ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
статья на тему
На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества, в связи с тем, что, в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем, заключающихся в отсутствии достаточной информированности учащихся о детях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются; отсутствии у учащихся навыков общения с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья); отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними; дефиците методических разработок в этой области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_tomonovoy_k.v.docx | 17.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Томонова К.В
Студентка 40 группы
БПОУ РА «Горно-Алтайский педагогический колледж»
На современном этапе развития образования проблема формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья является сложной социальной реальностью современного общества, в связи с тем, что, в общественном сознании не сформирован позитивный образ человека с ограниченными возможностями здоровья. В школе, как и в обществе в целом, существует ряд проблем, заключающихся в отсутствии достаточной информированности учащихся о детях с ограниченными возможностями здоровья и трудностях, с которыми они сталкиваются; отсутствии у учащихся навыков общения с детьми ОВЗ (ограниченные возможности здоровья); отсутствии в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними; дефиците методических разработок в этой области.
С другой стороны, главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. А также проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Для того, чтобы сформировать в детях толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, педагог сам должен быть готов к проявлениям толерантности.
Толерантность – это не только милосердие, терпимость, главное, это уважение прав человека. Это признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Воспитание толерантности как личного качества у учащихся возможно осуществлять через создание социальных, психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении:
- вовлечение детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс; - создание активной поведенческой установки у детей с ограниченными возможностями на уверенное позиционирование себя в современном обществе, умение превращать свои недостатки в достоинства;
- изменение отношения родителей «обычных детей» к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Учителю начальных классов всегда принадлежала основная роль в формировании личности ребенка в школе, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов, поэтому проблема формирования толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья может выступать в качестве одного из направлений воспитательной работы учителя начальных классов.
Задачи учителя в классе, где учится «особый» ученик можно определить следующим образом:
- Создание максимально благоприятных организационных условий в учебно-познавательной деятельности для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка.
- Обеспечение участия всех детей в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития. Создание ситуации успеха для ребенка с особыми образовательными потребностями.
- Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье с целью заботы о его максимальном развитии.
- Педагогическое наблюдение, диагностика воспитанности детей и эмпатического принятия инклюзивного ребенка его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование толерантного отношения каждого ученика.
Для реализации данных задач важно способствовать приобретению учащимися социальных знаний об одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе, формировании чувства милосердия к окружающим людям; воспитании доброжелательного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Основными формами воспитательной работы в этом направлении могут быть:
- познавательные и этические беседы, рассказы, тематические диспуты,
- сочинения, защита исследовательских работ,
- конкурсы рисунков, стихов,
- социальные акции, концерты, праздники и др.
Учителю начальных классов важно в процессе подготовки и проведения внеурочных мероприятий создать комфортные условия для эмоциональных переживаний учащихся.
Для развития у учащихся готовности к построению конструктивного взаимодействия с другими людьми, понимания ценностных ориентаций, личностно значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения, формирование толерантного отношения к себе и другим, целесообразно использовать технологии деятельностного и интерактивного обучения и воспитания:
- тренинги толерантности как психотехнологии социальной адаптации детей с ОВЗ в общество,
- моделирование воспитывающих ситуаций, ролевые игры, обсуждения, просмотр фильмов,
- досугово-развлекательные акции, фестивали, конкурсы, концерты обучающихся в окружающем школу социуме и т.п.
Для достижения данных целей особое значение имеет взаимодействие обучающихся в просоциальной среде: на уровне класса, образовательного учреждения, где дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свои способности в кругу сверстников и завоевать их симпатии и уважение. Активное включение в тему дает учащимся возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями, убеждениями.
Применение эвристических, проектных и исследовательских методов обучения и воспитания позволяет учащимся получить опыт самостоятельного общественного действия; понимание необходимости адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей, получать информацию о своем социальном окружении, способах взаимодействия с социумом, уровне своей социальной эффективности. Для достижения результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Учащиеся с интересом общаются с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы важно привлекать психологов, социологов, ученых, искусствоведов и просто интересных людей. Учителю важно обратить внимание на достижение метапредметных результатов – освоенных способов деятельности: отношение к социуму, готовность к проявлению чувства милосердия к окружающим людям и др. Выбор форм воспитательной работы определяется поставленными целями, возрастом учащихся, уровнем их способностей, профессиональной компетентностью классного руководителя.
Процесс формирования толерантности, как и любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой происходит воспитание качества и в которой живет ребенок. Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от организации воспитательной работы, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде образовательного учреждения.
Список литературы:
- Дороничева, А. С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме [Электронный ресурс] / А. С. Дороничева, С. М. Машевская. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/77/4492– свободный
- Методические рекомендации для классных руководителей по формированию толерантного отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья
[Электронный ресурс] / Анапа, 2013. – Режим
доступа:http://anapa6school.narod.ru/cdo/mk_mru.docx– свободный
- Перевалова, Н. Е. Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования [Электронный ресурс] / Н. Е. Перевалова. – Режим доступа:http://festival.1september.ru/articles/580261– свободный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально - педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в деятельности воспитателя общежития техникума.
В статье представлена технология социально-педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ...
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через театрализованную деятельность.
О формах и методах работы по социализации детей с ОВЗ через театрализованную деятельность....
профессионально ориентированные уроки по математике в средних и старших классах детей с ограниченными возможностями здоровья
Авторская методика преподавания математики по формированию профессионально-трудовых приемов и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья...
«Мультипликация в коррекционно-логопедической работе учителя – логопеда, как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
Сегодня возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад. Они имеют тяжёлые нарушения речи (далее ТНР), задержку психического развития (далее ЗПР), фонети...
Классный час "Толерантное отношение к людям с ограниченными возможностями"
открытый классный час...
Консультация для родителей, обучающихся с ОВЗ «Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья»
Консультация для родителей, обучающихся с ОВЗ «Формирование интеллектуальных умений у детей с ограниченными возможностями здоровья» Интеллект в широком смысле - это совокупность всех позна...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Корригирующая гимнастика" для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Рабочая программа составлена для занятий с детьми с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. В программе подобраны упражнения для коррекции осанки у младших школьников.Программы направлена н...