вас сегодня в этой аудитории. Тема моего мастер – класса «Су-Джок терапия как средство речевого развития детей».

2. Теоритическо-демонстрационная часть.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. Набрав в этом году 1 класс, я сама лично столкнулась с такими проблемами, как ребенку тяжело вывести простые узоры на уроках, грязь в тетрадях, неровный почерк, столкнулась с тем, что многие дети не могут застегнуть пуговицы на своей рубашке, на занятии не могут совладать с пластилином, ручка не хочет держаться в руке, в следствии такие дети не могут связно отвечать на вопросы, строить предложения. Мама считает, что ребенок просто ленится или не хочет. На самом деле моторика руки тесно связано с речевым развитием ребенка.

Поэтому на современном уроке так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день все чаще используют нетрадиционные новые технологии, применение которых способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Одной из таких нетрадиционных технологий является Су –Джок терапия. И мне бы сегодня хотелось, уважаемые коллеги, поближе познакомить вас с этой технологией. Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе.

Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.

  Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган.

   Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия.

  Целью использования упражнений Cу-Джок в работе учителя является воздействие на биологически активные точки, стимулирование речевых зон коры головного мозга.

Достоинства Су – Джок:

- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.

- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться.

  Сегодня рассмотрим такую форму работы с детьми, как пальчиковая гимнастика.
Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами. В работе учителя можно использовать су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:

Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом. Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей; круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; вращение шарика кончиками пальцев; сжимание шарика между ладонями; сжимание и передача из руки в руку; подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук. Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком:

  удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки

  сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.

  каждым пальчиком надавливать на  иголочки шарика каждой руки.

  надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика

  сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки.

  захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола.

  вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки

  прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти.

 круговые движения шарика между ладонями

перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони

 вращение шарика кончиками пальцев,

 сжимание шарика между ладонями,

 сжимание и передача из руки в руку,

 подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д. Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.
Попробуйте покатать его между ладонями - тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. 

Для речевого развития у детей мы используем следующие направления и формы работы:

•        Автоматизация и дифференциация звуков

•        Развитие фонематического слуха и восприятия

•        Звуковой и слоговой анализ слов

•        Совершенствование лексико - грамматических категорий

•        Совершенствование навыков пространственной ориентации

•        Упражнения для развития общей и мелкой моторики

•        Выполнение действий под различное словесное сопровождение

1 форма работы:

Автоматизация и дифференциация звуков – в работе с детьми используется стихотворный материал, и одновременно с массажным эффектом происходит автоматизация поставленного звука в речи.

Например,

1 упражнение - «Мячик мы ладонью «стук», повторяем в слове или слоге звук»

2 упражнение- «Мячик мне назад верни, слоги или слово, фразу верно повтори»

А также проговаривание различных стихотворений, насыщенных определенными звуками

Например,

автоматизация звука Ж, с помощью массажного мячика

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Или автоматизация звука Ш с помощью массажных колец

Ребенок поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию поставленного звука Ш

На правой руке:

Этот малыш-Илюша, (на большой палец)

Этот малыш-Ванюша, (указательный)

Этот малыш-Алеша,    (средний)

Этот малыш-Антоша, (безымянный)

А меньшего малыша зовут Мишуткою друзья. (мизинец)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша, (на большой палец)

Эта малышка-Ксюша,   (указательный)

Эта малышка-Маша,   (средний)

Эта малышка-Даша,   (безымянный)

А меньшую зовут Наташа (мизинец)

2 форма работы:  

 Развитие фонематического слуха и восприятия.

В практике работы с детьми мы используем Су-Джок терапию в индивидуальной работе.

Детям дается задание:

- покажи соответствующий заданному звуку мячик, услышав слог или слово с ним;

- спрячь мячик в ладошке, если звука там нет;

- «Если звук услышат ушки – подними мяч над макушкой»;

-упражнение «Телеграфисты» (простукивание мячиком заданного ритмического рисунка);

3 форма работы:

Звуковой и слоговой анализ слов:

Также любимое всеми детьми упражнение: прокатывание мячика по написанной букве

«Буквы знаю и пишу, мячик верно прокачу» написание буквы и ее элементов прокатыванием мячика по ладошке или поверхности стола.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и стучит шариком о ладошку»

4. форма работы:

Совершенствование лексико-грамматических категорий.

           1 упражнение «Мячик кати – слово говори»

        Игры с перекатыванием мячика друг другу: «Один – много», «Назови ласково», «Скажи наоборот», «Кто в каком домике живет?».

Например, упражнение «Один-много». Я прокатываю «чудо-мячик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе. Ребенок, поймав ладонью мячик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Аналогично провожу упражнения «Назови ласково».

  2 упражнение «Ловко с мячиком играем и предлоги называем»

  На столе коробка, по инструкции учителя ребенок кладет шарики соответственно:

красный мячик - в коробку

синий – на коробку

зеленый – около коробки

затем наоборот, ребёнок должен описать действие взрослого.

5 форма работы:

Совершенствование навыков

пространственной ориентации, ориентировка в собственном теле, развитие памяти, внимания.

1 упражнение: «Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

 Дети выполняют инструкцию: надень колечко на мизинец правой руки, возьми мячик в правую руку и спрячь за спину и т.д.

2 упражнение: «Глазки закрывай, на каком пальце колечко – угадай»

Ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Прокатывание шарика по лабиринту.

Например, «Помоги ёжику добраться до грибка».

6 форма работы:

Упражнения для развития общей и мелкой моторики

Дети любят играть мячиком с колючками. Прокатывая его между ладонями, они массируют мышцы руки, повторяют слова и выполняют действия с мячиком в соответствии с текстом.

Пришел ежик на ладошку

Погулял по ней немножко

Каждый пальчик обошел

На ладошку вновь пришел

В руку правую возьмем

В кулачок его зажмем

Разжимаем, два сжимаем

Мячик мы не отпускаем

Кулачок мы разожмем

И следы мы там найдем.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец; сначала на правой, затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

7.      форма работы:

Выполнение действий под словесное сопровождение

СКАЗКА «ЁЖИК НА ПРОГУЛКЕ»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик (зажать мячик в ладошке).

Выглянул ёжик из своего домика (раскрыть ладошки и показать мячик) и увидел солнышко.

Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.

Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик), катился - катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).

Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать мячик между ладошками).

 Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками мячика к кончику пальца и делать глубокий вдох).

Вдруг набежали тучки (зажать мячик в одном кулачке, в другом и нахмуриться) и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиком пальцев стучать по колючкам мячика).

Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать мячик под ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберёзовики, опята, лисички и даже белый гриб (прокатить мячик по каждому пальчику).

Захотелось ёжику обрадовать свою маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много, как понесет их ёжик?

Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ёжик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком мячика) и довольный побежал домой, сначала бежал он по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать мячик), а потом по извилистой дорожке (круговые движения мячиком).

Прибежал домой, отдал мамочке грибы, мама улыбнулась, обняла и поцеловала сыночка за заботу. А когда наступил вечер, закрыл ёжик свой домик, лёг в кроватку и уснул сладким сном! (зажать мячик в ладошке).

3. Заключительное слово

Мы описали лишь некоторые примеры использования Су – Джок терапии в нашей работе. Творческий подход, использование альтернативных методов и приемов способствуют более интересному, разнообразному и эффективному проведению образовательной и совместной деятельности педагогов и детей.

Таким образом, систематическая работа по речевому развитию с использованием Су–Джок терапии не только мотивирует детей на занятие, но и позволяет повысить их речевую активность - это проявилось в  разучивании стихотворений, потешек, пальчиковой гимнастики, в рассказывании коротких сказок. Так же появился интерес к дидактическим играм лексико–грамматического содержания. Отмечается улучшение координации речи с движением.

Су–Джок терапия является одним из эффективных приемов, обеспечивающих развитие познавательной, эмоционально-волевой сфер ребенка и плодотворно воздействует на весь организм в целом.

По данным анкетирования родители положительно относятся к применению метода Су – Джок терапии в работе с детьми. Многие из родителей приобрели массажеры для использования этого метода в домашних условиях.

Как уже сообщалось выше, неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.

Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом, Су - Джок терапия - это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами, использование которых в сочетании с упражнениями по коррекции звукопроизношения и развитию лексико-грамматических категорий способствует повышению физической и умственной работоспособности детей, создает функциональную базу для сравнительно быстрого перехода на более высокий уровень двигательной активности мышц и возможность для оптимальной целенаправленной речевой работы с ребенком, оказывая стимулирующее влияние на развитие речи.

Сочетание таких упражнений, как пальчиковая гимнастика, самомассаж с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность деятельности в условиях урока, оптимизировать выполнение речевых упражнений в домашних условиях.

  Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

 

Рефлексия.

 Сделайте хлопок те педагоги, которые внимательно слушали, о чём мы говорили. Сделайте хлопок те педагоги, которые наблюдали со вниманием наш мастер-класс. Сделайте хлопок те коллеги, которые приняли в нём участие.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...

ИГРА - ДРАМАТИЗАЦИЯ КАК СРЕДСТВО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Постановка сказки заставляет волноваться, сопереживать персонажу и событиям, и в процессе этого сопереживания создаются определённые отношения и моральные оценки, просто сообщаемые и усваиваемые»...

"Игра - драматизация как средство речевого развития детей дошкольного возраста"

Игра — наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.)....

Мастер-класс: «STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...

«STEM-набор «Робомышь» как средство речевого развития детей с ТНР в системе коррекционной работы учителя-логопеда (технология робототехники )»

В настоящее время уровень речевого развития у современных детей- дошкольников  характеризуется как неудовлетворительный,  эта проблема является наиболее актуальной для педагогов до...