«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
статья

Упорова Татьяна Николаевна

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).  У таких детей нарушеноформирование всех компонентов речи и высших психических функций вцелом. В большей степени проявляется низкий уровень сформированностисвязной речи.

Недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей играет большую роль в готовности ребенка к школьному обучению. Особая значимость данной проблемы проявляется у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Поэтому так важен поиск методических путей и средств для работы с детьми с ОВЗ.

В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника и его коммуникативных навыков, особая роль принадлежит мультипликации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упорова Татьяна Николаевна

учитель-логопед первой квалификационной категории

«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

«Сделать серьёзное занятие для ребёнка занимательным –

вот задача первоначального обучения»

К.Д. Ушинский

Мне бы хотелось поделиться опытом использования мультипликационных фильмов как средства повышения эффективности речевого развития в системе коррекционно-логопедической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья  (далее ОВЗ).

Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад.  Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР).  У таких детей нарушено формирование всех компонентов речи и высших психических функций в целом. В большей степени проявляется низкий уровень сформированности связной речи.

Недостаточное развитие коммуникативных способностей и возможностей играет большую роль в готовности ребенка к школьному обучению. Особая значимость данной проблемы проявляется у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Поэтому так важен поиск методических путей и средств для работы с детьми с ОВЗ.

В решении задач, связанных с развитием речи ребенка-дошкольника и его коммуникативных навыков, особая роль принадлежит мультипликации.

Мультипликация, анализ ее содержания на логопедических занятиях способствует повышению эффективности речевого развития детей с особыми образовательными потребностями (далее ООП)

Дети склонны к визуальному способу обработки информации, поэтому данная технология будет более эффективна, т.к. содержит сюжет, визуальный ряд и музыкальное сопровождение

Просмотр мультфильма менее утомителен, он оживляет познавательный процесс, активизирует интерес ребенка, совершенствуются коммуникативные навыки.

Мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиа-среды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, то есть включает два сенсорных анализатора: зрение и слух одновременно.

В своих исследованиях Анна Фёдоровна Лалетина отмечает, что - мультфильмы объясняют ребенку многие процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности. Они выстроены на доступном для понимания ребёнка сказочном сюжете, богаты

яркой образностью, музыкальностью, лаконичностью, динамичностью, могут

быть использованы как наглядный метод воздействия на ребёнка, значительно повышая его мотивацию. Благодаря специфике и неограниченным выразительным возможностям мультипликации, активизируются познавательные процессы, развивается речь, совершенствуются коммуникативные навыки [4].

Таким образом, вышесказанное позволяет утверждать, что использование мультипликации, анализ ее содержания на логопедических занятиях может способствовать повышению эффективности речевого развития детей дошкольного возраста с ТНР за счет комплексного коммуникационного воздействия. Важно отметить, что работа может проводиться в условиях логопедического пункта, на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, а также при взаимодействии воспитателя и логопеда.

Целью работы является создание условий, обеспечивающих речевое  развитие и познавательной активности детей дошкольного возраста с ОВЗ, средствами мультипликации.

Использование мультипликации в  коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда способствует решению следующих задач:

- обогащать словарный запас детей посредством создания фильмотеки наглядных пособий (мультипликационных фильмов) по различным лексическим темам

-   в процессе работы над мультипликационными фильмами развивать у детей отдельные компоненты речи:

-   развивать общие речевые навыки;

-   развивать просодическую сторону речи;

-   совершенствовать лексико-грамматический строй речи;

-   развивать речевой слух детей;

-   развивать артикуляционный аппарат;

-   автоматизировать правильное произношение поставленных звуков;

-   развивать тонкую дифференциацию пальцев рук;

  - мотивировать детей к речевой активности, совершенствовать коммуникативные навыки;

-  расширять и обобщать представления детей об окружающем предметном мире;

-  вызывать чувство гордости за отечественную мультипликацию;

- приобщать детей к отечественному мультфильму, содержащему нравственные ориентиры, являющемуся носителем национальной культуры, русских традиций, самобытного русского менталитета, родного языка;

- формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

При организации работы с мультфильмом необходимы технические средства и оборудование: мультимедийный проектор, экран для проектора, ноутбук (компьютер), диски с видеозаписью мультфильмов, диски с аудио записи музыки, используемой в мультфильмах.

Коррекционно-развивающая деятельность строится на основе знакомых дошкольникам мультфильмов. Наиболее интересны, с точки зрения коррекционного воздействия, отечественные ленты советского периода производства киностудий «Союзмультфильм» и «Экран», 1947-82 года выпуска (в том числе восстановленные и переозвученные).

Продолжительность просмотра мультипликационных фильмов составляет 8-10 минут.

Мультипликационные фильмы должны иметь четко спланированный, доступный детям по содержанию сюжет, в котором хорошо прослеживается последовательность действий, и который направлен не только на обучение, но и на воспитание дошкольников.

Герои мультфильма должны быть озвучены профессиональными актерами. Желательно, чтобы количество главных героев было не более 3-4  на начальных этапах работы, и между ними должен вестись диалог.

Работа над выбранным мультипликационным фильмом осуществляется в течение недели в соответствии с программными требованиями, т.к. каждая лексическая тема в ней также изучается в течение недели. Мультфильм может демонстрироваться несколько раз. Просмотр мультфильмов можно осуществлять как непосредственно на логопедическом занятии (целиком или фрагментарно), так и предварительно воспитателем, по заданию логопеда во второй половине дня. Накануне дети с воспитателем или родителями просматривают мультипликационный фильм или читают сказку, на основе которой он был создан (подробного обсуждения и анализа в этот момент не требуется). И мы в своей работе с детьми используем сюжет одного или нескольких мультипликационных фильмов, подбирая к нему разнообразные игры и упражнения, позволяющие закрепить с детьми уже знакомый материал и реализовать коррекционные задачи.

Для эффективного использования средств мультипликации целесообразно использовать следующие методические приемы:

1. Беседы проводятся непосредственно перед просмотром мультипликационного фильма или его части (детям дается установка, что именно будут смотреть, на что обратить внимание, что нужно запомнить) либо после просмотра, когда анализируется сюжет, систематизируются полученные детьми знания и впечатления, проводится воспитательная работа;

2. Прием "Стоп-кадр" позволяет остановить показ в определенный момент и предложить детям выполнить определенные задания (составить  предложение, продолжить начатую героем фразу, рассказать о том, что будет дальше по сюжету);

3. Авторское комментирование - еще одна форма работы с мультипликационным фильмом, когда детям предлагается рассказать, что происходит на экране;

4. Презентация на основе сюжета мультипликационного фильма представляет собой кадры, подобранные таким образом, чтобы дети смогли составить по ним рассказ (опорный картинный план), расставить картинки в нужном порядке;

5. Прием коммуникации предполагает организацию диалога между двумя детьми, озвучивающими героев мультфильма. Конечно, для этого дети должны хорошо знать сюжет и помнить, о чем говорят герои в данный момент;

6. Прием "Разыгрывание сценок" предлагает детям самостоятельно разыграть сценку из мультфильма;

7. Демонстрация — просмотр мультипликационного фильма целиком или его частей с последующим его разбором и обсуждением;

А использование дидактических игр позволяет в игровой форме закрепить знания и умения, полученные детьми в ходе просмотра мультипликационного фильма:

  • "Доскажи словечко" - предлагается закончить начатую фразу из мультфильма;
  • "Назови ласково" - предлагается назвать ласково предметы или героев мультфильма;
  • "Один-много" - игра, направленная на образование множественного числа имен существительных (гвоздь-гвозди);
  • "Посчитай до 10" - согласование существительного с числительным (одна ромашка, две ромашки, три...);
  • "Подбери признаки", "Подбери действия" - предлагается подобрать прилагательные или глаголы к существительному из мультфильма;
  • "Кого не хватает?" - дети должны вспомнить, какого из героев не хватает на картинках;
  • "Кто так говорит?" - воспитатель зачитывает фразу из мультфильма, дети отгадывают, какому герою она принадлежит;
  • "Узнай песенку" - дети должны выбрать из нескольких предложенных именно ту, которая исполнялась героями мультипликационного фильма. 

Подробнее хотелось бы остановиться на некоторых приемах в индивидуальной работе с детьми на различных этапах:

1 этап. Подготовительный (на этом этапе развиваем артикуляционную моторику, мелкую моторику). Мелкую моторику развиваем через раскрашивание, рисование по точкам, штриховки, ребенок рисует  героев, фрагменты мультфильмов, артикуляционную гимнастику выполняем с использование героев различных мультфильмов в презентации или в пособии;

2 этап.  На этапе Постановки звуков. (Ребенок либо сам выбирает героя мультфильма, либо герой сам приходит на занятие и помогает ребенку при постановки звуков (шагает по дорожке и произносит заданный звук, смотрит какое положение занимает язычок для произнесения нужного звука).

3 этап. Этап Автоматизации звуков. Это самый длительный этап требует многократного повторения звуков и опять же чтобы ребенку былоинтересно на помощь приходят мультфильмы. Здесь также задействованы герои мультфильмов в виде игрушек, кукол. Ребенок выбирает игрушку и автоматизация звуков происходит в паре с ней (прыгают, шагают вместе проговаривая звуки, слоги, слова, также герой помогает найти заданный звук.)

4 этап. Дифференциация звуков. Ребенок  вместе с героем мультфильма называет пары слов (например: мишка-миска, кашка - каска и т.д.)

5 этап. Звук в связной речи. На данном этапе происходит просмотр  небольшого мультфильма или фрагмента его, или ребенку уже знаком мультфильм и идет беседа о главных героях, сюжете(описание его, придумать свою концовку мультфильма).Используются разные методы,  разнообразные игры и упражнения, позволяющие реализовать поставленные задачи. (Например: короткий, но очень емкий по своему наполнению мультфильм «Два веселых гуся»: автоматизация звука Г в связной речи:

Цель: Закреплять звук Г в связной речи

Вопросы по анализу:

Кто живет в доме?

Сколько гусей было у бабуси?

Что делают гуси?

Какой краской красит забор  белый гусь, а какой серый? и другие.)

6 этап. Заключительный. Здесь подводятся итоги работы на занятии(по вопросам), детям предлагается выбрать приз (в виде героя мультфильма) и вклеить в свою специально отведенную тетрадь.

        Также на физминутках задействованы песни из различных мультфильмов: « Хомяк-молчун», « По дороге с облаками», « Крошка енот», «Умка», «Каникулы Бонифация» и другие.

Таким образом, предложенную методику коррекционно-логопедической работы по развитию речи дошкольников с ОВЗ с использованием мультипликационных фильмов можно считать эффективной и рекомендовать для практического использования в дошкольных учреждениях.

Список используемой и рекомендованной литературы

  1. Гуськова А.А. Мультфильмы в детском саду: логопедические занятия по лексическим темам для детей 5 – 7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 176 с.
  2. Грошенкова В.А., Голованова О.Д. Мультфильмы в развитии речи старших дошкольников с ОНР// Логопед.-2016.-№4.-С.12-20.
  3. Лалетина А. Ф. Культурообразующее значение мультипликации // Лингвокультурология. – 2009. - №3. – С.142-148.
  4. Лалетина, А.Ф. Анализ воспитательного потенциала мультипликационных фильмов. // Начальная школа плюс До и После. –2010. – №8. – С. 20-25.
  5. Сперанская, Г. Л. Развитие речи дошкольников с использованием сюжетной видеозаписи [Текст] / Г. Л. Сперанская, И. А. Ледник. – СПб.: Речь, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ «Проблемы организации развития творческого потенциала у детей с ограниченными возможностями здоровья»

1Проблема творчества32Проблема проблемы и противоречия, выявленные педагогом при реализации программы63Теоретические основы формирования креативности94Критерии оценки и показатели уровня творческого р...

Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.

Из опыта работы по методической работе "Использование метода проекта в обучении и развитии детей с ограниченными возможностями здоровья"....

Игровая технология как средство активизации познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе обучения и воспитания на уроках истории.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросу о обучении детей имеющих заболевания в общеобразовательных школах.Как строить обучение так, чтобы всем было интересно и расширялись познавательные ...

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

         На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальн...

Программа логопеда по реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

В последнее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...